Но кроме религиозного содержания, оно несет в себе общечеловеческий смысл: у каждого когда-то случается «Встреча», судьбоносная, меняющая жизнь на 180 градусов. У Бродского Сретение случилось.
Но не всегда это понимаешь сразу, как старец и прозорливец Симеон, Духом Святым прозревший в сорокадневном Младенце Бога. Для других нужно время, чтобы сказать себе и другим: «Эта Встреча изменила меня».
Такая Встреча у Бродского случилась - встреча с Анной Андреевной Ахматовой . Во многом неожиданная, но именно она стала поворотной в судьбе поэта.
«Сретение» Бродского - это посвящение Анне Ахматовой. В память о Встрече, оказавшей решающее влияние на его становление не как поэта, а как человека. Бродский скажет потом, вспоминая их встречи: «Она научила, как надо жить. Как писать стихи научить нельзя. Как жить – можно».
В ней поэт видел ту, что приняла его в свой мир, помогая в самые тяжелые времена, собирая для него посылки и направляя письма в его защиту с просьбой освободить. Письма помогли: через какое-то время его освободили: снизили срок ссылки до фактически отбытого в ней срока и разрешили вернуться в Ленинград.
Когда произошла Встреча Бродского и Ахматовой, ему было чуть больше двадцати, ей 72. Шел знаменательный 1961 год, год полета Юрия Гагарина. Бодрая космическая музыка, бодрящие плакаты
«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
и оптимистические стихи о том, как хорошо в стране советской жить. Одним словом, «позитив».
Тогда-то, к своему удивлению, Бродский и узнает, что Ахматова, классик серебряного века, еще жива. Ее имя, накрепко связанное с именем поэта Николая Гумилева, расстрелянного ЧК в августе 1921 года, относило память в те далекие дореволюционные и первые времена советской власти.
И надо же так случиться, что спустя сорок лет после расстрела поэта и мужа Анны Ахматовой в кругу молодых ленинградских поэтов вновь зазвучит имя жены Николая Гумилева – поэтессы Анны Ахматовой. Молодой советский поэт не мог и предположить, что кто-то из поэтов того века еще жив. А если и мог представить Ахматову, то с манерами капризной старомодной дореволюционной дамы.
Бродский, вспоминая тот период короткого знакомства с Ахматовой, всего-то два-три года, говорил, что он нашел в ней духовного наставника. А она – своего приемника.
Обсуждалась в разговорах Анны Ахматовой с Иосифом Бродским и библейская тема, в частности, кто бы мог продолжить пастернаковскую линию религиозной поэзии. Было понятно, что продолжить ее может только Анна Андреевна. Но не сбылось.
Так от Ахматовой Бродскому осталось поэтическое «завещание». Он его выполнил: появился рождественский цикл и «
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».
Произошла Встреча Ветхого и Нового Завета, юности и мудрости. И наполнилось «Сретение» новым смыслом. Стихотворение лучше всего слушать в исполнении самого автора, на худой конец – просто слушать интонацию поэта.
Она трогает до слез, передавая его ощущение времени и жизни, ее пульс, неторопливый и трагический...
"Сретение" Бродский. Читает автор
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию
Сретение. Бродский
Анне АхматовойКогда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и светаисточник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которымтерзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теледля двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Богапророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собоюкак некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.16 февраля 1972
Тина Гай
СПЕКТАКЛЬ «Апология абсурда» по поэме Иосифа БРОДСКОГО «Посвящается Ялте».
5 марта 2015 / 20:00 / театр-клуб «МАСТЕРСКАЯ»
40 лет назад в Ялте произошло убийство. Убийца был найден, осужден, вышел на свободу, но до сих пор не может смириться со своим приговором.
В поисках правды он разыгрывает перед нами тот самый судебный процесс, буквально вселяясь в души подозреваемых, заставляя их признаваться в том, что они долгие годы скрывали даже от себя…»Кто же настоящий преступник?»- зритель вместе с ним сможет найти новые ответы.
* ЖИВОЙ звук!
* СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕАТРальное меню для ЗРИТЕЛЕЙ
** ОТЗЫВЫ в приложении
*** ВИДЕО в приложении
Режиссёр/театр: Дмитрий МАЙОРОВ / Театр «КомедиантЪ»http://www.mstrsk.ru/events/theatre/apologiya/ http://ponominalu.ru/event/apologiya-absurda http://www.teatr-komediant.ru
Подробнее о спектакле:
Адрес: г. Москва, ,Театральный проезд, д.3, стр.3
Станции метро: «Театральная», «Кузнецкий мост», «Лубянка»
Место: театр-клуб «МАСТЕРСКАЯ»
Цена: 600 рублей. (студентам 300 руб.)
Покупка билетов и справки: +7 (965) 257 85 07 (10:00 — 20:00)
Контактное лицо: Ксения Клюева
Билеты on-line:
Сайт театра:
Светлана! Огромное Вам спасибо за такой подарок. Все Ваши сообщения дошли до меня. Это большая удача, что мы нашли друг друга. Долго не отвечала, потому что два дня у меня гостили дочь с внуком, было некогда. Сейчас они уехала и я снова возвращаюсь к своим делам. Увидела Вас в ФБ, отметила, что мы в друзьях. Теперь будем общаться!!! Вы далеко! Сингапур — это что-то сказочное для меня. Сейчас, правда, Интернет, жить позволяет везде, главное, чтобы было, где жить. У меня старшую сестру тоже звали Светлана Михайловна, так что запомнить несложно. Вы на пенсии, работате? Напишите про себя пару слов. Буду ждать!!!
Спасибо огромное, Интересно, что я в моей ФБ именно сегодня об этом же Сретенье писала и «случайно» попала на Ваш блок.
Я им поделилась на своей странице в ФБ.
Я написала Вам о себе в нескольких местах Ваших сайтов и попросилась в друзья на ФБ.
У меня замечательно чувство совпадения во всех взглядах и интересах с Вами!
Спасибо!!
Меня зовут Светлана Михайлова Савина, я — русская по рождению, француженка по паспорту.
Последние 4 года живу в Сингапуре, рядом с семьёй младшего сына.
С большой надеждой, что все мои послания до Вас дойдут.
С любовью.
Ирина, рада, что Вы заглянули к нам на блог и что Вам не было скучно. Надеюсь, что это был не последний Ваш визит. Спасибо еще раз за комплимент.
Здравствуйте, Тина! У Вас сердечные публикации, — т.е. от сердца исходящие. Поэтому так интересно читать истории, в которых нет суетности и равнодушия. Спасибо огромное за публикуемые темы, и за эту в частности! Всё-таки пророчицей была Ахматова, сказав: «Ах, какую биографию нашему рыжему готовят!»
Вера, доброго Вам времени суток!
Да, Бродский есть Бродский. Люблю, когда он читает стихи, свои или чужие — неважно. Его поэзия — удивительно тонкая и у меня кроме мурашек, еще и слёзы. Не знаю, почему. Наверное, потому что знаю его биографию и каково ему было, что здесь, что там.
Когда читала стихотворение — даже мурашки пошли… Такое оно тонкое и проникновенное.
Спасибо, Елена! Надеюсь, что Вы будете нашим постоянным читателем.
Тина, прочитала и прослушала. Видео понравилось. Желаю Вам успехов.
Спасибо за добрый комментарий. В субботний вечер хочется почитать и послушать что-нибудь для души. Надеюсь, что мы в этом хоть чуть-чуть помогли
Надежда! Очень рады, что Вам понравилась статья. И спасибо за пожелания.
Благодарю от всей души… прочла, прослушала и посмотрела с огромным удовольствием.
Спасибо за статью. Счастья вам!
GABBI, большое спасибо за такую лестную оценки! Если понравилось Вам и понравится еще кому-то, то наш маленький вклад духовное просвещение замечен, а значит труд наш не напрасен.
СПАСИБО огромное за очень интересную статью!