Мария Шкапская-2. Окончание

shkapskaja13

Начало здесь

Мария Шкапская жила тяжело, всегда, с самого начала. Родилась Мария, урожденная Андреевская, третьего октября 1891 года в полунищенской петербургской среде, в семье, питавшейся с помойки, что располагалась поблизости.

«Голодранка с петербургской улицы, тряпишница, выросшая на свалках».

Так писала она про себя в автобиографии. Отец - священнического рода, мелкий служащий, мать – из артистической среды.

Детей в семье было пятеро, Мария - старшая. Когда исполнилось одиннадцать, она стала главной кормилицей: мать парализовало, отец сходил с ума, заканчивая жизнь в психиатрической больнице.

Мария, чтобы выучиться и кормить семью из семи человек, научилась зарабатывать. Она не гнушалась никакой работы, дававшей возможность выживать. Обстирывала богатых, мыла полы, продавала старые, найденные на свалке, вещи, писала прошения и переписывала письма, делала много чего другого, что кормило семью.

Все дети семьи Андреевских получили хорошее образование: Иван, по образованию врач-психиатр, стал историком литературы, богословом и литературоведом; Михаил — приват-доцентом судмедэкспертизы, Елена стала врачом-биологом.

Сама Мария, окончив гимназию на казенный счет с отличием, поступает в медицинский институт на психоневрологический факультет, чтобы иметь возможность ухаживать за больным отцом.В институте познакомилась с будущим мужем Глебом Шкапским, с которым прожила более сорока лет.

shkapskaja14

Рафаэль. Мадонна с Младенцем. 1498 г.

Будучи студенткой, увлеклась революционными идеями: тогда терроризм и революция в интеллектуальной среде считались подвигом и романтикой. Ленский расстрел в апреле 1912 года выводит питерских студентов на демонстрацию, в которой участвует и Мария. Две недели тюрьмы.

Через год – снова тюрьма, уже на два месяца, и приговор – высылка в Олонецкую губернию (Архангельская область). Но ей повезло: московский купец Н.А.Шахов, меценат и филантроп, добился замены высылки всех осужденных по делу на выезд в Европу (!!!). Это был ее счастливый билет.

Здесь она знакомится с известными русскими литераторами, поступает учиться и заканчивает на стипендию Шахова литературный факультет университета города Тулузы с дипломом преподавателя словесности. Потом еще год изучает китайский в Париже и начинает писать стихи.

shkapskaja12

Материнство

Впрочем, стихи были ее единственной отрадой еще в подростковом возрасте, когда приходилось тяжело и много работать: когда невыносимо болели от стирки руки, она выходила ночью на кухню и начинала писать стихи. Тогда, уже в двенадцать лет, она и написала, что в миру место есть только бойцам. И она боролась, всю жизнь: с непониманием, с обстоятельствами жизни, с собой.

В 1916 году - возвращение в Россию. Канун революции, война, начинающаяся разруха, но она возвращается. Ей 25, она молода и красива, блестяще образована и полна деятельной энергии. Мария берется за подготовку своего первого сборника стихов, написанных в Париже.

Предисловие к сборнику готовит Зинаида Гиппиус. Выбор, конечно, не случаен. Женская тема, тема матери и дитя, зачатия и продления жизни, которая уже в первом сборнике Шкапской доминирует, звучит в ее стихах по-особому, выделяясь яркой фиолетовой полосой, как говорила Гиппиус.

shkapskaja9

Китайская Мадонна

Детей от Прекрасной Дамы иметь никому не дано, но только Она Адамово оканчивает звено.

И только в Ней оправданье темных наших кровей, тысячелетней данью влагаемых в сыновей.

И лишь по Ее зарокам, гонима во имя Ея – в пустыне времен и сроков летит, стеная, земля.

Но тема звучала не как биологический акт, окрашенный сексуальностью, а как вечная тема Рождения и Смерти, как мистически-религиозное таинство Возрождения, Вечного возвращения и бессмертия. И стих ее был закольцованным: дойдя до конца, он снова возвращался к началу.

Здесь чувствуется философия Ницше с его темой Вечного возвращения, мифология Материнства как символа Древа жизни посреди рая, влияние ветхозаветных образов закрытых пространств, начиная от городов, охраняющих своих детей, до чрева кита, в котором спасается Иона.

Это и новозаветный образ рождения от воды и Духа, раскрываемый Иисусом Никодиму, и влияние западного культа Дамы и поклонение Деве Марии. У Шкапской все наполнено библейской и мифологической символикой.

shkapskaja8

Г.Климт. Поцелуй всего мира

*Ты стережешь зачатные часы, Лукавый Сеятель, недремлющий над нами, - и человечьими забвенными ночами вздымаешь над землей огромные весы.

Но помню, чуткая, и - вся в любовном стоне, в объятьях мужниных,

в руках его больших - гляжу украдкою в широкие ладони, где Ты приготовляешь их - к очередному плотскому посеву - детенышей беспомощных моих, - слепую дань страданию и гневу.

*

О, ты наверно знал, что жду тебя все эти годы. Что вся твоя и вся в огне, полна тобой, как медом чаша. Пришел, вкусил и весь во мне, и вот дитя — мое, и наше. Полна рука моя теперь, мой вечер тих и ночь покойна. Господь, до дна меня измерь, — я зваться матерью достойна.

*

Под шагами тяжкими и важными, как былинки впутались они в

наши жесткие, многоэтажные, в городские наши дни.
Забываем мы о них неделями и с утра отводим в детский сад,

их — невоплощенных Рафаэлями, не таких, что пел Рабиндранат.

Нет у нас чудесных и особенных, и они такие же, как мы,
дети той же скудной родины, узники одной тюрьмы.
Как же сделать их могли бы мы непохожими на нас,

если не с кем было быть счастливыми матерям в зачатный час.

shkapskaja10

Быть достойной звания Матери для нее  - главное. Поэтому Мария так переживала аборты, воспринимая их как прерывание ниточки жизни, как недостойное звание Матери, как кровь и смерть.

«И кровь моя текла, не усыхая -- не радостно, не так, как в прошлый раз, и после наш смущенный глаз не радовала колыбель пустая».

*

«Проливаем в любви и сечах, зачиная, родя, творя, нашей кровью затлели реки и цветут земные моря. Но течет угрюмо и красно единая с первого дня, всем дням и векам участна, и нас со всеми родня».

*

«Не снись мне так часто, крохотка, мать свою не суди. Ведь твое молочко нетронутым осталось в моей груди. Ведь в жизни — давно узнала я — мало свободных мест, твое же местечко малое в сердце моем, как крест. Что ж ты рученкой маленькой ночью трогаешь грудь? Видно виновной матери — не уснуть!» («Mater dolorosa»).

shkapskaja11

К гражданской войне у нее было уже двое детей, но выглядела Мария моложаво: высокая, ширококостная, что видно по ее немногочисленным фотографиям, с голубыми глазами и жаждой деятельности. В Питере она развернула бурную организаторскую работу по снабжению карточками, не оставляя писать стихи.

В двадцатом принесла свой рукописный сборник Александру Блоку, который в ее жизни сыграл решающую роль. После принятия в Союз поэтов, ее сразу ввели в состав президиума. Началась новая литературная жизнь поэта.

Петербурженке и северянке, люб мне ветер с гривой седой, тот, что узкое горло Фонтанки заливает невской водой.

Знаю – будут любить мои дети невский седобородый вал, оттого что был западный ветер, когда ты меня целовал.

shkapskaja15

Рафаэль. Мадонна Диоталлеви (Madonna Diotallevi). 1504 г.

Но длилась новая жизнь всего пять лет: в тридцать четыре Мария Шкапская  замолчала. Поводом стала трагедия, но Дмитрий Быков объясняет это чувством времени: хороший поэт всегда чувствует, когда оно для него кончается. И когда замолкает поэт, это равнозначно приговору эпохе:

После двадцать пятого года для Шкапской наступили иные времена: ушла в прозу в прямом и переносном смысле, в небытие, прожив еще двадцать семь пустых лет. Словно прощаясь с поэтической жизнью, она продала весь свой архив в ЦГАЛИ, который купили в основном из-за автографов М.Горького. В тридцатые годы появилось еще одно, последнее, стихотворение, которое напоминает, объясняющее и ее, и во многом - наше время:

«Дисциплина в этой стране настолько жестка, что язык фактически упразднен. Тирания находит вполне достаточным одно слово «есть!», с помощью которого передаются самые разнообразные чувства, отношения, понятия и целые философские системы. Эта реформа языка вполне устраивает население и даже писателей как представителей художественного слова»

shkapskaja16

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490—1491

Во время войны Мария потеряла младшего сына, разыскивала его по всем возможным связям и контактам. Он вернулся, но его тут же посадили и сослали в лагеря. Потом снова посадили. Она так и не увидела его вернувшимся. Эту потерю Шкапская считала главной трагедией своей жизни.

Под конец  сильно болела: у нее случился парез ступни и из-за этого начала плохо ходить. Однажды попала под машину, второй раз - под поезд. Сотрясение мозга в обоих случаях, но осталась жива.

В последние годы увлеклась собаководством, вывела  новую породу пуделей, лечила собак, готовила книгу по собаководству; соорудила у себя на кухне маленький зооуголок, а в комнате стоял аквариум с рыбками.

Умерла Мария Шкапская в сентябре 1952 года на выставке собак, от инфаркта...

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Любимые писатели и поэты, Любимые стихи, Тайна любви. Bookmark the permalink.

22 Responses to Мария Шкапская-2. Окончание

  1. Спасибо, Светлана. Шкапскую вообще мало кто знает. Я о ней тоже узнала не так давно.

  2. Светлана says:

    Конечно, никогда не слышала этого имени…
    Интересно написанная статья, прекрасно подобранные картины.
    Спасибо большое, что рассказали.

  3. Абсолютно согласна с Вами! Я тоже поздно узнала об тех поэтах, о которых Вы пишите. Да что говорить, и Пушкина, Лермонтова, Чехова стала понимать гораздо позднее, чем в школе. Так что всему свое время, как сказал Экклесиаст.

  4. Natali says:

    Спасибо! Узнала еще об одной незаурядной личности и поэте. Я-из поколения, которое до поры не знало вообще о существовании ни Ахматовой, ни Цветаевой и многих других. Познакомиться удалось уже в зрелые годы. Возможно, это хорошо-информация приходит тогда, когда личность готова ее хотя бы понять…

  5. Бывает и так, но редко. Все-таки голос несет в себе отпечатки прежних переживаний, страхов, профессии. Видимо, у нее все было хорошо, или профессия способствовала тому, что голос остался молодым. Я — преподаватель, и мой голос посажен, перегружен говорением и назидательностью. То, что не люблю не только в других, но и в себе, прежде всего.

  6. Да, конечно, везде нюансы. Чтение Бродского — обожаю!!! Вообще авторское чтение стихов всегда лучше, чем артистическое, в том числе и Ваше чтение. Сторонний человек не всегда может почувствовать внутренний нерв стиха. Хотя другим, наоборот, нравится только второе. Бродский своим чтением дает дополнительное измерение своей (и не своей) поэзии, то, что между слов, дыхание стиха, что ли…

  7. yuriyapril says:

    Голос выдает возраст больше, чем внутреннего человека.

    Когда моя жена берет телефонную трубку и пытается говорить…, ей обычно отвечают — деточка, а взрослые дома есть?

  8. yuriyapril says:

    Черт, ну что же мне делать, как понравиться…, гланды что — ли опять пришить…?
    Тина, после записи голос свой не узнаю…, но мне он нравится больше, чем когда говорю в обыденной жизни, зачем бы я тогда начитывал стихи и прозу…
    Вам придется смириться и воспринимать меня — «as is» — как есть…
    А вот друзьям моим, как раз нравится…, наверное подыгравают…?
    Помните, как в анекдоте — если нельзя, но очень хочется, то можно !
    А в себе вы должны, просто обязаны любить ВСЁ !
    Хотя мы никому и ничего не обязаны!

    Читать молча, …, да…, а если бы мы никогда не слышали чтение Иосифа Бродского — так сказать персональное…
    О да! это совсем другой поэт…, что это такое…, кому нужны эти придыхания и картавость…, нет…, не хочу этого слушать!

    Так что, везде наблюдаются… ньюансы!!!

  9. Ошибки — ерунда. Я их просто пропускаю, тем более, что чаще всего, это описки. Голос выдает возраст больше, чем внутреннего человека. Возраст — не показатель молодости духа и души.

  10. Голос воспринимаю как неотъемлемую часть человека. В нем есть, пусть и не всегда точное, отражение его «Я», слепок (след) того, кем он был когда-то, если даже сейчас человек другой. Так воспринимаю и свой голос, который очень не люблю. В нем слишком много того, что было нажито когда-то в незрелой юности: много резкого, жесткого, однозначного. Сейчас это сохранилось в голосе. К голосу другого человека всегда прислушиваюсь, хотя настоящий голос, внутренний, слышишь, когда человек молчит. Вот такой парадокс. Как Вера Павлова говорит: «Стихи читать надо молча, глазами, а не вслух». Я с ней согласна именно потому, о чем сказала выше.

  11. yuriyapril says:

    просто присутствие…, ( не люблю ошибки)
    все равно «Гений» просматривает и выдает через YouTube!
    В гении нажимаете на просмотр в YouTube — и OK!

    И почему вы не любите мой «очаровательный» голосок!!!!! :????) :)

  12. yuriyapril says:

    Соответствует…, не соответствует…
    Голос — это элемент искусства, ума ( который может меняться от ситуации к ситуации… ), а мой внутренний мир — в нем нет переживаний, но больше — посто присутствие ( по крайней мере я так пытаюсь…)

  13. Поняла. А почему не на ютубе, в «Гении»? По Вашим текстам совсем по-другому Вас воспринимаю и Ваш голос сбивает меня с моего представления, поэтому я его не принимаю. Мне кажется, что он не соответствует Вашему внутреннему миру.

  14. yuriyapril says:

    Тина печатайте все, что желаете…
    Про Лермонтова.., это не текст, клип:
    http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/400875.html?author

  15. Насчет поэтов, конечно, все кончилось трагически для каждого, кто ее принял, да и кто не принял — тоже. Мне очень нравится Ваш рассказ про наручники (из дорожных приключений). Я бы его разместила, если Вы не против. Он — добрый. Если согласны, то дайте знать. И почему-то не вижу ссылки на Ваш текст о М.Ю.Лермонтове.

  16. yuriyapril says:

    Что сказать Тина, мы видим во вне лишь то, что имеем внутри… ( приблизительно так у Энтони де Мелло )
    Куда бы мы не уезжали и о чем бы не говорили — это всегда о себе любимом!
    Мне кажется, что у меня достаточно много позитивных вещей, но вы — не увидели…, ну так тому и быть… И еще не забывайте, что то, что написано ранее, возможно и не всегда позитивно, я же менялся, как и все…
    По поводу юмористического рассказа…, вы что зависите от чьего то мнения…,? Что бы вы не написали, люди все равно…, что — то скажут!
    Забудьте о людях вас окружающих, в отношении их мнения, будьте всегда собой…
    А что вам критика — в ней раскрывается человек критикующий, но это только его проблемы…, вас это не касается!
    Искушать — это самое интересное!!!
    По — поводу настоящих поэтов, принявших революцию, все кончили трагично или в забвении…, ну да они интуитивно к этому стремились…

  17. Юрий, радостное — это по Вашей части, хотя у меня есть радостные тексты, но их очень немного.Человеческая трагедия меня трогает гораздо сильнее. И сама я чувствую жизнь с этой стороны гораздо сильнее. Люди разные, и кто-то любит жизнь с ее радостной стороны, кто-то больше чувствует другое ее измерение. Это ни хорошо, ни плохо. Это так. Я неоднократно уже подчеркивала, что являюсь не латинянкой с их радостным восприятием жизни, а гречанкой с их тягой к трагедии. Трагедия дает катарсис, комедия — совсем иное, хотя хорошую комедию люблю, но и у Вас веселых текстов очень немного. Но я не требую ни от кого того, чего у них нет, а принимаю с благодарностью то, что у них есть. Скопировала недавно очень хороший юмористический рассказ ко дню милиции. Лежит в черновике, но разместить в блоге не решаюсь: не формат. Вы помните, какая была критика в адрес Вашего рассказа «Ночное приключение»? Никого не хочу искушать.

    Что касается Шкапской, то революция случилась позднее и приняла ее не только она одна. Кроме того, о страданиях говорят не только русские поэты и писатели, но и за пределами их хватает. Это христианское ощущение жизни, а не русское. Христос шел на Крест добровольно, а что означает это символически, Вы и сами можете дочитать.

    И Ваше подозрение о таланте и его противовесе — мне по душе. Наверное, кто-то где-то это уже высказывал.
    И о радостях — какой из Ваших текстов самый радостный? Назовите! Дайте ссылочку.

  18. yuriyapril says:

    Хороший поэт — не ординарный!
    Только зачем было возвращаться в то…, что неминуемо должно быть отвергнуто !
    Она ведь это и сделала …, правда позднее… Где же дагадка и ощущение времени…?
    Осталась бы в Европе в 1916 году, но какже тогда с трагедией…, так дорогой и любимой русскому литературному вкусу…, ему пострадать надобно…, без этого ну ни как нельзя!
    Тогда почему сожалеют о загубленных литературных талантах? Может быть надо сказать тем, кто создает им препятствия — огромное спасибо!!!
    Гнобите таланты, только тогда мы будем переживать и упиваться их сопротивлению среде!
    А из этого вырастут подлинные цветы — литературные шедевры !!!
    У меня большое подозрение, что жизнь, давая талант человеку, обязательно для противовеса — преподносит ему жизненные трудности, так сказать — ну, показывай свое сопротивление, если сможешь конечно…
    Что же это мы все о несчастиях и сопереживаиях…, а когда же появится радостное ощущение нашей великолепной жизни!!!?

  19. Да, из этой серии. Меня интересует человек и как он себя проявляет в разных ситуациях.

  20. Спасибо, что читаете

  21. Михаил says:

    Ну что, это из серии ЖЗЛ.

  22. Ирина says:

    Спасибо! Интересная статья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *