Евхаристия, часть 2.

Для понимания православной Литургии надо уяснить ее смысл – в этом Таинстве происходит обожение и приобщение к мистическому Телу Христову. Поскольку в храм приходят не только принявшие крещение, но и просто верующие, то Евхаристия изначально в своей структуре учитывает этот факт. В Литургии, помимо проскомидии*, которая невидима прихожанам т.к.  проходит в алтаре, есть три части.

Первая: очищение Словом Божьим -  литургия Слова.

Вторая: подготовка крещенных к совершению Таинства причастия - начало литургии верных.

Третья: само Таинство - продолжение литургии верных.
Вторая и третья части вместе составляют литургию верных, в которой раньше могли участвовать только допущенные до причастия. Некрещенные и провинившиеся за какие-либо грехи после литургии Слова удалялись из храма. Сегодня ситуация иная: никого из храма не выводят и допускается присутствие на богослужении всех, а не только верных и допущенных до причастия. Но структура богослужения осталась прежней.

 
Чтение Священного Писания - первое, с чего начинается Евхаристия. Сегодня оно обставлено многими молениями, песнопениями, возгласами священника и дьякона. А в самые ранние времена все было просто. Собрание входило и садилось в середине храма, после благословения епископа сразу начиналось чтение Священного Писания. Божьим Словом очищались все собравшиеся: и священники, и крещенные, и некрещенные. Для последних это было еще и научением перед крещением.

В ходе литургии Слова, дьякон из алтаря выносит Евангелие. Вынос Священной книги называется Малым входом. Это – отличительная особенность первой части Евхаристии. Далее читается Новый Завет: Евангелие и Апостол.  Сегодня ни одно Таинство не обходится без чтения Священного Писания, тем более не допускается оно перед принесением бескровной Жертвы Господа. Чтение Слова Божьего – это разговор с Богом, открытие Ему души, умягчение сердца перед самым главным – причастием Святых Даров. Заканчивается литургия Слова или литургия оглашенных*  возгласом дьякона

«Елицы оглашеннии, изыдите; оглашении, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

Это означает призыв: «Те, кто готовится к крещению – выйдите, чтобы никто из них, а только верные (крещенные) в мирном духе Господу помолимся».

 
После чтения Писания начинаются действия, подготовительные к литургии Верных. В процессе подготовки прихожане молятся, молятся в алтаре за верных и священники. Начинается пение «Херувимской». Когда хор поет, священник начинает молиться за себя, чтобы Господь сподобил его, недостойного, принести Святые Дары и освятить их.

Заканчивается подготовительная часть Великим входом: Святые Дары, пока не освященные, выносятся из алтаря. После произнесения священниками молитв, хор продолжает песнь, а Дары заносятся снова в алтарь и поставляются на престол. Великий вход - отличительная особенность подготовительной части литургии верных. В конце подготовки к основной части  литургии народ поет

Символ Веры «Верую во Единого Бога отца, Вседержителя…».

Третья часть - центральная. Она начинается словами «Станем добре, станем со страхом…».  Это - одна молитва священника за народ. Она очень длинная. Раньше священник произносил ее полностью вслух. Но сегодня, так сложилось исторически, часть молитвы произносится священником про себя. Верующие эту часть не слышат. Они слышит только часть, которую поет хор.

Утрата целостности  главной молитвы делает ее непонятной прихожанам. В некоторых храмах вводится чтение священником этой молитвы вслух, но сделать это общей практикой невозможно. Главное, что происходит в этой части, освящение Даров Духом Святым, после чего

хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа.

Это происходит в момент пения

"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молим Ти ся, Боже наш",

благочестивые здесь делают земной поклон. Кончается молитва священника словами

"И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".

Эта часть евхаристии венчает общенародное пение молитвы «Отче наш». Начинается причастие, сначала священников в алтаре, потом - прихожан.

*Проскомидия - часть литургии, в  которой происходит подготовка даров к освящению, здесь вынимаются из просфорочек частички по запискам, поданным прихожанами
**Оглашенные – те, кто готовится к крещению и оглашается Словом Божьим.

(Продолжение следует)

Алевтина Гайкова.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged православное богослужение. Bookmark the permalink.

4 Responses to Евхаристия, часть 2.

  1. Здравствуйте, Алевтина!
    Спасибо, что Вы отметили именно то, к чему мы стремимся — простоту и понятность сложных вещей. Если это удается донести — значит, мы на правильном пути. Спасибо за поддержку! Заходите, читайте. Мы всегда будем рады.
    С уважением, Мария, Алевтина

  2. Замечательно!Доступно и просто Вы рассказали о Таинстве.Успехов Вам во всех Ваших начинаниях!

  3. Татьяна, добрый день! Приятно, что Вам интересна тема Евхаристии и вообще богослужение. В нашем полку прибыло! То, что произошло с религией — очень интересно и очень поучительно. Будем продолжать, у нас с Марией большие планы. Приходите к нам в гости и узнаете еще много чего интересного.
    С уважением, Алевтина.

  4. Большое спасибо за информацию. Многое нам нужно ещё познать, то что у нас отняли в советское время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *