Святая Екатерина, точней - ее иконография, имеет богатую историю и святая почитается во всем христианском мире: православии, католичестве, лютеранстве, армяно-григорианском мире и коптском.
В России имя Екатерины имеет особое значение, поскольку оно непосредственно связано с историей государства Российского.
25 ноября отмечается день святой Екатерины в католичестве, в православии он приходится на 24 ноября по старому или 7 декабря по новому стилю.
И не было в начале четвертого века более почитаемой и более известной святой, чем святая Екатерина.
Ключом к подвигу Екатерины и далее к царствующим особам с этим именем, является само имя.
Со звуковой точки зрения, по мнению Павла Флоренского, есть имена цельные, звучащие как единая линия с единственным центром ударения, например, Александрос.
А есть имена распадающиеся, идущие зигзагом, лишенные связности и плавности, где каждая частичка имени требует самостоятельности, каждая направлена вовне, к деятельности. К таким именам относится имя Николай (Никсолаос), а в женской его ипостаси Екатерина (Αεἰχαϑατερίνα - Ексатарина). И характеры людей с этими именами несут на себе их отпечаток.
Так Екатерина величественно и царственно несет в себе и на себе вечную чистоту (частичка «е» означает «всегда», а «катарина» – чистота), постоянно и демонстративно подчеркивая ее. Екатерина правдива, даже прямолинейна, честна и открыта. Она вся здесь в своей прямоте, но в ней нет игры и внутренней глубины.
Екатерина горделива и уверена в своем праве носить это имя - «всегда чистая», считая себя действительно чистой; настолько уверена, что в глубине души и на самом деле усвояет себе требование быть всегда чистой, словно, взойдя однажды на имя как на трон, уже не вправе сойти с него и считать его просто седалищем или табуреткой.
Отсюда совершенная уверенность Екатерины, что ее долг - нести в себе чистоту и быть примером для других, лучом света в темном царстве. Это, в свою очередь, рождает у нее, как совершенной и вечно чистой, искреннее право на власть, любовь к власти и стремление к власти, дающей возможность утверждать эту чистоту.
Не она, а вечная чистота требуют этого. Не зря А.Н.Островский назвал свою героиню Катериной. Между пьесой и житием Екатерины в изложении Димитрия Ростовского явно прочитывается параллель, которую имел в виду автор пьесы. Екатерина как образ неоднозначна и противоречива.
Она считает себя богиней Справедливости, присваивает себе право и власть судить других и именно это приводит ее к конфликтам с окружающими. Она - царевна из народной сказки, которая ест те же щи и кашу, но только кладет себе побольше мяса и масла. Исключительность (аристократизм или юродство) не про нее.
Теперь обратимся к житию святой Екатерины, чтобы понять, почему в разных иконографических школах делают акценты на той или иной детали, держа в уме особенности женского характера с этим именем.
Екатерина родилась в третьем веке н.э. в семье богатого грека, который был направлен в город Александрию как правитель и царствующая особа. Как дочь знатного человека, Екатерина получила очень хорошее образование. Александрия была центром учености, в ней находилась самая большая библиотека в мире.
К восемнадцати годам она знала несколько языков (по некоторым данным – 72), изучила греческую философию и риторику, читала сочинения Вергилия, Гомера, Аристотеля, Платона, была знакома с книгами самых известных врачей. Словом была красива, знатна, богата и мудра.
И от желающих жениться на ней не было отбоя, но святая Екатерина всем отказывала, говоря, что выйдет замуж только за того, кто будет обладать всеми ее достоинствами: красотой, знатностью, богатством и мудростью. Но не находилось нигде равного ей.
Однажды мать решила сходить за советом к своему старцу. Старец, известный христианин, выслушав мать девицы, сказал, что есть такой Жених, который не только равен, но и превосходит Екатерину по всем качествам: уму, красоте, премудрости и знатности рода.
В конце беседы дал он Екатерине образ Пресвятой Девы с Младенцем и сказал: "Молись перед образом и тогда Матерь Божия покажет тебе Жениха". Помолившись, девушка заснула и в тонком сне увидела, что предстала она перед ПрисноДевой, у которой на руках сидит Жених-Младенец.
Трижды Екатерина просила Его повернуться и посмотреть на нее, но Младенец отворачивался, говоря, что она и безобразна, и не мудра, и не добра, и богатством не блещет. Словом, смотреть не на что. И сколько бы Его Мать не уговаривала взглянуть на сие чадо, Христос отворачивался.
В конце беседы Он все-таки дал один совет - снова идти к тому старцу и он научит ее всему. Проснувшись, Екатерина поспешила к старцу, который рассказал ей о вере Христовой, крестил и дал совет снова обратиться с молитвой к Деве Марии. Приснившись Екатерине во второй раз, Господь не просто взглянул на нее, но сказал, что она настолько хороша и красива, что Он хочет обручить ее Себе в невесту.
На этот раз отказывалась Екатерина, но Иисус, взяв ее правую руку, одел на палец обручальный перстень, сказав, чтобы она всегда оставалась верной только Ему и никогда не выбирала себе в мужья из живущих на земле. Проснувшись, Екатерина действительно увидела на своем пальце кольцо.
Вскоре после обручения явился в Александрию император Максенций (Максимин), приказавший всему населению принести жертву языческим богам. Екатерина, как христианка, решила противостоять бесчинствам и отправилась к императору, чтобы уговорить его отказаться от язычества и обратиться в христианство.
Император был поражен красотой и умом Екатерины, но спорить с женщиной не пристало царю. Вместо этого он собрал пятьдесят философов и риторов, чтобы те убедили ее в язычестве и отвратили от христианства.
Перед диспутом святой Екатерине явился архистратиг Михаил и сказал, чтобы она ничего не боялась, что Господь даст ей Премудрость, ее враги сами примут крещение и многие другие через нее обратятся ко Христу.
Победа действительно оказалась на стороне святой. Тогда император повелел сжечь в печи всех философов, которые под влиянием ее слов перед смертью обратились в христианство, а их тела были найдены нетленными, что было еще одним чудом.
Тогда Максенций повелел заточить святую в темницу и оставить ее там без еды и питья. Святая Екатерина пробыла в заточении двенадцать дней. В течение всего времени Екатерину в темнице кормил ангел, приносивший ей еду, а в последний день явился Сам Иисус в Славе и с ангелами, укрепляя святую Екатерину.
В это же время услышала о премудрой Екатерине жена Максенция, Августа, и решила познакомиться с ней. Вместе с военачальником Порфирием и еще двумястами воинами она пришла к Екатерине в темницу. И так она была поражена ее познаниями и светом, исходящим от лика святой, что уверовала, но святая предсказала ей мученический венец.
Когда святую Екатерину после заточения привели к императору, он был еще больше восхищен ее красотой и умом, которую не сломили ни заточение, ни голод. Тогда по совету одного из вельмож для нее была изобретено специальное орудие для пыток – четыре колеса с вбитыми в них железными остриями. Колеса крутились в разные стороны и перемалывали все, что попадало между ними.
Но когда все было готово, и святую Екатерину поместили между колесами, слетел с неба ангел, освободил девицу, в колеса ударила молния, разрушившая их, а щепки от них поразили многих неверующих.
Услышав о чуде, вышла из своих палат царица Августа и стала обличать императора. Рассвирепевший император приказал мучить жену, сжимая ее сосцы между ящиком с оловом и крышкой с гвоздями до тех пор, пока они с болью и кровью не оторвались. Потом он велел казнить Августу: отсечь ее главу.
Верный военачальник Порфирий захоронил тело императрицы и наутро предстал перед императорам, объявив себя тоже христианином. За это и он вместе со своими воинами был казнен. Это произошло за день до смерти святой Екатерины.
Наконец, после всех кровавых казней, император снова приступил к святой Екатерине в надежде уговорить ее стать его женой и отречься от христианства. Но все было напрасно, тогда императору ничего не оставалось, как только казнить святую через усекновение главы. Из места отсечения истекла не кровь, а молоко, и тело ее было тотчас взято ангелами и перенесено на гору Синай.
Мощи святой Екатерины были найдены синайскими монахами и перенесены в синайский монастырь только в VII веке. С того времени монастырь стал носить имя святой Екатерины Александрийской, а житие и сказания о мученичестве святой стало распространяться по всем городам и вышло далеко за пределы монастыря.
Этот пространный рассказ важен, т.к. без знания жития невозможно понять иконографию святой Екатерины. Житие, рассказы о мучениях святой и легенды о ее жизни и смерти тоже имеют свою историю и претерпели на протяжении многих веков существенные изменения, но все иконы святой, с клеймами или без них, житийные или простые, основаны на них.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дар: запад-восток
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы (видеорассказ)
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Иконография Богородицы и Симеоново проречение
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Иисусова молитва
- Икона "Успение Богородицы"
- Икона Радости
- Второй уровень понимания иконы. Свет и цвет
Святая Екатерина вызывала интерес у многих художников, богословов и простых людей. В России ее именем назывались города и царственные особы.
Интересно,спасибо!!!!!!!!!