Послушание

poslushanieПослушание – неподъемный для меня камень преткновения. В церковной среде  числюсь по разряду несмиренных и строптивых. Внешне делаешь все, как положено, а внутри - нет согласия.

Меня не убеждает, что  должна делать то или иное за послушание или просто потому что  переступила порог храма (не монастыря!),

делать  по внешнему приказу, словно  бессмысленный ребенок, а не взрослый человек. Тем более страшно вручать свою душу кому-то только потому, что он ходит в священническом облачении.

Не понимаю сердцем и умом, почему  должна быть послушной тому, кого  не выбирала в духовники, кого не принимаю сердцем, с кем никогда не беседовала откровенно и не открывала своих помыслов.

Я не принимала монашеский постриг, не давала монашеских обетов и привыкла, прежде чем делать что-то, думать и нести ответственность за свои действия сама.

Священники об этом молчат, предпочитая
диктовать свою волю всем и каждому, кто входит в число прихожан, превращая послушание в исполнение приказов и возводя свои слова в истину последней инстанции. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает в связи с этим:

«Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем …без сомнения вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину…».

А Иисус Христос взывает к своим ученикам:

«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф., 23; 8-10).

Расскажу суфийскую притчу, но без  концовки. Попробуйте дать свой ответ о выборе Мастера.

 притчи

 

Жил был Учитель, к которому пришли двое и просили стать его учениками. Он согласился, сказав, что взял их с трёхмесячным испытательным сроком. В течение девяноста дней Мастер не давал им заданий, не проводил с ними бесед и не приглашал на собрания.

Когда испытательный срок истекал, он позвал их во двор и сказал: « Я хочу, чтобы вы вышли за ворота; там стоят верблюды. Пусть каждый из вас возьмёт одного верблюда за уздечку и, перебравшись через стену, перетащит через неё верблюда».

Первый ученик сказал: « Мастер, я слышал, что сказано: используй ум. Мой ум говорит мне, что это невозможно, а моя интуиция говорит мне, что ты дал мне это задание, чтобы проверить, есть ли у меня здравый смысл или нет».

«Итак, ты не станешь пытаться перетащить верблюда через стену?». «Я не стану, Учитель, и пусть это не выглядит как непослушание». Тогда Мастер повернулся ко второму ученику: « А что ты ответишь?»

Не сказав ни слова, ученик вышел за ворота, и направился к верблюдам. Он взял уздечку и, подведя верблюда к стене, попытался взобраться на неё, но у него ничего не вышло, так как он держал уздечку в руке. «Достаточно, — сказал Мастер, — верни животное на место и возвращайся».

Кто стал послушником мастера? А вот христианская притча о послушании:

poslushanie1

«Однажды некий брат пришёл к авве Иосифу. В его монастыре было великолепное древо — смоковница. При наступлении утра авва сказал брату: «Поди, покушай плодов смоковницы».

Тогда была пятница, и тот не исполнил сказанного старцем, чтобы не нарушить церковного постановления о посте. После этого брат умолял авву, говоря: « Бога ради объясни мне твой поступок! Ты повелел мне с утра употребить пищу, а я по причине поста не сделал этого. И стыдно мне тебя! Недоумеваю — в каком разуме дал ты мне, старец, приказание употребить пищу и что хотел выразить этим?»

Авва ответил: « Отцы сначала говорят братьям слово по большей части в виде испытания, а не прямо. Когда же увидят, что они выполняют даже извращённое приказание, то уже не испытывают их неправильными приказаниями, а наставляют истине, убедившись в их послушании».

poslushanie2

Я согласна и с первой, и со второй,и с множеством других притч о послушании, но здесь изначально есть одно условие, которое делает послушание возможным и отличает его от исполнения команд хорошо дрессиванной собаки: ученики приходят сами, свободно и добровольно. К Учителю, к Мастеру, в монастырь к духовнику, приходят, чтобы слушать Наставника. Послушание начинается с желания слушать, с любви, а не с приказов. Об этой ответственности за личный выбор человека  говорит митрополит Антоний (Сурожский).

«Когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».

Отношения наставника и ученика именно в том заключаются, что ученик вслушивается в своего наставника — не только просто и формально в его слова, а старается проникнуть в мысли, в опыт, в понимание, в знание, в чувство, которыми продиктованы те или другие его слова. И благодаря этому человек может постепенно перерасти свой опыт и приобщиться опыту своего наставника».

А если нет таких отношений, то  все разговоры о послушании и преслушании – есть ложь и манипуляция, стремление закабалить человека,  сделать его  послушным орудием в своих руках, что в немалой степени многим и удается.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Мудрые мысли, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

21 Responses to Послушание

  1. Спасибо, Надежда Алексеевна, за понимание. Я солидарна с Вами, что каждый идет своим путем, ищет истину в тишине и не суетности. К Богу ведет тысяча дорог и каждый из этой тысячи выбирает свою. Я выбрала вот этот путь. Конечно, это малая крупица в океане не только Интернета, но и в мире вообще, но меня греет то, что я все-таки не одинока в своем духовном и культурном голоде и другие помогают мне с ним справиться. Общение с такими друзьями стало для меня глотком свежего воздуха и уже необходимостью. Я чувствую и в Вас родственную душу, и неважно, что мы в чем-то расходимся, в главном — мы понимаем друг друга. Храни вас Господь.

  2. Здравствуйте, Тина Гай!
    Каждый из нас в поиске истины, в обретении веры в Христа идет своим путем. Давно для себя усвоила аксиому: церковь — это когда все вместе, в одном месте и об одном и том же. Где-то прочитала примерно такую фразу: одинокий путник в поисках истины блуждает по лесу разума. Не хором же мы ищем эту истину, а каждый «в своей норе» и по-своему. На определенном отрезке пути мы все индивидуалисты. Наверно, это естественно. А как еще может быть? Ведь вера — что внутри, причем очень глубоко, это должно созреть подспудно, в одиночестве. в «тиши души», таинственно и интимно. Я тоже «индивидуалистка», хотя от модных ныне слов «полюбите себя» меня коробит. Снаружи — только обрядовость. Обряды можно узнать однажды и на всю, что называется, оставшуюся жизнь. И это неинтересно. Создатель вложил в нас больше того, что мы реализуем. Поэтому ваш девиз оправдан и привлекателен — для ищущих истину, А блог занял свою нишу в интернете и нашел отклик.
    Любовь, терпение, жалость к людям и всему живому, желание что-то сделать для людей благое, стремление разобраться в себе и помочь своим опытом другим (а вдруг пригодится, а не пригодится, ну и ладно, ну и идите своим путем), причем все это искренне, с болью душевной, по-интеллигентски мягко, умно, ненавязчиво, эстетично, наконец, — все это очень важно, и это есть в вас и вашем дневнике, именно это подкупает, располагает к вам и вызывает чувство уважения к вам и признательности за ваш труд. Храни вас Господь. А меня простите.

  3. Спасибо, Юра. Поняла и приняла!

  4. yuriyapril says:

    Здравствуйте, Тина!
    Уступание и достоинство…
    Уступание — мы как часть Целого, принимаем то, что создало, имеет Целое…, Бытие ( в вашем слкчае — Бог ) наше достоинство нисколько не нарушается…, в этом случае мы вместе с потоком Жизни ( Бытия ) !
    Это, как ученик изучающий основы математики, принимает теорему Пифагора о прямоугольном треугольнике( конечно на плоскости )! Или вы принимаете числа Фибоначчи…, вы конечно можете их отрицать, но опыт жизни показывает, что природа построена согласно им…, и правил золотого сечения… к примеру…
    Так и ученик, вовсе не теряя достоинства, познает основы математики, других наук, мира вообще !
    Какая же здесь потеря достоинства, когда часть идет в едином потоке с Целым !

    p.s. иногда мы с Валентиной даже полемизируем, по некоторым вопросам, хорошо иметь жену, которая «не смотрит в рот» …, а имеет свое собственное суждение, к тому же в вопросах химии биологии и микробиологии…( в прошлом она — микробиолог, заведующий лаборатории в военном госпитале ), я полностью на нее полагаюсь…Здесь она — более компетентна!
    А логические задачи и всякие судоку, решает как орешки!
    До встречи!

  5. Юра, я могу дать определения смирению, но не собственное, потому что про собственное понимание я уже сказала: это принятие всего, что с тобой происходит с благодарностью. В корне слова «смирение» — «мир», мир со всеми: с собой, с внешним окружением, с Богом. А вот другие определения, книжные, так сказать:
    —————————————————-
    Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    Смирение по отношению к Богу – это надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги; смирение по отношению к другим – это отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого; смирением по отношению к самому себе означает, что человек не смотрит за недостатками других, а видит собственные.

    Раскрыть сущность смирения нелегко. Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. (Я таких «смиренных» матушек видела-перевидела).
    _____________________________________________________________
    Слово «Уступание» мне нравится, уступание места другим: жизни, человеку, окружению. Но здесь требуется для меня разъяснить: как уступание соотносится с достоинством. Этот же вопрос меня мучает и в связи со смирением. Но в смирении и уступании, мне кажется, главное, Мир, мир в душе, который может быть у тех, кто давно уже практикует это чувство в себе и не раздражается ни на что, потому что он уверен в себе.
    ___________________________________________

    Юра, я очень рада, что Вы вместе с Валентиной читаете мои комментарии и вместе отвечаете. Передавайте ей от меня поклон.

  6. yuriyapril says:

    Surrender — отличное слово в английском ( переводится как: сдача или уступание ) именно — «уступание» — более всего подходит…, его кстати использует частенько — Экхарт Толле.
    Это как раз о принятии…
    Смирение…, скверное слово…, как рабство, подчинение…, ну прочая христианская — химера !
    Христианство ( да и любая религия ) — инструмент для запугивания человека…, ты грешен, недостоин…, ну да — раб божий… Какой я ему раб, этому богу в церкви…, пусть им пугают детей, идиотов, затюканных, несчастных и слабых…?!

    Тут жена моя — Валентина, решила добавить:

    Смирение — это принятие чужой воли…, уступание — возможность произойти тому, что случается в настоящий момент.. не сопротивление Жизни, Бытию, если хотите…

    p.s. у нас с вами разные определения этих феноменов…( вы же не хотите давать — определения ! )

  7. В основании смирения — тоже принятие. Принятие всего, что тебе посылает жизнь (Бог), и плохого и хорошего. Принимать и благодарить — в этом смирение, а потому смиряться можно, не будучи православным или прихожанином. Смирение — это сила духа, способного принять. НУ многих этого духа нет, начинают ныть, стонать, все не так, Бог забыл… Сама была такой, знаю. И потому абсолютно согласна и присоединяюсь к Вашему утверждению:
    ________________________________________________________

    «Вы не можете отвергнуть то, что происходит прямо «здесь и сейчас» — это нужно принять…, а вот если вы будете отвергать это — вылетите из потока жизни, что моментально превращает вашу жизнь в трагедию!»
    __________________________________________________________
    Очень точно! Спасибо!

  8. yuriyapril says:

    Тина, я говорил о «принятии»…, т.е. согласии с тем, что происходит прямо сейчас — личном, причем здесь — «принято» ?
    Вы не можете отвергнуть то, что происходит прямо «здесь и сейчас» — это нужно принять…, а вот если вы будуте отвергать это — вылетите из потока жизни, что моментально превращает вашу жизнь в трагегию!
    Принятие ( понимание неизбежности происходящего в данный момент ) — не смирение, в котором я чуствую — подобострастие и ложь!
    Но принятие — не есть всегда бездействие, принятие часто предполагает именно активное действие, согласуемое с потоком жизни!

  9. Принято то, что происходит здесь и сейчас с тобой лично или вообще в мире и окружении? Жизненная сила — да, но смирение перед тем что происходит с тобой это то же самое. Я только не принимаю смирение, как исполнение чьего-то приказа. Для меня это равносильно насилию.

  10. yuriyapril says:

    вместо покорности и смирения ( слова эти…, как протянутая рука за подаянием…)
    предлагаю заменить на:
    принятие потока жизни и «естьность»… то есть тому, что случается прямо сейчас…,
    в них чувствуется жизненная сила… и непротиворечие с наукой и осознанностью!

  11. Надежда Алексеевна! Я очень рада, что Вы откликнулись. Действительно рада, потому что чаще всего не просто не соглашаются со мной, а начинают осуждать. Забывая и о том, что это один из самых тяжелых грехов. Никто не знает, почему человек дошел до такой жизни, почему с ним происходит то или иное. Приведу один пример, поразивший меня. Вы, наверное, знаете, как был силен в свое время Филарет (Московский), тот, что написал ответ Пушкину на его стихотворение «Дар напрасный, дар случайный,/ Жизнь, зачем ты мне дана?». Так вот был такой замечательный благотворитель врач Гааз, который оказывал огромную помощь осужденным. А можно представить, что творилось тогда в царских тюрьмах. Ужас!!! Так вот, известный юрист Кони вспоминает. Приведу цитату:
    _____________________________________________________
    Д.Ровинский (тоже известный юрист, меценат и собиратель лубка ) «… был очевидцем замечательного и памятного ему столкновения Гааза с председателем (тюремного) комитета, знаменитым митрополитом Филаретом, из-за арестантов. Филарету наскучили постоянные и, быть может, не всегда строго проверенные, но вполне понятные при старом строе суда, ходатайства Гааза о предстательстве комитета за «невинно осужденных» арестантов. «Вы все говорите, Федор Петрович,— сказал Филарет,— о невинно осужденных… Таких нет. Если человек подвергнут каре — значит, есть за ним вина…» Вспыльчивый и сангвинический Гааз вскочил с своего места… «Да вы о Христе позабыли, владыка!» — вскричал он, указывая тем и на черствость подобного заявления в устах архипастыря и на евангельское событие — осуждение невинного… Все смутились и замерли на месте: таких вещей Филарету, стоявшему в исключительно влиятельном положении, никогда еще и никто не дерзал говорить в глаза! Но глубина ума Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем, после нескольких минут томительной тишины, встал и, сказав: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл — Христос меня позабыл!..» — благословил всех и вышел»
    ___________________________________________________
    Но это был Филарет, один из самых замечательных архипастырей, который быстро понял, что он был неправ и даже жесток в данном случае. Но теперешние священники далеко не филареты и из их уст гораздо чаще слышишь такие обвинения в адрес паствы. Я понимаю, что все мы люди, в том числе и священники, и именно поэтому они меньше всего имеют право обвинять кого-либо и тем более — осуждать. Все проходят через брань. Этот так, и то, что батюшкам сложно — тоже понимаю. Но именно поэтому они должны чувствовать боль другого гораздо сильнее, чем простой смертный, а получается — наоборот. Простой человек верней посочувствует, чем батюшка, который и знать не знает, что творится в душе человека. Потому что они все-таки не старцы, которых осталось раз-два и все. Говорят, что все проходят три стадии: восторга-охлаждения и критики — синтеза и возвращения. Я — на второй стадии. Мне трудно даже смотреть передачи по православным каналам, все напоминает о боли и унижениях, которые переносила в храме. И завидую, искренне тем, кто ходит в храм и молится искренне и от всего сердца. Но сама я уже так не могу. М.б. со временем то мое искреннее состояние вернутся, но пока только Иисус Христос, многовековая христианская культура и Великий Пост меня связывают с церковью. Дай Бог, чтобы Вы никогда не разочаровались в том, во что так горячо верите. Увы, я эту искренность потеряла, а делать вид — не научилась.

  12. Здравствуйте, Тина Гай!
    Вот уже час целый сижу и читаю вас. Первое, что меня поразило и сразило, это ваша искренность. Решила откликнуться, почувствовав в вас те же душевные метания. Я в церкви больше 20 лет. Многое мне пришлось вытерпеть за это время, да и до сих пор терплю, а внутри ропщу. Думаю, что нужно ломать себя, такую правильную и разумную. Меня не раз унижали, незаслуженно обижали, не так понимали мои слова и поступки. Однажды после батюшкиного разноса ни за что меня трясло целый месяц. Когда во мне устаканиваются страсти после таких эксцессов, я говорю себе, что это Господь испытывает нас в крепости веры, так нужно для меня, для моего спасения, чтобы урезонить во мне гордыню. Смотрю на тех, кто рядом со мной несет то или иное послушание ( нас, волонтеров, в храме не так уж и много) и вижу: те же проблемы. У батюшек трудностей еще больше: искушения посложней наших. Что ж, надо преодолевать себя, иного пути в церкви нет. Мы для того и пришли сюда, а точнее, Господь привел. Не для любования собой, не для красивых и выспренних рассуждений о своей тонкой и непонятой душе и ее высших устремлениях — для войны с собой, для брани с тем темным и гибельным, что в нас живет и, увы, несмотря на все наши старания часто побеждает. Спасибо за прямоту и откровенность, за приглашение высказаться, не боясь быть непонятой. Спасибо за ваш блог. А меня простите.

  13. Получила в сабскрайбе интересный комментарий от Надежды82 на этот текст, который хочется разместить и здесь.

    Я не хочу оскорблять чувства верующих. Это просто мои размышления. Моя система веры.

    Каждый думающий человек, рано или поздно, открывает для себя понятие веры, и задаётся вопросом: «Есть ли в ней смысл…?»

    К религиозной философии обращались известнейшие люди во все времена, достаточно назвать Владимира Соловьёва, Сергея Трубецкого, Семёна Франка.

    У каждого свои отношения с Богом, своя концепция Бога. Даже атеисты верят в «Бога, которого нет». Я сторонница индивидуализма, и склонна думать, что у Бога особый подход к каждому человеку. Ему лишь ведомы пути. В итоге, все предстанут перед Богом и понесут ответственность за свою земную жизнь. Бессонными ночами думаю, каким образом создать для себя идеальную систему веры? Возможно, всё откроется лишь после смерти. Мои поиски интуитивны.

    Иногда захожу в Храм, но только в промежутках между службами, когда там пустынно и ощущается особая атмосфера. Можно в уединении помолиться перед иконами. Соборность мне неведома и непонятна. Я не чувствую сопричастности с народом в Храме. Во мне гордыня хлещет через край.

    Да и таинство исповеди, не во всех Храмах, давно превратилось в конвейер. У меня, правда, есть духовный отец, так получилось, что я стала его первым чадом. Я тогда написала «самодельную» икону, а он её освятил в алтаре. Мудрый и в миру, (окончил аспирантуру МГУ, факультет физики) и в вопросах веры.

    Получая свою основную специальность «менеджмент» в Политехническом институте, я параллельно, по благословению духовного отца, поступила в Духовную академию, на факультет педагогики и психологии. Меня очень привлекали специальные предметы: Теология (Богословие), иконоведение, литургика, философия Богословия, религиоведение. Но меня не устроили жесткая дисциплина, и некоторые разногласия в вопросах веры. Я покинула академию.

    Но я верю в мистическое Откровение. Я доверяю своему внутреннему чувству, и ощущаю некую связь с Богом. В неё я верю особенно!

  14. Да, именно так: гордыня, недовольство, ругань. Смирение дается с большим трудом и требует больших духовных сил, которые у подавляющего большинства очень и очень ограничены.

  15. Лариса says:

    Спасибо, очень созвучно моим мыслям. А за Сурожского отдельное спасибо, как же умен этот человек.
    Смирение, как мне кажется-это результат работы над собой. И как же в семьях не хватает этого смирения, а все ругань, недовольство, гордыня.

  16. Вы знаете, Ольга, я очень много читала про смирение, и везде говорится о смирении как противоположности гордыне, под которой понимают самонадеяние и самовозвышение. Этот грех признаю за собой и к сожалению, он неистребим, особенно там, где получаешь от трудов какие-то результаты. Об этом говорили многие утцы и Учителя церкви, например, тот же Иоанн Лествичник. Поэтому они и убегали в безлюдные места. Но из нашего мира далеко не убежишь да и бегством не спасешься, если внутри нет покоя и тишины. Себя несешь везде и от себя не убежишь. Что касается судьбы, то в нее я не верю. Это фатализм. Человек может изменить судьбу, потому что Бог и Человек — соработники. Бог — не судьба, судьба слепа, а Бог — Всевидящ и Он ждет усилий человека, чтобы изменить свою жизнь, если она его не устраивает. Спасибо за подсказку тем: «Покорность и смирение», «Судьба и смирение».

  17. Да, абсолютно с Вами согласна, Юрий: личная ответственность и есть основа свободы. Только в храмах стремятся переложить эту ответственность на священника или мужа, как учит Домострой. Хотя времена изменились, а установки остались. Тем более, что они в немалой степени культивируются в православии теми же священниками.

  18. Лариса, я тоже выросла без церкви и хоть стала ходить в церковь и воцерковленная внешне, но смирения во мне нет: не могу согласиться с тем, что только исполнение и никаких возражений никому из священнослужителей. С ними не поговоришь на волнующие тебя темы, за редким исключением. Это меня и смущает. Потому приходишь в храм, отведешь душу и идешь дальше, стараясь не встречаться со священниками. На Учителя я не тяну, слишком грешна и несмиренна. Просто стараюсь рассказывать то, о чем в храмах действительно не услышишь. Верблюд через забор — это из второй притчи: давать такие приказания желающим стать учениками у Учителя (настоящего) дают для испытания их готовности подчиняться Учителю во всем, раз он добровольно пришел к Нему. Это чисто восточная практика отношений «Учитель-ученик». В ней есть смысл, потому что вслушиваясь и всматриваясь в своего Учителя ученик начинает вырастать в меру своего Учителя. Живая практика передачи духовного опыта. Ученик в этом случае соглашается на беспрекословное послушание. Тема очень интересная и волнующая многих, но опять же в храмах на эту тему не говорят, предпочитая ограничиваться ярлыками «несмиренный», «горделивый», чем пресекают на корню всякое желание разговаривать дальше на эту тему. Но многие, если не большинство из прихожан, принимают это требование и смиряются, и терпят и наверное получают от этого какой-то плод. Как в одной притче рассказывается, что духовник потребовал посадить рассаду капусты вверх корнями. На удивление и вопрошание ученика «Но ведь ничего же не вырастет?!» старец ответил «Нет, вырастет — послушание». Но я как и вы ответила бы «Но не верблюда же через стену!!!»

  19. Людмила says:

    Тина, здравствуйте! Очень интересная тема и хотелось бы почитать комментарии из церковной среды! Не знаю, мне кажется, что всё зависит от человека! Например, Вы — мой Учитель, компетентны во многом, о чём я и не слышала! Что-то приму на веру, как скажете, но не верблюда через забор!!! Я выросла без церкви и нет во мне ни смирения, ни послушания. Возможно, если бы нам пришлось встретится и разговор бы не получился. Да, тема интересная.

  20. yuriyapril says:

    будучи вне официальной религии…, скажу: подобная трактовка — » ответственности за личный выбор человека» — одно из важнейших качеств в трансфомации сознания человека… и обретение подлинной свободы…

  21. Ольга дмитриевна says:

    Здравствуйте. Скорее всего вы не можете найти ответ на вопрос: «В чём разница между покорностью и смирением для вашей судьбы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *