Христианский саботажник – абсурдное определение с точки зрения понимания христианского смирения. Невозможно саботировать Бога, но можно саботировать мир, вышучивая его, как испокон веков вышучивали его юродивые.
Есть такие писатели, которые остаются маяком для тех, кто не может принять мир, идя наперекор ему даже ценой жертвы своей плоти, плоти своих детей и жены. Всякому благоразумному это покажется дикостью.
В ответ на нее начнут рассказывать, как хороша жизнь и как хорошо жить, как хорошо на свете жить только потому, что встает солнце и поют птички.
Я не отношу себя к их числу, не отношу себя и к поклонникам буржуа и мещанства, ненавидя всей душой то, произошло с Россией в последние двадцать лет.
Ненавижу то, во что всего за два десятка лет превратилась страна, в которой вдруг все ринулись на поиски счастья и благоденствия в виде машин, коттеджей и богатства, словно только и ждали, когда отворятся врата капитализма.
Но ненавижу я убогость и слащавость православной церкви, которая боится признать, что она в тупике, ненавижу то христианство, которое все сводится к рабскому покорству и исполнению ритуалов.
Но есть у меня авторитеты, которые помогают жить и выживать в этом буржуазном мире вопреки. Я на них мало похожа и часто изменяю их идеалам, поддаваясь общему психозу и желанию жить как все, боясь нищеты и бедности.
Но, несмотря на это, они не перестают быть для меня маяками. И это не Иисус Христос, являющийся для меня недостижимым идеалом, к которому мне никогда даже не приблизиться и с чем после долгих лет мучений смирилась.
Мои авторитеты – это люди, жившие не так давно, но именно в таком мире, который мы догнали сто лет спустя. Они являют собой тот идеал христианства, к которому стремлюсь, те, кого изгоняли отовсюду, в том числе и из христианства, которому они были преданы до смерти.
Есть проклятые поэты, но есть и проклятые писатели, которые были настоящими и совсем не безбожниками, а вовсе наоборот. Но их книги включали в список запрещенных, как и томики стихов тех, кто сегодня считается гениальным.
К числу проклятых при жизни, и овеянным святостью после смерти относится Леон Блуа. Он шел вслед за
Леон Блуа - католический писатель, которым зачитывались юноши, учившиеся в Свято-Сергиевском православном институте, основанном в Париже для тех, кто оказался волею судьбы в эмиграции после 1917 года.
И хотя институт был православным, но церковь православную они познавали через этого католика, его портрет висел в их кельях и равнялись они на его понимание церкви как братства, а не как иерархическую организацию.
Для Леона Блуа идеалом был Иисус Христос, Ему он подражал и по Нему строил жизнь. Он был несгибаемым и вовсе не романтиком, а трагическим реалистом, понимающим, что в том мире, где господствует буржуа и мещанин, ему никогда места не будет. Но он шел на это, сознательно, отрицая общепринятые буржуазные ценности, прежде всего, погоню за деньгами.
Он ненавидел католическую церковь, высмеивая ее священников, за что они ему платили тем же – отлучая и запрещая его книги. Он был представителем другого католичества и был предан ему до конца, как предан был до конца Спасителю, предан по-настоящему, без поблажек, чего ему и не прощала католическая церковь.
Нищета была идеалом Блуа, он никогда не писал книг и статей из-за денег, был принципиальным саботажником работы за деньги, унижающей человека и превращающей труд в работу. Он не продавал тексты, а те, что писал не за деньги, у него мало кто брал.
Деньги он считал кровью бедняка, кровью Христа, присвоенной себе буржуа. Чем дороже вещь, тем больше в ней содержится крови бедняка. Он практиковал нищету как необходимость жить в духе, как идеологию, как потребность, как истину, в которой только и можно быть преданным Искупителю, родившемуся в бедности и прожившему в ней всю жизнь.
Потому и был Леон Блуа в жизни одинок: все друзья от него отвернулись, все издательства от него отказались, его замалчивали, а дети его умерли в нищете и голоде, и не было у него денег похоронить их.
Но зато Бог послал ему жену, которая приняла его таким и была с ним до конца. Блуа делал жизнь со слов апостола Павла, призывавшего представить свои тела в жертву живую, святую, не сообразуясь с веком сим.
Так в семнадцатом, восемнадцатом и далее вплоть до тридцать седьмого погибали мученической смертью православные священники в Советской России, воспитанные на житиях святых, веривших, что Бог хочет этой жертвы. Но кто теперь помнит этих новомучеников?!
Леона Блуа упрекали все те же благоразумные в ненависти к жизни, злопамятстве и даже в неблагодарности к ней. Но он относился к числу ветхозаветных пророков, которых тоже гнали и ненавидели, что Иеремию, что Илию, что Исайю.
Но именно потому они и были пророками, что не боялись обличать пороки народа своего, какими бы бедами их пророчества не оборачивались лично для них. Они служили Богу, а не себе.
И как бы Блуа ни было плохо, он никогда и ни к чему не приспосабливался, потому что все земное, по его мысли, предназначено к страданию. Он знал, что каждый приходит в этот мир под каким-то своим символом, который человеку не дано разгадать. И шел Блуа наугад, в нищете, одиночестве, враждебности и покинутости, ориентируясь только на Божественный свет, который всегда был в конце его туннеля.
Тина Гай
Тина, я не говорил, что надо изменять мир, я сказал, что если хочешь изменить мир, то изменяй себя…
Далее, я не говорил, что он ( Блуа ) плохой или хороший, я сказал, что он не мой герой и объснил почему… ( мое право, как комментатора!)
Разве я говорил, что Вы должны отказаться от Блуа, как от Вашего героя…?
Я не отказывал ему в праве жить так, как он хочет…, я лишь осудил образ жизни , при котором человек — безотвественно относится к своим собственным детям ( имеешь убеждения, воплощай их сам, не делай несчастными детей, просто не заводи их !)
И причем здесь Ошо…, все — таки не корректно переносить свое отношение к кому либо, кто здесь вообще не причем! ( Заводите тему про Ошо, тогда и поговорим… )
Как это по — женски…, переносить свое отношение с героя литературы на автора комментария…
Ну знаете.., Тина…, что теперь остается сказать…, мне казалось, что убеждения — убеждениями, а взаимоотношения — взаимоотношениями…, кажется их нельзя смешивать…
И по — поводу влияния Блуа…, что же он сделал такого, что оказало влияние… литературу и жизнь??? А по — моему, его благополучно забыли…, и ничего не произошло…
Что — то, я не вижу комментариев…, или мало интересующихся или тема не интересна читателям
Все проходит… и ничего…
А что, надо обязательно менять мир? И почему Вы отказываете ему в праве жить так, как он хочет. Чем он хуже Вас, или меня, или любого другого человека. То, какое он имел влияние на других, что в жизни, что в литературе — ни мне, ни Вам и не снилось. И у каждого — свои герои. У Вас — Ошо, у — меня Блуа. Каждый выбирает по себе. Я знала, что Блуа — не Ваш герой, но это не основание отказываться от своих кумиров, так же, как и Вам не принимать одних, и боготворить других. Ошо, например, для меня, тоже антигерой, хотя он и достоин уважения. Ну и что?
«Потому и был Леон Блуа в жизни одинок: все друзья от него отвернулись, все издательства от него отказались, его замалчивали, а дети его умерли в нищете и голоде, и не было у него денег похоронить их.»
______________________________
На собственную жизнь длиною 71 год у него денег хватило, а на деток — нет, а зачем заводил их с такими идеалами?
(Извлечение из Бердяева о Леоне Блуа):
Все эти люди — революционеры-реакционеры, раненные буржуазным уродством и неправдой, обращенные назад и пророчествующие о прошлом. Эти люди прожили свою жизнь в бедности и непризнании. В их непримиримом отношении к буржуазному миру был своеобразный героизм, новый героизм эстетов и упадочников. Враждебный Андре Жид в статье о Вилье де Лиль-Адане говорит: «Бодлер, Барбе д’Оревильи, Элло, Блуа, Гюи-сманс имеют одну общую черту: неблагодарность к жизни и даже ненависть к жизни — презрение, стыд,
ужас, пренебрежение, есть все оттенки, — род религиозного злопамятства по отношению к жизни. Ирония Вилье к этому сводится» («Pretextes»). Эта непримиримость и несгибаемость, этот ужас от уродства и неблагородства должен был казаться буржуазному модернисту отрицанием жизни.
Последним и самым значительным явлением в этом течении был Леон Блуа.
_____________________________________________________________
Леон этот — безответственный человек и прожектер…, еще один — Томмазо Кампанелла, который в тюрьме усел написать «Город Солнца» и заодно обрюхатить дочку начальника тюрьмы…
Никто из этих людей, даже теоретически, ничего не мог предложить, кроме отрицания.., но только отрицать могут…, даже — дураки…
Изменить мир можно только изменив себя.., а не отрицая мир, в котором живешь…
Отрицая наш мир — человек отрицает Содателя ( Творца ) его ( он не доверяет Ему…), который дал нам свободу выбора…
Нет уж — это совсем не мой герой, скорее антигерой…