Быть женщиной – великий шаг,/ Сводить с ума – геройство (Б.Пастернак)
Аполлинария Суслова, роковая любовница Ф.М.Достоевского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. Она вошла в пантеон бессмертных. И не только потому, что была прототипом основных женских образов писателя
(Полины, Настасьи Филипповны, Аглаи, Грушеньки, Катерины, Лизы), но и потому что, как мираж, не далась ему, оставшись неуловимой и непознанной, навсегда сердечной болью и разоблачительной тенью.
Аполлинария опаляла мужчин женственностью, необыкновенностью, независимостью, непохожестью, талантом и лицом не общим выраженьем. Я люблю ее, чувствую ее силу, страстность, властность и вечную женственность.
Люблю как Настасью Филипповну. Любимая героиня, которой бредила в юности, которой хотела подражать в молодости и рядом с которой, уже в зрелые годы, встали только Анна Каренина и мадам Бовари.
Этот текст – объяснение в любви всем женщинам, которые не побоялись остаться один на один со всем обществом, бросив ему вызов; быть судом мужчин, всегда «знающих как надо»; быть вызовом женщинам, так упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью.
Всю оставшуюся жизнь Федор Михайлович пытался в своих последних романах как-то оправдаться перед ней; хотел излечиться от нее, выплеснуть боль на бумагу, но так и не смог освободиться от нее. Она была больше, чем просто его женщиной. Она была его зеркалом, в которое ему страшно было смотреться; его виной и грехом, которые он не изжил и так и не исповедал до конца; его женским воплощением.
Так бывает: когда что-то не получается, как хочешь, или что-то обижает, начинаешь обвинять и карать то, что не дается, винить зеркало. Что-то подобное произошло и с Федором Михайловичем.
Как мамочки и бабушки, потакая младенцам, начинают бить «плохую» игрушку, так, к сожалению, большинство женщин, сталкиваясь с такой непохожей на них Апполинарией, начинали бить ее сплетнями, наговорами, несправедливыми упреками и характеристиками, активно культивируя образ падшей женщины, неудачницы и озлобившейся старухи.
Так Полина навсегда разошлась со своей сестрой Надеждой, которая, в отличие от нее, сделала блестящую карьеру врача, став первой русской женщиной в ряду Гиппократов, женой и матерью, приняв нормы общественной морали, с позиции которых так легко и просто было судить сестру. Но когда Надежда приезжала к сестре, Аполлинария собирала свои постельные принадлежности и уходила из дома от постоянных ее поучений, как надо жить и заботиться о здоровье.
Аполлинария никогда не принимала то, что видела, так, как воспринимали это другие. Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим. Она втягивала в свою орбиту весь мир и других, находя им место и характеристики только те, что шли из ее сердца и ума. Она их не боялась, она к ним прислушивалась и действовала в соответствии с ними.
Отсюда субъективность и эгоцентризм, в которых обвиняли Полину не только Достоевский и Розанов. У нее была своя система координат, у них – своя, и они трагически не совпадали. Мужчины ей этого не простили. Но им не удалось поглотить ее «Я», в отличие от «Я» женщин, потом ставших их спутницами и женами, растворившимися в своих гениальных мужьях.
Но все-таки большинство женщин мечтает остаться в истории апполинарией? Она была прекрасна, и не только своими внешними данными. Она смогла реализовать свое главное достоинство - быть женщиной. Пусть ее страстное начало было тягучим, инертным, разрушающим духовное и человеческое как горный поток, смывающий все на своем пути.
Пусть она была упряма. Но она была естественна, как сама природа, которая после бури утихала и становилась холодной и непроницаемой, к великому удивлению своих партнеров, какими бы великими они ни были. Этим она манила мужчин, этим она была привлекательна. И такой теперь она уже останется навсегда.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Михаил Врубель
- Мистификация Черубины де Габриак. Окончание
- Агния Барто: переводчик с детского
- Женщина за...
- Роман в письмах. Продолжение
- Подкаблучники
- Страстная среда
- Игуменья Митрофания. Окончание
- Дом, рождённый любовью
Тина, здравствуйте. Я вам года полтора назад здесь нагрубила, Вы простите пожалуйста.
И во многом Вы правы. Суслова как заноза торчала в сердце Достоевского до конца дней, какая бы она там ни была.
Если вы хотите знать о Достоевском и женщин даже больше, я рекомендую вам этот сайт.
http://translate.google.com/translate?u=http://www.dostojewski.eu/05_FRAUEN_/Frauen.html&hl=de&ie=UTF8&sl=de&tl=ru
К сожалению, Вы правы. Отличаются и многие комментаторы отвечают мне «шипением» , как Вы тоже точно заметили, и даже оскорблениями. Но это понятно. Но я женщин люблю, женщин, а не тех, кто читает сколько у кого было мужей и любовниц. Дело вовсе не в этом. Женская сущность выше, нежней, чище, и ранимее мужской, но в нашем обществе мало кто с этим считается.
Интересная статья, спасибо. Комментарии тоже любопытны, хоть и похожи на шипение. Интересно то, что ваши представления о женственности и о том, что значит «быть женщиной» отличаются от представлений большинства комментаторов.
Тина, Вы красивы. Но, кажется, не умны. Жаль..
Огласите весь список, пжл, в чем я еще виновата перед Вами и Ф.М.. Суслова жила, как умела, и не нам считать, сколько у кого было любовников, хотя у нее был и муж, и не совсем последний человек в русской истории, кстати, любивший ее, как и Достоевский. Любят не за пороки, которые больше всего некоторые умеют считать у других, особенно бабы. Я женщину люблю, но терпеть не могу баб, бабских разговоров и их оценок. С этой точки зрения всех женщин, которых когда-то любили великие, надо связать в узелок и утопить в море. А что касается Ф.М., то, я уверена, он до конца жизни помнил Суслову и любил, как бы он и другие это ни отрицали.
Виктору. Не скажите! Суслова писала Достоевскому, когда тот был уже женат на Анне Сниткиной, так что побегала за ним и она
Плохо читали. Образ Настасьи Филлиповны списан с первой жены писателя. Грушенька — с Агриппины Меньшовой. Аглая — с сестры Ковалевской. А Суслова в жизни была куда менее интересной, чем её описал Достоевский. Тут правильно о ней написали др. читатели. До старости лет меняла любовников и так и осталась несчастной, что и предсказал Фёдор Михайлович.
А что умный человек не может быть мстительным? А про неудачника — это Вы что-то уже свое добавили. Я люблю Достоевского, зачитывалась им еще в школе, не говоря уже о более зрелом возрасте. Но и делать из него ходячего святого — смешно. Он был живым человеком, со своими слабостями и странностями. И в данном случае, если уж кто и нуждается в защите, то отнюдь не Достоевский. Он уже, по определению, оправдан своими книгами и своей жизнью.
Суслова знаменита ТОЛЬКО благодаря Достоевскому. И на неё мы смотрим как на нечто стоящее ТОЛЬКО потому, что гениальный писатель умел любить и умел описать женщину. Не будь его шедевров, вряд ли бы Сусловой сейчас кто-то интересовался. Жалко, что моего любимого Достоевского выставили здесь как мстительного и мелочного неудачника. С его-то умом, с его-то сердцем…
В женщине должны быть мозги, а не какие-то там изюминки и загадки. (Анджелина Джоли)
Кстати, история праздника 8 мартаhttp://budushchee.su/p967/
Это мещанская истина. Да и истиной ее назвать не могу. Это правда женоненавистников.
Знаете, Виктор, все имеют право на свою точку зрения, в том числе и феминистки. Клеймить и осуждать могут все. Понять — единицы. Я стараюсь понимать, а не судить.
А ведь истина в первой половине фразы есть — «курица не птица». Имею дело в живую, 50 штук у нас. Это что-то невероятное! Но, не птица!
Алиса, БРАВО! Больше не стану ничего писать. Но вашим комментариям — от меня Большой +. Читаю, наконец «Доктора Живаго», а то без прочтения его буду «мучиться» на смертном одре и параллельно смотрю фильмы по мотивам романа. Там есть образец такой феминистки и смотрится отвратительно. Ну, а о том, что все те борцы в юбках за свободу и равенства женщин выглядели не лучшим образом, говорить не буду. Добились они того, что сегодня мы видим, а вся их борьба с подросткового возраста вела к откровенному разврату, крови, ненормальной личной жизни. Великими их назвать за это нельзя. Продажа себя, ненормальные связи, грубость — это не Величие женщины. Величие в другом, о чём все прекрасно знаете!
Ну а внешне мне эта «любовь» Достоевского не понравилась. Не смог Фёдор Михайлович себя так поставить, чтобы за ним бегали «бабы» — это его проблема, потому он и не велик в жизни.
Всё — с НАСТУПАЮЩИМ ПРАЗДНИКОМ, женщины! Завтра поздравлять не буду. Оставайтесь женщинами во всех случаях и не уподобляйтесь скотскому образу жизни, который и некоторым мужчинам не нравится!
«В середине 19 века появилось такое явление – эмансипированные женщины. Относились к ним, мягко говоря, неоднозначно, скорее отрицательно. Эмансипированные женщины будоражили устоявшийся общественный уклад жизни. А. Суслова была одной из них. Одни называли ее «стриженой феминисткой» »https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%E2%E0%FF_%E6%E5%ED%F9%E8%ED%E0
«она ценила идеалы свободы и прогресса»
«Аполлинария стала ходить на лекции в Петербургский университет. И тут же попала в самый эпицентр общественных бурь. Конец 1850-х гг. чем-то напоминал время нашей перестройки. Наступила эпоха реформ, общественного брожения. На собраниях и в студенческих аудиториях стали смелее речи. Зазвучали, как в нашу перестройку, призывы к власти: «Долго еще оставаться в губительном застое? Пора встрепенуться. Но чтобы нас разбудить и вызвать к полезной деятельности, для этого нужна… гласность!» Лекции профессоров, публицистов, писателей становились политическими событиями. Студенты варились в густом политическом бульоне тех лет.
Аполлинария была среди них, она участвовала в бурных дискуссиях, спорах и сходках. На демонстрациях она была в первых рядах, только что не кусала казачьих лошадей. Бывало, что жандармы тащили ее, разгневанную революционную фурию, в участок, сажали в камеру с проститутками и воровками, а утром отпускали, и она выходила под аплодисменты восхищенных ее смелостью студентов. »
«В сущности, Аполлинария была истинной дочерью своего века, когда расцвела заря русского феминизма. »
« вместо шикарных зал были прокуренные студенческие коморки, революционные настроения, бравада цинизмом и бескомпромиссный отказ от прошлых традиций. Аполлинарии Сусловой досталась самая волнительная и острая часть XIX столетия, и она являлась вполне характерной представительницей своего времени. »
«Современные феминистки легко признали бы в ней свою. Аполлинария была порочна, капризна, взбалмошна, склонна к эпатажу, бурной театральности и скандальным выходкам. Переворачивать тонкими пальчиками книжные страницы, манерно наклонять вбок головку, щебетать по-французски, — это не про неё. А вот ударить почтенного профессора, посмевшего высказаться об её красоте, подраться с провинциальной учительницей, приревновав к ней мужа, собраться зарезать неверного любовника, заскочив перед этим к Достоевскому, — в этом вся Аполлинария. Кстати, свою женственность она ненавидела. А длинные волосы предпочитала стричь как можно короче. »
«Апполинария мнила себя феминисткой. Подобно многим своим сверстницам, Полина думала, что раз она разделяет укоренявшиеся убеждения о женском праве на свободу, то тем самым уже является свободной, и что в ней сами собой уничтожаются предрассудки и прежняя многовековая «семейная» мораль. »
Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса[1], всей полноты социальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. В первую очередь феминизм анализирует проблемы женщин, но поскольку феминизм стремится к равноправию полов, некоторые феминистки считают, что мужчины также страдают от сексизма и что борьба за мужские права является неотъемлемой частью феминизма
Ра́венство поло́в, также , равнопра́вие поло́в, ра́венство мужчи́н и же́нщин, равнопра́вие мужчи́н и же́нщин, ге́ндерное ра́венство, ге́ндерное равнопра́вие, сексуа́льное ра́венство, сексуа́льное равнопра́вие, эгалита́рная семья́, гендерная эгалита́рность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других правовых отношениях. По мнению некоторых исследователей[1], равенство полов является следующей ступенью социо-половых отношений после патриархальной системы[2]. Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, а также создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности.
Феминистки позиционируют себя как женщины, в том числе, но не как объекта.
Вот концепция ОЧЕНЬ КРАСИВОЙ Александры Коллонтай
Все это прямо противоположно Вашему предыдущему комментарию со строками Борисa Пастернакa о том, что «любая женщина, тем более такая, как Суслова, достойна называться великой. Да, по определению.»
А что феминистки не позиционируют себя как женщины? Я ей отвожу роль великой женщины, Вы — другую роль. Но это Ваше право, на свою исключительность не претендую. Потому она и великая, что отношение к ней разное, в том числе и такое, как у Вас, и такое, как у меня. Здесь нет однозначности.
Комичность в том что, возможно, для какой-то женщины роли музы достаточно, но Апполинария Суслова позиционировала себя именно как феминистку, что априори противоречит роли, которую Вы ей отводите.)
Вы знаете, в вопросе о женщине, я солидарна с Борисом Пастернаком.
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Вы можете, конечно, оставаться при своем мнении,думаю, спорить здесь бессмысленно. Я по-прежнему считаю, что любая женщина, тем более такая, как Суслова, достойна называться великой. Да, по определению.
ахаха. Не представляете, но да. Или мужчина пусть пыхтит, а женщина по фактy своего существования с самого рождения уже великая? Значение слова великийhttp://www.efremova.info/word/velikij.html#.VARhsqNCjpo.- 1. Тот, кто необычайно гениальный. 2. Превосходящий, превышающий обычную меру по силе, глубине, интенсивности и т.п.
3. Обладающий какими-л. качествами в самой высокой степени (о человеке).
Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам и т.п.
Отмеченный каким-л. знаменательным событием или событиями, значимый для кого-л., чего-л. (о времени, периоде жизни человека, общества).
Необычайно одаренный, гениальный.
Употребляется как постоянный эпитет некоторых выдающихся по исторической роли лиц.
разг. Очень хорошо знающий свое дело, искусный.
Оставим Достоевского и домыслы о его личной жизни.
Имя его возвышается и обходится вовсе без упоминаний о том, кто именно когда-то был его любовницей.
A имя Апполинарии Сусловoй только и значимо тем, что была любовницей Достоевского, да женой Розанова.
И не может любить этого великого русского писателя человек, который использует в отношении него такой эпитет как «домогался», в то время как это она бегала за ним, после того, как ей попользовался и бросил Сальвадор.
Не дума, что для того, чтобы быть великой женщиной надо что-то создавать. Достаточно того, что она женщина, которую любили те, кого мы считаем великими. Я очень люблю Достоевского, но понимаю, почему он ее полюбил, почему Суслова от него ушла и почему он так и не смог изгнать ее из себя. И мне это стало понятно, когда стала писать об этой женщине.
Вы читали «я Жозефина, императрица»? Я прочла даже единственный рассказик Сусловой. Очень сырой и это рассказ… как бы очень неопределенного человека. Женщины гении? Да, куда уж до них Марии Склодовскoй-Кюри, первому дважды нобелевскому лауреатy в истории, Адe Лавлейс, ОЧЕНЬ КРАСИВОЙ Симонe де Бовуар. Впрочем, каждый гениев по себе выбирает. Критика бывает и должна быть разной. Кстати, если интересно, узнала, что прототипом Грушеньки была вовсе не Апполинария, a Агриппинa Меньшовa,https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%93%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8 Абстрагируемся от Достоевского и Розанова. Вопрос в том, что создала конкретно Суслова? Раневская состоявшаяся в том плане, что раскрывается в своем деле, смотрю интервью и вижу очень цельного, мудрого человека.
Магда! Абсолютно с Вами согласна!!! Суслова была женщиной незаурядной и все дурное, что пишут о ней, воспринимаю так, как и Вы: если бы она была другой, то Достоевский и Розанов не домогались бы ее. А Достоевский, по-моему, любил ее всю жизнь и не мог избавиться от воспоминаний о ней. Поэтому вновь и вновь у нее появлялись в ее романах роковые женщины, подобные Сусловой. Я очень сомневаюсь, что он также любил свою вторую жену, хотя семейное счастье, наверное, у него случилось. Суслова была совсем другой женщиной — страстной, неординарной, необычной и требовательной.
Глупой и примитивной Суслова не была, если такие мужчины не могли её забыть. Негативные оценки? Мужские — оттого, что не смогли покорить, сломать под себя подобную женщину. Женские — увы, банальная зависть. Как же так, какая-то примитивная ш…, а такие мужчины её любили. И обязательно надо метнуть камень в адрес других любимых женщин гениев. Жозефина любила Наполеона и даже хотела последовать за ним в ссылку, но заболела и умерла. Гончарова вовсе не была пустышкой, долго носила траур, искала человека, любящего детей, и даже выйдя замуж вторично, посвящала один день в неделю памяти Пушкина. И уж Фаину Раневскую никак нельзя назвать состоявшейся женщиной — одинокая, несчастная, некрасивая. В том-то и дело — не смогла простить Натали её красоту, потому что сама ею не обладала. Камни обычно бросают в тех, кто обладает чем-то, чего нет у осуждающих.
Брось в нее камень, кто не без греха. Видимо, Вы безгрешны. Очень рада, что встретилась со святой.
Поддержу Александра. Таких Апполинарий по улице ходит — каждая вторая. И не надо лезть в бутылку «Курица не птица, женщина — не человек», сказано было конкретно о данном человеке.
Тётенька никого никогда не любила и не способна была полюбить, ничего не сделала, кроме как большого количества любовников.
Счастливым она не сделала ни одного мужчину и сама счастлива не была. У своих мужчин скорее вызвала стокгольмский синдром.
Если она и вдохновляла Достоевского, то без нее он бы сам стал Достоевским раньше и менее трагически.
Разоблачительной тенью? Разоблачающей что?
Что значит фраза: «и лицом не общим выраженьем»?
Настасье Филипповне тоже симпатизирую искренне, но не стоит забывать, что она была содержанка, ей торговали, как товаром и не по ее воле развратили в 13 лет, она была — типичным пациентом психиатрической клиники. Не вижу никакого примера для подражания молодой девушке.
Много ли вы встречали женщин «упивающимся своей «порядочностью» и благонадежностью» сейчас, когда из TV, газет и интернета на нас с детства льются тонны порнографии? Я — ни одной. Но встречала много тех, кто мечтает стать проституткой, в той или иной степени.
«Ему оставалось одно: с позиции мужского превосходства и «объективной социальности», обвинять ее в эгоизме, самолюбии, эгоцентризме и самовлюбленности. Так бывает: когда что-то не получается, как хочешь, или что-то обижает, начинаешь обвинять и карать то, что не дается, винить зеркало. Что-то подобное произошло и с Федором Михайловичем.»
Достоевский никогда не пользовался своим «мужским превосходством» (вообще этот странный термин был бы еще применим к тому времени, когда женщины не могли состоять в ВУЗе как студент и найти работу, кроме прачки и гувернантки, но не в 21 веке).
Апполинария должна была встретиться с Федором Михайловичем в Париже, но дамочку уже соблазнил какой-то жалкий Сальвадор, испанец. Когда же он наигрался ей и бросил, она снова стала звать Достоевского.
«Если бы Суслова была бы глупой курицей, она не заинтересовала бы Достоевского и потом Розанова, не вдохновила бы писателя на создание многих женских образов. »
Суслова почти не читала трудов Федора Михайловича, над Розановым насмехалась, даже как муза — дрянная.
Не только в ближайшей «Пятерочке» в очереди с макаронами можно найти Апполинарий, но и в истории тоже есть много подобных женщин, общение с которыми ни к чему хорошему не приводило — Жозефина, Наталья Гончарова, Лиличка Брик.
Вот что писала Фаина Раневская (действительно состоявшаяся личность) о Гончаровой: «Загадка для меня, как мог ОН полюбить так дуру набитую, куколку, пустяк…»
«Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим» — это невроз.
«Она смогла реализовать свое главное достоинство — быть женщиной» — это звучит так, будто если родилась женского рода, то уже изначально имеешь больше привилегий. Женщин на планете — большинство, пол ребенка может поменяться, если мать принимала алкоголь.
И сама-то Апполинария позиционировала себя как феминистку, то есть собиралась бороться за равенство.
Но хорошо, предположим, что это — реализовать свое женское начало. Что же понимается под этим? Обычно женщина — это хранительница очага, заботливая, добрая, теплая, МАМА. (Под определение, кстати, попадает Анна Сниткина — она помогла писателю довести до конца «Игрока» и расплатиться с долгами. «Работая над «Игроком», Достоевский как бы рассчитывался со своим прошлым. Но одновременно закладывал основу будущего. Ибо параллельно роману о русских, путешествующих за границей, уже зарождался другой роман, имеющий непосредственное касательство к его теперешней судьбе. Рукою Анны Григорьевны была поставлена последняя точка в его не столь далекой и все еще мучавшей его истории. Но той же рукой была открыта новая страница — их общей жизни, вместившей в себя «Идиота», «Бесов», «Подростка», «Братьев Карамазовх»… (с)) Где же дети Апполинарии? Что она сберегла, сохранила? Кому помогла?
То есть в данной интерпретации «Суслиха» не реализовала себя и как женщина. Вообще НИКАК.
А «Пусть ее страстное начало было тягучим, инертным, разрушающим духовное и человеческое как горный поток, смывающий все на своем пути. Пусть она была упряма. Но она была естественна, как сама природа, которая после бури утихала и становилась холодной и непроницаемой, к великому удивлению своих партнеров, какими бы великими они ни были. Этим она манила мужчин, этим она была привлекательна. И такой теперь она уже останется навсегда.» — под таким соусом подают обычно шлюх, ведь тяжело признать, что обычная шлюха.
Спасибо, Ольга, за поддержку! Суслова была выдающаейся женщиной
Если бы Суслова была бы глупой курицей, она не заинтересовала бы Достоевского и потом Розанова, не вдохновила бы писателя на создание многих женских образов. Жаль, конечно, что все было столь трагично.
Ну да, Александр, можно и продолжить в соответствии с Вашим ответом- «Курица не птица, женщина — не человек»…
Забавно, столько слов о глупой курице.