(Начало
Правда, эта часть его творческой биографии тщательно замалчивалась в советское время. Но кроме храмов, соборов и часовен были еще училища, школы, гимназии, жилые здания, отреставрированные сооружения, магазины, гостиницы и особняки. Революцию семнадцатого Чарушин принял.
Худшее его миновало, несмотря на то, что к тому времени он находился в чине титулярного советника, к нему обращались не иначе как «Ваше Высокородие», кроме того, архитектор был награжден четырьмя царскими орденами и получил звание потомственного дворянина. Редкий случай, когда дворянин не попал ни в концлагерь, ни в тюрьму и не был выдворен за границу. Он умер своей смертью, потрудившись на благо страны еще двадцать пять лет.
Имя
И действительно из всех увиденных Елабужских зданий особенно выделяется Епархиальное женское училище, построенное в 1899 – 1904 годах на деньги вдовы богатого купца В.Г.Стахеева. В память о нем она пожертвовала пятьсот тысяч рублей и к тому же специально под здание прикупила большой и добротный участок. Разработать проект она поручила главному архитектору Вятской губернии Ивану Апполоновичу Чарушину, стиль которого получил название «кирпичного» за его приверженность к постройкам из кирпича.
Сейчас в здании находится Елабужский пединститут, а церковь Василия Анкирского, располагавшаяся когда-то здесь же, стала актовым залом.О ней напоминает маковка купола в центре над парадным входом. Здание Епархиальной женской гимназии смотрится скромнее и лаконичнее, но все равно чувствуется, что постройка принадлежит другому времени. В центре здания тоже маковка, напоминающая, что здесь когда-то был домовой храм.
Самое любимое и удачное детище Ивана Чарушина, изображение которого всегда находилось у него перед его глазами (он поместил его в рамочку и повесил в своем кабинете), было построено в 1911 году и не в Елабуге, а в Вятке (нынче – Киров). Это особняк, заказанный купцом-миллионером и земляком архитектора Тихоном Филипповичем Булычевым. Такие здания сразу бросаются в глаза своей необычной архитектурой, и вокруг них тотчас начинают складываться легенды и небылицы.
Не стал исключением и этот особняк. Мне он напомнил
Просто такие особняки в конце XIX - начале XX века были в моде и многие богатые заказчики хотели, чтобы и у них тоже было. Тихон Филиппович Булычев и Иван Апполонович Чарушин, как говорится, нашли друг друга. У одного были немереные богатства, непомерные амбиции и желание прославиться, у другого – идеи, которые он не мог никак реализовать: не было подходящего заказчика, готового оплачивать их воплощение.
Здесь все сошлось. Денег хозяин реки Вятка Т.Ф.Булычев (он владел девятнадцатью пароходами, курсировавшими между Вяткой и Казанью) не жалел, благо их у него было действительно много, а у Чарушина в запасе было множество того, что он хотел попробовать хоть раз в жизни. И хотя особняк получился эклектичным, поскольку используются элементы разных стилей, но здесь все гармонирует друг с другом. Получилось в конечном итоге красиво, необычно и богато. А если и есть эклектика, то гениальная.
Особняк намеренно был построен на участке, что напротив дома другого богача – купца А.А.Прозорова. Именно ему Булычев хотел доказать, что он богаче и круче. Особняк получился похожим на дворец из восточной сказки и являлся эталоном роскоши как внешне, так и внутренне. Хотя попасть туда невозможно (там сейчас располагается местное отделение ФСБ) и план внутреннего устройства утерян, но по рассказам тех, кто его видел изнутри, это действительно чудо.
Даже по нашим временам многое здесь удивительно: в особняке было уже тогда свое автономное отопление, которое можно было регулировать; горячая вода, на каждом этаже ванна и душ, навесные потолки, дубовые перила, окна - более пятидесяти видов, пол покрыт мозаичной плиткой и поговаривают, что на втором этаже был бассейн. Водопровод, телефон и даже лифт, по которому еда из кухни поднималась в столовую.
По легендам, одну из комнат украсили серебряными рублями, а поскольку на них был изображен профиль царя, то якобы, Тихон Булычев отправил в Петербург на имя императора телеграмму, в которой просил благословение на это. Ответ пришел: "Не возражаю. Ребром".
Стиль Чарушина отличим, поскольку башня, выполненная в готическом стиле, как и в других особняках, стоит слева и развернута ребром. Внутреннюю отделку особняка осуществляла артель знаменитого декоратора Н.Г. Джмухадзе, а на строительство замка работала вся Вятка, поставляя сюда все необходимые материалы.
Фасад особняка украшают улыбающиеся грифоны и химеры. Во рту грифонов были лампочки,загоравшиеся красным светом. Дом очень объемный и разделен на две половины: мужскую и женскую. В мужской предположительно был кабинет, приемная, каминная, библиотека и молельная комната; в женской – зимний сад, спальня и комната для рукоделия.
Женская половина пристроена с южной стороны и потому светлее и теплее. На крыше здания устроена смотровая площадка, на которой стояли скамейки. Это место специально было оборудовано для прогулок: с него открывался замечательный вид на город и местные окрестности.
Для кого же строился этот чудо-замок? Существует несколько версий, ни одна из которых не находит подтверждения. Говорят, для невесты Булычева, которая много ездила по заграницам, а купец хотел ей показать, что и в провинции можно построить особняк не хуже заграничного. Но к тому времени жена купца уже умерла и о какой невесте шла речь, неизвестно.
Другие утверждают, что особняк построен для дочери, но к тому времени дочь уже была замужем, и у нее был свой дом. Еще одна версия - дом предназначался для сына, но через год в особняке случился пожар, и беременной жене сына пришлось со второго этажа спускаться вниз по лестнице, которая к тому же не достовала до балкона. Её пришлось держать на весу, пока больная женщина спускалась со второго этажа. После пережитого шока она категорически отказалась въезжать в дом выше одного этажа.
Но были ли те слова действительно сказаны, и сбылось ли пророчество именно поэтому, Бог весть. В 1914-м губернатор города уговорил Булычева продать особняк за треть его стоимости - за сто тысяч рублей. Купец согласился, но с одним условием: любое учреждение, которое будет находиться в этом доме, будет носить его имя.
Через год, в 1915 году, особняк превратился в дом инвалидов и сирот им. Т.Ф.Булычева, который находился под покровительством государь-императора. Так на крыше особняка появились двуглавые орлы, а в многочисленных комнатах появились больничные палаты с множеством иконы, которые в большом количестве дарили дому.
После революции орлы были сбиты, особняк национализирован, здесь обосновался военный штаб, а потом особняк заняла ЧК и в тридцатые годы в городе ходил анекдот:
«Какое здание самое высокое?" - "Дом Булычева: из его подвалов Колыма видна…».
Все надежды, что в этом здании появится когда-нибудь музей или иное культурное заведение, пока не оправдались. После революции имущество Т.Ф. Булычева национализировали, все его многочисленные дома - разрушились или сгорели, и он остался нищим. Жил у своих родственников и умер в 1926 году в нищете и забвении. Иван Чарушин этой участи избежал.
Тина Гай
Спасибо, Ольга. А Вы сами из каких мест? Чарушин-писатель — это сын архитектора.
Спасибо! Благодаря вам и я знаю имя этого архитектора. В тех местах никогда не была и имя Чарушина всегда ассоциировалось с именем писателя. Пост очень интересный, прочла с удовольствием.
Спасибо, Таша! Действительно, Россия удивительная страна, если знать сколько великих и талантливых людей здесь жило. Диву даешься. Думаю, что и сейчас их немало, только о них не так часто говорят. Самое большое богатство страны — это люди и как бы нас не обзывали «друзья» и «партнеры», наш народ — лучший в мире. Я в этом убеждена.
Какие люди были в России! Сколь талантливы и как печальна их чудьба! Спасибо, Тина, за чудный рассказ!