Первыми в храм входили епископ и священники. Епископ из алтаря благословлял собравшихся словами: «Мир вам», верующие отвечали: «И со духом вашим». Священство садилось посредине храма на возвышенности и начиналось чтение Священного Писания. Народ располагался вокруг возвышенности, но все сидели вместе, никакого разделения по иерархии не было. Это было единое собрание. Когда чтение заканчивалось, из храма выходили все, кто не был крещен (оглашенные) или кого не допускали до Таинства по греховности. Далее следовало само Таинство.
Постепенно простая структура Евхаристии усложнялась. Происходило это в основном за счет включения элементов - песнопений молитв, гимнов, псалмов. Они составляли часть шествия верующих по городу и усиливали пышность церемониала шествия. Она должно была соответствовать пышности царского шествия. Бог – как Царь и Владыка.
В конце концов, всё, что мы видим сегодня - чин, хореография службы, входы в алтарь и выхода из него, возгласы дьяконов и священников - это церемония сопровождения Бога-Царя, подобная императорской церемонии. И это не случайно, потому что сама служба возникла в Византии, строй которой был подражанием императорскому шествию.
Новые элементы, привнесенные соединением крестного хода с самим Таинством Евхаристии, сначала играли положительную роль, усиливая в первой её части присутствие Бога и Его значимости. Хвалебные гимны и молитвы шествия делали богослужение торжественным, наполненным смысла и Божественного присутствия.
Дальнейшее усложнение этой части сделало ее малопонятной, перегруженной второстепенными элементами, затуманивающими смысл. Акцент стал переноситься больше со смысла на технику богослужения, церемониальную ее часть. Не случайно понадобился уставщик службы - церемониймейстер, организатор церемонии-богослужения.
Вторая часть Евхаристии нагружалась за счет подготовительных элементов, предваряющих момент освящения Даров Духом Святым. Она настолько разрослась, что сегодня многие прихожане считают часть чинопоследования с выносом Чаши и пением «Иже херувимы…» центром службы. Но вынос из алтаря неосвещенных еще Даров и их поставление на престол в алтаре – только предваряет основное действие.
Главная часть Евхаристии начинается после «Веруем…». Эта часть - одна большая молитва священника за нас - анафора. Во времена, когда люди читали медленно или вовсе не умели читать, священник читал молитву вслух. Но постепенно, из-за шума и многолюдства, её стало невозможно услышать даже близстоящим. Тогда вынуждены были перейти к к тому, что часть молитвы - самые главные места - священник сосредоточенно и с благоговением стал читать в алтаре тихо, так что слышно её только рядом присутствующим.
Народ в ходе молитвы, когда она читалась вслух, громко в известных местах молитвы, отвечал священнику. Но постепенно общенародное пение и ответы верующих стали заменяться пением хора. Сегодня народное пение включается только уже в конце этой части Евхаристии: все вместе поют молитву «Отче наш».
Но по-прежнему диалог священника и народа - основной в молитве-анафоре. В последней её части после усиленной и усердной молитвы священника и народа Дух Святой нисходит на хлеб и вино. Дары претворяются в Тело и Кровь Христову. Священник возносит Дары в благодарственной молитве. Далее следует причастие, сначала священников в алтаре, затем народа в храме.
Таким образом, исторически Евхаристия складывалась как служба хвалебная и благодарственная, состоящая из взаимосвязанных частей.
Первая - хвала Богу и очищение верующих Словом Божиим (литургия оглашенных).
Вторая, литургия верных - подготовка верующих к Таинству причастия в молитвах и диалог священника с народом.
В молитве-диалоге Дух Святой нисходит на Дары и претворяет их в бескровную жертву – Тело и Кровь Христову. Все остальное, сопровождающее два основных действия,- украшения и пышный церемониал, подобающий Господу как Царю и Богу нашему.
Алевтина Гайкова
Добрый день, Нина! Я так рада, что Вы снова зашли к нам в гости! И Ваша оценка — дорогого стоит, потому что именно это — привнесение смыслов в богослужение — является главным. Все священники в один голос говорят, что утрачены смыслы богослужения, люди видят какие-то действия, но не понимают их смыл. А священники рассказывают о богослужении как профессионалы — на своем, не всегда понятном для прихожан, языке. А я, пройдя через все это, проняла, что людям нужно именно это — рассказать просто и понятно о том, что стоит за действиями священства, как их читать, какие смыслы стоят за ними. Спасибо еще раз за Ваши комментарии, такие нужные и важные для нас.
С уважением, Алевтина, Мария.
Добрый день Алевтина! Вот опять пришла к вам в гости очиститься, познать свою историю, подумать о своей жизни. На расстоянии одного клика открываются знания, многим сейчас недоступные. Когда я бываю в церкви, то многие ритуалы для меня не имеют смысла по причине неосведомленности, а ваш блог открывает суть этих таинств и делает посещение храма не простой привычкой, а каким-то осмысленным актом. Спасибо, Алевтина!