Православное богослужение для мирян. Введение

bogoslujenieПравославное богослужение очень красиво, таинственно, насыщенно богословием и глубокими смыслами, но, как правило, они сокрыты для простого прихожанина. И хотя в православном богослужении содержится всё необходимое для понимания православных праздников и их смысла, для покаяния, Боговедения и православного богословия, но многое из этого богатства непонятно.

В 90-е годы народ потянулся в храмы, они снова стали наполняться после многолетнего плена атеизма. Но за это время народ успел забыть божественный язык церковного песнопения, церковно-славянский язык богослужений, образный церковный слог и смысл служб. Они, так же, как и икона, стали требовать толкования и объяснения.

Люди вернулись, но уже совсем в другом состоянии мысли и духа, вернулись уже как язычники.И хотя во всех службах есть логика, последовательность, строгая выверенность, но они понятны только тем, кто знает этот богослужебный язык. К сожалению, красота и смыслы, образные наречия и благодатные слова, закрыты даже для тех, кто не один год ходит в храм.

Среди знакомых часто слышу: «Ничего не понимаю в службе: не могу разобрать слов, не понимаю, что за чем идет, стою в храме как истукан, просто так, чтобы хотя бы помолиться – за себя, родных, близких. Кто-нибудь бы понятно и доступно рассказал, что происходит в храме. Из-за непонимания, мысли убегают далеко от службы, думаешь уже не о Боге, а своих делах».

Это типично для всех, кто специально не изучал православное богослужение, его историю, структуру, партитуру, особенности каждой службы. А их немало: полунощница, малая вечерня, вечерня, повечерие, утреня, часы (от 1-го до 9-го), божественная литургия. А есть еще требы и таинства, богослужебные круги (седмичный и годовой) и богослужебные книги, которые тоже строятся особым и не случайным образом. И каждая служба, молебны и таинства имеют свою последовательность, свой строй и структуру.

Не случайно в храме на клиросе обязательно есть уставщик - дирижер службы, знающий устав, готовящийся к службам по специальным книгам, руководящий всей службой, в которой участвуют священник, дьякон, алтарник, лик (хор), чтец и народ. Иногда обязанности сослужащих совмещаются, но все равно – это единый оркестр, которым надо управлять. В этом оркестре каждый знает свое место и момент, когда кому вступать.

Из-за сложности православного богослужения в духовных заведениях изучается специальная дисциплина – литургика, предметом которой является изучение премудростей и строя богослужения, техники его ведения и исполнения. Так появились клирики-профессионалы: регент – руководитель клиросного хора; уставщих-псаломщик – чтец и ведущий службы; лик (хор) – певчие, как правило, со специальным музыкальным образованием; алтарник – помощник в алтаре, не говоря уже о священниках и дьяконах, которые поставляются на службу определенным чином. Это все клир.

Единственный сослужащий, оставшийся в стороне от профессионализации и клира, оказался народ. Его не готовят специально к службам, они приходят и тычутся, как слепые котята: спросить стыдно, не дай Бог, нарвутся на грубость; изучать самостоятельно – нет времени и всегда найдется масса других маленьких мирских и более "важных" дел;

ходить в воскресную школу – порой стыдно, да и дают там самые простые знания: православный этикет, что такое просфора, святая водичка, рассказывают о двунадесятых праздниках. В лучшем случае, изучают церковно-славянский язык, Закон Божий и некоторые песнопения – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево».

Начиная серию статей по православному богослужению, не претендую на систематичность и полноту, скорее хочу сделать акценты только на наиболее часто возникающих у мирян вопросах, как когда-то они возникали у меня.

Сейчас, хочу вернуть свои знания, но уже имея некоторый опыт богослужения и жизни в церкви, а скорее всего – и самой понять непонятое. Может быть, это несколько дерзко, но общаясь на богослужебные темы со своими друзьями, поняла, что именного этого им не хватает – простых рассказов о богослужении. Как это получится – не знаю.

Хочу рассказывать о богослужении именно мирянам, простым прихожанам, оказавшимся, так сложилось исторически, на обочине церковной жизни, хотя некоторые могут с этим и не согласиться. Я тоже отношу себя к их числу.

bogoslujenie1Православное богослужение действительно огромный и удивительный мир, его духовная красота неисчерпаема и каждый раз она заново и с новой силой открывается молящемуся.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged православное богослужение, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *