Философ, ученый, симеотик, медиевист, специалист по массмедиа, писатель и еще много кто, Умберто Эко умер девятнадцатого февраля 2016 года на восемьдесят пятом году жизни. Лично для меня это известие было очень неожиданным, потому что смерть с ним никак не сочетается. Мне он казался молодым и полным сил. Трудно поверить, что ему было уже за восемьдесят.
Мое знакомство с Умберто Эко началось в начале девяностых, когда на глаза попал его роман «Имя розы», о котором мельком услышала от кого-то. Потом роман появился в продаже, я тут же его купила, залпом прочитала с карандашом в руке, потому что роман для меня был скорее научным трактатом, чем художественной литературой.
И отдала книгу читать дочери. Потом купила еще экземпляр: грех не иметь его под рукой. Роман вышел в 1980 году и стал бестселлером, растиражированным в четырнадцати млн экземпляров, переведенным более чем на сто языков мира, а потом и экранизированный. Правда, на мой взгляд, очень неудачно.
И хотя автор называл «Имя розы» самым неудачным своим романом, мне кажется он лучшим. По крайней мере, гораздо интереснее «Маятника Фуко», в котором много философских размышлений, но нет той красоты замысла, какая есть в «Имени Розы». Но это мое частное мнение, с которым многие, наверное, не согласятся.
Поразило то, с каким увлечением, интересом, глубиной и простым языком автор рассказывает о средних веках, в нашем представлении - самых темных, скучных и мрачных в истории человечества. Но Умберто Эко рассказывает о них так, будто они – самые интересные и самые светлые.
Для меня роман был еще и путеводителем по западно-европейским монастырям, о которых практически ничего не знала. По роману сверяла свои знания об истории церкви, о философии средневековья, о монастырской жизни, о монашестве, в которое только-только начинала погружаться.
Мне было интересно все: стражи, устройство монастыря, монастырская аптека, скрипты, средневековый храм, порядок богослужений, альбигойцы, катары, борьба с ними, почему возник Авиньон, в котором однажды мне пришлось побывать, и многое-многое другое. Это все было для меня очень актуально, если учесть, что девяностые были для русской церкви ренессансными и интерес к христианству - зашкаливал.
И хотя роман выстроен по законам детектива, но это далеко не самая важная линия. Скорее второстепенная. Книга - о средневековой истории, облеченная в форму детектива, подобно тому как Достоевский вписывал в свои романы и православные монастыри, и детективные истории про убийства, но фактически обсуждал вовсе не это, они тоже были второстепенными), а философские вопросы.
Умберто Эко использовал роман как форму и возможность поставить философские вопросы: о человеке, вечности, бессмертии, о книге, литературе и знаках. Интересно, что в годы учебы в университете он перестал верить в Бога, окончательно разуверившись в католицизме.
Его первым исследованием было эстетическое учение Фомы Аквинского. Через него к нему пришел интерес к средневековью и средневековой культуре. Но это была философия, а не религия, и любовь к медиевистике. Потом пришел интерес к семиотике и современной массовой культуре, появились первые научные статьи, но имя Эко сделали не они, а роман «Имя Роза», выпущенный в 1980 году.
Тогда медиевисту исполнилось сорок восемь лет. Это был первый из семи написанных им романов. Восьмой, последний, выйдет, как обещают издатели, 27 февраля этого года, уже посмертно. При написании романов, писатель исходил из того, что каждый читатель, генерирует свой текст, в который включает только те коды и смыслы, которые разгадывать интересно лично ему. Потому, что всё связано со всем, всегда можно найти связи между философией, религией, семиотикой, массовой культурой и историей...
Умберто Эко любил жизнь во всех проявлениях: любил рассказывать смешные истории, шутить на политические темы, пить мартини. Он высмеивал идиотизм в любой форме, призывая думать, прежде чем говорить, и размышлять над тем, что хочет сказать автор. Я сделала маленькую подборку цитат и афоризмов из его книг, которая, надеюсь, даст представление о стиле Умберто Эко и о том, что его волновало и что интересовало.
...Я принадлежу к утраченному поколению, и мне комфортно в компании таких же потерянных и одиноких
...Я считаю, что, помимо прочих важных эстетических соображений, мы читаем романы вот почему: они дарят нам уютное ощущение, будто мы оказались в мире, где понятие правды бесспорно, тогда как настоящий мир — место куда менее надёжное.
....Если впереди нас ждёт нечто важное или захватывающее, мы должны воспитывать в себе искусство медлить
...Помедлить — не значит терять время: мы часто останавливаемся подумать, прежде чем принять важное решение.
...Любое чтение — проверка себя на способность прислушаться к недоговоренным подсказкам.
...Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, - учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине.
...Бойся... пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда - ещё до того, как отдать свою. А иногда - вместо того, чтоб отдать свою.
...Люди говорят - уходит время. Время говорит - уходят люди.
...Признав реальность,не пытайся ее оправдать
...То, что соблазняет мирян как тяготение плоти, а у обыкновенных священнослужителей проявляется как сребролюбие, искушает и монахов-затворников: у них это – жажда знаний.
...Для … обитателей, всецело посвятивших себя словесности, библиотека единовременно предстает и Иерусалимом Небесным, и Подземным царством на переходе от terra incognita к преисподней.
...Сексуальный маньяк не желает секса, он желает его желать, ну, максимум воровать его, но безусловно при неучастии жертвы. Когда тебя ставят прямо перед сексом и говорят: здесь Родос - здесь прыгай, разумеется, ты удерешь без оглядки, иначе, что ты за маньяк.
...Литература памяти – прибежище бездарностей
...Каждый должен дойти своим умом до определенных вещей
...для действия требуется устранить полутона и двусмысленности (такова незаменимая роль командующих фигур во всех процессах), а интеллигентская функция состоит, наоборот, в том, чтобы выпячивать двусмысленности и освещать их (…) Интеллектуальная функция может привести человека к результатам эмоционально не переносимым, поскольку многие проблемы решаются только выводом, что они решения не имеют…
...Сам по себе принцип валить в кучу Августина и Стоунхендж – это и есть симптом Вечного фашизма
...Инициация – не то же, что мистицизм. Инициация есть интуитивное причащение тайнам, которые разум не в состоянии изведать…это нечто внутреннее, это тайна. Она не выражается вовне, она стыдлива…Мистик – это раб, это место явления Богоподоного, он есть то, через что есть возможность наблюдать проявление тайны….Инициат контролирует те действия, которые мистик претерпевает…..Мистицизм – выродившаяся форма контакта с божеством. Инициация – результат долгого восхождения разума и сердца. Мистицизм демократичен, если не демагогичен. Инициация аристократична.
...Творение – есть процесс вдохов и выдохов Бога, затрудненное дыхание, распыхивание мехов….Господь, чтобы выдуть мир, как выдувается склянка, должен сократиться в себя самого, набраться духу, а потом выпустить долгое и светлое духновение…
...Не может быть взаимоотношения между нами и божественными созданиямииначе как через посредство печатей, фигур, знаков и прочих церемоний. По тем же причинам божества сообщают нам нечто только через сны и загадки.
...Природа не линейна, природе безразлично время. Время – изобретение Запада.
...Любое заблуждение может быть непризнанным носителем истины. Истинный эзотеризм не боится противоречий.
...Когда необходимо величественное место, избирается именно пещера, потому что из пещеры в конечном счете вышли мы все.
...Круг, цикличность и вращение фундаментальны для любого культа и любого ритуала.
...Когда религия недомогает, искусство помогает
...В общем, легко понять, почему нас так притягивает литература. Она даёт возможность неограниченного применения наших способностей к перцептуальному восприятию мира и к воссозданию прошлого. У литературы та же функция, что и у игры. Играя, дети научаются жизни, поскольку воспроизводят ситуации, в которых могут оказаться, повзрослев. А мы, взрослые, через литературу упражняем свои способности структурировать прошлый и настоящий опыт.
...Ненависть — истинная природная страсть. Аномальна как раз любовь. За неё Христа и распяли
...Преимущество большого города: отойдешь на два шага и попадаешь в одиночество.
...Невозможно влюбиться вдруг. А в периоды, когда влюбление назревает, нужно очень внимательно глядеть под ноги, куда ступаешь, чтобы не влюбиться в совсем уж не то.
...Все всегда рождаются не под своей звездой, и единственная возможность жить по-человечески — это ежедневно корректировать свой гороскоп.
...По-моему, наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают; роль второстепенного огромна.
...Только мелкие люди кажутся совершенно нормальными.
...Никто и никогда не понуждает знать. Знать просто следует, вот и всё. Даже если рискуешь понять неправильно.
...Дьявол - это не победа плоти. Дьявол - это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению.
...когда времени не хватает, хуже всего — потерять спокойствие. Мы должны вести себя так, будто в запасе вечность.
...Наивысшее счастье - иметь, что имеешь
...Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Имея перед собою книгу, каждый должен стараться понять не что она высказывает, а что она хочет высказать.
...Логика может дать огромную пользу лишь при одном условии: во время прибегать к ней и вовремя из неё выбегать.
...история - это не то, что было, а то, что рассказывается и тем самым создает для развития человеческого общества опору и прецедент.
...Нас окружает невежество, зачастую чванливое и отстаивающее свое право быть таким. Оно все время приобретает новых сторонников. Оно самоуверенно и заявляет о своем превосходстве устами наших ограниченных политиков. А знание, хрупкое и переменчивое, которому угрожают разные опасности, которое сомневается в самом себе, является, возможно, одним из последних прибежищ утопии.
...Любая система образования неизбежно является отражением общества, которое её создало, разработало и внедрило.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Да, в таком понимании и уточнении, я абсолютно с Вами солидарна. За истину бороться не надо, она сама себя показывает. Не все ее видят, но от этого она не перестает быть.
Бальзам на душу! Меня так часто обличали в этой патологической страсти к спору, что я стойко приняла его как недостаток характера, слава богам — я его не отвергла Пожалуй, Вы единственная, которая делает меня счастливой от сознания того, что я имею то, что имею…:)
По поводу истины, уточню мою мысль, что возникла при споре о ней, родимой: я говорила, что истина дается нам даром, она везде и всегда, нам надо увидеть, взять и иметь ее, наслаждаясь жизнью, но если нас призывают бороться за истину — то она ложная… вот такие крамольные мысли у меня…;)
Нет, Карамзин не подходит, потому что в России не было средних веков в европейском понимании. Можно говорить о Московской Руси как о том, что в каком-то смысле похожа на средневековье (до смуты 1613 года). После смуты, начиная с Алексея Михайловича, Россия постепенно стала преобразовываться на европейский лад, а при Петре I и вовсе произошел раскол между старой и новой Россией. Карамзин начал писать свою «Историю…»уже после Петра. Карамзин был скорее писателем и историком, но не медиевистом.
Так и хочется напомнить к предыдущим высказываниям слова самого Умберто Эко: «…Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, — учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине»
Значит, не меня одну эта весть огорошила. Италия скорбит, отдавая честь и должное своему соотечественнику, благодарная ему за то, что он представлял ее культуру. Да, жаль. Но он оставил такое наследие, которое читать-не перечитать, настоящую энциклопедию Средних веков. Благодаря ему, многие начали по-другому относиться к тем временам. Меня средневековье очень привлекает, гораздо больше, чем Новое время. Все хочу начать цикл текстов по Византии. Великая страна, великая культура, великие времена, интерес к которой сегодня просто зашкаливает. Правда, больше в Европе. У нас, в царской России, было стыдно не знать историю Византии, восприемницей которой Россия себя считала. Но спроси у народа, что он знает о Византии? Мало кто ответит что-нибудь вразумительное. Разве что вспомнят об иконах да о Константине Великом, хотя не уверена даже в этом. Давно чудом купила пятитомник истории Византии Ф.И.Успенского. СтоИт, дожидается, когда дойдут руки до него.
Спорить с Вами — одно удовольствие!!! М.б., я, конечно, бессознательно для себя, провоцирую Вас на споры: мне нравится то, что Вы говорите и как говорите — без всякого намека на желание унизить или принизить. «Щас опять начнем спорить!!!»
Тина, как всегда Вы четко и метко выражаете свою мысль, не перестаю восхищаться Вами!!!
Я столько раз «сталкивалась» с людьми на тему истины..)) — две Ваших строчки последних — истинная правда!)
Весть о его смерти застала врасплох!! Не верится!
Я была очень огорчена…. даже сфотала одну из его книг, между страницами которой положила бордовую розу…и так на моем каменном подоконнике этот «натюрморт» пролежал целый день…
И еще — нигде не вижу в продаже его книг «История красоты» и «История уродства» на русском…пришлось всего лишь воспользоваться интернетом…
Очень, очень жаль, что ушёл такой человек…
Да, помню, конечно, наш спор об истине. СтОите, еще как стОите!!! Только Умберто Эко не утверждает, что люди готовы на смерть за ложную истину, он говорит об истине вообще, о любой. А те, кто готов отдать свою жизнь за истину, называются фанатиками, но истина здесь, мне кажется, не при чем. При чем — люди и их отношение к тому, что они называют истиной. Для них она, наверное, всегда не ложная.
Действительно, наивысшее счастье — иметь, что имеешь.
—————
..Бойся… пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда — ещё до того, как отдать свою. А иногда — вместо того, чтоб отдать свою.
Помните, Тина, мы спорили об истине, я там как-то высказалась:…»За истину не платят, а вот за ложные истины — платят по полной, еще и душу продают и не только свою»… Вот, не поленилась, нашла и хвастливо стала думать, что стою мизинца Умберто Эко ;))))))))
Да, в таком понимании и уточнении, я абсолютно с Вами солидарна. За истину бороться не надо, она сама себя показывает. Не все ее видят, но от этого она не перестает быть.
Бальзам на душу! Меня так часто обличали в этой патологической страсти к спору, что я стойко приняла его как недостаток характера, слава богам — я его не отвергла Пожалуй, Вы единственная, которая делает меня счастливой от сознания того, что я имею то, что имею…:)
По поводу истины, уточню мою мысль, что возникла при споре о ней, родимой: я говорила, что истина дается нам даром, она везде и всегда, нам надо увидеть, взять и иметь ее, наслаждаясь жизнью, но если нас призывают бороться за истину — то она ложная… вот такие крамольные мысли у меня…;)
Да, согласен. Я тут больше про Европу имел в виду…
Смеетесь?!! Это радует! Украина — боль и кровь, что бы ни говорили и куда бы ее не относили.
Да и правильно! — ну ее — эту Европу! Украина — другое дело — » Украина це Европа!»
«надо освобождаться от нездоровой страсти к истине»! Это верно. Страсть — коварная штука.
Нет, Карамзин не подходит, потому что в России не было средних веков в европейском понимании. Можно говорить о Московской Руси как о том, что в каком-то смысле похожа на средневековье (до смуты 1613 года). После смуты, начиная с Алексея Михайловича, Россия постепенно стала преобразовываться на европейский лад, а при Петре I и вовсе произошел раскол между старой и новой Россией. Карамзин начал писать свою «Историю…»уже после Петра. Карамзин был скорее писателем и историком, но не медиевистом.
Я бы отнес к величайшим медиевистам Карамзина с его «Историей государства Российского». Интересно — это укладывается в «истины» медиевистики?
Так и хочется напомнить к предыдущим высказываниям слова самого Умберто Эко: «…Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей, — учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина — что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине»
Значит, не меня одну эта весть огорошила. Италия скорбит, отдавая честь и должное своему соотечественнику, благодарная ему за то, что он представлял ее культуру. Да, жаль. Но он оставил такое наследие, которое читать-не перечитать, настоящую энциклопедию Средних веков. Благодаря ему, многие начали по-другому относиться к тем временам. Меня средневековье очень привлекает, гораздо больше, чем Новое время. Все хочу начать цикл текстов по Византии. Великая страна, великая культура, великие времена, интерес к которой сегодня просто зашкаливает. Правда, больше в Европе. У нас, в царской России, было стыдно не знать историю Византии, восприемницей которой Россия себя считала. Но спроси у народа, что он знает о Византии? Мало кто ответит что-нибудь вразумительное. Разве что вспомнят об иконах да о Константине Великом, хотя не уверена даже в этом. Давно чудом купила пятитомник истории Византии Ф.И.Успенского. СтоИт, дожидается, когда дойдут руки до него.
Спасибо, Лилли, за понимание. Рада, что наши представления об истине совпадают!!!
Спорить с Вами — одно удовольствие!!! М.б., я, конечно, бессознательно для себя, провоцирую Вас на споры: мне нравится то, что Вы говорите и как говорите — без всякого намека на желание унизить или принизить. «Щас опять начнем спорить!!!»
Тина, как всегда Вы четко и метко выражаете свою мысль, не перестаю восхищаться Вами!!!
Я столько раз «сталкивалась» с людьми на тему истины..)) — две Ваших строчки последних — истинная правда!)
Весть о его смерти застала врасплох!! Не верится!
Я была очень огорчена…. даже сфотала одну из его книг, между страницами которой положила бордовую розу…и так на моем каменном подоконнике этот «натюрморт» пролежал целый день…
И еще — нигде не вижу в продаже его книг «История красоты» и «История уродства» на русском…пришлось всего лишь воспользоваться интернетом…
Очень, очень жаль, что ушёл такой человек…
Ну вот… щас опять начнем спорить ;)))))))
Да, помню, конечно, наш спор об истине. СтОите, еще как стОите!!! Только Умберто Эко не утверждает, что люди готовы на смерть за ложную истину, он говорит об истине вообще, о любой. А те, кто готов отдать свою жизнь за истину, называются фанатиками, но истина здесь, мне кажется, не при чем. При чем — люди и их отношение к тому, что они называют истиной. Для них она, наверное, всегда не ложная.
Действительно, наивысшее счастье — иметь, что имеешь.
—————
..Бойся… пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда — ещё до того, как отдать свою. А иногда — вместо того, чтоб отдать свою.
Помните, Тина, мы спорили об истине, я там как-то высказалась:…»За истину не платят, а вот за ложные истины — платят по полной, еще и душу продают и не только свою»… Вот, не поленилась, нашла и хвастливо стала думать, что стою мизинца Умберто Эко ;))))))))