В 90-е годы народ потянулся в храмы, они снова стали наполняться после многолетнего плена атеизма. Но за это время народ успел забыть божественный язык церковного песнопения, церковно-славянский язык богослужений, образный церковный слог и смысл служб. Они, так же, как и
Люди вернулись, но уже совсем в другом состоянии мысли и духа, вернулись уже как язычники.И хотя во всех службах есть логика, последовательность, строгая выверенность, но они понятны только тем, кто знает этот богослужебный язык. К сожалению, красота и смыслы, образные наречия и благодатные слова, закрыты даже для тех, кто не один год ходит в храм.
Это типично для всех, кто специально не изучал православное богослужение, его историю, структуру, партитуру, особенности каждой службы. А их немало: полунощница, малая вечерня, вечерня, повечерие, утреня, часы (от 1-го до 9-го), божественная литургия. А есть еще требы и таинства, богослужебные круги (седмичный и годовой) и богослужебные книги, которые тоже строятся особым и не случайным образом. И каждая служба, молебны и таинства имеют свою последовательность, свой строй и структуру.
Не случайно в храме на клиросе обязательно есть уставщик - дирижер службы, знающий устав, готовящийся к службам по специальным книгам, руководящий всей службой, в которой участвуют священник, дьякон, алтарник, лик (хор), чтец и народ. Иногда обязанности сослужащих совмещаются, но все равно – это единый оркестр, которым надо управлять. В этом оркестре каждый знает свое место и момент, когда кому вступать.
Из-за сложности православного богослужения в духовных заведениях изучается специальная дисциплина – литургика, предметом которой является изучение премудростей и строя богослужения, техники его ведения и исполнения. Так появились клирики-профессионалы: регент – руководитель клиросного хора; уставщих-псаломщик – чтец и ведущий службы; лик (хор) – певчие, как правило, со специальным музыкальным образованием; алтарник – помощник в алтаре, не говоря уже о священниках и дьяконах, которые поставляются на службу определенным чином. Это все клир.
ходить в воскресную школу – порой стыдно, да и дают там самые простые знания: православный этикет, что такое просфора, святая водичка, рассказывают о двунадесятых праздниках. В лучшем случае, изучают церковно-славянский язык, Закон Божий и некоторые песнопения – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево».
Начиная серию статей по православному богослужению, не претендую на систематичность и полноту, скорее хочу сделать акценты только на наиболее часто возникающих у мирян вопросах, как когда-то они возникали у меня.
Сейчас, хочу вернуть свои знания, но уже имея некоторый опыт богослужения и жизни в церкви, а скорее всего – и самой понять непонятое. Может быть, это несколько дерзко, но общаясь на богослужебные темы со своими друзьями, поняла, что именного этого им не хватает – простых рассказов о богослужении. Как это получится – не знаю.
Хочу рассказывать о богослужении именно мирянам, простым прихожанам, оказавшимся, так сложилось исторически, на обочине церковной жизни, хотя некоторые могут с этим и не согласиться. Я тоже отношу себя к их числу.
Тина Гай