Православие шире, его корни глубже, православные святыни находятся во всех концах мира, а паломники путешествуют по православным местам не только Ближнего Востока, но и Северной Америки, Европы и Северной Африки.
В первые четыре века все христиане были православными. И только после разгрома германскими племенами западной Европы в 410 году началось постепенное расхождение обрядовой, догматической, этической и эстетической основ латинской и греческой церквей.
Однако Великий раскол между ними получил официальный статус только 6 веков спустя (в 1054 г.), а после разграбления латинянами Константинополя в 1204 г., когда многие святыни были вывезены и «осели» в Италии, уже ни о каком воссоединении речи не могло быть.
Но в XIII веке крестовые походы католиков против сарацин на Святую землю окончились неудачей. Тогда святыни Палестины стали перевозиться в разные города Италии из боязни их уничтожения. Так Италия, и особенно Венеция, стала местом хранения многих христианских святынь, в том числе и православных.
Мы очень мало о них знаем. Немногие слышали даже о Туринской плащанице, об основании церкви св. ап. Павлом в Риме, о его миссионерских походах в Европу. Но Европа полна удивительных сокровищ православия, и не только в Риме, на Кипре и Афоне. В дореволюционное время о них знали, не в пример нам, значительно больше.
ее покупают матушки для молитвы о своих нерадивых в учебе чадам, к ней обращаются душевно больные, страдающие депрессиями и головными болями. Чудесным образом память иконы совпадает с празднование Успения Божьей Матери – 28 августа.
Но начнем мы с далекого четвертого века. Равноапостольная Елена, мать Константина Великого, отправляется в Палестину по Святым местам. Отыскав Животворящий Крест Иисуса, она нашла и маленький домик Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Здесь Она получила Благовещение от Архангела Гавриила.
Тогда же святая Елена повелевает воздвигнуть на всех святых местах, связанных с жизнью Богородицы и Иисуса Христа, 18 храмов. Был воздвигнут храм и на этом месте. В XIII веке храм был разрушен сарацинами и крестоносцы, из боязни, что будет разрушен и домик, разбирают его и перевозят в конце XIII века в Италию. «Святой домик» (Santa Casa) стал великой христианской святыней Европы и Италии. Но о нем речь пойдет дальше.
Пришла икона в Россию только в XVI веке. Почему так поздно? Здесь начинается удивительная история. Католики давно хотели объединиться с православными под эгидой своей веры. Русскому Князю Василию III в начале XVI века было сделано предложение от папы Римского, вступить с ним в союз и дружбу, а потом и объединиться. Один из доводов в пользу союза - наличие православных святынь на территории Италии, которые духовно объединяют Восток и Запад.
Князь направил своих посланников, чтобы они посмотрели святыни и рассказали о них. Возвратившись, посланники привезли с собой удивительное сказание, которое потом во множестве списков распространилось по всей земле русской – «Сказание о Святом Домике Святой Девы Марии». А вместе со сказанием появилась и эта икона.
Потом камни святыни были подарены дочери правителя на день ее рождения. В Парижском музее Средневековья есть деревянная статуя, которая так и называется «Легенда о Святом Домике».
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение подлинность Святого Домика. Раскопки, проведенные в 1962-1964 годах, подтвердили, что домик не имеет фундамента и что его стены и камни идентичны камням назаретской пещеры, к которому он примыкал.
С пещерой, потому что тогда дома строили из двух частей: первая - грот в пещере, которая служила и горницей и кухней, где проводили весь день жители домика, вторая – наружная каменная пристройка к пещере. В ней ночевали. Исследования показали, что Святой домик и пещера в Назарете составляют единое целое.
Это три стены высотой примерно в три метра. В восточной его части – алтарь со статуей Богородицы и Ее Сына. Они коронованы. У Спасителя в левой руке держава, правой Он благословляет смотрящих на Них.
Эта статуя называется «Ключ Разумения». Она и послужила прообразом иконы «Прибавление ума», с которой мы начали разговор. Но к ней мы еще вернемся.
Santa Casa был восстановлен на новом месте прямо на проезжей части, без фундамента. Но на том месте, где за один век до этого была лавровая роща в честь Богородицы. Поэтому и название города Лорето созвучно с названием рощи.
Сегодня этот Собор в Лорето известен всему миру. Домик - один из самых почитаемых святынь Европы и место паломничества, в том числе и православных.
Святой Домик упоминается в русской литературе паломников. Так Игумен Даниил, который оставил заметки о своем паломничестве в Святую Землю в XII веке, описал это место . В России сказание о Santa Casa появилось после возвращения послов Василия III.
Потом в в XIX веке епископ Порфирий (Успенский) оставил свои заметки о посещении Святого Домика, его подробное описание и рассказал о статуе. И с этого времени в России стали организовываться регулярные паломничества к итальянской святыне
Тина Гай
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=AOwhw6Q1-j0&version=3&hl=ru_RU&rel=0]
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Православная и католическая икона. Окончание
- Иконописец
- Дар: запад-восток
- Иконостас. Структура и содержание. Часть III. Окончание
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
- Павел и Петр – апостолы Первоверховные
- Геннадий Павлов. В час перед рассветом
- Икона Крестовоздвижение (видеорассказ).
- Неопалимая Купина
К стыду своему не знала об этой известной истории и святыне в Лорето, хотя икона Прибавление ума, конечно, знакома хорошо. Цепочка информации привела меня сюда благодаря интересу к творчеству Караваджо и его картине Благовещение. Мне не давал покоя вопрос, почему такое светлое событие изображено художником в таком мрачном колорите, хотя радостным зрелую живопись Караваджо никак не назовешь. Тем не менее, именно Благовещение изображено тяжело и сумрачно… Мои раздумья привели к тому, что жилище Марии было, по всей видимости именно таким. Это подтверждает помещение Святого Домика и то, что незадолго до написания картины Караваджо посетил Лорето (правда, для написания другой картины). И в этом опять проявился реализм Караваджо: не пышные покои, не сад вокруг дома, не светелка, как у других художников, которые знаками и символами говорили со зрителями, а бедный дом обычного жителя Назарета, простой и аскетичный.
Спасибо, Тина, за интересно поданный материал. Позже познакомлюсь с блогом поближе.
Pingback:Караваджо: Благовещение | Эффект Караваджо
Очень рада такой оценке текста таким требовательным автором. Спасибо!
Считаю, что намеченная автором темы цель великолепно выполняется. Прекрасные костелы и прекрасная музыка — доказательства этому. Лично для меня показ здесь божественных храмов является прекрасным дополнением к тому немногому из архитектурных шедевров, которые мне удалось повидать во время моих малочисленных поездок в Европу. Спасибо
В. Смирнов