Артюр Рембо. Любимые стихотворения

Rembo10Начало здесь

Артюр Рембо при жизни издал только один сборник «Один сезон в аду». Все остальное, написанное Артюрм Рембо, было собрано Верленом по памяти или взято из черновиков.

После смерти поэта на протяжение почти века было восстановлено и буквально по крупицам вытащено из ниоткуда то, что Верлену было при жизни недоступно.

Но я не буду углубляться в эту историю. Хочу просто поделиться радостью и своими впечатлениями от стихов поэта. Всю поэзию Рембо принято располагать по четырем годам: с 1869 по 1872 год.

Наиболее простые стихи относятся к 1869 году,  волшебные - начинают появляться в  1870-м, героические и бунтарские  - в 1871 и самые сложные, полные музыкальности и символизма относятся к последнему – 1872 году.

Из ранних и волшебных самое любимое   «Первый вечер» или,  как его по-другому называл Рембо, «Комедия трех поцелуев», потому что оно высмеивало мещанско-слащавый привкус  такого рода поэзии. Но это стихотворение многими любимо за легкость, ироничность и убаюкивающую нежность.

Первый вечер ("Комедия трех поцелуев")

Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.

На стул высокий сев небрежно,
Она сплетала пальцы рук,
И легкий трепет ножки нежной
Я видел вдруг, я видел вдруг.

И видел, как шальной и зыбкий
Луч кружит, кружит мотыльком
В ее глазах, в ее улыбке,
На грудь садится к ней тайком.

Тут на ее лодыжке тонкой
Я поцелуй запечатлел,
В ответ мне рассмеялась звонко,
И смех был резок и несмел.

Пугливо ноги под рубашку
Укрылись: "Как это назвать?"
И словно за свою промашку
Хотела смехом наказать.

Припас другую я уловку!
Губами чуть коснулся глаз;
Назад откинула головку:
"Так, сударь, лучше... Но сейчас

Тебе сказать мне что-то надо..."
Я в грудь ее поцеловал,
И тихий смех мне был наградой,
Добра мне этот смех желал...

Она была полураздета,
И со двора нескромный вяз
В окно стучался без ответа
Вблизи от нас, вблизи от нас.

Из того же года мне нравится «Предчувствие»  («Sensation»), в котором ощущается  томление духа и  предчувствие будущей судьбы поэта.

И еще одно удивительное по теплоте и любви стихотворение  - "Завороженные" того же года. Рембо хотел оставить из написанного только его,  а остальные - уничтожить. Простое по ритму, но завораживающее ожиданием чуда, запахом хлеба, которое ощущается буквально физически, так что начинает скапливаться слюна, такое теплое и близкое поэту пониманием  бедноты, голода,  холода и сиротства.

В Россию Рембо пришел именно этим стихотворением. Разглядывая зимнюю картинку, нарисованную поэтом,  перед глазами видишь живых и настоящих пять сироток, глазами пожирающих пекаря и хлеб, выпекаемый им, и пекаря, который не видит, что за ним наблюдают десять детских голодных глаз.

"Завороженные"

Из снежной мглы в окно подвала
Они глядят на отблеск алый
И чуда ждут.

Пять малышей – о, доля злая! -
Сидят на корточках, взирая,
Как хлеб пекут.

Глаз оторвать нельзя от места,
Где пекарь мнет сырое тесто,
И ухватив

Его покрепче, в печь сажает,
И сыто жмурясь, напевает
Простой мотив.

А дети, затаив дыханье,
С могучих рук его в молчанье
Не сводят глаз;

Когда же золотой, хрустящий
Готовый хлеб из печки тащат
В полночный час,

Когда сверчки под сводом темным
Заводят песнь в углу укромном,
Когда полна

Дыханьем жизни яма эта,
Душа детей, в тряпье одетых,
Восхищена;

Она блаженствует, а тело
Не чувствует, как иней белый
К лохмотьям льнет.

Прилипли мордочки к решетке,
И словно чей-то голос кроткий
Им песнь поет.

И тянутся так жадно дети
К той песне о небесном свете
И о тепле,

Что рвутся ветхие рубашки,
И на ветру дрожат бедняжки
В морозной мгле.

И еще одно стихотворение того же года – «Роман», который пахнет семнадцатью годами, юностью, любовью и ожиданием будущего.

Есть среди стихотворений этого года  одно, которое воспевает бродяжничество и свободу  скитальца, который попав  «В Зеленое кабаре»  наслаждается жизнью, свободой и по-настоящему счастлив.  Стихотворение полно символизма: зеленый цвет у Рембо – цвет счастья, бродяга – сам поэт в поисках неведомого, а естественная и любвеобильная красавица словно написана с натуры сама природа, естественная и простая.

«В Зеленом кабаре»

Шатаясь восемь дней, я изорвал ботинки
О камни и, придя в Шарлеруа, засел
В "Зеленом кабарэ", спросив себе тартинки
С горячей ветчиной и с маслом. Я глядел,

Какие скучные кругом расселись люди,
И, ноги протянув далеко за столом
Зеленым, ждал, - как вдруг утешен был во всем,
Когда, уставив ввысь громаднейшие груди,

Служанка-девушка (ну! не ее смутит
Развязный поцелуй) мне принесла на блюде,
Смеясь, тартинок строй, дразнящих аппетит,

Тартинок с ветчиной и с луком ароматным,
И кружку пенную, где в янтаре блестит
Светило осени своим лучом закатным.

Rembo13И еще есть у Рембо одно, тоже наполненное детскими впечатлениями стихотворение,  «Шкаф»,  пленяющее  воспоминаниями, которых у каждого наберется немало. И сколько их таких вот тряпочек, стеклышек и камешков, которые хочется вновь потрогать и вспомнить далекое детство.

"Шкаф"

Вот старый шкаф резной, чей дуб в разводах темных
На добрых стариков стал походить давно;
Распахнут шкаф, и мгла из всех углов укромных
Влекущий запах льет, как старое вино.

Полным-полно всего: старья нагроможденье,
Приятно пахнущее желтое белье,
Косынка бабушки, где есть изображенье
Грифона, кружева, и ленты, и тряпье;

Тут медальоны вы найдете и портреты,
Прядь белую волос и прядь другого цвета,
Одежду детскую, засохшие цветы...

О шкаф былых времен! Историй всяких кучу
И сказок множество хранишь надежно ты
За этой дверцей, почерневшей и скрипучей.

В следующем году у Рембо появляются остро сатирические, политические и антирелигиозные стихотворения. В них он  высмеивает бюрократов, таможенников и прочих представителей власти («Сидящие», «Таможенники», «На корточках»  и др.), а также священников, вплоть до кощунства («Вечерняя молитва», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», «Первые причастия», «Праведник»).

"Вечерняя молитва"

За кружкою пивной жить начал сиднем я,
Подобно ангелу в руках у брадобрея;
Подчревье изогнув и трубкою дымя,
Смотрю на облачные паруса и реи.

Как экскременты голубятни, на меня
Мечты горячие нисходят, душу грея;
А сердце грустное, порой их прочь гоня,
Тогда на заболонь походит уж скорее.

Так, кружек сорок выпив или тридцать пять
И все свои мечты пережевав и слопав,
Сосредоточиваюсь я, чтоб долг отдать;

И кроткий, словно бог, бог кедров и иссопов,
Я в небо писаю, - какая благодать! -
С соизволения больших гелиотропов.

В противовес  священникам и бюрократам, которых ненавидит всей душой, Рембо воспевает коммунаров, посвящая им  несколько патриотических стихотворений: «Руки Жан-Мари», «Парижская оргия», «Вороны». Вершиной этой поэзии стала  «Парижская оргия, или Париж заселяется вновь». Вот несколько строф из этого гимна коммунарам.

Rembo14

А.Рембо "Пьяный корабль"

О негодяи, в путь! С вокзалов хлыньте гордо!
Лучами солнечными вымыт и протерт
Бульвар, где некогда шли варварские орды.
Священный город здесь пред вами распростерт!

Вперед! Утих пожар и не подняться буре.
Вот набережных свет, вот улицы, а вот
Над вами радужное небо, в чьей лазури
Недавно звезды бомб водили хоровод.

Все мертвые дворцы упрячьте под лесами!
Страх дня-минувшего взгляд освежает вам.
Вот стадо рыжее вихляющих задами...
Так уподобьтесь же безумцам и шутам!

О свора сук во время течки! Рвите в клочья
Повязки. Крик домов приманивает вас.
Разврата ночь пришла, и спазмы этой ночи
Сжимают улицу. Так жрите! Пробил час!

И пейте! А когда свет резкий рядом с вами
Копаться в роскоши струящейся начнет,
Вы разве будете склоняться над столами,
Смотря безмолвно на белеющий восход?

Rembo15И наконец, в последнем поэтическом 1872 году у Рембо появляются настоящие шедевры, полные музыкальности и символизма, которые воплощают суть его поэзии. Это великолепный «Пьяный корабль», «Что говорят поэту о цветах",  «Гласные».  Приведем здесь последнее из трех и тем закончим  обзор удивительной поэзии Артюра Рембо.

«Гласные»

В "А" черном, белом "Е", "И" алом, "У" зеленом,
"О" синем я открыл все тайны звуков гласных.
"А" - черный бархат мух, докучных,  сладострастных,
Жужжащих в летний зной над гнойником  зловонным.

"Е" - холод ледников, далеких и прекрасных,
Палатка, облачко в просторе отдаленном.
"И" светится во тьме железом раскаленным,
То - пурпур, кровь и смех губ дерзких,  ярко-красных.

"У" - на воде круги, затон зеленоватый,
Спокойствие лугов, где пахнет дивной мятой,
Покой алхимика, подвижника ночей.

"О" - звуки громкие и резкие гобоя,
Синеющая даль, молчанье голубое,
Омега, ясный взор фиалковых очей.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Любимые писатели и поэты, Любимые стихи. Bookmark the permalink.

18 Responses to Артюр Рембо. Любимые стихотворения

  1. Да, это, пожалуй, мое большое упущение. Впредь учту Ваше замечание.

  2. Здравствуйте многоуважаемая Тина! Ревность обуяла моё сердце, когда увидел и «пролистал» ваш блог. Неужели есть кто-то, кто любит Рембо больше меня? Вот кто, наверно, сможет мне помочь! Вот уже более 30 лет перевожу на греческий с русского поэзию и много другого. Только стихотворений более тысячи (не сочтите за хвастовство, могу это доказать). Публикуюсь в FB, имею большой сайт http://www.pegas1.eu на греческо-русском (три года как не пополняемый) и в группе «Лучшие стихи любимых поэтов». Как переводчик, стараюсь всегда разместить и фамилию зарубежного поэта и другим не позволяю. И вот впервые, разместив в группе стихотворение «Первый вечер» или «Комедия трёх поцелуев» не смог найти переводчика. Точно не Антокольский, есть перевод у Кудинова, но не нашёл сам перевод. Кстати, и вам выговор: в блоге не упомянут ни один переводчик.

  3. Мне жаль, что Вы так воспринимаете великую поэзию гениального Рембо.

  4. Ольга says:

    Очень грязная поэзия…

  5. Артюра Рембо невозможно запачкать. Это поэт от Бога!!!

  6. Роман says:

    Не пачкайте поэта. У Вас свои чувства, мысли и мозги. Ура!

  7. Первый портрет – это фотография поэта 1871 года, только в цвете. Самый известный его портрет
    Второй – та же самая фотография 1871 г. , только художественно обработанная. Кто автор обработки -работал – уже и не найду. Где-то выкопала.
    Третий портрет – фрагмент картины Генри Фантен-Латура «Угол стола» (Henri Fantin-Latour Coin de table 1872 г.). Картина изображает поэтов, драматургов и журналистов, собравшихся в кафе в годовщину смерти поэта Шарля Пьера Бодлера ( Charles Pierre Baudelaire, 9 апреля 1821 — 31 августа 1867). Практически все герои картины были объединены участием в альманахе «Современный Парнас» (издатель Альфонс Лемер), первый выпуск которого состоялся в марте 1866 года, поэтому их часто называют в литературе «парнасцами». Слева направо: Верлен, Рембо, Леон Валаде, Эрнест де Эрвилль, Шарль Камиль Пелльтан, Элзеар Бонье – Ортолан, Эмиль Блемон, Жан Франсуа Виктор Экар.

  8. Александр Князев says:

    Здравствуйте, Тина! В Вашем материале опубликованы три портрета Артюра Рембо. Не подскажете ль, кто их авторы???

  9. Да, я тоже, когда недавно слушала эту запись, обратила на это внимание. Но убирать как-то не захотелось ролик. Я не являюсь автором ролика. Или лучше убрать?

  10. Константин says:

    Плохо, что слишком громкая музыка во время замечательного чтения «Пьяного корабля», как будто она здесь главная, а не стихотворение. Часто из-за неё не слышно слов…

  11. Я не поняла, как Вы попали на Артюра Рембо. Я отвечала Захару Правдину, который написал мне комментарий на этот текст. Наверное, Вы о каком-то другом тексте пишете.

  12. yuriyapril says:

    Тина, о чем вы, какая зарисовка, поясните…?

  13. Спасибо огромное!!! Я очень рада читать комментарии от украинских друзей! Заходите, пищите, комментируйте!!!! М спасибо за любовь к Артюру Рембо. Я его очень люблю!

  14. Захар Правдин says:

    Тина! Спасибо за прекрасный искренний рассказ о загадочном и возбуждающем воображение поэте. Мира и Удачи! Киев

  15. Захар Правдин says:

    Процесс стихосложенья

    Читая Артюра Рембо́ (французский поэт)

    На миг — любовница, жена,
    на миг – побитая посуда,
    то вдруг желанна да нежна —
    то вдруг — оставь, пошла отсюда!
    То свет в окне — то пропади
    (и сам не ведает, скорее),
    то звёзды счастия в груди —
    то душу топчут скарабеи!
    А ля Рембо́* — всё осквернил
    (и даже в пене Афродиту!),
    то плачет и кричит – вернись!
    (Ах, лучше было б не родиться!)
    Кто остановит этот бред
    в порыве кораблекрушенья?!
    Опять наделал кучу бед…
    Таков процесс стихосложенья.

  16. Да, Юрий понимаю. Думаю, кроме всего прочего, здесь очень сильно все завязано на любовь. Дружба с Верленом была сильнейшим стимулятором, которая враз кончилась. Смог бы он дальше один? Не знаю. Если бы и смог, то так же мощно? Если сравнить его первые стихотворения с последними, то поражает, как быстро он пробежал эту гигантскую дистанцию от полудетских до совершенно новаторских, ни на что не похожих стихов 1872 года. Как это возможно! У меня в голове это не укладывается.

    А что же Вы никак не отвечаете на размещение Вашей зарисовки. Мне пришло одно сообщение, которое было для меня некоторой неожиданностью. Но именно такая реакция была у меня в подсознании, потому что комментарий меня обрадовал.

  17. Бунт в поэзии…, и такой прозаизм кончины…, иногда, кажется пусть бы он погиб в пьяной драке, на поле сражения, как викинги с мечом в руках и…, как это было бы романтично, но увы…
    Четыре года, жизнь…, проживала Рэмбо из его Центра, а потом из периферии ( включился ум ) — Вы конечно понимаете, о чем здесь речь…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *