«Я останусь» – сборник стихов Натальи Резник, поэта, включенного в
Уже двадцать лет как она не живет в России, эмигрировав в Америку в 1994 году. Но читая ее стихи и
И пишет она не о себе, а о всех тех, кого переселили, особо и не спрашивая, в капиталистическую Россию, по существу - в ту же Америку.
Между нами ничего нет общего: она еврейка, я – русская, она из поколения моей дочери, я – из послевоенного, она родилась в северной столице, я – в далекой уральской провинции. Однако есть в ее творчестве то, на что откликается моя душа, которая плачет, тоскует и смеется так же, как и она, по тем временам.
Наталья Резник сегодня живет в Колорадо, но по-настоящему пребывает в другом мире - виртуальном русско-советском, где было все по-другому и где я тоже останусь навсегда. В сегодняшнюю Россию выхожу как она в Америку - только на работу. Все живое и настоящее происходит в другом месте, о котором Наталья ностальгически вспоминает, и плохое, и хорошее, о котором тоскует и которым живет.
Ане
Помнишь блики тротуаров
В самом первом сентябре?
В коммуналке – Аристаров,
В третьем, маленьком, дворе.Во дворе газон неяркий,
Не украшенный травой.
Выбегает из-под арки
Женька Курочкин. Живой.Вон ты: голые колени.
Без очков или в очках?
Солнцу радуется Ленин
С октябрятского значка.Стану в сорок раз бездомней
Водку вылакав до дна,
Если ты не вспомнишь.
Вспомни! Я не выдержу одна.
В этом она похожа на Бродского, который, живя в Америке, считал, что пребывает на периферии мира, в центре которого всегда - Россия с бесконечной тоской по ней, которая унимается и забывается только в стихотворных строчках.
За границей ветров и погодных прогнозов
Смены света и тьмы,
За пределами стойких январских морозов,
За границей зимы,
Надо льдами, снегами и холодами,
Только над и вовне
Я живу – в мире строчек и слов. И словами
Затыкаю щели в окне.
Но еще меня восхищает то, что
Еврейский юмор только внешне кажется смешным. В него как в яркую конфетную бумажку завернута вовсе не смешная реальность. Юмор и ирония - тот спасательный еврейский круг, который позволяет выдерживать трагедию жизни. Наверное, поэтому чувствую свое родство с евреями: клоунский дар смешить с грустными глазами всегда привлекает, даже если сам им не обладаешь.
Любимый город
Город мой, истории до жути
Много ты один в себя вобрал.
Где-то здесь, наверно, Вова Путин
После школы в Штирлица играл.Смольного желтеющая стенка
Глазу близорукому мила.
Здесь, возможно, Валя Матвиенко
Первую рюмашку приняла.Здесь с трудом таскала в школу ранец
На ужасно худеньких плечах
(И без ранца тоже потаскалась)
Ксюша, к сожалению, Собчак.Восклицаю в яростном порыве:
«Земляков вовек не перечесть!»
Ты таких, мой город, в люди вывел,
Их обратно силой не увесть!***
Е-мое! Опять плагиат!
Где этот мальчик, черт возьми,
От робости пунцовый,
С которым целовались мы
Когда-то на Дворцовой,Где эта девочка, скажи,
С отличным аттестатом,
Что не приветствовала лжи,
Подпития и мата?Где те подростки-дурачки
(Не эти недоумки)?
И, кстати, где мои очки?
Вчера лежали в сумке.Мои ключи куда ты дел,
И где моя харизма?
Три составные части где
Марксизма-ленинизма?Где то, чего в былые дни
Все время было мало?
Где новогодние огни?
Пропало, все пропало...Ни то ни это не нашлось,
И наконец уныло
Сомненье в душу закралось:
А было ли, а было?..Харизма, юности аккорд,
Желания и силы?..
А был ли мальчик?.. Тьфу ты, черт!
Вот это где-то было.
Вот так она сводит счеты с прошлым, с ненавидимым нами тогда советским прошлым, а сегодня вспоминаемым с такой теплотой и ностальгией, хотя обратно туда совсем не хочется. Хочется сохранить ауру, идущую то ли от детства, то ли от юности, то ли от советской веры в светлые идеалы...
От ностальгии нет лекарства,
Хоть водку вёдрами хлещи.
В столовой школьной снова щи,
Тарелка липкой каши манной
И с сухофруктами компот.
Внизу, в медпункте, Марь-Иванна
Освобожденья выдаёт
Девчонкам, у которых Это,
Что нездоровы, так сказать,
Гигиенических пакетов
Поскольку просто не сыскать
В аптеках, как и в магазинах,
Где полки девственно пусты
И загибаются в корзинах
Морковки хилые хвосты.
Запущенная коммуналка,
Полураздолбанный трамвай…
И так всей дряни этой жалко —
Хоть водку пивом запивай!
Невский
Невский состоит из шумов и обрывков слов,
Толпы, автобусов, машинных гудков.
Я лечу по нему над тысячами голов,
Над устойчивой враждебностью трёх веков.Я чужая здесь, быть не могу чужей,
Боюсь, что меня давно выдают уже
Голос, глаза, нос, форма ушей
И запись ужасная в паспорте – «ПМЖ».Я волос, как сказал поэт, не брала у ржи,
Я вообще легко приживаюсь в любой среде.
Мне всё равно, всё равно, всё равно, всё равно, где жить.
Но я не могу родиться больше нигде.
Наталья Резник, урожденная ленинградка, начала публиковаться в 2007 году в сетевых журналах и сайтах из интереса и для пробы пера. Ее быстро заметили и жизнь круто изменилась: стали размещать ее стихи и прозу в сборниках, приглашать на поэтические фестивали, а недавно она издала свой первый поэтический сборник.
Сегодня Наталья Резник желанный гость уже не только на сайтах, ТВ, но и в солидных изданиях и чувствует она себя уже больше поэтом, чем программистом, занимаясь программированием, как говорит, только в свободное время. В России Наталья закончила экономический факультет Политехнического института Ленинграда. О словесности, поэзии и прозе не мечтала, хотя дар ее, конечно, "закопан" там.
Где закопан дар лирический
Под асфальт двухслойный,
Где направо сад Таврический,
А налево – Смольный,Где орали друг на друга мы
Дико и истошно,
Где и весело от ругани
Было нам, и тошно,Там, где с коммунальной площади
Некуда деваться,
Где я, длинная и тощая,
Праздновала двадцать,Где бессилием измерена
Ненависть к Отчизне,
Я вернусь туда – уверена –
В следующей жизни.
Отвечая на вопрос, нашла ли в жизни, что искала, говорит:
"Я никогда толком не знала, чего ищу, так что, видимо, все найденное - это именно то, чего я не искала. Но мне повезло".
Как относится к графоманам? - Не умею их различать и сама не уверена, что не отношусь к ним. Личной утопией считает Россию, в которой захочется жить и воспитывать своих детей. - Про одиночество и свободу говорит:
"Чем больше одиночества, тем больше свободы. Нужна ли такая свобода - это другой вопрос".
Тина Гай
«Но в нас полуоткрыта дверь,
Хоть, кажется, и не просили!»
Россию принято сейчас ругать, но, думаю, что те, кто ее ругают, потому и ругают, что к ней неравнодушны. «Мертвую собаку не пинают», — сказал кто-то. И я люблю повторять эту фразу. Я тоже вижу в ней много непорядка и плохого, но все равно люблю.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
И мне понятна привязанность к русскому языку, и не только, как бы ни уверяли в обратном, и почему все, разъехавшиеся
в Белоруссиях, иных
Украйнах, Штатах, на чужбине
Святой земли — храним поныне
Тот лик погибшей (без войны!),
Привязаны к невинным «штучкам»,
Но мы над этим — лихо шутим!
Корни не вырвать, и культуру — тоже. Культура, а не территория нас скрепляла и скрепляет.
Тиночка, по мотивам представленной поэзии…
Нет, времени в нас не унять —
Рыдания по дням минувшим,
Стране покинутой (где Пушкин
Был наше всё!) Кому пенять,
Что мы покинули Россию —
Совок, как говорят теперь…
Но в нас полуоткрыта дверь,
Хоть, кажется, и не просили!
Мы — в Белоруссиях, иных
Украйнах, Штатах, на чужбине
Святой земли — храним поныне
Тот лик погибшей (без войны!),
Привязаны к невинным «штучкам»,
Но мы над этим — лихо шутим!
Прекрасная!!!! Абсолютно согласна! У нее есть, кроме стихов, много рассказов, и ностальгических, и уже новых — американских. Я периодически их размещаю. Мне нравится ее восприятие жизни, как она его оформляет поэтически, и в прозе. А если учесть ее юмор, то вообще читать ее — одно наслаждение. Меня хвалить можно разве что только за то, что могу поделиться своими находками поэтов, писателей и художников, которые близки мне и другим нравятся. Захар, хотела разместить Вашу подборку стихов «Горящий Киев-2014», но нашла только два стихотворения. Не подскажете, есть ли еще?
Прекрасная поэтесса, заглядывающая в самые тайники души Эмигрантов по обе стороны границы — невидимой границы времени, которое ушло навсегда, но существующего глубоко в подсознании, на уровне инстинктов. Поэтому и выразить отношение к этому времени и можно языком инстинктов — случайных ощущений, т.е. поэзией. Нужно ещё суметь увидеть великую иронию во всех стихах этого поэта, на нравственном уровне — это принцип — не жаловаться, а страдать, с улыбочкой. И не надо её жалеть, но стоит хвалить (а чего ещё ждёт поэт?) Спасибо, Тиночка, Вот Вас хоть похвалю. Удачи!
Здравствуйте, Тина!Сегодня было много времени…, и я написал целый трактат (……..) для вас…, затем сделал паузу…, и решил последовать мудрому совету: » Если у вас есть возможность выбора между вашей правдой и отношениями, то выбирайте — отношения!»
Я выбираю отношения…, отныне, если будут мои комментарии.., они будут исключительно мягкими и пушистыми, либо их вовсе не будет…
В целом я благодарен вам…, за легкое возбуждение, которое может иногда охватывать мой ум ( должен же я, хоть когда — то, его использовать…!), решая поставленные вами вопросы…
Yuriy. take care…
Юрий, смотря о какой духовной жизни Вы говорите. В православии духовная жизнь тоже есть страдание и наоборот: страдание — есть состояние духовное, потому что страдание и страсть — слова однокоренные. И о их несовместимости — Вы, по-моему, погорячились.
Цитирую Ивана Ильина:
«Страдание есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх» — Ильин И. Творчество А. М. Ремизова.
Меня не убеждают Ваши слова о том, что в духовной жизни нет страдания. Весь мой опыт говорит об обратном и вся русская литература — тоже. Страдание приводит к духовности. И Ваш упрек: «Тина, я повторял и не раз…( вы это раз за разом упускаете) в духовной жизни нет места страданию…, как только поэт начинает писать о страдании — знайте, ничего духовного в этом нет!» — напрасный. Просто я так живу, я воспитана на русской литературе.
Но из этого я понимаю и то, что у каждого свое представление о духовности, духовной жизни и Жизни вообще. Здесь нет правых или неправых, потому что к Богу ведет тысяча дорог и каждая из них имеет право на существование. Я не пытаюсь Вас переубедить. Просто констатирую факт: наши представления о многом — разное. Вы, наверное, приехав в Америку, отказались и от того, что было ценным в России. Ну что ж. Это Ва выбор. И с этим ничего не поделаешь: я это принимаю и понимаю, а Вы каждый раз пытаетесь убедить меня в неправоте.
Та же Марина Цветаева, которая принимала все несчастья и напасти жизни как благо, говорила: «Жизнь — сама неблагоприятное условие. Художник и всякое творчество (как и путь к духовности — это уже добавляю от себя) — перебарывание, перемалывание, переламывание жизни — самой счастливой…. Жизнь — сырьем — на потребу творчеству не идет. И как ни жестоко сказать, самые неблагоприятные условия — быть может — самые благоприятные».
Я на стороне поэтов, святых и подвижников, которых без страданий, утверждаю это, не бывает.
Что для вас- Бог, для меня Жизнь…, но конечно не та, которой живут люди в нашем социуме…Жизнь, в которой умещается ВСЕ — мы с вами, пространство Бытия и за одно все боги, которых придумали люди, хоть в одном числе, хоть сотни всяческих иных…
А Марина Цветаева как раз и говорила о жизни, которой живет наш мучающийся человек…, в социумной жизни общества…( нет евреев и жидов — в духовной сфере!!!), надо же понимать разницу между ними ( духовной и социумной жизнью ).
Тина, я повторял и не раз…,( вы это раз за разом упускаете) в духовной жизни нет места страданию…, как только поэт начинает писать о страдании — знайте, ничего духовного в этом нет!
Духовность и страдание — две вещи несовместные! Страдать можно только в обществе людей!!!
Духовность предполагает иные сферы восприятия, в ней нет ни плохого ни хорошего и вообще — ни какой морали!
Эта аксиома ( как в физике, к примеру), не понятная для ученика 7 — го класса, открывается совсем другими гранями при переходе на 4 — й курс университета !
Явления вокруг — как бы одни и те же, а вот выводы и взгляд совершенно другой!
Я понимаю, что вам обидно за поэтов, возможно талантливых или гениальных, но талант и даже гений — вовсе не предполагает автоматическую духовность — это категории разных порядков и они часто совсем не пересекаются, несмотря на то , что гениальность так трогает сердца людей…
По — поводу цветочков, если уж быть честным, то лучше украшать нашу повседневную жизннь — как раз цветочками, а не плаксивыми стенаниями и сопельками вымученных страданий…
Надо перестать человеку жалеть себя, а следует дело делать…, и тогда жизнь — несомненно получится!!!
Ноющие от несовершенства жизни — вообще балласт…, они тянут жизнь за фалды смокинга дирижера…, так можно свалиться в оркестровую яму!
______________________________________
Жизнь, сама по себе — не самое важное… такое я вообще слышу впервые???????????????
__________________________________________________
Вы не понимаете, что жизнь самое важное?
Да потому, что 95 % процентов людей живут в в иллюзии вчера, которого вообще нет, с надеждой на будущее…, которого может не быть…, «человечество живет во сне…», — это идиотизм, все равно, что насыпать карманы монетами, а в них дыры — величиной с кулак!
Тина, я вовсе не возмущаюсь, (была бы охота волноваться за других) — просто констатирую — ФАКТ !
На сегодняшний день — это именно так…
Но Жизнь, ее основное свойство — есть изменяющиеся формы, когда — нибудь все пойдет другим путем… непременно…!
Юра, думаю, что Вам текст был интересен — комплимент все-таки в сторону Натальи Резник, а не моему посту. Она Вас задела и я догадываюсь почему. Мне кажется (это только мое видение, вовсе не обязательно совпадающее с Вашим), что в Вас тоже много ностальгии, которую Вы прячете почему-то за рассуждениями о «жизни». Живешь ведь в любом случае, если не пресекаешь ее насильно. Жизнь сама по себе — не самое важное, бывает (чаще, чем может показаться), что живут, не задумываясь ни о смысле, ни о свободе, ни о высоком вообще. «нужно иметь смелость жить в сейчас…,» — А зачем смелость, если ты уже живешь и тебя никто не спрашивал, хочешь ли ты жить, когда зачинали и выпускали в свет. И стихи — это вовсе не отражение жизни, не ее фотография, а попытка осмысления того, ЧТО стоит за ней. Стихи не появляются из рационального желания писать, они приходят свыше и независимо от человека: ими мучаются и до тех пора, пока не выплеснут из себя. Стихи — от Бога, а не от жизни. Если они пишутся для того, чтобы украсить свою жизнь как цветочками, то это и вовсе не стихи. Стихами болеют, стихами мучаются и посвящают поэзии ту самую жизнь, про которую Цветаева говорила, что «Жизнь — это место, где жить нельзя:/Ев — рейский квартал…». Цветаева, и не она одна, жизнь положила на стихи, о которых Вы так походя — что они — только отражение жизни. И заканчиваю свой ответ стихами Марины Цветаевой, которую бесконечно люблю и считаю величайшим Поэтом всех времен и народов:
Жизнь, это место, где жить нельзя:
Еврейский квартал…
Так не достойнее ль во сто крат
Стать вечным жидом?
ибо для каждого, кто не гад,
Еврейский погром —
Жизнь. Только выкрестами жива!
Иудами вер!
На прокаженные острова!
В ад! — всюду! — но не в
Жизнь, — только выкрестов терпит, лишь
Овец — палачу!
Право -на-жительственный свой лист
Ногами топчу!
Втаптываю! За Давидов щит! —
Месть! — В месиво тел!
Не упоительно ли, что жид
Жить — не захотел?
Гетто избранничеств! Вал и ров.
Пощады не жди!
В сем христианнейшем из миров
Поэты — жиды!
Да, очень интересная поэтесса. Она мне очень нравится и рада, что наши вкусы совпадают!
«Чем больше одиночества, тем больше свободы. Нужна ли такая свобода — это другой вопрос».
_______________________________________________________________________________
Из этой фразы — интересна первая часть, а вторая — говорит о полном непонимании первой…
Странно…для поэта, все таки у него должно быть более строгое видение, а ответ говорит лишь о рефлексии и смятении…
«От ностальгии нет лекарства»
________________________________
конечно же есть, жить — прямо сейчас!
В видеоклипе, т.е. стихах присутствует жертвенность то, что вам Тина — очень близко ,
но не для меня…
Я понимаю, что уезжая из одной культурной среды в другую мы все равно забираем самих себя…, но уж если так сильно жмет, зачем совершать насилие над собой ( тягчайший из грехов, хотя по мне, их — грехов, и не существует вовсе!).
И потом, ежесекундно ностальгируя по прошлому, перестаешь жить в настоящем…, вот это и есть самый настоящий грех!
Поэт ( наталья Резник) ностальгирует не по месту проживания, а по утраченной иллюзии… ( СССР, безмятежное , но полуголодное детство, окрашенное флёром жертвенности…, да, тогда были недостатки, но какие они сейчас милые… ).
Очень уж простой способ ухода от настоящей жизни…, и программированием она занимается лишь в свободное время… Ну не занимайся им, кто тебя принуждает!
Но стишата ведь не кормят! Уйдем виртуальный мир снов…, тем более, что ничего не вернуть…
Ах какая трагедия.., «кино и немцы…!»
Детство, юность, зрелость, смерть — всего лишь этапы нашей с вами жизни, ни один из них не является более существенным, чем остальные…, все равноценны и равно — великолепны!
Мы уже вышли из детства…, так о чем страдать…, просто радуйся и живи…, здесь и сейчас!
Какого черта застревать в розовых, несбыточных иллюзиях, миражах опьяненного жалостью к себе ума…
По мне , так это крайне недостойно, нужно иметь смелость жить в сейчас…, в противном случае и стихи не нужны, ведь они только отражение жизни…
Немного резко, но уж как есть…, покупайте или проходите мимо , без удовольствия…
С уважением к автору поста, но не к поэту…
Спасибо Вам ОГРОМНОЕ, за знакомство с Натальей!