Здесь ситуация примерно такая же, как с бумажными книгами. Возникновение более дешевых электронных носителей, бумажные книги постепенно переходят из категории необходимых (особенно для интеллигенции) в категории роскоши, эстетического украшения интерьера или коллекционирования.
Тот же процесс проделало и письмо, для которого сначала использовались стило, ручки или карандаши, потом – печатные машинки, а теперь – компьютеры. Каллиграфия же перешла в категорию изобразительного искусства, вернувшись к своим истокам, когда каждая буква выводилась с особой тщательностью, а заглавная прописная становилась настоящим шедевром.
Русскую печь нельзя рассматривать саму по себе только с точки зрения ее отопительных и варочных характеристик, безотносительно к ее эксплуатации, требующей сноровки и навыков. Когда почти три года жила в доме, где была настоящая русская печь, ни разу не воспользовалась ею в полном смысле слова.
Готовила пищу только на плите, установленной на шестке, ни разу не затопив горнила. Я и слов-то этих (шесток, устье, горнило…) узнала, только когда заинтересовалась русской печкой. А тогда мне было не до терминов: пришлось быстро учиться управляться со всем этим русским хозяйством.
Одни заботы: где взять дров, как растопить печь, когда убирать золу и закрывать заглушку. Приходилось постоянно очищать посуду от гари и сажи и находиться рядом с вечно засаленным темным запечным уголком, в котором стоял рукомойник с тазом грязной воды. И никакой утвари: ухватов, чугунков, крынок и противней.
Так что мне хватило этого опыта сполна и снова возвращаться к нему вовсе не хочется. На моем примере можно сказать, что старые русские традиции жизни во многом нами утрачены, и вряд ли можно привить их заново, как ни расписывай все их достоинства.
А жаль, потому что для наших предков, живущих в деревнях и в суровом климате с сорокоградусными морозами, лучшего сооружения, совмещающего в себе обогрев, приготовление пищи, хлебопекарню, дезинфицирование, сушилку, спальню и даже баню, придумать сложно.
Изобретение русской печки – явление эпохальное, связанное с практическими потребностями русского человека и потому сильно повлиявшее на весь уклад деревенской жизни и по праву считается одним из самых важных. Не случайно с русской печкой связано так много фольклора, сказок, легенд, пословиц и поговорок.
Догадлив крестьянин, на печи избу поставил.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
До тридцати лет греет жена, после тридцати рюмка вина, а после – и печь не греет.
Пеки, пока печь горяча
Что есть в печи, всё на стол мечи!
Умного учи, больного лечи, а ленивого не подпускай к печи
Кто сидел на печи, тот уже не гость, а свой
Корми деда на печи – сам будешь там
Счастье придет – и на печи найдет
Есть в России праздник русской печки, который отмечается девятнадцатого мая, о чем знают гораздо меньше, чем о дне святого Валентина, пришедшего к нам с запада. Русская печь - символ русского духа, его самодостаточности, рациональности, основательности и здорового консерватизма.
Она проста в устройстве, многофункциональна, безопасна в отношении углекислого газа, обладает хорошей вентиляцией, является источником здоровья, тепла и света. Когда разгорается горнило, можно тушить свечи и делать всю работу перед устьем, а когда в горниле гаснут дрова, можно развести небольшой костерок на шестке, получив своеобразный камин.
Про варочные свойства русской печи вообще ходят легенды. В ней можно одновременно выпекать до пятидесяти килограмм хлеба, устанавливать десяток различных горшков, в которых еда остается горячей до вечера. В русской печке можно варить, тушить, томить, жарить, калить, печь, изобретая самые разные рецепты приготовления блюд, которые можно приготовить только в ней.
Русская печь - прекрасная сушилка. В ней сушат грибы, ягоды, травы, овощи, спички, лучины и, конечно, одежду. Для одежды делаются специальные отверстия - печурки, а рядом с печкой - вешалки. Поэтому тулупы, рукавицы, варежки, шапки и валенки всегда остаются сухими и теплыми, что немаловажно в условиях сурового русского климата, особенно зимой.
Большие печи использовали в качестве бани: постилали на под (низ горнила) холстину, забирались на него через устье, ошпаривали стены печи водой и парились веником как в обыкновенной парилке. Заболевших маленьких детей садили на лопату и задвигали в устье, как в русской сказке, прокаливали, изгоняя простуду или другую хворь.
На печи обязательно устраивается лежанка, на которую забираются по небольшой лестнице. Лежанкой пользовались в основном дети и старики, потому что там всегда тепло, сухо и уютно. Русская печь для русского севера - всё: без нее – дом не дом, и никакие другие печи (голландские и шведские), даже если они делались русскими мастерами, не шли ни в какое с ней сравнение и никогда не назывались русскими:
«Прихоть для бар, а нам нужон жар да пар», «Тоже мне печь - ни лечь, ни спечь».
В
В красный угол приглашают только самых близких людей: это считается честью. Печка стоит рядом с дверью, в которую выходил, если изба топилась по-черному, печной дым. Это расположение стало традиционным, хотя избы перестали быть курными.
Курная изба с точки зрения экономии дров гораздо предпочтительней белой, потому что дым, идущий из печи, прогревал жилье равномерно, оставляя все тепло в доме, не вынося его на улицу.
Кроме того, горячий дым просушивал избу, дезинфицировал ее и коптил некоторые вещи и продукты. У умелой хозяйки коптился только потолок, а стены оставались чистыми, что неоднократно отмечали этнографы. Русский мужик не спешил использовать кирпич. Когда он появился, то продолжали строить жилое помещение из дерева.
Камень гораздо хуже держит тепло, чем дерево, а потому на Руси если камень и использовали, то только для строительства нижнего, хозяйственного, этажа, а жилое помещение - всегда из дерева: стена из дерева толщиной пятнадцать сантиметров сохраняет лучше тепло, чем кладка, толщиной в один метр. Но в 1718 году Петр I запретил курные дома в Петербурге, через четыре года – в Москве, и ввел в моду каменное домостроение.
Вследствие этого резко возросло количество простудных заболеваний, а потом и туберкулеза. Но в деревнях все оставалось по-прежнему, вплоть до XX века, когда стали строить «белые» избы. В них дым выходил через трубу, пристраиваемую к печи сверху.
Русская печь имеет очень много модификаций, и у каждого печного мастера есть свой секрет, которым он предпочитает не делиться. Отличаются печи формой устья, его размером, количеством малых печурок, размерами и расположением задвижек, наличием или отсутствием подтопка (дополнительную печь), делающего русскую печь более гибкой, количеством и расцветкой изразцов и так далее.
Русская печь в своей простоте и многофункциональности доказывает, что русские никогда не были отсталым народом, приспосабливаясь к климатическим условиям изобретением уникальных технологий, какой является русская печь, воспетая в сказках, частушках, загадках и пословицах.
Тина Гай
Голод я уже научилась терпеть: через несколько дней вообще перестаешь хотеть есть и на пищу смотришь с удивлением и без всяких эмоций, правда начинается одышка и головокружение, а вот с холодом — это действительно беда. Я его не умею переносить. Наверное, надо закаляться.
Для тела — да, Тина, холод полезен и голод тоже, но для души ( ума) — никак нет…. отказываються мозги шевелиться в холоде и голоде…
Нет, в этом году пост начнется только с 14 марта, так что у меня есть время наесться и запастись впрок. Хотя говорят, что наесться и наспаться впрок невозможно. А еще, что для здоровья нужен голод и холод (так говорит моя знакомая медичка: их так учили и она зимой ходит без чулков, а уж когда работала медиком, то рассказывала, как бегала в одном халатике по сугробам. И ничего!). В Великий пост я же не голодаю, а просто ограничиваю себя в пище. Главное знать меру, которую раньше не знала. Но в этот раз хочу строго поститься только первую и последнюю неделю и главное — не бросать писать в блог.
___________________________________________________
У нас по сравнению с Вами — тепло (-3), Минус двадцать было два дня назад. Надеюсь, что уже холода не вернутся.
Я от одного взгляда на заглавную картинку, уже млею, потому что помню этот печной огонь и уют, который от него шел.
Замечательный и уютный пост! Я помню даже запахи детства от русской печи. Сколько воспоминаний!
Нет, Карабах… у меня домик в самом сердце Карабаха, очень люблю его, наверно потому, что строили всей семьей.
И Февраль люблю страстной любовью, но у нас он еще холодный, непокорный, все жалуются на февраль, недолюбливают, но для меня, все, что происходит в феврале, имеет «историческое» значение… интересно мне, что он мне устроит Вот сейчас у нас — 16, такой холодрыг, все горшки с растениями, с лоджии притащили домой, а картошка все-таки замерзла, будем кушать сладкую 😉 А Весной у нас еще не пахнет, разве только чинук повеет, да кто его услышит…
А вы как настраиваетесь на лучшее, Тина? Откажетесь от поста? если да, то точно получится, а если опять эта экзекуция, то конечно февраль озвереет… Разве мало вы голодали в детстве, Тина, что сейчас, каждый год, истязаете себя хлебом и водой?
Опять война. Это в Абхазии? А русские печки действительно в южных краях делали на улице. Экзотика по русским меркам, где полгода зима, а на юге — вполне нормально, если учесть, что зима у Вас довольно короткая. Через день наступает февраль — Ваше любимое время года, а мое — самое не любимое. Но февраль у Вас уже почти весна, а у нас — пурга, ветры и конец зимы, который я переношу с трудом, но в этом году настраиваюсь на лучшее, но получится ли?
Очень люблю печки, любые… Когда мы с отцом строили дом в деревне, то папа сделал настоящой дымоход из всех помещений и у нас единственный дом с трубой в деревне. На юге добротные печи в доме не нужны, зима короткая, поэтому у нас славен тонырь, где тоже не только хлеб пекут, но и всякие там обеды в котелках, но тонырь — это яма, выложенная кирпичом и конечно во дворе, и как минимум с навесом…
Но моему папе этого было мало, он прошел всю войну, насмотрелся жития-бытия, а потом и служил по всем советам, и решил он все же сделать печку русскую, по всем правилам, но на улице. Ах, какая это была чудесная печка, с круглым входом, так красиво отец выкладывал кирпичики, так наслаждался, а потом мама пекла в ней хлеб, это что-то!… Но все это было, пришла война и разрушила все очаги…
Да, камины непрактичны при русской зиме. Ими не натопишь. Но в Европе зимы не такие холодные, как в России, и м.б. не такие длинные. Поэтому у них камины прижились, а у нас — нет. Русская печь в этом отношении гораздо практичнее была. Это сейчас камины предпочтительней, т.к. создают иллюзию уюта, можно расслабиться у огня, и просто наблюдение огня оказывает терапевтическое успокаивающее воздействие, но это сверх того, что в домах, как правило, есть центральное отопление, батареи. А камин — как довесок к ним. Была в таком доме у знакомого в Рождество. Хорошо было, уютно, тепло, но камином они пользуются редко. А я себе мечтаю купить электрокамин. Жаль, что в наших домах нет дымовой трубы, хотя не мешало бы.
Вот и я о том: если бы не дрова и прочие заморочки, все было бы хорошо. А если женщина одна, без мужчины, каково ей справиться со всем этим!? И конечно, когда комфорт — рядом, то печка как-то перестает быть желанной. Разве что для украшения и интерьера. Я в детстве жила в доме с печным отоплением. Мужчин в доме не было. И мы все делали сами: пилили, кололи, складывали в сарае в поленницы, зимой часто дров не хватало и пилили сырые, которые практически не горели. Да и растопить печку была целая наука. Так что, конечно, воспоминания не самые лучшие. Да и выдувало тепло очень быстро. В сильные морозы приходилось топить дважды.
Да, это сказал Готфрид Бенн. Действительно, русская печь и полати — ностальгия для многих. Теплый воздух всегда поднимается кверху, и русские люди это заметили это давно: раньше для сна внизу устраивались широкие лавки (я на такой спала в детстве). Потом лавки заменили на полати, а лавки стали узкими, только для сидения. Об этом я писала в тексте о русской избе. Чувство Родины у меня до сих пор связано с лесом, большими лугами и речкой, куда мы бегали на летних каникулах. Чем дальше от этого, тем меньше чувство Родины. Город его отнимает. Народ в деревне тесно связан с землей и от нее он — никуда. А интеллигенция далека от этого, особенно, если ей никогда не приходилось жить в деревне. Об этом говорил еще Велимир Хлебников, заметив, что народ всегда воспевает Родину, а интеллигенция — всегда ее хаит.
Кажется, Готфрид Бенн, если я не ошибаюсь, сказал что-то похожее: его чувство Родины — это детские ощущения деревни, дома, лугов, речки… . Наш старый человек к этому мог бы еще добавить русскую печку и полати. Полати — это своего рода большая полка под потолком, на которую можно залезать с печной лежанки. Физику наши предки не учили, но понятно было, насколько теплее вверху, чем внизу. А что теперь чувство Родины, его, похоже стало меньше?
Всё хорошо, ка бы не дрова, да заморочки всякие, которые уметь преодолеть нужно. Не видел я настоящей русской печи в полном объёме, хотя не раз о ней читаю. Жил с разными печками из кирпича сложенными, но они далеки были от русских.
Знаю одно, всё равно, как ни старайся и грязно будет, и иной раз жарко, иной прохладно, а то и дыма наглотаешься. Привычка нужна к таким условиям, да и надоедает, если есть уже всё более комфортные возможности для жизни.
На последнем фото хорошо видны внушительные размеры русской печки. Ведь дома раньше не строили большие? У моей бабушки была обыкновенная печь, четыре комнаты. Зимой , последнюю закрывали, вёдра с водой замерзали. А как было холодно утром вставать!!! В Италии меня удивили камины, ведь надо обогреть помещение! Красиво, но непрактично!