Но, если не купить, то хотя бы вприглядку посмотреть на чудеса добра и красоты, могу себе позволить и даже пригласить друзей разделить со мной радость и удовольствие, а вдруг кто-нибудь, у кого есть средства, купит календарь и сделает чудесный подарок любителям живописи и кошек.
Речь идет об
Из истории ее необыкновенной судьбы, о чем ниже, станет ясно, почему именно просветительский и почему для самых широких масс. Удачно придуманный прием вставки огромного домашнего кота по имени Заратустра во всемирно известные шедевры, превращает историю живописи в занимательную игру-угадайку, позволяющую знакомить с историей искусства, а также музеями мира, а лучшие картины запоминаются сами собой.
Кот Заратустра не только вклинивается (с помощью фотошопа) в картины Брейгеля, Дали, Вермеера, Моне, Климта, да Винчи, Малевича, Шагала, Венецианова и много кого еще, но иногда говорит кое-что умное, не забывая заканчивать свои реплики словами «Так говорит кот Заратустра». Представляется кот очень оригинально:
«Нас зовут Заратустра. Мы – кот. Мы – самый лучший в мире кот, как утверждает наш ассистент, которого профаны почему-то называют Нашей хозяйкой. Волею высшего жребия Мы лишены низменных инстинктов, и все Наше послеобеденное время (а покушать Мы милостиво любим) Мы склонны предаваться размышлениям о Высоком. А еще Мы очень, очень, очень любим Ыскусство. Что есть Ыскусство? И с чем его едят? Вот тема Наших неустанных попечений! Наша страсть – позировать великим творцам, потому что лишь великие по достоинству способны оценить нашу могучую стать и возвышенную душу».
В этом проекте ничего уничижительного ни по отношению к классикам живописи, ни к моему любимому
Несколько слов о Светлане Петровой. Арт-проект с котом – не первый в ее творческой биографии. Окончив философский факультет Санкт-Петербургского университета в самое неподходящее время, а может быть, наоборот, в самое подходящее – в разгар перестройки, и защитив диплом на весьма экзотическую тему об этнофилософии в странах Тропической Африки, она неожиданно для себя создает театр авангардного костюма, известный как
«Лаборатория Экспериментального Моделирования» (L.E.M.).
Но сначала - все как обычно у выпускников философских факультетов: преподавание (на кафедре научного коммунизма), студенты, лекции, зачеты, экзамены. К счастью, содержание ее лекций никто не контролировал, и что она рассказывала студентам, мало кого тогда уже интересовало.
Но научного коммунизма в ее лекциях было совсем немного. Больше – об африкансках танцах и теории любви Платона. Вспоминая этот период, Светлана говорит, что идея коммунизма – самая мерзкая из всех возможных, потому что люди разные и построить коммунизм при таком разнообразии – просто невозможно, не искалечив по дороге судьбы тысяч.
Раздвоение личности не могло длиться долго. После нервного срыва, врачи категорически советуют сменить ей работу, чему она и последовала. Однако, возник вопрос: как жить дальше и чем зарабатывать. А зарабатывать как философ она могла только головой.
Оглянувшись вокруг, и увидев, что каждый зарабатывает, как и чем может, начала делать костюмы, но не те, которые можно носить, а как раз наоборот - которые носить нельзя. В ход пошло все: чайники, клетка от кота, примус… Но зато костюм становился не просто костюмом, а настоящим произведением искусства, который удивлял и восхищал.
Так набралось двести костюмов, а дальше надо было опять думать: что с ними делать. Пришла идея – обыгрывать их, показывать с костюмами спектакли, сценарии к которым Светлана придумывала вместе с мужем, тоже философом. Под идеи появились люди, с многими из которых знакомилась прямо на улице.
Они становились манекенщиками и артистами, а позднее – крутыми предпринимателями и чемпионами. В конце концов, сложилась небольшая труппа, с которой Светлана сделала несколько постановок, в том числе спектакль «Двуглавый лебедь» на музыку Чайковского. Но кроме «Двуглавого…» был еще спектакль «Мозговые игры» (1990), показанный в Москве, Калининграде, Риге.
Появились первые зарубежные отклики, но в России спектакли назвали «порнографическим шоу». А заграница откликнулась не только рецензиями, но и приглашениями на гастроли: Польша, Германия, Франция, Страсбург, Фрайбург и везде спектакли воспринимаются на «Ура».
Однако возникли трудности с артистами. Нужны были, в общем-то, и не артисты вовсе, а просто люди, а просто люди и вели себя соответствующим образом: напивались, попадались в полицию, покупали наркотики... В общем, были неуправляемыми.
Администрирование, в смысле бюрократии, со всеми вытекающими ее никогда не интересовало, как не интересовало многое, на чем можно было заработать, но не получить никакого творческого удовлетворения. А ей в первую очередь хотелось заниматься творчеством, все остальное – как получится.
Идеи – ее конек. Их воплощением - занимаются другие. Бывает, что идеи воруют, но в том, по ее мнению, нет большой беды, т.к. избежать этого можно очень просто: делать лучше, чем другие. Как, например, получилось с последними костюмами, в реализации которых было занято восемнадцать человек и уже не с иголкой и ниткой, а с самыми современными компьютерными технологиями. Попробуй, повтори такое!
Следующим проектом (2001) стала «Лаборатория звуков», которая специализировалась на организации концертов некоммерческих музыкантов: альтернативной английской и американской музыки, виртуозов классической индийской музыки, представителей суфийской музыкальной традиции, французских бунтарей-одиночек и т.д.. Через пять лет все друг с другом рассорились и проект умер сам собой.
Светлана любит делать только то, что ей интересно, она считает себя художником, артистом (artist) в английском смысле слова. Не любит суетиться, любит мечтать, как Обломов, но потом срывается и начинает крутиться, как Штольц. А в январе вовсе отключается от всего мира и отсыпается, наслаждаясь обществом своего любимого кота Заратустры.
Третий проект (2003) Светланы связан с анимационным искусством. Она – директор и учредитель международного фестиваля «Мультивидение», который демонстрирует мультфильмы не в кинотеатрах, а на огромных разводных питерских мостах, которые служат экраном. Смотреть фильм могут все желающие, без всяких ограничений. Но прежде, чем идея стала реальностью, она:
«…поняла, что люди не любят ничего нового. И это страшно. Сейчас всё можно, но сейчас другая беда - людям ничего не надо! Мне говорили, чем ваши безумные идеи воплощать, мы лучше тупо ещё два огромных баннера напечатаем и растянем на стене».
Но она встретила людей, которых ее идея заинтересовала и проект состоялся, став одним из самых удачных. Вот и проект с котом Заратустрой, запущенный в 2011 году, тоже возник в русле пропаганды и популяризации лучших образцов классической и авангардной живописи. В связи с этим вспомнила замечательный проект начала XX века «
"
Светлана издает книги и альбомы с котом Заратустрой, пользующиеся большим спросом, и ее арт-календарь на 2016 год - из той же серии и с той же идеей. Надеюсь, что этот проект проживет долго и будет радовать многих любителей живописи и кошек.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Католическое Рождество
- Два мира - две Азбуки
- Константин Победоносцев. Рождество Христово
- Инге Лоок. Веселая философия жизни
- И.Бродский. Новый год.
- Овца.
- Вечера Святые и страшные. Ч. 1. Вечера Святые.
- Избиение младенцев
- Иосиф Бродский. Рождественский цикл
- Китайское девушки Се Чую
Да, мне очень нравится и кот Заратустра, и то, что он философ, и что на его сайте очень много познавательного. С наступившим Новым годом Вас, Татьяна!!! Здоровья Вам и Вашему мужу.
Очень интересно! Спасибо, Тина! Весело и познавательно!
Историю катар знаю. Сначала о них прочитала у Умберто Эко («Имя розы»), потом на экзамене попался этот вопрос. Спасибо за напоминание, только эта история вовсе — не празднична.
Свобода — это то бесценное, что дарит пенсия. Я тоже на пенсии, но лучшего времени, чем сейчас, у меня никогда не было. Столько друзей, столько интересного, столько хочется еще узнать, написать, что остается только радоваться такой возможности. Спасибо, Тома, что читаете, что многое Вам интересно и что делитесь своими впечатлениями. Для меня каждый комментарий и каждый новый читатель — это радость.
Нет, Сергей! Спасибо за предложение, но я не достойна такого подарка. И даже не ожидала такого поворота дела. А в валюте, потому что за границей календарь покупают гораздо охотнее, чем в России, в том числе и по финансовым соображениям, а не только культурным. Хотя, конечно, календарь замечательный и по оформлению и по качеству.
Интересно, Тина, вы с каждым разом открываете мне такое, о чем я не задумывался, чего не знал и мог не заметить в море информации. 65 евро по нашему курсу, конечно, дорого, но почему в валюте? Я сразу начинаю считать. Шесть человек по 1000 рублей и календарь ваш. С удовольствием отдал бы тысячу, но где найти еще пять человек? Может кинем клич? Я готов!
Спасибо! Я с таким интересом и удовольствием читаю и смотрю ваши послания! Раньше-то времени не было на это, а теперь — пенсионерка и теперь это доступно, имея компьютор. Всё так интересно!
Добрый вечер! С наступающим Новым годом Вас! Посмотрите..https://www.youtube.com/watch?list=PLq7h0qrh0iCfsGtqHrUV1fYd93vbPVmmp&v=dLe-i7VzoA4