Тромплей. Ложь во благо?

tromplei6

Джовани Стразз. Девушка под вуалью. Тромплей

Тромплей (trompe l`oeil), возникший более двух тысяч лет назад в античности, буквально в переводе с французского означает обман зрения.

Когда устаешь от бесконечных проблем жизни и хочется, пусть обманного, но тепла и счастья,  пусть нарисованного, но  очага, тогда можно вспомнить о тромплее и обмануться во благо.

А если еще сумеешь превратить  обман  в искусство, то все будет не так уж и плохо.  Тромплей -  настоящее искусство, не каждый может как Джованни Стразз, Коррадини или Рафаэль Монти создать видимость трехмерности в двумерном пространстве. Их скульптурами восхищаются не одно десятилетие.

Их техника до сих пор является загадкой, и непонятно, как  это сделано. Говорят, что секреты мастерства утрачены. Никто не может сегодня сказать, как из мрамора был высечен Иисус Христос под вуалью.

tromplei8

Антонио Карродини. Иисус Христос под вуалью. 1753 г.

Но вдруг подумалось, а уход в  Интернет, где нет лица, человеческого запаха страстей и эмоций, где все происходит на расстоянии, все стерильно и каждый начинает с чистого листа, словно и не жил, разве это не тромплей?!

Делать вид, что тебе приятно общаться с теми, с кем совсем общаться не хочется и  держать форму, когда ее уже давно нет,  разве  это не тромплей?  На западе давно тромплей стал нормой, превращенной в искусство этикета и вежливости.  Но кто сказал, что это плохо? Это не жизнь-лайт, а жизнь-лайк.

tromplei10

Падающие книжные полки

 

Митрополит Антоний Сурожский однажды объяснял, почему англичане - закрытые люди. Раньше любой спор между англичанами, любое выражение собственного мнения по любому значимому вопросу мог вырасти в конфликт и кровавые разборки.

Тогда они договорились: не задевать другого и не обсуждать больных вопросов. Так осталась только одна общая тема – погода, которая никого никогда не раздражает и всем приятна. Сплошной тромплей. Чем не жизнь-лайк!

Федор Михайлович  по этому поводу писал:

«И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия»

 

tromplei11

Город Лион. Здание библиотеки с книжными полками в стиле тромплей.

Русские, попадая на запад, именно потому и кажутся экзотикой и дикарями (знаю по собственному опыту), что говорят  то, что думают, даже если их об этом не просят,  открыты и эмоциональны, даже во вред себе.

И продолжая тему, митрополит Антоний говорит об англичанах, принимающих православие: "Сначала их надо отогреть, растопить, только тогда они станут православными". Иначе это тоже только обман зрения и сплошной тромплей.

Но м.б. именно он и есть настоящая жизнь, к которой стремятся сейчас многие: только с позитивом,  без принудительного общения, сопровождаемого отношениями с людьми мало приятными,  без  нежелательных контактов и необходимости притираться и приспосабливаться.

Нет возможности покупать книги и собрать библиотеку? На помощь придет нарисованная библиотека. Хочется квартиру больше и светлее? Нарисуем окно и дверь в глубину сада. И кто скажет, что это хуже настоящей библиотеки или настоящего сада? Пусть китч, зато красиво.

Тромплей  - это искусство: надо  уметь создавать иллюзию, в которую поверят, а некоторые и не поверят, если не потрогают и не убедятся, что это только картинка, а не настоящая библиотека, не сад и не настоящая жизнь. Есть такой анекдот про тромплей:

Учительница жалуется отцу на сына: "Ваш сын вчера нарисовал на парте муху, так я за урок все руки об неё отбила". Отец: "Это еще ничего. Он однажды  нарисовал на заборе бочку пива, так мужики полдня в очереди простояли".

Иллюзия  вуали скрывает девяностолетнюю Сарру,  которая кажется красавицей, вуаль облагораживает, делая женщину притягательной и желанной, потому что под покрывалом она недоступна. И веками   любуются этой красотой и не понимают, как это сделано.

tromplei7

Рафаэль Монти. Весталка под вуалью

 

На обмане зрения строится многое:  прямая перспектива,  одежда, скрывающая недостатки и прикрывающая наготу, этикет, облагораживающий неблагородное, интерьер и дизайн, превращающий стену в книгу с полками или в сад.

tromplei9

Интерьер в стиле тромплей

В принципе, если подумать, то  все в обществе строится на обмане зрения,

потому что настоящее стало дурным вкусом, а ненастоящее – произведением искусства, настоящее стало редкостью, сделавшейся роскошью,

а ненастоящее и поддельное – повседневностью, превращающей настоящую жизнь в жизнь-лайк.

Но может это и хорошо? Или нет?

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Мысли вслух and tagged психологи и психология. Bookmark the permalink.

14 Responses to Тромплей. Ложь во благо?

  1. Ольга, огромное Вам спасибо за такой пространный и интересный комментарий и статью. Я не знала про такое направление в искусстве. Теперь буду смотреть в Инете, найду и Вас. Статьи-то у Вас давнишние. Спасибо за новую информацию.

  2. Ольга says:

    В искусстве есть целое направление, связанное с природой иллюзии — ОП-арт, где можно просмотреть типологию иллюзии и технологию. Приемы разные, как и материалы, сферы, жанры. Мне посчастливилось попасть на одну такую выставку современного искусства в Алматы в 1998 году и я написала 2 статьи об этом. Мы живем в этом, оптические иллюзии сопровождают нас повсюду, от еды до архитектуры.

    Оп–Арт с нами
    (Послесловие к выставке Оп–Арта, 1998, февраль, куратор Шай-Зия)

    Мы живем в Оп–Арте и с Оп–Артом. Он сопровождает нас повсюду. Макияж ли это, спецэффекты рекламы, ткань в полоску, ритм, который не позволяет сконцентрироваться зрению, колонны зданий, кажущиеся выше самих себя из-за сужения кверху. Да просто искусство строить глазки, или, уже не просто, трюкачество в политике.
    Оптические иллюзии, которыми так любит заниматься Оп–Арт, оказываются далеко не оптическими. Темой иллюзий — обманом, розыгрышем, вызовом, подменой и т.д. — Оп–Арт не ограничивается. Ему по силам мировоззренческие задачи. Психофизика Духа — любимая сфера исследований, где дизайн и эксперимент вышли на партнерство, став автономным направлением в искусстве.
    Вход и выход — проход, угол — поворот… переворот… в сознании, который при внимательном вглядывании в окружающий мир уводит от иллюзий, из Действительности в Реальность на встречу с Истиной.
    Маскарад, феерия, игра, трюк — всего лишь средство, высвобождение из пут, подталкивание к Пути.
    Действие — и его результат… ожидаемый и неожиданный. Выйдет ли человек на Истину, укутанную пеленой кокона, с чем-то шевелящимся внутри. Гусеница ли там, ждущая своего превращения в бабочку, в полете которой мы сможем ощутить свою освобожденность, спровоцированную художественным сознанием? Или уже готовая бабочка? Но почему она не летит? Не может пока? Что-то ещё не произошло?
    Реальность и Действительность — одна в другой… Расстояние между ними у всех разное. Одни стихийно попадают из одной в другую и выпадают из адекватного восприятия мира; другие, преодолев адские трудности, превращаются в свободных художников, умеющих держать обе реальности в себе, прогуливаясь по мостику туда и обратно. Третьи обрекают себя оставаться в Действительности, существуя только по законам этого мира, оберегая себя от неизвестно–неожиданного, необъяснимого — скучают или опасаются.
    Чувствительность души и система мировоззрения, жажда внутренней устойчивости и хаос меняющегося мира, смена политических систем и вечная система творения — вот она, сумма искажений, которая становится мерой отличия идеального от реального. Или наоборот, искажение, аллюзия приводят к открытию Сокровенного — к Откровению.
    Головоломка, ребус, эксперимент, загадка, предлагаемые жизнью и отгадываемые нами, и есть жизнь — общение, однозначность в двузначности. А если нас много — многозначности. Игра природы человеческой — ценная возможность пожить.
    …..

    Мы привыкли относиться к иллюзиям со знаком (- ) и, часто с сожалением восклицаем: «Я лишился своих иллюзий!». А чего утратили на самом деле, никто не знает. Но, оказывается, лишились очень значимого – доверия или, скорее, веры, порвав живую, непосредственную связь с миром. Оголились… Пустота стала соседкой-собеседницей. Не сумели понять или принять случившееся, простить или постоять за себя, адекватно отреагировать на ситуацию из-за невнимания. Спим или, будучи живыми, мертвы. страстны или нездоровы… Отсюда – невнятность– страх потеряться и быть обнаруженным одновременно. Заплутали, плутами стали, блеф. А дальше – скрытность, враждебность, отрицание, осуждение. Натянули маску…- улыбаемся, иллюзия общения, доброжелательности.

    На выставке Оп-арта – все наоборот. Внимание, движение, шаг навстречу в желании творчества, совместности, совмещенности, со-ответствия, в смысле ответности и ответственности. Игра, легкость, доступность, иллюзия в (+).

    Вот она – демократия истинности – равность и радость сотворчества, взаимодействия!

    Экспозиция, как перекличка разных манер и приемов, взглядов и техник, объединила несколько поколений творцов. Один продолжает другого, обнаруживая себя частицей Целого Общего, дошкольники, школьники, студенты, зрелые мастера, именитые и не очень. Все вместе! В общей теме неразрывности взаимосвязей мира без надрыва, разрыва, но… в порыве творения нового мира, новых себя старых.
    Дизайн – это постоянное обновление культурного слоя, а с ним и вне культурного тоже, переорганизация не только среды, но и себя.

    Внимательность, ясное видение, воспитываемое на занятиях по мировой художественной культуре в гимназии 79, выставившей здесь свои работы, уже созидательно. Только захоти, с доброй волей к диалогу с человеческой душой, природой, историей (проект студентов – «Музей кочевых цивилизаций».

    Выставка, организованная Фондом поддержки культуры, показала, насколько разно можно подойти к проблеме выживания, перехода из старого и прошлого в новое, к экологии, где цель одновременно является и средством, но ценность и цельность от этого не утрачивается, превращаясь в нечто целостное. Куратор выставки – художник Зияхан Шайгельдинов точно подметил эту целокупность. Мастерски выстроенное им пространство на небольшой площадке зала создало иллюзию города мастеров, в в котором каждый день что-нибудь «творилось». Приходили незнакомые друг другу люди и становились со-авторами новых композиций из дорожных знаков («Роза мира»), стекол, разноцветных лоскутов, челноков. Выстраивались целые пирамиды-зиккураты из всего этого, составлялись коллажи из сломанных детских игрушек.

    Во всех этих действиях как бы проигрывалось Преобразование, преображение мира, нуждающегося в целении, в новом образе. Оно как бы стало заклинанием будущего. Сила созидания, на которую только и можно опираться человеку, поможет вывести самих себя из тупиков и ловушек в пути, спасет человека и мир одновременно.

    Приемы художников оп-арта – это подсказка всем нам, как из (-) можно сделать (+). Это лаборатория, где найдены средства выхода через вход в новое. Это и помощь заблудившимся, которую можно порекомендовать и педагогам, и врачам, и политикам, и психологам, да каждому, еще живому человеку. Хотелось бы, чтобы этот кладезь идей, каждая из которых самодостаточна и гениальна по простоте и глобальности, по закону минимум-максимум — закону кочевников, была использована в их повседневной работе. Цель, равная средству – не творит греха, несовершенства. Более того, из греха рождает новое, доброе, из разделения – умножение через сложение, смещение, но не деструктивное, а мобильное.

    Дизайн всегда рождает новое измерение – будущее. Творить – значит обнаруживать то, что есть. Это живое признание еще неизвестного в известном, возможность задуматься еще раз о том, что считается само собой разумеющимся.

    Художники – свидетели нового дня. Обновления цикличны, предсказуемы, но всегда новы и исполнены творчества. Творческая интеграция – путь, по которому нам, казахстанцам, нужно пойти, не роняя или оставляя ничего из всего нашего разнообразия. Настройка спонтанных реакций и естественных влечений, гармонизация слепых желаний – проигранная на выставке в составлении композиций, явилась репетицией будущего общего творческого делания, строительство общего нового пространства нового государства нами, пока еще разобщенными амбициями и неведением. Оно вовлекает, увлекает, зажигает, наполняет и восполняет. Оживляет.

    Цельность – то, что мы теряем с потерей старых связей и смыслов и поиском новых. Трудно отдать свое, кровное, даже если это смысл. С чем остаться? Остаток, статичность, остановка – умирание. Но новые смыслы придут. Их надо принять осознанно, не хватаясь за обломки с желанием остаться на плаву. Спасите наши души! SOS! Спасайся кто может!

    Спаси Бог! Спасся (себя) и снова Спасибо! От хамства, небрежности, небережности к вежливости, уважению, важности всего и всех. К жизни новой – веселой и радостной, творческой. Обернулись – ужаснулись! Но ужас уже позади. Помни о нем, не хами: ни Земле, ни матери, ни собаке, любой твари. Твори!

    Творческим автопробегом по бездорожью Апокалипсиса!

    Февраль 1998 г. Кубатина Ольга

  3. Это называется фатическим общением: бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения. Это такая форма социализации как я понимаю. Это тоже тромплей, форма вежливости, которая есть просто соблюдение этикета. Многие приятные люди потому и приятны, что умеют этим пользоваться, часто во благо себе. Искренним людям это дается с трудом. Вас понимаю, но с годами тоже научилась фатическому общению. Жаль, что за этой формой ничего не стоит, но соблюдение ее — цена за вхождение в мир людей.

  4. Mila says:

    Я с детства с каким-то таким противным характером живу- никогда не спрошу «Как дела» просто к-слову у человека, дела которого меня не интересуют. Или дежурное «Как жизнь», «Как здоровье»…И не люблю, когда эти пустые вопросы задают просто так, из вежливости..
    Однако теперь научилась тоже с вежливой улыбкой отвечать короткой и такой жк дежурной фразой.
    …» И волки сыты и овцы целы «

  5. Да, можно и так сказать. Человек всегда старается выглядеть лучше, чем он есть, за исключением некоторых и думать о себе лучше. Мимикрия — точно очень. Спасибо за такой интересный комментарий, неожиданный.

  6. Ольга, большое спасибо!

  7. olga says:

    Спасибо. С вами интересно!

  8. Вольдемар, зайдите на комментарии к тексту «Мужская логика». Там есть по-моему, интересная для Вас информация про технические возможности. Я в этом не разбираюсь, а Вам может пригодиться.

  9. Вольдемар (АЛТАИЧ) says:

    На все сто согласен с Андреем, но про искусство скажу несколько по иному: тем больше она по сердцу, когда знаешь, что автор прошёл через то, о чём пишет на бумаге, холсте, ставит на сцене и. т. д. Тут уж ни в какой мере не назовёшь произведение «обманом зрения». Сам прошёл.

  10. Человек сам по себе является тромплеем… сплошная мимикрия!

  11. Андрей, Вы не просто высказали мнение, я его читала с прищуренными глазами, следя за Вашими мыслями, потому что с Вами мне интересно и Вашим мнением я дорожу. Тем более, что вчера я прочитала в группе статью про социофобию, с которой моя тема о тромплее, по-моему перекликается. Тромплей и есть кич (или китч, можно и так и так). «Реальность истинна, когда переживается» здорово! Пока не пережил что-то по-настоящему, не прочувствовал, оно не становится твоим, хотя вроде и знаешь и видишь, но оно не интериоризовано, потому так и остается только внешним фоном.
    А вот то, что человек какое-то «нереальное существо»? Так, наверное, только у Ницше — «Человек — самое больное существо на свете». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл такой. Правда, он имел в виду раздвоенность человека- между плотью и духом. А Вы, по-моему, развернули тему по-иному и в очень интересную сторону. Человек вообще для меня загадка, да и не только для меня. Мамардашвили говорил, что человеком надо еще стать, мало им родиться. Наверное переживания и осмысление их и есть процесси становления человека Человеком. Спасибо за такой глубокий комментарий.

  12. Андрей says:

    Это и нехорошо, и неплохо. По- видимому это просто жизнь в социуме.
    Или видимость жизни! Человеческой жизни настоящей нет, зато функционирует социум.
    Раньше слово такое было «кич»! Мне нравилось. Точно отражало суть: подделка, дешёвка, суррогат!
    А у Вас так, Тина, и ещё глубже!
    Так ведь и любое искусство в той или иной мере обман. А ведь и реальность истинна только тогда, когда переживается, при этом, будучи облепленной всякими выдумками.
    А как только момент реальности пережит, то уже и превращается в теорию и воспоминание, то есть в нереальность.
    Человек в принципе какое-то нереальное существо. Сейчас он старательно бегает в Интернет, а во времена Пушкина увлекался эпистолярным жанром?

    Но..в любом случае в тромплей мне нужно углубиться, тем более что первой раз это слово слышу!))
    Но мнения как всегда высказал!))

  13. Да, первоначально этими словами заканчивался текст, но потом я их изменила.

  14. Ах , обмануть меня не сложно…, я сам… :):):))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *