Сомнительное утверждение, что первой женщиной была прекрасная огненная Лилит, стало с легкой руки писателей, художников и поэтов чуть ли не аксиомой, хотя Лилит во всех библейских и христианских текстах и толкованиях - это злой дух, соблазняющий и убивающий.
Самое раннее упоминание о Лилит относится к III тысячелетию до нашей эры и связано с известным эпосом о Гильгамеше. Здесь слово «Лил» означает ветер, поэтому Лилит может, как ветер, влетать и вылетать через открытые окна и летать по воздуху, как птица.
Иудаизму и христианству присущ дуализм, противопоставляющий два противоположных начала: добро и зло, истинный путь и ложный, добрых ангелов и злых. И эти два противоположных начала предстают в разных вариантах и разных образах, в том числе и в противопоставлении Лилит и Евы:
«Лилит, ее потомки и приверженцы, игнорируемые во все времена мужчинами и женами, пыталась вывести человечество из болота заблуждений. Но всегда существовала и Ева, очень похожая на Лилит внешне, но которая пыталась соединить несоединимое…
…Эти две сущности: и Лилит, и Ева — всегда живут в каждой из нас. Одна — Женщина, другая — жена. Одна — Человек и «незапятнанное совершенство», другая — рабыня и «безмозглая кость» (Н. Доля «Без риска быть непонятым»).
Комментарии к моему тексту о Еве, утверждающих, что не Ева, а Лилит была сотворена Богом первой, встречаются так часто, что решила поразмышлять на эту тему и попытаться в ней разобраться. Итак, в иудейской мифологии Лилит - это злой дух, который может принимать образ женщины, но в других вариантах – и образ мужчины.
Внешний облик этого духа может постоянно меняться, поэтому этимология слова «лилит» имеет несколько значений: от демона и злого духа, суккуба и инкуба до ночи и ветра. В русском переводе Библии с греческого (Септуагинты) имя Лилит ни разу не упоминается, а переводится в единственном месте (Ис. 34:14) как полу-осел, полу-человек.
В переводе с еврейского языка, а не с греческого, этот стих читается так: «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе».
Речь идет о суде над Идумеей (Эдомом), основателем которой является Едом, сын патриарха Исаака, продавшего свое первородство за чечевичную похлёбку. Согласно словам пророка Исайи, эта страна превратится в пустыню, где будут жить злые духи, гиены, демоны, стервятники, а также Лилит.
В Каббале Лилит не просто злой дух, она - глава всех злых духов. В Талмуде Лилит описывается как демон с крыльями и длинными волосами. Заблуждение, что она была первой женой Адама исходит из неправильного толкования каббалистической книги Зоар, в которой сказано, что злой дух по имени Лилит пытался соблазнить Адама сразу после его сотворения, но поссорившись с ним, она улетает от него навсегда.
С тех пор она угрожает детям, а женщины для защиты от нее носят амулеты, на которых написаны имена добрых ангелов, предохраняющих детей от нападения злого духа. Обожествлению Лилит как необычной женщины мы обязаны, как уже сказала, писателям, художникам и поэтам, а среди народа она - праматерь дьявола, предок ведьм и основательница колдовства.
Ненормальная сексуальность, которой наделен этот злой дух, является своего рода приманкой для мужчин, которым трудно устоять перед соблазном, тем более, что Лилит, при всей своей гиперсексуальности, не хочет иметь детей, у нее нет и не может быть мужа, т.к. она хочет оставаться свободной как птица, не желая связывать себя никакими узами.
Для удовлетворения гиперсексуальности Лилит охотится за мужчинами, влетая к ним через открытые окна. Поэтому мужчин в иудаизме предупреждают, что им не стоит ночевать одним в доме, а спать с открытыми окнами - опасно, т.к. их может одолеть злой дух Лилит (суккуб или инкуб). Легенды утверждают, что мужчина никогда не спит с Лилит так, как спит с женой. Отсюда – домыслы и фантазии писателей и поэтов, что Лилит какая-то необыкновенная и потому - желанная.
Плещут волны перебойно, Небо сине, солнце знойно, Алы маки под окном, Жизнь моя течёт спокойно, И роптать мне непристойно Ни на что и ни о чём.
Только грустно мне порою, Отчего ты не со мною, Полуночная Лилит, Ты, чей лик над сонной мглою, Скрытый маскою — луною, Тихо всходит и скользит. (Ф.Сологуб. Лилит)
Еще одним аналогом Лилит является образ богини Иштар из шумерской мифологии. Она – олицетворяет плотскую любовь и войну, являясь покровительницей гетер, проституток и гомосексуалистов. Ее тоже представляют высматривающей у окна свою добычу - мужчин, которых она соблазнит и убъет.
Анализ легенд об этом злом духе показывает, что Лилит в своем большинстве – это молодые несовершеннолетние девушки, которые, будучи сексуально неудовлетворенными, летают в поисках мужчин, чтобы соблазнять их.
Ненормальная сексуальность этих девушек проявляется в том, что они не могут и не хотят иметь детей и Лилит сближается в этом с еще одним злым духом из аккадско-шумерской мифологии – Ламашту. Это женщина-демон, появляющаяся из подземного царства, чтобы похитить детей. На некоторых амулетах она стоит верхом на осле.
В славянской мифологии и демонологии есть образ, подобный Лилит. Это русалка. Она тоже соблазняет и умерщвляет. Русалка – воплощение сил плодородия, поэтому появляется она в самый расцвет природы – в Семикову неделю (по-другому «русальную») и уходит в день начала Петрова поста («русальское заговенье»).
Не случайно русалок называли в некоторых регионах России фараонками: по легенде в них превратились те самые войска фараона, преследователи Моисея и евреев при переходе через Чермное море.
Русалка, как и Лилит, не женщина, а злой дух, который с легкой руки литераторов обретает черты роковой красавицы, дивно прекрасной и чарующей, раскачивающейся на деревьях, расчесывающей свои длинные волосы, заманивающей и убивающей.
Но в народной мифологии, а не в литературных сказках, русалка страшна и неприглядна, она может превращаться то в мышь, то в красную корову, то в собаку, то в коня, то в зайца. И, как и Лилит, сугубо одинокая, бессемейная и бездетная, чаще всего предстоящая в образе лошади: бежит быстрее коня, ржет как конь и волосы у нее длинные, как у коня хвост.
Расчесывание русалкой своих длинных волос подобно колдовскому действию, которое меняет окружающий мир, внося в него непогоду, дождь и бурю, а появление у воды русалки неминуемо несет с собой беду. Лилит – та же русалка, тот же злой дух, только в другой традиции – с особенностями восточной ментальности и культуры.
В современном мире такая женщина становится все более привлекательной по многим причинам. Это образ свободолюбивой, непокорной, стремящейся к удовлетворению своих сексуальных фантазий, строптивой и не желающей быть предметом сексуальных желаний мужчин. Для феминисток она - своеобразный идеал, молодые девушки хотят обрести стервозность и стать независимыми от мужчин или покорить их своей воле. И все это работает на демонический злой дух, предстающий в мифологизированном образе прекрасной Лилит.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
«….тут без угроз и романтики — никак »
____________________________________________________
Вы меня порадовали!!! И не могу не согласиться с Вами. Во мне борются два начала: Лилит — вдохновляет, Ева — приземляет. Мне ближе Лилит, Евы из меня не получилось, хотя я очень старалась. Впрочем, и до Лилит мне тоже далеко. Так и болтаюсь между…
Вот почему мир последнего столетия изобилует женоподобными мужчинами и мужеподобными женщинами! Оказывается, это влияние Лилит, то бишь происки ее коварного начала, что старается внести дух тьмы и расщепления всех и вся! 😉
Не романтизация, Тина, а возвращение женщине ее настоящей сущности, которую обкрадывали, дабы не уравнять с мужчиной. Женщина рождает идею, мужчина реализирует ее, только так работает эволюция, но равные права только у Природы, она может невидимым вирусом убить царя зверей, но человек, особенно ничтоже сумнешегося мужчины над женщиной, думает что его писанные законы, сильнее неписанных… ну а женщину обмануть трудно, тут без угроз и романтики — никак 😉
Правда думается все-таки в том, что одни женщины больше Лилит, другие — Евы. Или как более грубо сказал Чак Паланик «Женщина для мужчин — либо девственница, либо шлюха. Либо мать, либо распутница». Но никогда она не рассматривается как независимое от мужчин существо. В это проблема общества, где правят бал мужчины. И ничего удивительного нет, что в современном обществе женщина все чаще тяготеет к независимости, а значит, хочет стать Лилит. Отсюда, на мой взгляд, и происходит романтизация этого образа.
Ничто не ново под Луной! Библия потому и великая Книга, что в ней уже все про нас прописано.
«….тут без угроз и романтики — никак »
____________________________________________________
Вы меня порадовали!!! И не могу не согласиться с Вами. Во мне борются два начала: Лилит — вдохновляет, Ева — приземляет. Мне ближе Лилит, Евы из меня не получилось, хотя я очень старалась. Впрочем, и до Лилит мне тоже далеко. Так и болтаюсь между…
Вот почему мир последнего столетия изобилует женоподобными мужчинами и мужеподобными женщинами! Оказывается, это влияние Лилит, то бишь происки ее коварного начала, что старается внести дух тьмы и расщепления всех и вся! 😉
Не романтизация, Тина, а возвращение женщине ее настоящей сущности, которую обкрадывали, дабы не уравнять с мужчиной. Женщина рождает идею, мужчина реализирует ее, только так работает эволюция, но равные права только у Природы, она может невидимым вирусом убить царя зверей, но человек, особенно ничтоже сумнешегося мужчины над женщиной, думает что его писанные законы, сильнее неписанных… ну а женщину обмануть трудно, тут без угроз и романтики — никак 😉
Правда думается все-таки в том, что одни женщины больше Лилит, другие — Евы. Или как более грубо сказал Чак Паланик «Женщина для мужчин — либо девственница, либо шлюха. Либо мать, либо распутница». Но никогда она не рассматривается как независимое от мужчин существо. В это проблема общества, где правят бал мужчины. И ничего удивительного нет, что в современном обществе женщина все чаще тяготеет к независимости, а значит, хочет стать Лилит. Отсюда, на мой взгляд, и происходит романтизация этого образа.
Такова природа женщины. Она творит, разрушает и вновь творит…
Лилит и Ева — две ипостаси одного.