«Священноначалие запретило известному священнику Георгию Митрофанову общаться со СМИ».
"Справка. Протоиерей Георгий Митрофанов — священник РПЦ, историк, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. Род. в 1958 г.. Закончил исторический факультет Ленинградского Государственного Университета. В 1982 г. стал младшим научным сотрудником отдела рукописи Государственной публичной библиотеки. В 1985-1986 - прошел полный курс обучения в Ленинградской Духовной Семинарии, работал помощником заведующего библиотекой СПбДАиС.
В 1986 г. поступил в Ленинградскую Духовную Академию, в 1988 - назначен преподавателем Истории Русской Церкви в Ленинградской Духовной Семинарии. С 1989 г. - штатный священник храма преподобного Серафима Саровского. В 1990 - окончил ЛДА со степенью кандидата богословия, защитил магистерскую диссертацию со степенью магистра богословия. В 1996 возведен в сан протоиерея. Сейчас о. Георгий - член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, автор курсов по предметам "История России", "История Русской Церкви","История Русской Церкви в XXвеке» в СПбДАиС и нескольких учебников, а также множества публикаций".
Он читал лекцию по истории РПЦ в советское время. Невозможно было не заметить его особенность и отличие от всех, кого приходилось видеть и слышать по каналу. Даже лекции любимого многими Алексея Ильича Осипова уступали. Я тогда так и не узнала ни его фамилии, ни его регалий, ни какой-либо иной информации о нем, потому что включила где-то на середине лекции.
Но с первого же слова заслушалась. И слушала его с таким вниманием, с каким давно никого из священнослужителей не слушала. Когда лекция кончилась, я была потрясена и не только тем материалом, который он давал, хотя материал был уникальным и во многом неизвестным. Значительно позднее, тоже случайно, узнала и его имя, и его труды, и его лекции. Сегодня они у меня скопированы и я периодически их слушаю, возвращаясь к ним снова и снова.
Отец Георгий читает лекции по истории РПЦ в XX веке с удивительно исповеднической, завораживающей, спокойной, но от того еще более проникающей, интонацией. В ней есть все: боль, глубина, потрясающее знание тонкостей гонений на РПЦ, личная исповедальность и верность тем мученикам, что прошли через лагеря, пытки, ужасы ленинских и сталинских лагерей, сквозь советский строй. Его лекции – сродни молитве за всех Новомучеников и исповедников Российских, которым посвятил научно-богословскую, проповедническую и просветительскую деятельность отец Георгий. И не только в России, но и за рубежом, где ему доверяют как никому из наших священников.
Слушать, чтобы вновь прикоснуться к той боли, которая нас в своем большинстве еще или уже не задевает. Тогда поймем, почему так невыносимо очередное сообщение, что и его, о. Георгия, запретили, если пока, к счастью прихожан его храма и нас, слушающих его голос, и не в священнослужении, так в СМИ.
Еще одним голосом, к которому прислушиваются многие, запрещен. Прислушиваются те, у кого болит сердце за РПЦ, все больше превращающейся из милующей - в карательную.
Тина Гай
Десять высказываний протоиерея Георгия Митрофанова в СМИ,
которые собрало издание «Большой Город» с указанием источников. (Текст: Александр Борзенко).
О богатстве духовенства
«Священнику стыдно жить лучше его прихожан. Этот принцип реализовывался во многих поколениях нашего духовенства. Священник не должен нищенствовать, но и ни в коем случае не должен роскошествовать, даже если у него по каким-то причинам есть такие возможности». Источник: newizv.ru
О показной вере политиков и чиновников
«Путешествия по святым местам, паломничество на Афон, пожертвования на храмы не мешают нашим чиновникам брать взятки и разворовывать страну. Они свой обет перед Богом, как они его понимают, выполняют: приняли крещение, посетили на комфортабельном транспорте Иерусалим. Помните, как говорили про партноменклатуру: «Народ и партия едины, раздельны только магазины»? Вот и для них то же самое, только на уровне церковной жизни: ВИП-паломники, ВИП-прихожане. Не случайна была и ВИП-очередь к поясу Богородицы. Это говорит о том, что они не имеют никакого представления о подлинном христианстве». Источник: dailytalking.ru
Об отце Всеволоде Чаплине
«Я не побоюсь выразиться, может быть, и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция Pussy Riot. И это происходит систематически! Pussy Riot выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснеть за нашу Русскую православную церковь». Источник: fontanka.ru
О Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой
«Но эти женщины (участницы Pussy Riot. — БГ) — очень разные. В частности, у Марии Алехиной был опыт участия в социальной работе молодежного центра Даниловского монастыря. Значит, были какие-то религиозные стадии ее духовного развития, и, может, они не прошли бесследно. Надежда Толоконникова — это другого плана человек. То, что они сделали в храме, — совершенно неприемлемо. Я не вижу здесь никакого яркого творчества, даже направленного на эпатаж кого бы то ни было. Это выглядело просто как хулиганство и хамство. Но для меня гораздо важнее то, как реагировала наша церковь. Начиная от каких-то охранников и захожан, которые были в этом храме, и кончая тем, как реагировали люди, призванные озвучить официальную точку зрения церкви. Если элемент провокативности и был в этом действии, то он удался в том смысле, что мы не смогли по-христиански отреагировать на эту ситуацию. В условиях, когда женщины оказались в заключении, на мой взгляд, совершенно незаслуженном, мы должны были обозначить свою позицию таким образом, чтобы дать им возможность выйти на свободу, вернуться к своим детям. А самое главное — дать им почувствовать, что церковь отличается от того идеологического монстра, который возник в их сознании». Источник: newizv.ru
О выборах в Госдуму
«Здесь и возникает ситуация, когда ты выбираешь, за кого голосовать, а из каких претендентов делать выбор, уже, к сожалению, решили за тебя. Я очень опечален, что теперь у нас нет графы «против всех». Но исходя из того, что мне не хочется, чтобы мой бюллетень был использован помимо моей воли, я пойду голосовать и буду голосовать за тех, кто вызывает у меня наименьшую антипатию». Источник: pravmir.ru
О научной карьере в СССР
«Для успешной защиты диссертации советскому историку полагалось вступить в КПСС. Мой научный руководитель прямо заявил, что без этого не обойтись. Это было для меня невыносимо. Я отправился в Ярославскую область к архимандриту Павлу Груздеву — исповеднику, прошедшему сталинские застенки и лагеря. Он привел меня в храм, усадил и сказал: «Ко мне приезжают самые разные люди. Среди них есть и коммунисты. И это очень хорошие люди бывают, и в Бога они веруют…» «Христианину, — сказал он мне, — можно все! Вот тебе нужно в партию вступить, чтоб заниматься наукой. Что ж, ты можешь вступить в партию! Но подумай: нужно ли тебе все это?» Источник: pravmir.ru
О роли РПЦ в преодолении советского прошлого
«Я думаю, что для многих из нас, православных христиан, было очевидно, что на пути возрождения исторической России функцию локомотива, вытягивающего нашу страну из советского прошлого, будет исполнять Русская православная церковь. К сожалению, этого не произошло. Конечно, отдельные священнослужители, отдельные церковные иерархи занимают подчас в этом отношении довольно активную позицию, но в целом, нужно признать, для многих церковных людей необходимость духовно, исторически адекватно высказываться по всем вопросам современной культуры, политики, общественной жизни не представляется такой уж очевидной. И для меня, как для священника и историка одновременно, очевидно, что, потеряв ту историческую Россию, которую 900 лет созидали наши предки, мы все-таки еще не потеряли, по милости Божьей, память о нашем небесном Отечестве, о котором постоянно напоминает нам наша церковь. И вот в чаянии этого небесного Отечества, в искании его, в попытках так или иначе перенести черты этого небесного Отечества в нашу повседневную обыденную жизнь, может быть, и будет заключаться возможность созидания страны, уже не похожей ни на императорскую Россию, ни, я надеюсь, совершенно не похожей на Советский Союз, которая появится на том постсоветском пространстве, на котором мы все сейчас обитаем и которое до сих пор не знаем с чем идентифицировать — с исторической Россией или с Советским Союзом. Наш государственный флаг и государственный гимн являются очень выразительными символами нашего двоемыслия и двоедушия». Источник: gazetakifa.ru
О народном православии
«В 1980-е годы мы жили в иллюзии, что у нас есть православный народ, которому некуда пойти, — нет храмов. Но вот храмы открылись, а их постоянные прихожане составляют лишь малую часть нашего народа. Нам надо понять, что сегодня мы представляем собой общество крещеных безбожников с большим количеством магических и языческих предрассудков, к которым надо заново идти проповедовать Христа. А для этого современному священнику нужно разговаривать с людьми, в том числе с интеллигенцией, на их уровне, иметь значительный жизненный опыт, понимать язык искусства и самому быть носителем той высочайшей православной культуры, которую мы, увы, зачастую не знаем. Тогда, возможно, нам удастся выполнить самую большую заповедь — пойти и научить все народы». Источник: kommersant.ru
Об информационной войне против церкви
«Что касается того, что средства массовой информации обрушиваются подчас на церковь — этого бояться не нужно. Нужно бояться суда Божия. А если СМИ распространяют клеветническую информацию, нужно помнить одно из евангельских блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Источник: bogoslov-club.org.ua
О сотрудничестве церкви и государства
«Сегодня нашей церкви нужно прежде всего освободиться от советских патерналистских иллюзий по поводу помощи государственных чиновников и стать самой, как это и было изначально, активным субъектом исторического процесса. Церковь не должна служить любому государству на любых условиях. Она может помогать государству, если оно стремится следовать парадигме христианских ценностей. Но всегда надо помнить о том, что любое государство несовершенно. Оно ущербно онтологически, так как появилось в результате грехопадения и было призвано просто помешать людям истребить друг друга». Источник: kommersant.ru
Очень люблю о.Георгия и полностью согласна с Вами, что он помогает строить храм в душе. Он очень сильно отличается от всех, кого встречала здесь, в глубинке. Он отличается искренностью и настоящей верой, не ходульной и не обрядовой. Таких очень мало, больше таких, о котором Вы упомянули. Православие все больше равняется на мусульманство, простые прихожане вслед за ними — тоже. История с Пуси Райот показала это особенно ясно: мои знакомые повторяли вслед за такими батюшками почти те же слова: «Если бы они в мечети стали такое вытворять, что бы с ними сделали?!» В православии все реже встречается слово «милость». Мне очень больно смотреть, что происходит в РПЦ и с РПЦ, как искажается православие во многих приходах, сводя его к исполнению обрядов и послушанию (исполнению приказов) батюшек. Очень болезненная для меня тема.
Спасибо Вам, Тина! Рад обнаружить единомышленника! Православное сознание в России не успевает за ростом количества храмов. А отец Георгий стремится строить их в наших душах. Но большинство уверено, что православие не совместно со свободой и демократией. Вчера Александр Дягилев ( не могу назвать его отцом) заявил: «какой хай подняли бы демократы, если бы школьников в России одели в православную форму, как мусульманок в Чечне» Вот и на радио «град-петров» накинулись на Александра Крупинина, посмевшего «сметь свое суждение иметь»
Вера, доброе утро! Спасибо, что поддерживаете о.Георгия. Это крупный ученый, историк церкви. Очень эрудированный и знающий. Его слушать и читать — одно удовольствие. Ему веришь — а это очень важно. Искренность — в большом дефиците, а ему нет смысла подстраиваться под общую точку зрения. Как он сам про себя говорит, когда ему задают вопрос «Не боитесь ли Вы?» — «Я ведь не маргинал какой-то, чтобы бояться. Я честно служу церкви, в меру своих сил». Время все расставит на свои места.
Прочитав цитаты о. Георгия, понимаю, почему его запретили. И понимаю, почему я всегда буду читать его и слушать и почитать за духовного наставника.
Людмила! Да, я тоже все больше склоняюсь к тому, что за 20 лет произошли такие крутые перемены, что сегодня народ истощен, прежде всего, духовно и переломить это удастся не скоро. Слишком большие надежды возлагались на революцию 91 года, в частности, я и мои знакомые. И как печально она закончилась. Сегодня народ накапливает силы для следующего рывка, но время это настанет не скоро. Я очень пессимистично смотрю на будущее нашей страны. Хотя совсем недавно, когда только-только покрестилась, думала, что Россия сможет преодолеть этот кризис, но я ошибалась. Пока не случилось…
Как всё это печально, но хуже всего то, что мы мало что сегодня в силах изменить…