Все мы хороши, пока не доберешься до души

cerkovnaja_jizn1Давно болит и возникает один и тот же вопрос: «Почему так тяжело в православной среде?» Идешь как по минному полю. Слева и справа, спереди и сзади – бомбы-упреки. Слово лишнее скажешь – обвинят в неправославии, под благословение подойдешь – грубо отошлют, личное мнение выскажешь – заклеймят, лишний вопрос задашь – зашикают.

Как они гордятся количеством лет, которые провели в храме, как будто количество автоматически переходит в качество. Кто из новоначальных не сталкивался с грубостью, доходящей до оскорбления и откровенного хамства, с критикой и советами:

как надо молиться, когда и как делать поклоны, что вкушать, сколько и где ставить свечки, в какой очередности подходить ко кресту и за просфорами, где стоять, где нельзя, где говорить, где молчать, как носить волосы и платки, как и где сидеть... И сколько таких нельзя, не следует, не стой, не ходи.

"Соседушка, со среды поклоны перестают делать». «Причащаться в Пасху не следует». "Руки складывать крестом, когда прикладываешься к иконам, нельзя". «После помазания на колени становиться нельзя». «Зачем так далеко встала от Чаши. Нет бы, подойти поближе» (про причастников).

«Зачем делаешь земной поклон?» (после коленопреклонения на первый вынос Чаши). «Зачем она тебя отстранила, не хочу стоять у подсвечника; отогнала, а другого не нашла!». «Нельзя чистить пол во время службы». «Вы, матушка, делаете поклоны так, как будто не Богу молитесь, а физзарядку делаете».

Их не любят, их боятся, как боятся интуитивно всякого фарисея, нутром чувствуя чужое. И … перестают ходить в храм. Однажды была свидетельницей такой сцены. Впереди стояла женщина, уже в годах. Служба еще не началась. Рядом со мной разговаривали два друга. И вдруг она повернулась и резко сделала замечание: «В церкви нельзя разговаривать, надо молчать».

В ответ был дан такой отпор, что подивилась. «А кто тебе дал право учить? Ты сама-то, где стоишь? Справа, а твое место где? – Слева. Вот и иди туда!» Замечание было канонически правильным, но таким же грубым. Брызнули слезы. Через пять минут ушла, оставив после себя испорченное настроение у себя, мужчин, окружающих…. Где уж тут до благодати. И вспомнила слова молодого батюшки:

«Если смотреть с православной точки зрения, всех из храма надо выгнать, и дверь за нами некому будет закрыть. Вот настоящая правда о состоянии православия у нас после стольких лет духовного опустошения». Православные ведьмы – обидно, но, по сути, верно.

И знаешь, что грешна, и что ничего не знаешь, и что отвечать на это невозможно, только признавать, что ничего не понимаешь. Поэтому выступать с лекцией ли, с проблемой ли, просто с высказыванием перед ними, невозможно.

Они всегда знают больше, только священников принимают, и то не всех, и только из страха упрека в непослушании и несмирении. А уж где тебе, такой грешной! Вера вынесена за скобки жизни, она не вплетена в жизнь мира, она превращена в этикет и правила поведения. А ведь в Евангелии: «Не молю, да вОзмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17: 15). И «милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12:7).

Сердечное православие - не наука и правила поведения, это – жизнь. Какая разница, сколько и как креститься, сколько и как поститься, сколько и как кланяться. Неважно, если сердце молится и веры жаждет. Пришел в церковь, научился исповедоваться и причащаться, знаешь, как креститься, когда поклониться, как войти, как уйти и считаешь, что уже все схватил.

Ты – вооружен. Но поэтому-то ты и опасен. Потому что формы уже освоил, а сердце еще не преобразил. Не принято говорить о нестроениях в нашем православии. Потому что оно как бы противостоит миру. И, выступая с недоумениями и вопросами, как бы предаешь православие. Это, как я понимаю, и есть фарисейство. «Библейская энциклопедия»: «фарисеи – секта, возникшая после долговременного плена евреев в Вавилоне.

Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего «отлучать», «отделять»…». Православные в России – тоже отделенные, значит, по определению – фарисеи. Косвенно это подтверждается многим, в том числе и тем, что внешние смотрят на нас как на сектантов…

Родимое пятно русского православия – отделение от мира. Когда входишь из него в церковную среду, сразу возникает комплекс неполноценности, вины и чужака. Не в отношении с Богом, а с ними, которые уже там. Но кто скажет, кто более грешен?

Критерием остается только внешняя сторона. Поэтому: то не так сделала, здесь не так встала, там не то сказала.… Но видимая сторона меняется сердцем, а не внешними предписаниями. В Евангелие – все об этом.

Долговременный атеистический плен сыграл с Россией ту же коварную и злую роль, что и вавилонский плен с Израилем. Аналогия – полная. И тот и другой плен длился 70 лет. И в том и в другом случае последствия пленения для веры одинаковые - возникновение фарисейства, хранителя внешних предписаний, полагающего, что от внешнего можно прийти к внутреннему.

Плен, любой, порождает ревность по противоположному, до другой крайности, до другой несвободы. Бывая в православных храмах за границей, никогда не ощущала себя чужаком, наоборот, участие прихожан делало тебя своим, таким же православным, хотя тогда не была крещена, стояла на службе без платка, не знала как креститься, как молиться, но сердце после службы наполнялось любовью и оттаивало.

Не воспринятое сердцем православие опасно и далеко не безобидно. Формальная вера покрывает человека лаком или воском, защищая от внешней коррозии, делая непроницаемым для боли и страданий другого, превращая в гробы повАпленные, красивые и блестящие.

Так внутренняя нечистота бальзамируется и сохраняется, если не навсегда, то надолго. Все мы хороши, пока не доберешься до души.

cerkovnaja_jizn5

Для простых - православие становится отличительным знаком, для интеллигенции – хождением в народ, столь же противоречивым, как и в веке девятнадцатом.

Но есть среди прихожан те, кто никогда не сможет стать фарисеем, кого люблю. Они сразу отличаются от тех благопристойных бабушек и матушек. Вижу эту женщину на каждой службе. Она странная: то ли женщина, то ли мужчина. Ходит вразвалку, как матрос, говорит грубым низким голосом, всегда приходит в спортивных брюках.

Потом, в храме, одевая сверху юбку, обходит по порядку все иконы, прикладываясь и кланяясь. В последнее время стала приходить в юбке. Матушки заклевали: «Тамара, как тебе не стыдно, посмотри, на кого похожа. Женщина, а ходишь как мужик». Теперь она как все: я даже перестала ее узнавать: смирилась, чтобы не вызывать соблазнов.

Знает все молитвы, даже те, которые редко читаются. Здесь ли Тамара, всегда можно узнать по собакам. Если у калитки есть собаки, значит Тамара в храме. Она их подбирает и выхаживает. Они хорошо знают, что заходить, даже во двор этого здания, нельзя. Преданные – до болезненности.

Если задерживается дольше обычного – начинают скулить, метаться, беспокоиться. Но увидели хозяйку – и радости нет предела. Тогда она берет собаку за переднюю лапу и, как два человека, они идут в полный рост рядом, на остановку.

cerkovnaja_jizn6

Помогает по храму: помыть ли, покрасить ли, принести ли – всегда и безотказно. Ее все знают и любят. И смысл ее жизни – в этой жизни, она ею живет. Не помню, чтобы она кому-то делала замечания, она вся там и ей этого хватает. Ей бы себя сохранить, да в вере устоять.

Мужчина. Болезнь Паркинсона. Живет в деревне за несколько десятков километров. Но каждое воскресенье – в храме. Никому никогда не делает замечаний, никому никогда ничего не советует. Молится сердечно, никого вокруг не замечая, даже когда толпа в большие праздники буквально сдавливает его.

Однажды какая-то благопристойная, чистенькая и ухоженная прихожанка, которую и видела-то впервые, стала рассказывать о том, как она ходила на могилку в Радоницу, помянула всех родных, как отстояла на поминальной службе, как умилилась.

И вдруг тянет меня за рукав в сторону и говорит шепотом: «Надо подальше держаться от него, он весь больной, а у меня самой болезней хватает. Не дай Бог от него чем-то заражусь! И ты не стой рядом с ним». Стало обидно и стыдно. За нее, за себя, за всех, таких чистеньких и правильных.

Нет, православие не в этом. И начиналось православие не с России. Россия – пришла в православие в одиннадцатый час. Это детская болезнь РУССКОГО православия, отождествляющего себя с национальной принадлежностью, появившаяся как реакция на насильственное отторжение от народных корней и традиций, как защитная реакция.

Болезнь, которую надо признать и лечить, а не загонять вглубь церкви, наводя страх на неофитов и тех, кто еще только собирается ими стать. Я верю в силу православия, в то, что оно всё преодолеет и всё победит.

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Творчество and tagged церковная жизнь. Bookmark the permalink.

12 Responses to Все мы хороши, пока не доберешься до души

  1. Любовь — самое сложное в вере. Любить человека во грехе — так писал кто-то из великих святых. Но это сложно, как сложно принять Россию такой, как ее нам рисует художник Шульженко (можете посмотреть мой пост о нем и комментарии к нему). А мне его взгляд очень импонирует. Россия, как и человек, разная: и грешная, и грязная, и святая, и небесная, но всегда любимая. Мать любить больше дитя болезное.

  2. Банья says:

    Тина как приятно знать что у Вас есть единомышленники по творчеству ! Я с помощью Ьожией уже 20 лет в православии с нуля начинали ! да _ это болезнь наших бабушек _ они себя начинают чувствовать непогрешимыми чуть ли не святыми ! Когда начинают судить молодежь _ спрашиваю А ты сколько абортов сделала ? Сразу сникают ! Мало читают духовно безграмотны _ вот отсюда и фарисейство ! Многие забывают что Бог есть Любовь !

  3. Татьяна! Где Ваша страничка, дайте знать (адрес)? Я и не думала, что могу обрести друзей через сабскрайб и блог! Вы не представляете, какая это радость, обрести единомышленников. Вы уже второй такой собеседник. Первый меня тоже подпитывает своими стихами, ЖЖ и публикациями из журнала.

    Да, хоть бы не нападали!!! Это золотые слова. Но иногда берет сомнение: «правда» это хорошо или это от собственного бессилия? На эту тему давно хочу написать, даже материал есть, но вот никак руки не дойдут.

    Если есть отклики, это здорово, значит, действительно берет за живое! Эта тема многих волнует.

    Татьяна, а о любви все равно мечтается, хотя знаю, что это утопия.

    Мой е-мейл gajkova@yandex.ru. Жду Ваши комментарии сообщения, статьи и просто письма со своими впечатлениями, мнениями и любовью.

  4. Татьяна says:

    Тиночка! Хотя бы предательства не было,не говоря о любви …То был мой путь публициста…
    Вы пишете так же публицистику, и на нее,,вернее на мои ссылки на Ваш блог,,опубликованные на собственной странице, идут уже отклики, ,которые я получаю…
    Вы пишете ПРАВДУ!
    А кому живется весело,вольготно на Руси ? Тому,кто говорит-пишет правду?
    Так что,,хотя бы не нападали,не предавали,как предали СПАСИТЕЛЯ!!!!!!!!!!!!!
    О какой любви Вам мечтается,дорогой Друг,Тина?Это утопия-ждать любви,когда,например, я ВПЕРВЫЕ читаю и ТОЛЬКО у Вас о нас,православных и о…нашем поведении и отношении к собратьям в храме!
    А где же священство,слово которого несравнимо скорее дошло бы до человеков!
    Я в своей работе и правдоискательстве (и далеко не только в этом!) сознательно шла на гонения…Я хотела и хочу понять,как первоисточник чувствования этой любви с занесенным батогом…

  5. Да, Татьяна, очень трудно идти своим путем. Знаю по себе. Но часто, кроме уважения, хочется еще и любви. А на этом пути достичь ее невозможно. К такому выводу пришла давно.

  6. Татьяна says:

    По себе знаю,что идти ВСЕГДА своим курсом -очень трудно!!!Но за то враги уважают и люди любЯт и читают…В этом именно вижу «соль» …

  7. Татьяна, думаю, каждый работает в своем ритме. Так и надо: ни под кого не подстраиваться, а идти своим курсом

  8. Татьяна says:

    Спасибо,Тиночка!

    Но я работаю медленно,потому что понимаю хорошо ЧТО ЕСТЬ СЛОВО! Читаю Вас с удовольствием:темы близки и стиль оч. читабельный…До встреч!С признательностью-Т.

  9. Татьяна, спасибо Вам за добрые пожелания. Конечно, присылайте свою статью, мы разместим ее на нашем блоге, если Вы не будете против. Мы всех приглашаем к сотрудничеству, только пока Вы первая откликнулись на наш призыв. Если Вы готовы стать нашим автором — с удовольствием предоставим Вам эту возможность.

  10. Татьяна says:

    Тина,доброго времени! Ваш рассказ настолько натурален и типичен,что содержание его, словно пригласило меня написать свой. Я попробую прислать его именно Вам,но с Вашего позволения.
    С благодарностью и радостью от встречи-Татьяна
    журналист

  11. Валентина, спасибо за комментарий и за пожелания не останавливаться. Ваша поддержка очень помогает нам двигаться вперед. Хочется не разочаровывать

  12. Валентина says:

    Как все интересно и првильно. И него-то мы не знаем о вере наших предков. Нам еще ох как много надо учиться. Спасибо Вам за все! Не останавливайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *