На западе Праздник "Сретение Господне" больше известен как праздник «Очищения Марии» и имеет в католичестве еще одно название – «День свечей» или «Светлая обедня».
Во время литургии в этот день молящиеся зажигают свои свечи и проходит процессия с зажженными свечами священнослужителей.
Установлен праздник Сретение Господне в Византии в VI веке. В VII веке он распространился на весь западный мир. Однако статус этого праздника в католичестве ниже, чем других двунадесятых праздников.
Корнями праздник уходит в Ветхий завет. В этот день, по истечении сорока дней после рождения младенца, по иудейским законам необходимо было совершить два обряда: матери – очиститься от родовых кровей, а младенца –-первенца мужеского пола посвятить Богу с дальнейшим его выкупом от служения Господу.
Во очищение роженицы приносились две жертвы: всесожжения – годовалый агнец, и за грех – молодой голубь. Бедным можно было агнца заменить голубем. Кроме того, за младенца-первенца мужского рода надо было родителям отдать выкуп в виде определенной суммы.
Итак, ровно сорок дней назад мы праздновали Рождество Христово, отмеченное знаменательными событиями: яркой звездой, поклонением волхвов, воспеванием рождения Богомладенца ангельским хором и возвещением о Рождестве вифлеемским пастухам.
Настало время принести Младенца в храм, как сегодня сказали бы – для крещения и посвящения младенца Богу. Поэтому
Святое семейство – Иосиф-Обручник, Богородица с Младенцем несут с собой положенное – двух горлиц в жертвы и немного денег – для выкупа Младенца. Хотя Мария и осталась Девой после рождения, но все положенное законопослушным гражданам надо было совершить.
И случилось, когда пришли в храм Мария и Иосиф, пришел и
Каждому толковнику досталась отдельная книга. Симеону надо было перевести книгу Исайи - очень сложную, называемую еще ветхозаветным евангелием. В книге есть фраза
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».
Симеон усомнился: «Как? Разве Дева может зачать и родить без мужа». И решил перевести слово «Дева» по другому, заменив его на слово «Жена».
Тогда, по преданию, во сне явился ему Ангел и сказал: «Поскольку ты не поверил словам пророка, то не умрешь, пока сам не убедишься в его правоте и не увидишь живого Мессию».
По другой версии, когда Симеон возвращался в Иерусалим из Египта, он выкинул свой перстень в реку и сказал: «Найду перстень-поверю словам пророка». И купил он рыбу на базаре, обнаружив в ее чреве свой перстень. Тогда и услышал то пророчество Ангела.
И стали тянуться годы: прошло сто лет, потом - прошло и двести, и триста, и триста пятьдесят, уже исполнились все пророчества, указывающие на рождение обещанного Мессии, ожидаемого еврейским народом. А праведный Симеон все еще жил. Оставалось последнее пророчество –
«Се Дева во чреве приимет и родит Сына».
И вот однажды нашло на него вдохновение: «Ему надо идти в храм». В тот день пришли Мария и Иосиф с Младенцем. И Дух Святой подвел его к Младенцу, которого держала на руках Матерь. Симеон с нежностью взял в свои руки Младенца и с улыбкой сказал слова благодарения Богу:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля (Лк.2:29—32).
Эта песнь – одна из трех, взятая из Евангелия, и поется она на каждой вечерней службе. В ней звучит торжество окончания сроков ожидания Спасителя и раскрытие Симеоном тайны Боговоплощения.
Симеон посмотрел на Марию и говорит Ей страшные слова: «И Тебе пройдет оружие сквозь душу, потому что лежит здесь Тот, кто станет знаменем пререкания: одним на восстание, другим на падение».
Это пророчество исполнилось в день Распятия Иисуса и послужило сюжетом для известных в православии икон «Умягчение злых сердец» («Симоново проречение») и «Семистрельная».
При храме служила также старица Анна,84 лет. Она все видела и слышала, и рассказывала о случившемся в храме людям, но не все верили ей. В церкви память Симеона, пророчицы Анны и иконы «Умягчение злых сердец» совершается на другой день – 16 февраля. По православной традиции считается, что Симеон Богоприимец умер сразу после этих событий. Ему было 360 лет.
Кроме событийной рамки праздника важно уяснить его сакральный и богословский смысл. Очищение Марии здесь отходит на второй план, на первый выходит встреча: встреча человека с Богом, Ветхого и Нового Завета, старости с юностью.
Это граница эпох: Ветхий Завет в лице Симеона и пророчицы Анны уходят в прошлое, передавая эстафету служения вновь нарождающемуся Новому - радость окончания времени томительного многовекового ожидания. Это очень хорошо передано на
Очень красивые в этот день богослужебные тексты. В них во всей полноте дается богословский смысл праздника. Их авторы - лучшие гимнографы и богословы всех времен и народов: Андрей Критский, Иоанн монах и Косма Маюмский, преподобные отцы Герман и Анатолий, патриархи Константинополя. В их словах слышна речь Симеона, прославление его как величайшего пророка, сподобившегося лицезреть и держать на руках всех Бога.
И тут же звучит просьба освободить его от земного плена, чтобы возвестить всем ушедшим в мир иной праведникам, Адаму и Еве, радостную весть, что пришел, наконец, на землю Тот, Кого чаяли они увидеть, но так и не дождались. Песнопевцы живописуют Младенца неземными красками: как Господа Славы, как Того, Которого предвосвестил Давид, о Ком пророчествовали лучшие мужи. Воспевают они и имя Богородицы.
Праздник длится 8 дней: один день, 14 февраля, - предпразднество, 15 февраля - сам праздник, 5 дней – попразднество, 22 февраля – отдание праздника.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Покров Земли русской
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Спорительница хлебов
- Вторые осенины - осенние святки
- Третья Пречистая
- Праздник "Введение Пресвятой Богородицы во храм". Видеорассказ.
- Праздник Успения Богородицы
- Икона "Успение Богородицы"
- Икона "Рождество Богородицы"
- Неопалимая Купина