Праздник Сретение Господне

Праздник Сретение ГосподнеПраздник Сретение Господне, один из двенадцати главных праздников, который православный мир отмечает 15 февраля.

На западе Праздник "Сретение Господне" больше известен как праздник «Очищения Марии» и имеет в католичестве еще одно название – «День свечей» или «Светлая обедня».

Во время литургии в этот день молящиеся зажигают свои свечи и проходит процессия с зажженными свечами священнослужителей.

Установлен праздник Сретение Господне в Византии в VI веке. В VII веке он распространился на весь западный мир. Однако статус этого праздника в католичестве ниже, чем других двунадесятых праздников.

Корнями праздник  уходит в Ветхий завет. В этот день, по истечении сорока дней после рождения младенца, по иудейским законам необходимо было совершить два обряда: матери – очиститься от родовых кровей, а младенца –-первенца мужеского пола посвятить Богу с дальнейшим его выкупом от служения Господу.

Во очищение роженицы приносились две жертвы: всесожжения – годовалый агнец, и за грех – молодой голубь. Бедным можно было агнца заменить голубем. Кроме того, за младенца-первенца мужского рода надо было родителям отдать выкуп в виде определенной суммы.

Итак,  ровно сорок дней назад мы праздновали  Рождество Христово, отмеченное знаменательными событиями: яркой звездой, поклонением волхвов, воспеванием рождения Богомладенца ангельским хором и возвещением о Рождестве вифлеемским пастухам.

Настало время принести Младенца в храм, как сегодня сказали бы – для крещения и посвящения младенца Богу. Поэтому праздник Сретения завершает рождественский цикл.

Святое семейство – Иосиф-Обручник, Богородица с Младенцем несут с собой положенное – двух горлиц в жертвы и немного денег – для выкупа Младенца. Хотя Мария и осталась Девой после рождения, но все положенное законопослушным гражданам надо было совершить.

 Праздник Сретение Господне
И случилось, когда пришли в храм Мария и Иосиф, пришел и праведный Симеон. Симеон был одним из 72 толковников, которые переводили Ветхий завет (по указанию Птолемея II, собиравшего знаменитую Александрийскую библиотеку) с еврейского языка на греческий.

Каждому толковнику досталась отдельная книга. Симеону надо было перевести книгу Исайи - очень сложную, называемую еще ветхозаветным евангелием. В книге есть фраза

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».

Симеон усомнился: «Как?  Разве Дева  может зачать и родить без мужа». И решил перевести слово «Дева» по другому, заменив его на слово «Жена».
Тогда, по преданию, во сне явился ему Ангел и сказал: «Поскольку ты не поверил словам пророка, то не умрешь, пока сам не убедишься в его правоте и не увидишь живого Мессию».

По другой версии, когда Симеон возвращался в Иерусалим из Египта, он выкинул свой перстень в реку и сказал: «Найду перстень-поверю словам пророка». И купил он рыбу на базаре, обнаружив в ее чреве свой перстень. Тогда и  услышал то пророчество Ангела.
И стали тянуться годы: прошло сто лет, потом - прошло и двести, и триста, и триста пятьдесят, уже исполнились все пророчества, указывающие на рождение обещанного Мессии, ожидаемого еврейским народом. А праведный Симеон все еще жил. Оставалось последнее пророчество –

«Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

И вот однажды нашло на него вдохновение: «Ему надо идти в храм». В тот день  пришли Мария и Иосиф с Младенцем. И Дух Святой подвел его к Младенцу, которого держала на руках Матерь. Симеон с нежностью взял в свои руки Младенца и с улыбкой сказал слова благодарения Богу:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля  (Лк.2:29—32).

Эта песнь – одна из трех, взятая из Евангелия, и поется она на каждой вечерней службе. В ней звучит торжество окончания сроков ожидания Спасителя и раскрытие Симеоном тайны Боговоплощения.

Симеон посмотрел на Марию и говорит Ей страшные слова: «И Тебе пройдет оружие сквозь душу, потому что лежит здесь Тот, кто станет знаменем пререкания: одним на восстание, другим на падение».

Рембрадт. Симеон-Богоприимец

Это пророчество исполнилось в день Распятия Иисуса и послужило сюжетом для известных в православии икон «Умягчение злых сердец» («Симоново проречение») и  «Семистрельная».

При храме служила также старица Анна,84 лет. Она все видела и слышала, и рассказывала о случившемся в храме людям, но не все  верили ей. В церкви память Симеона, пророчицы Анны и иконы «Умягчение злых сердец» совершается на другой день – 16 февраля. По православной традиции считается, что Симеон Богоприимец умер сразу после этих событий. Ему было 360 лет.

Кроме событийной рамки праздника важно уяснить его сакральный и богословский смысл. Очищение Марии здесь отходит на второй план, на первый выходит встреча: встреча человека с Богом, Ветхого и Нового Завета, старости с юностью.

Это граница эпох: Ветхий Завет в лице Симеона и пророчицы Анны уходят в прошлое, передавая эстафету служения вновь нарождающемуся Новому - радость окончания времени томительного многовекового ожидания. Это очень хорошо передано на иконе Сретения Андрея Рублева. Но Бог отдает себя в руки человека, человек отвечает ему Распятием.

Очень красивые в этот день богослужебные тексты. В них во всей полноте дается богословский смысл праздника. Их авторы - лучшие гимнографы и богословы всех времен и народов: Андрей Критский, Иоанн монах и Косма Маюмский, преподобные отцы Герман и Анатолий, патриархи Константинополя. В их словах слышна речь Симеона, прославление его как величайшего пророка, сподобившегося лицезреть и держать на руках всех Бога.

И тут же звучит просьба освободить его от земного плена, чтобы возвестить всем ушедшим в мир иной праведникам, Адаму и Еве, радостную весть, что пришел, наконец, на землю Тот, Кого чаяли они увидеть, но так и не дождались. Песнопевцы живописуют Младенца неземными красками: как Господа Славы, как Того, Которого предвосвестил Давид, о Ком пророчествовали лучшие мужи. Воспевают они и имя Богородицы.

Праздник длится 8 дней: один день, 14 февраля, - предпразднество, 15 февраля - сам праздник, 5 дней – попразднество, 22 февраля – отдание праздника.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Богородица, богословие, православные праздники, фольклор. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *