Сегодня тема "полюбить себя" - одна из самых распространенных и актуальных для постов и текстов в Интернете. По частоте советов, тема может сравниться разве что с темами «Как стать счастливой» или «Как стать миллионером». Ежемесячно в Яндексе количество запросов на «полюбить себя» достигает пятнадцати тысяч, а на «полюбить ближнего» - всего три.
Не думаю, что тема любви к себе достойна внимания больше, чем тема любви к ближнему, хотя бы потому, что полюбить ближнего гораздо сложнее. Но мир сегодня стал настолько простым, что полагает ограничиться только любовью к себе, что он успешно и делает. И хотя любить ближнего следует как самого себя, все-таки и в конечном итоге это необходимо для того, чтобы полюбить ближнего.
Полюбить себя – лишь средство достижения этой цели, подобно тому, как аскетизм - всего лишь средство очищения души: необходимое, но не достаточное, чтобы узреть Бога. И то, и другое – занятие бессмысленное, если заканчивается на любви к себе или постах, ночных бдениях и молитве.
Интересно, что признаки того, что ты полюбил себя, можно найти у психологов или знаменитостей, особенно американских, например, у Чарли Чаплина, а вот признаки того, что ты полюбил ближнего – только у мудрецов, и чаще - восточных, например, у Ходжи Насреддина. Можете сравнить высказывания обоих и сделать выводы.
Чарли Чаплин. Когда я полюбил себя
Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания - это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это Честность.
***
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно навредить кому-то, если навязывать ему исполнение желаний, когда время ещё не подошло, человек не готов, и этот человек - я сам. Сегодня я называю это Самоуважением.
***
Когда я полюбил себя, я перестал быть всегда правым. И именно тогда я стал меньше ошибаться. Сегодня я понимаю, что это Скромность.
***
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и всё происходит исключительно в правильный момент. Теперь я называю это Уверенностью в себе.
***
Когда я полюбил себя, я перестал красть своё собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Я стал делать только то, что я люблю, что доставляет мне радость и делает меня счастливым. Я делаю это так, как хочу и в своём собственном ритме. Сегодня я осознаю, что это и есть Простота.
***
Когда я полюбил себя, я перестал жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это Удовлетворением.
***
Когда я полюбил себя, я осознал, что мой ум может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его со своим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь Мудростью сердца.
***
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью - от пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что тянуло меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это Любовью к себе.
***
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это Зрелостью.
***
Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и другими людьми. Даже звёзды иногда сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Только теперь я осознал, что это и есть Жизнь!
***
Мудрые мысли Ходжи Насреддина
Однажды Ходжу Насреддина спросили: «Как можно сочетать эгоизм и альтруизм?» - «Очень просто, - ответил мудрец. - Посмотрите на Землю, как она вращается вокруг своей оси и одновременно - вокруг Солнца!»
***
«Хорошо ли живется ученикам под твоим игом?» - спросил Ходжу Насреддина скептик. – «Не хуже, чем под собственным эгом», - уверил его Насреддин.
***
Ходжу Насреддина спросили: «Как отличить истинного пророка от ложного?» - «Истинный пророк обращен лицом к Богу и спиной к людям, - ответил Ходжа, - а ложный - наоборот».
***
«Как отличить Божественную любовь от любви шайтана?» - спросили ученики Ходжу Насреддина. – «Очень просто, - ответил мудрец. - Шайтан любит человека прямо, и это называется страсть, а Бог - косвенно, и это называется благодать».
***
«Что является признаком истинного религиозного опыта?» - спросили ученики Ходжу Насреддина. – «Острое ощущение своей человечности», - ответил мудрец.
***
"Пока объятия дивана кажутся тебе слаще Божественных, в графе "вероисповедание" можешь смело писать: холост".
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Антонен Арто: Мысли и афоризмы
- Лец: Строим на века, разрушаем навсегда
- Философские миниатюры-4
- Мой Фридрих Ницше: Афоризмы
- Михаил Светлов: мчатся тучи...
- Философские миниатюры-3
- Юлиан Тувим: Афоризмы и фрашки
- Дитрих Бонхёффер. Афоризмы и цитаты
- Симона Вейль
- Непричёсанные мысли Ежи Леца
Вот и я так думаю.
Почему-то вспоминается Симона Вейль: «Умный мужчина, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой».
Кастанеда — интересный писатель, но у меня к нему не лежит сердце. Многие мои друзья зачитывались им, а у меня он восторга не вызывал. М.б. потому что когда с ним познакомилась уже крестилась и стала интересоваться богословием и христианством. Но в данном случае он абсолютно прав, как и Вы, говоря о различии между самолюбием и любовью к себе. Эго есть у каждого человека, не каждый может с ним справиться и поставить его на место. Многие даже не понимают, что ими управляет Эго. Осознание этого происходит (и здесь я тоже с Вами абсолютно согласна) только после понимания «глубины собственного падения и ужаса б_гооставленности». Но этот шок даруется не всем. Бог приходит к избранным. В этом — мое убеждение. И, к сожалению, его приход часто происходит после потрясений: смерти родных или близких, неизлечимой болезни, банкротства и т.д. У Бога много способов приведения человека в чувство.
Лаура, есть две точки зрения на состав человека: двухчастный (душа и тело или внешний и внутренний человек) и трехчастный (тело, душа, дух). И та, и другая точка зрения может быть подтверждена цитатами и аргументами из Св. Писания. В Библии слово «дух» встречается 312 раз, а душа — 263 раза. Иисус Христос говорил, что в руки Отца Он предает не душу, а дух, и когда плоть называется немощною, то бодрым Он называет дух, а не душу. Отсюда, по мнению Оригена, например, душа есть нечто среднее между немощною плотью и добрым духом. Душа, согласно буквальному библейскому смыслу, есть некий жизненный принцип, всажденный в крови живых существ, почему кровь и была запрещена для вкушения. Животное тоже имеет душу, но не имеет духа. Ориген (святой отец, между прочим) в комментариях на ев. от Иоанна считал, что душа ясно отличается от духа: «повсюду в Писаниях я находил различие души от духа, и я вижу, что душа есть нечто промежуточное между духом и плотию, и она способна и к пороку, и к добродетели. Тогда как дух, который в человеке, исключен из зла». «душа, возвышаясь и следуя за Духом, и отделяясь от тела, не только следует за Духом, но и обращается в Него, и отлагает свое душевное и делается духовной». Это Ориген.
А вот ап. Павел. По подсчетам ученых Апостол употребляет следующие выражения: «сердце» (52 раза), «душа» (13 раз), «дух» (146 раз), «плоть» (91 раз), «ум» (21 раз), «совесть» (20 раз), привнося к тому же разделение человека на «внутреннего» и «внешнего». Это разнообразие и расплывчатость выражений Апостола настолько трудно уложить в привычную нашему мышлению научную систему, что в обширнейшей литературе об ап. Павле высказаны самые разноречивые утверждения и предположения. Под словом «душа» и прилагательным «душевный» Апостол подразумевает разное, имея в виду четыре значения: 1. жизнь индивидуальная в отличие от жизни вообще — ζωή. (Рим. XI:3; XVI, 4; Фил. II:30; 1 Сол. II:8; 2. субъект жизни, личность (Рим. II:9; XIII, 1; 1 Кор. XV:45); 3. душа в отличие от тела (2 Кор. I:23; XÏÏ, 15; Ефес. VI:6; Колос. III:23; Фил. I:27; Евр. IV:12) и, наконец, 4. чувственная жизнь в отличие от духа (1 Сол. V:23)181. Впрочем, иногда эти два понятия «дух» и «душа » почти совпадают: «душа» говорится о том, что следовало бы назвать «духом» (2 Кор. I:23; Кол. III:23)182 и обратно.
Можно продолжать цитировать Библию и книгу арх. Киприана Керна, на которую я ссылалась в предыдущем комментарии и кторого цитирую в данном комментарии. Архимандрит подробно разбирает не только позиции Оригена и ап. Павла, но еще и св. Иустина философа, Татиана, Афиногора, Тертуллиана, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Афанасия Александрийского, св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, св. Иоанна Златоуста, св. Анастасия Синаита, св. Исаака Сирина, св. Максима Исповедника, св. Симеона Нового Богослова, св. Иоанна Дамаскина, св. патриарха Фотия (КП), св. Григория Паламу.
Это я все к тому, что вопрос о душе и духе вовсе не такой однозначный и взгляд на него у разных богословов и в Ветхом Завете, равно как и в Новом, очень разный. Вы можете выбрать ту позицию, которая Вам ближе. Я определилась со своей позицией давно: душа — это жизнь, психология в современном понимании, в которой есть все (и греховное, и чистое, и злое, и доброе), а дух — это то, что приближает нас к Богу и Вечности, в нем нет нечистоты. Это благодать Бога и божественная энергия. И мое раздражение идет отсюда: о таких сложных богословских вопросах, на которые веками не могут найти однозначного ответа великие отцы церкви и богословы, не стоит говорить мимоходом и однозначно. Каждый может принять ту или иную позицию. И все. А доказывать, что кто-то прав в этом вопросе, а кто-то нет — слишком самонадеянно. Поэтому я и отказалась дальше доказывать свою правоту.
Разве в этих текстах, которые Вы упомянули, не сказано о душе человеческой более чем достаточно, как о ценности в глазах Бога и ее спасении. Там не написано, Тина, именно так, на чем Вы настаиваете…
Вот слова из Евангелия: Некий законник спросил у Иисуса Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Спаситель ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 36-39).
И еще, к примеру, много изложено о Душе в трудах архимандрита Иоанна (Крестьянкина ) «Размышления о бессмертной душе», в котором также много высказываний Святых Отцов о спасении души…
Тина, я иногда чувствую Ваше раздражение в ответах… У меня нет желания как-то Вас задеть, наоборот, есть только желание спокойно общаться и с Вами и другими читателями…
Это я читала у о.Киприана (Керна)»Антропология св. Григория Паламы». Она вся посвящена этому вопросу, но особенно см. гл VI. Природа человека и строение человека (О символичности человека). А также посмотрите учение о Духе (Пневматологию). А еще посмотрите вот этоhttp://azbyka.ru/pravoslavnaya-antropologiya
Конечно Одухотворение идет от Бога, кто с этим спорит, вот только человек восходит до Бога постепенно и поэтапно…
«Святые отцы считают, что одухотворение идет сверху вниз, а не наоборот.. Дух обращен к Богу, душа — к человеку. Душевный человек хорош для другого человека, но не для Бога, Которому этого мало.» Тина, напишите пожалуйста конкретно у какого Святого есть это утверждение, может быть в Святом писании?
Мне действительно важно прочитать дословно об этом…
Здравствуйте, Тина.
Тема опять из разряда «вечных».
Какая есть наибольшая заповедь? — читаем Мф.22. 35-46.
Возлюби(!), если вообще способен к этому! А если не способен? Что делать?
Однажды был разговор: Что есть любовь? — перебирали так и эдак…пришли к выводу, что сие есть таинство, откровение иного мира. \ как слабы здесь слова! \
Для начала разделим «любовь к себе» и «самолюбие».
Многие здесь путаются. Момент оч. важен!
«Самолюбие-главный враг человека. Чувство обиды, вызванное поступками и проступками других людей, ослабляет человека. Самолюбие требует от чел. большую часть жизни жить в обиде на кого-то…» \ К.Кастанеда.»Внутренний огонь»\
И ещё о бесплодности самолюбия: » Чем больше я (К.К.) думал об этом…чем больше обсуждал эту идею,…тем больше я убеждался в том, что существует нечто, делающее нас неспособными на какие-либо поступки или даже мысли, которые не имели бы в качестве точки фокуса наше собственное «Я»…»
Вот так.
«Нечто» — всем заправляет. Какой-то привнесенный извне агент, паразит, внедрившийся в сознание…
Тирания самовлюбленного «Эго» узурпирует всю энергию любви, генерируемую человеком. Немного перепадает Б_гу, и совсем крохи — ближним.
Если всё внимание поглощается точкой «Я», то растет отчуждение и соперничество.
Дух угасает…отходит, но дает последний шанс очнуться:
У каждого он свой.
Любовь к себе ( подлинная), начнется: С осознания глубины падения и ужаса б_гооставленности. С брезгливой жалости к увязшему, ничтожному «Я», вообразившему себя центром мироздания…
Пережитый Шок, возможно, будет вменен как молитва.
Здесь уже есть надежда на исцеление души и благой исход!
Ещё всё в тумане, но
Брезжит чудесный, великолепный план Творца относительно каждой из душ.
» Двинулись Солнце и светила » с насиженных мест…наконец-то…
Святые отцы считают, что одухотворение идет сверху вниз, а не наоборот, как утверждаете Вы. И поэтому спорить далее не вижу смысла. Дух обращен к Богу, душа — к человеку. Душевный человек хорош для другого человека, но не для Бога, Которому этого мало.
Добрый вечер, Тина. Я и писала, что душа и дух едины. Также высказывалась о духовности, которая в обществе в основном имеет больше не Божественный смысл, а человеческий, со всеми его проявлениями как в лучшем, так и в худшем состоянии духа (взять к примеру гордыню, которая поразила сегодня всех от малых до старых). А Дух Святой — это Бог в Божественной Троице, без которого невозможно спастись человеку, поэтому и нужно Его стяжать. Будет душа держаться Бога, то и духовность Божья в человеке будет совершенствоваться. И поскольку иерархия идет снизу вверх у человека, постепенно, то и если будет душа наполнена искренней любовью и миром Христовым (хотя бы по той мере, сколько может вместить душа отдельного человека), то и дух будет крепким в Боге. У слабой, тщедушной души и дух не может быть сильным. Вспомните абсолютно всех Святых, какими они были по душе изначально? А уж потом, в течении жизни своей любящей душой могли стяжать и Дух Святой… Я только об этом и высказываюсь. Спасибо, Тина, за тему и общение. Я уже как-то писала, что спорить не люблю, но только высказываю то, что сама глубоко прочувствовала и осознала именно душой в жизни. И также знаю, что душа ведает гораздо большими знаниями, чем разум, от того, что она прямое дыхание Божье во плоть человеческую. Поэтому наверное интуитивное чувствование душой никогда не подводит человека, как подводит разум.
Еще один поворот в теме любви к себе и ближнему. Любовь к ближнему — как к самому себе, но не больше. Если больше, то да, появляется жалость к себе и превращаешься в жертву, а ближний — в садиста: если есть жертва, то обязательно есть садист. Жертва ждет своего садиста и любит его, а не себя (как в «Записках судмедэксперта») и потому, как правильно замечено, эти пары самые крепкие. Любовь к ближнему — совсем иное. «Когда в тебе живет Любовь, то там нет места Жалости и Ненависти»!!! и «Любовь… это чувство, которое никогда не покинет…, оно может замолчать, но умереть — никогда…» Порадовало, что Вы говорите почти как апостол Павел:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1-е Послание к коринфянам, гл. 13).
Если любишь ближнего больше чем себя, и долгое время без взаимности, то становишься жертвой и будешь требовать к себе только жалость, а жалость омерзительна для души.
Для меня Любовь, Жалость и Ненависть — три сестры, если можешь любить, то будешь себе и ближнему сочувствовать ( не жалеть, а сострадать ) и никогда не ненавидеть. Когда в тебе живет Любовь, то там нет места Жалости и Ненависти. Глубоко неверно выражение — от любви до ненависти — один шаг, на самом деле, если чело имеет в себе Любовь, то это чувство никогда не покинет его, оно может замолчать, но умереть — никогда… Но как правило, чело жалеет, и себя в первую очередь, и когда жалость доходит до критической точки — появляется ее величество Ненависть, это чувство по силе равно Любви, потому и существует, ведь все в нашем мире стремится к равновесию и чувства не исключение.
В христианстве давно устоялась идея тройственного состава человека, между которыми существует строгая иерархия. Верхний уровень — определяющий по отношению к нижним. Так вот, наверху — ДУХ, от которого зависит состояние души (второй уровень), а от души зависит состояние тела. Сверху вниз, а не снизу вверх. Это не я говорю, а отцы церкви. Кроме того, известно, что чем ближе к небу или, что то же самое, глубже, тем холоднее. Душа привязана больше к нравственности и морали, ДУХ — к Богу. Я ценю в человеке ДУХ, пневму, а не душевность. Чем больше духа, тем меньше душевности. Вспомните Афанасия Великого, который прогонял всякого, кто к нему приходил. Они ему мешали стяжать Дух Святой. Главная цель всякого христианина — стяжание Духа Святого, а не душевности. Это Вам любой батюшка скажет.
Да, Тина, на первое место я ставлю отношение к душе, как к настоящему сокровищу в глазах Бога. Ради спасения души человеческой и пришел Господь на муки и все святые в один голос также говорили именно о спасении души, и сатана также хочет обладать человеческими душами и много делает для этого. Поэтому для меня это единственно по-настоящему ценное как в себе, так и в других. А все остальное считаю мудрствованием от лукавого и запутывание человека. Дух всегда будет немощен в падениях, если душа будет больной и не очищенной, хотя бы в той мере насколько это возможно для каждого. А это знает только Бог, поэтому у каждого свои личные испытания и долгота жизни. И ведь сказано «Ничто не чистое в Царство Небесное не войдет». Душа и дух практически едины, разница лишь в том, что дух имеет осознанность. Но в тоже время если душа холодная, к примеру, то и дух будет в человеке холодным и даже жестоким. Вы же знаете, Тина, что святые стремились обнищить дух свой, т.е. старались свести на нет, искоренить практически до умерщвления плоти греховные наклонности. Когда у человека что-то происходит трагичное, в первую очередь страдает и плачет душа и именно душа взывает к Богу о прощении, и именно душа будет на суде Божьем. Пустой человек не тот, кто вычещен изнутри фарисейски (по полочкам), а тот, кто ничего душевного не имеет, в том числе и совесть, а только сухой разум с соответствующим духом в нем. Поэтому так легко в такой «дом» вселяться бесам…
Да, комментарии интересные. Даже не думала, что тема затронет.
Тема очень животрепещущая… С одинаковым интересом прочитала и статью Вашу, Тина, и комментарии… Спасибо!
С Вами, Лаура, труднее всего. Но меня смущает в Вашей постановке то, что Вы ставите на первое место душу, а не дух. Спастись никто не может без благодати, ни чистотой души, ни добрыми делами, поскольку первое на земле недостижимо (все люди грешные и никто не свят), а второе — сплошной обман: несть се благодать, но долг паче (Утренняя молитва). Изначально в вопросе «полюбить себя» есть лукавство, как бы его не объяснять. Думаю, что крен в эту сторону появился после 91 года, когда западные ценности лавиной хлынули через открытые границы. Да, нас воспитывали в любви к Родине, близким, матери — а что в этом плохого? Нет, все стали вдруг бороться за права человека, в том числе и за право любить себя. «Душа обязана трудиться и день, и ночь» — не чтобы спастись (потому что это не в силах человека), а чтобы максимально приблизиться к Вечности и бессмертию.
Спасибо, Татьяна. Тема действительно интересная. Но в ней меня угнетает то, что полюбить себя считается чем-то идеальным, конечной точкой. С чем я абсолютно не согласна.
Я и сейчас считаю, что «любить себя — это эгоизм, что надо в первую очередь любить страну, родителей, близких, других людей, и так далее». Одно дело эгоизм, который не равен никогда любви к самому себе, а другое дело эгоцентризм — когда в твоей психологии нет места другим людям, потому что ты интроверт. Но это не значит, что интроверт меньше любит других, чем экстроверт, который легко вступает в контакт, умеет общаться, любимчик публики. Просто это ему дается без труда, и другое дело — интроверт, у которого с окружающими отношения никак не складываются. Но чья душа ближе к Богу — первого или второго — Бог весть.
Нет, уравнивать любовь к себе с любовью к своей душе я бы не стала. Душевность и духовность — вещи все-таки разные. Человек душевный не значит духовный. А любить себя — это прежде всего трудиться над своим духом. И что значит «не загрязнять свою душу»? Главное не в этом, а в том, чем ты ее заполняешь. Не загрязнять — это отрицательное действие, а заполнение — положительное. И сколько было случаев, что человек падший в критической ситуации оказывался гораздо более сильным, готовым пойти на самопожертвование. Так что здесь все сложнее. тем более, что люди рождаются в разных семьях и имеют разный начальный жизненный опыт, самый важный в формировании человека.
В Евангелии есть на этот счет притча: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Матф 12:43-45
Нечистый дух возвращается в «свой дом», то есть в человека, в котором он раньше обитал, и находит его «незанятым, выметенным и убранным». Затем он приглашает «семь других духов, злейших себя», и входит с ними в свой бывший дом опять. Что же было не так с «домом», что дверь для бесов открылась вновь? Дом был «выметенным», но он был «пуст» — вот в чем проблема!»
Так вот. Думаю, надо заботиться не о чистоте души, а о том, чтобы она была заполнена духовными помыслами, а не пуста, тогда вопрос о чистоте будет решаться сам собой. Иудеи тоже заботились о чистоте, омывая себя от нечистот, даже пищу делили на чистую и нечистую, при этом Иисус называл их гробами повапленными (т.е. крашенными).
Это ощущение в первые годы сознательной жизни, наверное, у всех: пишешь черновик, а не живешь. Помню, что когда впервые выходила замуж, то говорила себе, что это всего лишь эксперимент. Не получится — будет другой. Эксперимент оказался неудачным, но примечателен в данном случае сам подход к жизни как к эксперименту. Стыдно сказать, но и через сорок пять лет я по-прежнему экспериментирую, хотя эти эксперименты иногда заканчиваются неудачей, но далеко не все. Неудачи меня продвигают гораздо сильнее, чем удачи. Продвигают куда? К любви к ближнему. Как ни странно.
Тина, действительно, в молодости думаешь только о будущем, как будто не живёшь, а черновик пишешь (помните, в фильме «Москва слезам не верит» так говорил герой?). Проходит лет 30 (не проходит — пролетает!), оглядываешься и понимаешь, что черновик-то переписать нельзя, это и была твоя жизнь, БЫЛА твоя ЖИЗНЬ! Вот тогда и начинаешь ценить каждый дарованный тебе день и жить днём сегодняшним.
«Полюбить себя» — это словосочетание немного режет нам слух, нас ведь с детства учили, что любить себя — это эгоизм, надо в первую очередь любить страну, родителей, близких, других людей, и так далее. Но если подойти к этому высказыванию немного с другой стороны, и попробовать любить не «себя» — телесного (ах, какой я красивый, надо одеть себя получше, накормить повкуснее, выгулять покомфортнее), а «себя» — свою душу, как замечательно написала Лаура, то всё встанет на свои места. Любить свою душу — значит не позволять ей запачкаться, оскверняться дурными поступками и мыслями, беречь её.
Тема насущная на все времена! Только недавно читала историю любви Чарли Чаплина и Уны О Нил. Они нашли настоящую любовь друг в друге и долгие 34 года были глубоко счастливы, родив восмерых детей. Неудивительно, что мудрость пришла к Чаплину, благодаря этим отношениям.
Мудрая краткость Ходжи Насредина вызывает одновременно улыбку и восхищение от попадания стрелы исключительно в сердцевину цели…
——————————————
Поняла, что при любом общении с человеком, очень важно учиться называть вещи своими «именами», тогда многое встает на свои места. Вот, если говорить именно о значении слов «полюбить себя», то это сделать достаточно сложно по одной причине.. Подсознательно, честная от природы душа не соглашается любить изъяны, неприглядные стороны, грехи, которые носит в себе человек. Поэтому человек сознанием и душой не может сказать себе — я себя люблю (всецело). А вот когда говоришь себе — моя душа очень ценная в глазах Господа и я не хочу причинять боль и страдания своими поступками душе, начинаешь действительно с достоинством относится к ней, любить ее, чтобы дать душе возможность спастись и быть в вечной Любви у Бога. И тем самым также выражаешь почтение и Создателю и Господу Иисусу Христу за всё. И уже любить душу становится очень легко, а грехи становится ненавидеть легко. Через любовь к своей душе начинаешь любить и тело и свою духовность-целостность, а потом также начинаешь относится и к другим душам людей. И таким образом становится намного легче любить и ближних — не только понимать и прощать их, но и даже искренне и с болью жалеть «ненавидящих и обидящих»…
Замечательный пост. Тина, большое спасибо. Соглашусь с комментариями, чтобы полюбить себя требуется жизненный опыт. И добавлю от себя — мир, в котором мы живем сейчас (не знаешь в какой момент, какая бомба взорвется), изменился, а значит и изменились наши представления о любви (к себе и к ближним). Спасибо за интересную тему.
Вы правильно поняли мой замысел: противопоставить любовь к себе, как западную модель жизни (с любовью к комфорту, сладкой жизни, деньгам) — восточной модели, где любовь к ближнему, желание прийти на помощь другу («Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15. 13.)) — важнее всех материальных благ. Думаю, что Чарли Чаплин любил себя и тогда, когда жил с Лиллит. А его афоризмы — это красиво оформленная идеология индивидуализма, которая и в нашем обществе становится постепенно важнее, чем любовь к ближнему. Отсюда и разъединенность общества, которая как зараза все дальше и глубже проникает в каждого из нас. Но, надеюсь, что это временное помутнение, потому что наши корни все-таки не в другом.
У меня внук вступил в жизнь (22 года) и он весь заточен на карьеру, достаток, туризм. Даже и не знаю, хорошо это или плохо. Но то, что заботы о завтрашнем дне действительно все меньше заботит людей поживших и повидавших, это точно. В юности кажется, что все еще впереди и это «впереди» заботит больше, чем «сегодня». При этом я всегда вспоминаю Евангелие: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы” (Мф. 6:34). На все — воля Божья. Если каждый день проживать достойно, то заботится о завтрашнем дне не имеет смысла. По крайней мере, так живет Восток и восточные мудрецы говорят об этом постоянно: главное процесс, а результат лишь следствие правильного и хорошо организованного процесса. Сегодня — это процесс, завтра — это результат.
В этой теме Чаплин представляется по-западному несколько примитивен. Интересная информация:
«…Чаплин познакомился с 14-летней Лиллит Мак-Мюррей. Девушка работала в кондитерской отца рядом с киностудией. Чарли часто бывал там, и увлекся хорошенькой продавщицей. Он предложил ей роль ангелочка в своем фильме «Малыш». Через три месяца она забеременела. Отец девушки при адвокатах показал актеру снимки интимных отношений с его дочкой и пригрозил посадить Чарли на 30 лет за развращение несовершеннолетней. Тот умолял Лиллит сделать аборт, обещал $20 тыс., если она найдет другого жениха. Однако после того как ее дедушка с дробовиком ввалился на съемочную площадку «Золотой лихорадки», а дядя прислал визитку мирового судьи, актер согласился на бракосочетание.
Лета родила Чаплину двух сыновей — Чарльза и Сиднея. Однако их брак был несчастливым. В декабре 1926-го Лиллит вместе с детьми переезжает к матери, а вскоре ее адвокаты подают иск о разводе. На 42 страницах Лита написала заявление, где обвиняла мужа в жестокости и аморальности и раскрывала подробности их семейной жизни. За два года у Чаплина якобы было пять любовниц. Он неоднократно угрожал жене пистолетом и водил домой проституток. Заявление размножили и продавали на улицах по 25 центов.»
Да, но, может быть, он и вписывается в эту тему — возможно он «полюбил себя» несколько позже описанных событий 😉
Когда я полюбил себя, я перестал жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это Удовлетворением…жить только настоящим моментом(моё мнение) могут люди уже прожившие ооочень большой отрезок жизни…более молодые ,да у них так не думаю что получится,слишком суетная сейчас жизнь,нет стабильности и определённости,какой-то вечный бег или игра в догонялки…мне приходится часто общаться с молодёжью,молодыми семьями,это где-то 25-30 лет(друзья сына часто бывают у нас,вот и сделала выводы)Так что,всё индивидуально!!!!А тема поста актуальная….Спасибо,Тина!
Да, мне тоже это высказывание понравилось.
«Как отличить Божественную любовь от любви шайтана?» — спросили ученики Ходжу Насреддина. – «Очень просто, — ответил мудрец. — Шайтан любит человека прямо, и это называется страсть, а Бог — косвенно, и это называется благодать».
Удивило и заставило задуматься…