Пассия: за и против

bogoslujenie11

Когда обыкновенный человек слышит слово «пассия»,  для него это означает, что у кого-то появилась новая любовная страсть, однако, в богослужебной практике «Пассия», хоть и означает тоже Страсть, но страсть совсем иного рода. Пассия – это особое богослужение, посвященное Страданиям Господа.

Пассия проходит задолго до страстной недели: по вечерам первого, второго, третьего и четвертого воскресений Великого Поста во всех монастырях и соборах. На этой службе читаются отрывки из четырех Евангелий: в первое воскресение – от Матфея, во второе – от Марка, в третье – от Луки и в четвертое – от Иоанна. Все отрывки рассказывают о Страстях Иисуса.

По всем источникам Пассия написана  Петром Могилой, митрополитом Киевским, в конце XVII века, хотя оригинал богослужения так и не найден. Впервые чинопоследование обряда напечатано в 1702 году при киево-печерском архимандрите Иоасафе Кроковском, но практиковалось служба только на юго-западе России, в Малоросии.

Со временем Пассию стали служить и в Великороссии. В моем городе Пассию служат только в кафедральном соборе, а в маленьких приходах о ней не знают даже постоянные прихожане. Относительно этого богослужения до сих пор идут споры, причем споры богословские, а отнюдь не обрядовые, поскольку с этой стороны все соответствует православному чинопоследованию вечерни.

bogoslujenie12Здесь стоит другой вопрос: насколько Пассия соответствует духу православию. По букве она не выходит за его пределы, став неотъемлемой частью великопостных служб. Если, конечно, не считать того, что никаким церковным Уставом она не прописана и акафисты в Великий Пост не читаются вообще, за исключением акафиста Пресвятой Богородице.

И основание для споров есть. Чтобы понять их суть, обратимся к фигуре Петра Могилы, автора Пассии: кто он, где учился, что сделал для церковной жизни и каковы плоды его усилий. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» дает ему такую характеристику:

«Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем... Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры...

Могила был вряд ли не самым сильным и властным из западно-русских церковных деятелей XVII-го века. У него был подлинный державный пафос, умение и охота властвовать и побеждать. Сын молдавского господаря, «воеводич земель молдавских»,  он и в звании Киевского митрополита оказался всего скорее господарем, правителем скорее, чем пастырем...»

bogoslujenie14Далее этот тезис разворачивается в доказательный текст на несколько страниц. Для меня Георгий Флоровский безусловный авторитет и то, что им сказано относительно Петра Могилы, принимаю полностью и потому встаю на сторону скептиков. Экскурс в историю позволяет во многом понять, откуда есть пошла Пассия, как ее понимать и как она отражается в сегодняшних реалиях.

Все говорят, что авторство принадлежит Петру Могиле, киевскому митрополиту, но известно только то, что именно он впервые начал служить Пассию в Киево-Печерской Лавре, когда стал ее Архимандритом. И даже если согласиться, что службу написал Могила, то доля истины в том, что она несет на себе отпечаток духа римско-католической церкви, несомненно, существует.

Отголоски борьбы между востоком и западом, на острие которого находился тогда Киевский митрополит, сегодня аукаются конфликтом России с Украиной. Вопрос о Пассии отнюдь не только церковный вопрос. В истории встречи востока и запада точка будет поставлена еще не скоро, если вообще будет поставлена. Кто такой  Петр Могила, вокруг которого не умолкают споры вот уже три столетия?

bogoslujenie15Родился он в семье знатных молдавских бояр, имеющих тесные связи с польской аристократией. Воспитание его было вполне западным - по духу, вкусам, привычкам. В молодые годы он поступает в Киево-Печерскую Лавру, где очень быстро, при покровительстве польского правительства, становится Архимандритом с титулом Великий.

При нем Лавра стала благоустраиваться, в богослужебную практику привносится много нового, величавого и торжественного. Именно тогда в дни Великого Поста и стали служить Пассию, которая становится частью богослужений этих дней. Петр Могила был очень деятельным и властным, напоминая в этом патриарха Никона, да и жили они в одно время.

Главные усилия Петра Могилы были направлены на просвещение, но просвещение его было польско-латинским в противовес уже существующему славяно-греческому. Поначалу сторонники греков хотели побить Могилу из-за того, что он насаждал польско-латинское образование, но силы оказались не равны: Петр Могила вышел из этой борьбы победителем.

Созданная им латино-польская Коллегия за основу взяла программы иезуитских школ, а преподавателями в ней стали представители латинской школы. Планы Великого Архимандрита были грандиозными: создать сеть таких школ, в которой бы объединились русские и нерусские в единой культурной работе, но под эгидой запада.

Реально это было первое столкновение греческой, эллино-славянской, культуры и западной, латинской. Для Петра Могилы и его друзей родным был запад, а отнюдь не восток. Борьба продолжалась. Его поставление митрополитом на Киевскую кафедру тоже было скандальным. Хиротония проходила во Львове, а не в Киеве, где уже служил законно избранный митрополит Исайя.

Могила явился в Киев как ни в чем не бывало и начал борьбу с предшественником, которого пришлось свергать силой - в лучших традициях римско-католической церкви. Но это  был спор не только о власти, это был спор о культурной ориентации. Исайя был человек, глубоко укорененный в восточном православии, и скептически настроенный против внешнего образования:

«Ин бо есть разум мира сего, ин же духовен. Духовного бо разума от Пресвятого Духа учишася вси святии и просветишася яко солнце в мире. Днесь же не от Духа Свята, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих любомудрцев разума учатся. Сего ради до конца ослепоша лжею и прельстишася от пути правого в разуме. Святии заповедей Христових и умного делание учишася, сии же точию словес и глаголаний учатся; внутрь души мрак и тма, на языце ж вся их премудрость»

bogoslujenie16Да, Петр Могила на поприще просвещения добился многого. Им был создан первый православный катехизис («Православного исповедания веры»), но в его основе лежал латинский катехизис, он создает первые богослужебные книги на систематической основе (Требник и Служебник),

в которых присутствуют комментарии к чинопоследованиям из латинских книг; созданная им Коллегия становится Киево-Могилянской академией, первым высшим учебным заведением на восточно-славянских землях, но с латинской программой обучения и на латинском языке.

Да, западно-русская церковь, благодаря Петре Могиле, состоялась, но ценой вопроса стала латинизация православия, его смешения с римо-католичеством, в результате чего произошли существенные изменения в вере, обрядах, богословии и психологии народа, не говоря уже о том, что были разорваны все связи с востоком, а внутренняя свобода и независимость – утрачены.

Правды ради, добавим, что Петр Могила закончил дело, которое было начато до него, но именно он довел его до логического конца. И не случайно, когда верующие с юго-запада начали приходить  в русские монастыри, их не признавали за своих, вплоть до того, что оставляли монастыри и уходили в другие земли.

bogoslujenie13В богослужении Пассии, зародившейся в римской церкви, присутствует тот же дух смешения православия с католичеством: от православия взята форма богослужения, а дух остался католическим. И хотя в католичестве Пассия представляет собой своего рода драму Крестных Страданий Иисуса, превратившаяся благодаря Баху, в величественное действо, тем не менее, дух поклонения Страстям, возведенный в Культ, сохраняется и в православном богослужении Пассии.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, Великий Пост, Господь, православное богослужение, страстная седмица. Bookmark the permalink.

6 Responses to Пассия: за и против

  1. Я очень рада этому!

  2. надежда says:

    Спасибо! Очень совпадает с моими мыслями!

  3. Спасибо! Да, зимне-весенние страсти я переношу тяжело, но стоически. Тяжелое время и поэтому спасибо за поздравленя. Все-таки легче становится на душе, когда тебя помнят давние друзья.

  4. Игорь says:

    С праздником, Тина. Присоединяюсь к поздравлениям. Здоровья и творческих успехов!
    8 марта — это же 23 февраля ( по старому стилю)! Таинство. Зимне-весенние страсти. Как нам без них!

  5. Спасибо, большое, Константин, за поздравление!

  6. Константин says:

    Не по теме правда.
    Поздравляю Вас с Женским днем 8 марта ! Здоровья и радости вам !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *