Тромплей (trompe l`oeil), возникший более двух тысяч лет назад в античности, буквально в переводе с французского означает обман зрения.
Когда устаешь от бесконечных проблем жизни и хочется, пусть обманного, но тепла и счастья, пусть нарисованного, но очага, тогда можно вспомнить о тромплее и обмануться во благо.
А если еще сумеешь превратить обман в искусство, то все будет не так уж и плохо. Тромплей - настоящее искусство, не каждый может как Джованни Стразз, Коррадини или Рафаэль Монти создать видимость трехмерности в двумерном пространстве. Их скульптурами восхищаются не одно десятилетие.
Их техника до сих пор является загадкой, и непонятно, как это сделано. Говорят, что секреты мастерства утрачены. Никто не может сегодня сказать, как из мрамора был высечен Иисус Христос под вуалью.
Но вдруг подумалось, а уход в Интернет, где нет лица, человеческого запаха страстей и эмоций, где все происходит на расстоянии, все стерильно и каждый начинает с чистого листа, словно и не жил, разве это не тромплей?!
Делать вид, что тебе приятно общаться с теми, с кем совсем общаться не хочется и держать форму, когда ее уже давно нет, разве это не тромплей? На западе давно тромплей стал нормой, превращенной в искусство этикета и вежливости. Но кто сказал, что это плохо? Это не жизнь-лайт, а жизнь-лайк.
Митрополит Антоний Сурожский однажды объяснял, почему англичане - закрытые люди. Раньше любой спор между англичанами, любое выражение собственного мнения по любому значимому вопросу мог вырасти в конфликт и кровавые разборки.
Тогда они договорились: не задевать другого и не обсуждать больных вопросов. Так осталась только одна общая тема – погода, которая никого никогда не раздражает и всем приятна. Сплошной тромплей. Чем не жизнь-лайк!
Федор Михайлович по этому поводу писал:
«И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия»
Русские, попадая на запад, именно потому и кажутся экзотикой и дикарями (знаю по собственному опыту), что говорят то, что думают, даже если их об этом не просят, открыты и эмоциональны, даже во вред себе.
И продолжая тему, митрополит Антоний говорит об англичанах, принимающих православие: "Сначала их надо отогреть, растопить, только тогда они станут православными". Иначе это тоже только обман зрения и сплошной тромплей.
Но м.б. именно он и есть настоящая жизнь, к которой стремятся сейчас многие: только с позитивом, без принудительного общения, сопровождаемого отношениями с людьми мало приятными, без нежелательных контактов и необходимости притираться и приспосабливаться.
Нет возможности покупать книги и собрать библиотеку? На помощь придет нарисованная библиотека. Хочется квартиру больше и светлее? Нарисуем окно и дверь в глубину сада. И кто скажет, что это хуже настоящей библиотеки или настоящего сада? Пусть китч, зато красиво.
Тромплей - это искусство: надо уметь создавать иллюзию, в которую поверят, а некоторые и не поверят, если не потрогают и не убедятся, что это только картинка, а не настоящая библиотека, не сад и не настоящая жизнь. Есть такой анекдот про тромплей:
Учительница жалуется отцу на сына: "Ваш сын вчера нарисовал на парте муху, так я за урок все руки об неё отбила". Отец: "Это еще ничего. Он однажды нарисовал на заборе бочку пива, так мужики полдня в очереди простояли".
Иллюзия вуали скрывает девяностолетнюю Сарру, которая кажется красавицей, вуаль облагораживает, делая женщину притягательной и желанной, потому что под покрывалом она недоступна. И веками любуются этой красотой и не понимают, как это сделано.
На обмане зрения строится многое: прямая перспектива, одежда, скрывающая недостатки и прикрывающая наготу, этикет, облагораживающий неблагородное, интерьер и дизайн, превращающий стену в книгу с полками или в сад.
В принципе, если подумать, то все в обществе строится на обмане зрения,
потому что настоящее стало дурным вкусом, а ненастоящее – произведением искусства, настоящее стало редкостью, сделавшейся роскошью,
а ненастоящее и поддельное – повседневностью, превращающей настоящую жизнь в жизнь-лайк.
Но может это и хорошо? Или нет?
Тина Гай
Ольга, огромное Вам спасибо за такой пространный и интересный комментарий и статью. Я не знала про такое направление в искусстве. Теперь буду смотреть в Инете, найду и Вас. Статьи-то у Вас давнишние. Спасибо за новую информацию.
В искусстве есть целое направление, связанное с природой иллюзии — ОП-арт, где можно просмотреть типологию иллюзии и технологию. Приемы разные, как и материалы, сферы, жанры. Мне посчастливилось попасть на одну такую выставку современного искусства в Алматы в 1998 году и я написала 2 статьи об этом. Мы живем в этом, оптические иллюзии сопровождают нас повсюду, от еды до архитектуры.
Оп–Арт с нами
(Послесловие к выставке Оп–Арта, 1998, февраль, куратор Шай-Зия)
Мы живем в Оп–Арте и с Оп–Артом. Он сопровождает нас повсюду. Макияж ли это, спецэффекты рекламы, ткань в полоску, ритм, который не позволяет сконцентрироваться зрению, колонны зданий, кажущиеся выше самих себя из-за сужения кверху. Да просто искусство строить глазки, или, уже не просто, трюкачество в политике.
Оптические иллюзии, которыми так любит заниматься Оп–Арт, оказываются далеко не оптическими. Темой иллюзий — обманом, розыгрышем, вызовом, подменой и т.д. — Оп–Арт не ограничивается. Ему по силам мировоззренческие задачи. Психофизика Духа — любимая сфера исследований, где дизайн и эксперимент вышли на партнерство, став автономным направлением в искусстве.
Вход и выход — проход, угол — поворот… переворот… в сознании, который при внимательном вглядывании в окружающий мир уводит от иллюзий, из Действительности в Реальность на встречу с Истиной.
Маскарад, феерия, игра, трюк — всего лишь средство, высвобождение из пут, подталкивание к Пути.
Действие — и его результат… ожидаемый и неожиданный. Выйдет ли человек на Истину, укутанную пеленой кокона, с чем-то шевелящимся внутри. Гусеница ли там, ждущая своего превращения в бабочку, в полете которой мы сможем ощутить свою освобожденность, спровоцированную художественным сознанием? Или уже готовая бабочка? Но почему она не летит? Не может пока? Что-то ещё не произошло?
Реальность и Действительность — одна в другой… Расстояние между ними у всех разное. Одни стихийно попадают из одной в другую и выпадают из адекватного восприятия мира; другие, преодолев адские трудности, превращаются в свободных художников, умеющих держать обе реальности в себе, прогуливаясь по мостику туда и обратно. Третьи обрекают себя оставаться в Действительности, существуя только по законам этого мира, оберегая себя от неизвестно–неожиданного, необъяснимого — скучают или опасаются.
Чувствительность души и система мировоззрения, жажда внутренней устойчивости и хаос меняющегося мира, смена политических систем и вечная система творения — вот она, сумма искажений, которая становится мерой отличия идеального от реального. Или наоборот, искажение, аллюзия приводят к открытию Сокровенного — к Откровению.
Головоломка, ребус, эксперимент, загадка, предлагаемые жизнью и отгадываемые нами, и есть жизнь — общение, однозначность в двузначности. А если нас много — многозначности. Игра природы человеческой — ценная возможность пожить.
…..
Мы привыкли относиться к иллюзиям со знаком (- ) и, часто с сожалением восклицаем: «Я лишился своих иллюзий!». А чего утратили на самом деле, никто не знает. Но, оказывается, лишились очень значимого – доверия или, скорее, веры, порвав живую, непосредственную связь с миром. Оголились… Пустота стала соседкой-собеседницей. Не сумели понять или принять случившееся, простить или постоять за себя, адекватно отреагировать на ситуацию из-за невнимания. Спим или, будучи живыми, мертвы. страстны или нездоровы… Отсюда – невнятность– страх потеряться и быть обнаруженным одновременно. Заплутали, плутами стали, блеф. А дальше – скрытность, враждебность, отрицание, осуждение. Натянули маску…- улыбаемся, иллюзия общения, доброжелательности.
На выставке Оп-арта – все наоборот. Внимание, движение, шаг навстречу в желании творчества, совместности, совмещенности, со-ответствия, в смысле ответности и ответственности. Игра, легкость, доступность, иллюзия в (+).
Вот она – демократия истинности – равность и радость сотворчества, взаимодействия!
Экспозиция, как перекличка разных манер и приемов, взглядов и техник, объединила несколько поколений творцов. Один продолжает другого, обнаруживая себя частицей Целого Общего, дошкольники, школьники, студенты, зрелые мастера, именитые и не очень. Все вместе! В общей теме неразрывности взаимосвязей мира без надрыва, разрыва, но… в порыве творения нового мира, новых себя старых.
Дизайн – это постоянное обновление культурного слоя, а с ним и вне культурного тоже, переорганизация не только среды, но и себя.
Внимательность, ясное видение, воспитываемое на занятиях по мировой художественной культуре в гимназии 79, выставившей здесь свои работы, уже созидательно. Только захоти, с доброй волей к диалогу с человеческой душой, природой, историей (проект студентов – «Музей кочевых цивилизаций».
Выставка, организованная Фондом поддержки культуры, показала, насколько разно можно подойти к проблеме выживания, перехода из старого и прошлого в новое, к экологии, где цель одновременно является и средством, но ценность и цельность от этого не утрачивается, превращаясь в нечто целостное. Куратор выставки – художник Зияхан Шайгельдинов точно подметил эту целокупность. Мастерски выстроенное им пространство на небольшой площадке зала создало иллюзию города мастеров, в в котором каждый день что-нибудь «творилось». Приходили незнакомые друг другу люди и становились со-авторами новых композиций из дорожных знаков («Роза мира»), стекол, разноцветных лоскутов, челноков. Выстраивались целые пирамиды-зиккураты из всего этого, составлялись коллажи из сломанных детских игрушек.
Во всех этих действиях как бы проигрывалось Преобразование, преображение мира, нуждающегося в целении, в новом образе. Оно как бы стало заклинанием будущего. Сила созидания, на которую только и можно опираться человеку, поможет вывести самих себя из тупиков и ловушек в пути, спасет человека и мир одновременно.
Приемы художников оп-арта – это подсказка всем нам, как из (-) можно сделать (+). Это лаборатория, где найдены средства выхода через вход в новое. Это и помощь заблудившимся, которую можно порекомендовать и педагогам, и врачам, и политикам, и психологам, да каждому, еще живому человеку. Хотелось бы, чтобы этот кладезь идей, каждая из которых самодостаточна и гениальна по простоте и глобальности, по закону минимум-максимум — закону кочевников, была использована в их повседневной работе. Цель, равная средству – не творит греха, несовершенства. Более того, из греха рождает новое, доброе, из разделения – умножение через сложение, смещение, но не деструктивное, а мобильное.
Дизайн всегда рождает новое измерение – будущее. Творить – значит обнаруживать то, что есть. Это живое признание еще неизвестного в известном, возможность задуматься еще раз о том, что считается само собой разумеющимся.
Художники – свидетели нового дня. Обновления цикличны, предсказуемы, но всегда новы и исполнены творчества. Творческая интеграция – путь, по которому нам, казахстанцам, нужно пойти, не роняя или оставляя ничего из всего нашего разнообразия. Настройка спонтанных реакций и естественных влечений, гармонизация слепых желаний – проигранная на выставке в составлении композиций, явилась репетицией будущего общего творческого делания, строительство общего нового пространства нового государства нами, пока еще разобщенными амбициями и неведением. Оно вовлекает, увлекает, зажигает, наполняет и восполняет. Оживляет.
Цельность – то, что мы теряем с потерей старых связей и смыслов и поиском новых. Трудно отдать свое, кровное, даже если это смысл. С чем остаться? Остаток, статичность, остановка – умирание. Но новые смыслы придут. Их надо принять осознанно, не хватаясь за обломки с желанием остаться на плаву. Спасите наши души! SOS! Спасайся кто может!
Спаси Бог! Спасся (себя) и снова Спасибо! От хамства, небрежности, небережности к вежливости, уважению, важности всего и всех. К жизни новой – веселой и радостной, творческой. Обернулись – ужаснулись! Но ужас уже позади. Помни о нем, не хами: ни Земле, ни матери, ни собаке, любой твари. Твори!
Творческим автопробегом по бездорожью Апокалипсиса!
Февраль 1998 г. Кубатина Ольга
Это называется фатическим общением: бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения. Это такая форма социализации как я понимаю. Это тоже тромплей, форма вежливости, которая есть просто соблюдение этикета. Многие приятные люди потому и приятны, что умеют этим пользоваться, часто во благо себе. Искренним людям это дается с трудом. Вас понимаю, но с годами тоже научилась фатическому общению. Жаль, что за этой формой ничего не стоит, но соблюдение ее — цена за вхождение в мир людей.
Я с детства с каким-то таким противным характером живу- никогда не спрошу «Как дела» просто к-слову у человека, дела которого меня не интересуют. Или дежурное «Как жизнь», «Как здоровье»…И не люблю, когда эти пустые вопросы задают просто так, из вежливости..
Однако теперь научилась тоже с вежливой улыбкой отвечать короткой и такой жк дежурной фразой.
…» И волки сыты и овцы целы «
Да, можно и так сказать. Человек всегда старается выглядеть лучше, чем он есть, за исключением некоторых и думать о себе лучше. Мимикрия — точно очень. Спасибо за такой интересный комментарий, неожиданный.
Ольга, большое спасибо!
Спасибо. С вами интересно!
Вольдемар, зайдите на комментарии к тексту «Мужская логика». Там есть по-моему, интересная для Вас информация про технические возможности. Я в этом не разбираюсь, а Вам может пригодиться.
На все сто согласен с Андреем, но про искусство скажу несколько по иному: тем больше она по сердцу, когда знаешь, что автор прошёл через то, о чём пишет на бумаге, холсте, ставит на сцене и. т. д. Тут уж ни в какой мере не назовёшь произведение «обманом зрения». Сам прошёл.
Человек сам по себе является тромплеем… сплошная мимикрия!
Андрей, Вы не просто высказали мнение, я его читала с прищуренными глазами, следя за Вашими мыслями, потому что с Вами мне интересно и Вашим мнением я дорожу. Тем более, что вчера я прочитала в группе статью про социофобию, с которой моя тема о тромплее, по-моему перекликается. Тромплей и есть кич (или китч, можно и так и так). «Реальность истинна, когда переживается» здорово! Пока не пережил что-то по-настоящему, не прочувствовал, оно не становится твоим, хотя вроде и знаешь и видишь, но оно не интериоризовано, потому так и остается только внешним фоном.
А вот то, что человек какое-то «нереальное существо»? Так, наверное, только у Ницше — «Человек — самое больное существо на свете». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой. Правда, он имел в виду раздвоенность человека- между плотью и духом. А Вы, по-моему, развернули тему по-иному и в очень интересную сторону. Человек вообще для меня загадка, да и не только для меня. Мамардашвили говорил, что человеком надо еще стать, мало им родиться. Наверное переживания и осмысление их и есть процесси становления человека Человеком. Спасибо за такой глубокий комментарий.
Это и нехорошо, и неплохо. По- видимому это просто жизнь в социуме.
Или видимость жизни! Человеческой жизни настоящей нет, зато функционирует социум.
Раньше слово такое было «кич»! Мне нравилось. Точно отражало суть: подделка, дешёвка, суррогат!
А у Вас так, Тина, и ещё глубже!
Так ведь и любое искусство в той или иной мере обман. А ведь и реальность истинна только тогда, когда переживается, при этом, будучи облепленной всякими выдумками.
А как только момент реальности пережит, то уже и превращается в теорию и воспоминание, то есть в нереальность.
Человек в принципе какое-то нереальное существо. Сейчас он старательно бегает в Интернет, а во времена Пушкина увлекался эпистолярным жанром?
Но..в любом случае в тромплей мне нужно углубиться, тем более что первой раз это слово слышу!))
Но мнения как всегда высказал!))
Да, первоначально этими словами заканчивался текст, но потом я их изменила.
Ах , обмануть меня не сложно…, я сам… :):):))