Обида – очень личное чувство, возникающая тем легче, чем ближе человек. Гораздо реже она случается между чужими людьми. Обида – это болезнь любви и привязанности. Она поражает как язва, как чума тех, кто более эмоционален, более чувствителен, более раним и внутренне более закомплексован.
А обидчиками становятся те, с кем нас связывают сильные чувства или какие-то обязательства, пусть даже существующие только по умолчанию. И в этом, на мой взгляд, сложность отношения к обиде. Получается, чтобы снизить градус обиды, необходимо понизить статус близкого человека? Но если бы это было так легко сделать?!
Есть ли другой способ? Да, можно, например, понизить собственный статус, довести его до нуля, или еще ниже, при этом, не тронув ореол обидчика. Мудрец Ошо предлагает мантру, которая позволяет сделать это легко и быстро. Но, думаю, желающих сотворить над собой такую операцию найдется все-таки немного, хотя мантра очень забавная.
Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал – я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно – моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой «проступок». Ведь я очень, очень важный индюк!
Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю свою жизнь, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, от минуты счастья, от минуты игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне все равно, что эти частые минуты сложатся в часы, часы – в дни, дни – в недели, недели – в месяцы, а месяцы – в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде – ведь я не ценю свою жизнь.
Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака» и пусть только кто-то попробует ее не заметить! Я окружу свою уязвимость высокими стенами, и мне плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи – зато моя уязвимость будет в безопасности.
Я раздую из мухи слона. Я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на нее своей обидой. Я не напишу в дневнике, как прекрасен мир, я напишу – как подло со мной поступили. Я не расскажу друзьям, как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. Мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. Ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить, а слона – нет. Поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.
Я нищ. Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия – чтобы простить, каплю самоиронии – чтобы посмеяться, каплю щедрости – чтобы не заметить, каплю мудрости – чтобы не зацепиться, каплю любви – чтобы принять. У меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ.
В стратегическом плане от обидчивости так легко не избавишься, потому что она лежит в плоскости личной ошибки относительно другого человека, но признать, а прежде - высветить эту ошибку, очень сложно самому, часто требуется посторонний: психотерапевт, психоаналитик или просто знакомый. Словом, человек со стороны.
Мне, например, очень сложно ориентироваться в общении, я плохо чувствую людей, считая изначально всех хорошими и подобными себе. Это ложное представление о подобии и рождает обиду, потому что на деле, люди вовсе не подобны мне, скорее наоборот – не подобны. Рассогласование моих ожиданий с тем, что оказывается в реальности, и вызывает во мне обиду. И чем сильнее рассогласование, тем сильнее обида.
Но ошибка в моем предвидении относительно поведения другого запускает механизм корректировки моей программы мышления и поведения, ошибка – залог моего движения вперед. Если человек не ошибается, значит, находится в спячке. Сколько случаев в истории, которые показывают, что сбои, ошибки и случайности приводят к величайшим открытиям.
Обида – только ошибка в нашей личной программе, она, усвоенная и переработанная, дает нам импульс движения, не обидевшись - не поймешь, почему возникла обида, а значит и не поймешь, где произошел сбой в твоей личной программе. Обида - необходимое условие работы души, только не надо лениться перерабатывать обиду, не унижая себя и не идя на ее поводу.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий, 1958 г.
Тина Гай
спасибо за статью ! да , носить в себе обиду очень тяжело , она тебя просто изнутри сожжёт, а если простишь то такой груз с души спадёт и жизнь другой покажется и солнышко засветит в душе.прощайте и молитесь за обидевших вас и уповайте на БОГА а ОН сам решит если нужно то накажет обидчека. вот мудрость проверенная временем.
Да, что-то там неладно с техникой, по-моему.
Сам не пойму! И команды нет, и парада. Вчера с трудом загрузка шла, но выяснилось, что картинка на экране не меняется, а загрузка получилась.
Вам спасибо, что не только читаете, но и пишите комментарии. Жду новых!
с удовольствием читаю ваши статьи,спасибо вам
Какой Вы хитрый, однако, Виктор. Вы идете от другой крайности? Мой бывший муж тоже такой же осторожный был, но это ему мало принесло радости. Люди разные, в них есть все: и хорошее и плохое, в любом человеке. Но, наверное, в одних больше хорошего, в других его меньше. Пропорции разные. Но главное — на что смотреть. Спасибо, что читаете мои тексты и в блоге, и в сабскрайбе, в клубе. А где ила? Вы говорите, что ее нет. А кто же там командует парадом?
А если идти от другой крайности. Сначала думать, что в основном люди плохие. Зато потом приятно поражаться. Труднее жить с этим, зато меньше разочарований и больше позитива потом.
Думаю, что нет. Но есть менее или более обидчивые. Совсем не обижаться, наверное, могут только святые, у которых совсем другая мыслительная программа и другой круг общения — Бог, на которого обижаться — себе дороже.
Интересно, а есть такие люди, которые вообще ни на кого не обижаются?