Насмешливая маска только скрывает истинное лицо автора, о котором мало что известно, если не сказать – ничего неизвестно.
Лотреамон, предъявляя читателю какофонию стилизаций, фраз, прямых и непрямых цитат, мотивов и знакомых сюжетов из литературы, ставит отнюдь нешуточную, а по-настоящему серьезную философскую проблему.
Погружаясь в текст, улыбаешься только сначала, потом перестаешь улыбаться. И чем дальше, тем больше понимаешь, что автор не просто пересмешник и пародист, мастерски владеющий разными стилями и с легкостью их меняющий, но философ, заставляющий задуматься над далеко не праздными вопросами:
«Что есть литература», «Как она соотносится с жизнью и можно ли к ней прорваться сквозь литературу?» «Существует ли сама по себе жизнь, в чистом и девственном виде, без культуры и литературы, пытающейся ее ухватить за хвост?»
Граф де Лотреамон – псевдоним, взятый молодым человеком по имени Изидор Дюкасс, который в 1868 году, в возрасте 22 лет, издает на собственные деньги первую песнь (из шести) под названием «Песни Мальдорора».
На следующий год в Бельгии будет готов тираж полного издания «Песней» за счет издателя, но когда издатель прочтет книгу, тут же ее запретит от ужаса, что сам будет признан уголовным преступником. Он помнил судебный процесс над «Цветами зла» и «Мадам Бовари».
Лотреамон – не просто достойный ученик
Поначалу никто и не обратил на новое имя внимание: и потому что книга так и не появилась на прилавке, и потому что ее автор не был указан на обложке, и потому что он скончался, не дожив до двадцати пяти лет.
Когда же книга вышла в свет, публика ужаснулась не меньше, чем тот издатель: книга настолько шокировала читателя, что
«Песни Мальдорора» - книга исключительная. Такою она останется навсегда… она приемлема для тех, кто отвергает доступные радости общих мест и условной морали». И далее: «Не одна лишь фантазия придает этим песням ценность. Свирепая, демоническая, беспорядочная, полная гордых видений безумия, книга Лотреамона скорее пугает, чем очаровывает».
Читая Дюкасса, мне вспомнилось, как лет двадцать назад, когда в моду вошли оргдеятельностные и прочие игры, участником многих из которых была, авторы одной из игр строили ее по принципу разоблачения любого оратора, проблематизируя речь, смыслы и содержание выступлений.
Продолжалось это, пока выступления не прекращались и группы замолкали. Молчание было главным результатом игры, если она складывалась успешно. Но для получения такого результата игротехникам и организаторам нужен был материал, который им выдавали группы и на котором они могли паразитировать. Без него они были никто. Группы творили, а организаторы паразитировали.
Примерно по тому же принципу Лотреамон строит свою поэму: он организует свое литературное пространство, находясь в его центре, а вокруг, как лепестки в ромашке, располагаются различные взгляды литераторов на жизнь, которые поэт изящно имитирует, но самой жизни здесь нет.
Есть Бодлер, Шекспир, Библия,
«откройте Лотреамона – и вся литература окажется вывернутой наизнанку; закройте Лотреамона – и, хотя все вроде бы вернется на свои места, вы заметите, что уже не испытываете к литературе того наивного доверия, которое было у вас прежде» (Франсис Понж).
«Песни Мальдорора» не зря названы поэмой, книга напичкана образами, метафорами, необычными логическими цепочками, удивительно поэтична, особенно в описании зла, смерти, убийств и кораблекрушений. Большая цитата, которую предлагаю, позволит представить, что это за книга:
«Начиналась буря; черным, как человеческое сердце, стало небо. Корабль - тяжелое военное судно - бросил все якоря, вцепился ими в дно, чтоб удержаться, чтоб не столкнуло на рифы. Ветер, адский вихрь, со свистом налетал со всех сторон, трепал и рвал в клочья паруса. Молнии, огненные стрелы, вонзались в море, грохот грома сотрясал воздух, но даже он не мог заглушить стенаний, что неслись оттуда, из ковчега смерти. Громады волн штурмовали корабль, и хоть цепи якорей выдержали их натиск, но затрещали борта, и вода победно хлынула через брешь. Вспенилась, закипела, обрушилась на палубу - и бессильно захлебнулись насосы. Пушечный залп - сигнал беды, тонет корабль... медленно и величаво... тонет... тонет... тонет...
Крушение - корабль охвачен то кромешным мраком, то блеском молний; кто этого не видел, тот не знает всей силы злой судьбы. Стихия, разъярённый зверь, без устали терзает жертву, и наконец многоголосый вопль, вопль страха и страданья, взвился над кораблем. С ним вместе отлетели последние силы боровшихся со стихией. Отныне каждый дал себя спеленать покорству и уповал на волю Божью. Все сбились в кучу, точно стадо перепуганных овец. Пушечный залп - сигнал беды, тонет корабль... медленно и величаво... тонет... тонет... тонет...
Весь день отчаянно работали насосы. Отчаянно, но безуспешно. И пала угрюмая, густая ночь, и наступил финал сей бесподобной драмы. Исход для всех один: захлебнуться в волнах - разве что у кого-нибудь в роду были предки-рыбы и он может дышать в воде - и все же каждый готовится в последний миг набрать побольше воздуха, чтобы отбить у смерти еще хоть пару секунд - позлить ее напоследок... Пушечный залп - сигнал беды, тонет корабль... медленно и величаво... тонет... тонет... тонет...
Погружаясь все глубже, он взвихряет водовороты; тяжелый ил взметается со дна, и подводная стихия, не уступая в силе урагану, бушует и бурлит. Этого-то и не знает смертник с тонущего корабля и лишь по зрелом размышлении поймет он, что никакое самообладание ему уж не поможет и что он должен почитать за счастье, если удастся ему в этой подводной круговерти остаться живым хоть полсекунды, использовать запас хоть на полвдоха. Увы, последнее его желанье – подтрунить над смертью - неисполнимо. Пушечный залп - сигнал беды, тонет корабль, медленно и величаво... тонет... тонет... тонет...» (Песнь II, 13).
Изидор Дюкасс родился в семье эмигрантов в 1846 году, в Уругвае, рано осиротел: мать умерла, когда ему было всего полтора годика. В тринадцать лет отец отправил его учиться во Францию, к своим родственникам. В лицее он проучился шесть лет, изучая философию и риторику.
Главное, что его отличало от других учеников, запойное чтение и страсть писать школьные сочинения. После окончания лицея, он еще два года живет у родственников, продолжая залпом читать все, что мог найти. Потом уехал в Париж, мечтая о литературной славе. Состояние отца позволяло ему заниматься творчеством, не обременяя поиском работы.
В двадцать два года появляется его брошюра с первой песней, на следующей год он договаривается с издателем, специализирующимся на издании странных писателей, об издании его «Песней». Через год Дюкасс умирает при загадочных обстоятельствах в возрасте двадцати четырех лет. Кладбище, где он захоронен, через год снесли. Где могила Дюкаса сейчас, никому неизвестно.
После смерти поэта интерес к его творчеству только нарастал: сегодня «Песни Мальдорора» считаются классикой, о них пишут диссертации, исследования, статьи, философские трактаты, а сюрреалисты сделали из него культовую фигуру.
Книга действительно очень необычная, от которой получаешь наслаждение, как получает его гурман от изысканного блюда.
Тина Гай
P.S. В тексте использованы иллюстрации Адольфа Хоффмейстера на стихи Лотреамона
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Омар Хайям. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
- Древнекитайская философия
- Павел Филонов: художник трагедии
- Блёз Паскаль. История обращения
- Мой Фридрих Ницше: Афоризмы
- Джон Донн. Дуэль со смертью. Окончание
- Учитель и ученица
- Антонен Арто: Мысли и афоризмы
- Антонен Арто. Жестокость как лекарство
Да, по-прежнему буду славословить. Потому что его нельзя воспринимать впрямую, он гораздо глубже, чем все мои слова слова Ваши. Все в один ряд — именно так, потому что из них складывается культура и слово.
Сколько выспренных слов. Простите, а прочитав из числа песней Мальдорора песнь о том, как Господь Бог лежит, напившись пьян- Вы по прежнему будете этого «писателя» славословить? Цитата: «Есть Бодлер, Шекспир, Библия, Рембо, Данте, Байрон, готический роман, маркиз де Сад и много еще кто..». Набор имён. Как можно ставить в один ряд Бодлера, Шекспира, Библию (!!!) и маркиза де Сада (????). Остаётся добавить графа Хвостова (с его знаменитыми «…по стогнам валялось много крав, кои лежали там ноги кверху вздрав») и Камасутру для создания ощущения полного оксюморона. Можно конечно встать на позицию Оскара Уайльда и сказать, что есть лишь книги хорошо написанные и плохо написанные. На мой взгляд песни Мальдорора написаны плохо (вспомните хотя бы песнь про волос). А про «Выживают те, кто книг не читают…» — высказывание достаточно смелое. То есть дожившие до преклонных годов Бернард Шоу, Анри Труайя, Астрид Линдгрен, Лев Николаевич Толстой книг не читали.Так выходит?
Как я люблю Лотреамона! И очень рада, что Вы откликнулись на этот пост. Вы — первый и единственный, откомментировавший текст. И сомневаюсь, что еще кто-то это сделает. Чтобы комментировать Лотреамона, надо быть начитанным и любить книгу, как любите (любите?) ее Вы. Это не комплимент, это то, что мне в Вас нравится, при всем при том, что Вы где-то в одном из комментариев написали, что жизнь больше литературы и текст я писала с оглядкой на Вас. И потому рада, что Вы все-таки соглашаетесь, что жизнь без литературы невозможна, хотя они все-таки существуют каждая сама по себе и отдельно друг от друга, только влияния на друг друга. На кого-то литература влияет очень сильно и представляет собой такой искусственный рай, в котором можно жить наслаждаясь бесконечно приятным соседством с героями и авторами. Я к этому стремлюсь. Жизнь в этом раю меня устраивает. Как только я вынуждена выходить за его пределы, меня охватывает депрессия. Но не выходе, а на входе обратно. Эта граница между райским садом и жизнью почему-то вводит меня в депрессивное состояние. Надо все-таки находиться либо там, либо там. Жить в двух пространствах одновременно у меня (по крайней мере) не получается. Не знаю, как у Вас, но подозреваю, что Вы как-то научились это делать. Но я не согласна, что то, что в моем сознании, то и в жизни. Если бы это было так, то переход через границу — литература — жизнь — литература — меня бы так не напрягала. И жизнь часто сама подражает литературе. Я выросла на книгах и для меня жизнь была отражением литературы, а потом оказалось, что она вовсе даже не литература, а что-то гораздо более страшное, что не вмещается в литературные образы писателей. Только читая книги, не выживешь. Выживают те, кто книг не читает. Лотреамон погиб в таком юном возрасте не случайно. Он бы не смог выжить. Мне так кажется. Как не смог выжить Бодлер. Его заклевали, засудили и убили. В первую очередь, родители. Они были такие социально «правильные», что не допускали мысли, что сын мог быть совсем другим, имел право быть другим. А он жил литературой и для литературы. Как и Лотреамон.
«Что есть литература», «Как она соотносится с жизнью и можно ли к ней прорваться сквозь литературу?» «Существует ли сама по себе жизнь, в чистом и девственном виде, без культуры и литературы, пытающейся ее ухватить за хвост?»
___________________________________________________________________________
Какие хорошие вопросы !!!
Жизнь включает в себя литературу, как впрочем и все остальное… — несомненно!
Существует ли жизнь в чистом, девственном виде, без культуры и литературы?
А существует ли жизнь вне человеческого сознания? Это мне кажется более прямой вопрос!?
В последнее время, ученые утвердительно показали, что результат эксперимента …, зависит от экспериментатора !!! Те есть — субьект, определенно влияет на объект …, и может вносить искажения в результат исследования!
Отсюда следует, что жизнь как таковая, есть результат нашего сознания и мы определенно вносим искажение в окружающую среду, даже своим фактом существования, а также посредством направленного влияния…
Иначе говоря, мы формируем окружающую нас жизнь…, и можем создавать ее, путем направленного выбора, в следствие нашего определенного намерения!
И так, человеческое сознание формирует жизнь, окружающую его и естественно — литературу, как часть всего Целого!
Если литература может формировать сознание, это зависит от грандиозности ее влияния,
что бывает чрезвычайно редко, это следует отметить, то безусловно,такая литература может поменять и влиять на жизнь…
Однако, это утверждение вполне подходит и для ряда других явлений в природе…, им несть числа…, с таким же успехом можно сказать: влияет ли прогулка в лесу, или скажем рыбалка на сознание человека ?. Ответ будет аналогичным…, как и в отношении литературы…
Здесь нет особенных преимуществ !
Но жизнь, сама по себе, для каждого из нас — есть явление нашего сознания…, что есть вашем сознании имеется, то и присутствует… Если в вашем сознании нет культуры и летературы, то увы…, ее нет в вашей жизни…
А в чисто, девственном виде жизнь — лишь отражение вашего сознания, нет сознания — нет и жизни !
p.s. Мне понравились ваши вопросы…, очень вкусные и совершенно не тривиальные…