Баня по-черному – это «русский брэнд», вряд ли кто-то с этим будет спорить. Я – городской житель и у меня нет бани, никакой, ни по-черному, ни по-белому, но зато живет во мне русский дух, в котором закодирован образ русской деревенской бани по-черному. В ней мои предки не столько мылись, сколько набирались здоровья телесного и духовного.
Бани в древней Руси считались заведениями не для помывки и гигиены, как на западе, а для исцеления «немогущих». Именно врач и лейб-медик русской императрицы Анны Иоановны Антонио Санчес, проживший в России шестнадцать лет, написал знаменитую книгу о русской бане, в которой полемизирует с французским ученым-аббатом Ж. Шаппом, считавшим русскую баню для здоровья вредной.
Этот француз совершил в научных целях годовое путешествие по Сибири и описал «дикие» русские нравы невежественного народа в «Путешествии в Сибирь" (1768). Вредной он назвал русскую
Но побудь он подольше, кто знает, чем бы закончился этот эксперимент для аббата, так лихо, из любопытства и ради научного интереса, погрузившегося в этот «ад». Антонио Санчес в ответ на критику пишет:
«....Искреннее желание мое простирается только для показания превосходства бань российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и перед находящимися ныне в употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней»;
«…возобновление паров чинится через всякие пять минут. Сим образом производимый пар расслабляет твердых частей тела, ибо сей пар составлен стихийными частицами огня и воздуха...Он мягчит кожу, а не расслабляет ее...Расширяет орудия дыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части...».
На западе, в общем-то, настороженно относились не только к баням, хотя они у них и были, но вообще к помывкам. Считалось, что вода размягчает кожу и вместе с водой в нее легко попадают микробы, а потому мыть лицо по утрам и вечерам – не следует, как, впрочем, и тело. А потому мылись, даже вельможи и короли, едва ли чаще двух раз в год, а то и реже.
Кстати, вот и статистика. В Париже в 1292 году с населением в 150 тысяч жителей было всего 26 бань, т.е. одна баня на пять тысяч, а в России в каждой деревне и в каждом доме была своя банька, и каждую субботу (а то - в среду и субботу) – банный день.
В конце восемнадцатого века в Москве с населением в триста тысяч было 820 общественных и домовых бань, т.е. одна баня на каждые пятьсот человек. Потому и удивительно было иностранцам такое пристрастие русских к баням. Вот как описывает русскую баню Вагнер, немец, попавшийся на шпионаже:
«Почти каждый горожанин имеет в своем доме баню. Она состоит из маленькой прихожей и комнаты, в которых находится сложенная из дикого камня печь. Эти камни так пригнаны друг к другу без извести, что кверху сходятся в круглый свод. …Недалеко от печи пол примерно на два фута приподнят и имеет наклон; примерно так, как в наших караульных помещениях, сделаны нары.
У другой стороны стоит скамейка шириной в два фута. У входа в комнату стоят два сосуда с холодной водой, в которую бросают раскаленные камни, чтобы нагреть воду в них до такой степени, как это желательно моющемуся. Топят так сильно, что при входе, несмотря на то, что в стене вырезано четырехугольное отверстие, с заслонкой, через которое выходит дым и жар, от жары можно упасть в обморок.
Но, несмотря на это, русские нагревают комнату еще больше и поступают при этом следующим образом. Они опускают связанный из березовых прутьев веник, на котором имеются еще все листья, в холодную воду и брызгают на раскаленную докрасна печь, чем вызывают пар, горячий, как кипящая вода.
Потом голые они ложатся на возвышение у печи и секут себя веником, куда только могут попасть, так сильно, что все тело краснеет, как сваренный рак. Вслед за этим русский бежит к бочке с холодной водой и льет себе висящим на ней черпаком на голову. Потом он ложится на скамейку, обмазывает все тело белым мылом — черное мыло там совсем неизвестно — и отмывает его снова теплой водой.
Зимой он выходит, несколько раз поваляется в снегу и, не вытираясь, одевается. Когда он возвращается в свою квартиру, он поворачивается к образам или изображениям святых, которые по всей России стоят в верхнем углу у окна против дверей, тремя пальцами трижды бьет крест перед грудью и говорит слова: Slavo. Tibe Gospodi.
Для меня было невозможно мыться совсем по-русски. Во-первых, я заставлял открывать отверстие наверху в стене и не допускал, чтобы брызгали водой на печь. Я только вытягивался на скамейке и давал себя мыть с мылом, и потом ложился… прямо на пол, чтобы испытывать меньше жары. После этого я давал себя обтирать полотенцем, по выходу из комнаты набрасывал на себя шубу и уже дома одевался до конца».
Воистину, что русскому хорошо, то немцу - смерть.Так что не случайно Екатерина II была смертельно оскорблена книгой француза, изданной в России только в 2005 году, да и то в переводе, оставляющем желать лучшего. Тогда Екатерина написала свое опровержение – «Антидот», вступив полемику с ученым-французом.
Но зато какие французы делали горшки, шкафчики, стульчики и троны для «грязного» дела! Это достойно эстетического восхищения и до сих пор французские ночные вазы путают с супницами, ночную мебель для горшков - с мебелью для одежды и белья. Но каждому – свое: кому красота, а кому – здоровье и здоровый дух.
И русский человек свою русскую баньку, неэстетичную, черненькую и грязненькую, не отличающуюся изяществом, но творящую чудеса, не променяет ни на какой холодный кафель и помывку под душем.
Мне приходилось мыться в бане по-черному раз пятнадцать-двадцать, не больше. Однако, одного взгляда на фотографию или картину с изображением такой бани достаточно, чтобы память оживила ее дух. Это похоже на историю с кусочком печенья мадлен, описанную Марселем Прустом, напомнившую ему о детстве, неожиданно выскочившем из кусочка печенья и чашки чая.
Невероятный запах русской бани не спутаешь ни с чем: смесь дерева, печного жара, дыма, пара, сажи и, нежная теплота, окутывающая тело, как только входишь в это загадочное, почти мистическое пространство, в полумраке которого едва различимы ведра, камни и скамьи.
Русская баня по-черному в народной традиции не напрасно считается образом женской плоти, что очень сексуально, романтично и соответствует ее сущности: баня – это святое. И почти всегда на картинах она связана с радостью, смехом, жизнью, красотой и блаженством.
В старые времена бабы рожали в банях, т.к. более чистого и стерильного места в доме не было: прокопченные стены дезинфицировались дымом, удалявшим все вредоносные микробы; рядом была печка и вода – все, что нужно для роженицы.
Младенца в бане очищали от родовой грязи, намазывая его тельце дрожжевой смесью. Так делала моя свекровь, приехавшая из деревни, с моим сыном. Правда, вместо бани пришлось использовать хорошо разогретую ванну.
И я своими глазами видела, как из-под его кожи выходили жесткие черные волосы, смываемые по особым правилам. Хочешь-не хочешь, поверишь в народные средства и в чудодейственную силу русской бани.
С баней связаны различные приметы, суеверия, традиции, ритуалы, гадания, про нее складывают стихи и песни, рассказывают смешные истории и байки. В бане все смешалось: язычество, народные поверья, девичьи гадания и церковь, считавшая баню греховным местом, требующим очищения. Поэтому и сложился ритуал обязательного омовения после бани в проруби, на речке или просто из ковша.
И банный день – в субботу - установился тоже не без церковного влияния. Пятница и воскресенье – святые дни, а суббота – день покоя. Правда иногда, даже по церковным обычаям вменялось в правило ходить в баню: в чистый понедельник – после Масленицы, чистый
Обычай поздравлять с легким паром равнозначен поздравлению с днем рождения, т.к. выходящий из бани, очищенный от болезней и грехов, словно рождался заново, а первый его вдох при выходе из парилки все равно, что первый вдох новорожденного. И можно сказать, что русская печь и баня по-черному, православие и самодержавие были основой, на которой стояла Российская империя.
Тина Гай
Завидую белой завистью. У меня ни бани, ни здоровья нет, чтобы наслаждаться этим русским чудом.
Тина, привет! Хорошо знаю и парился по-черному! И только добрые воспоминания!
Сам топил, таскал воду на коромысле! Сейчас у меня баня тоже парная, но по-белому! В субботу затоплю!
В.С., новый электронный адрес прошел, отправила Вам запрос на скачивание Ваших текстов. Жду, надеюсь, что мое письмо дойдет до Вас. Да, Вы — удивительный пример жизнестойкости при всех перипетиях, которые случились с Вами в детстве, а потом и в юности. Удивителен и Ваш оптимизм, и Ваше желание работать. Если все получится, и Ваша книга дойдет до меня, то не сомневаюсь, что мне будет очень интересно. Особенно интересно почитать про Рихтера, о котором писала, но подробностей его истории отношений с отцом и отчимом — узнала только от Вас. Спасибо и за комментарий, и за книгу, которую жду с нетерпением.
Уважаемая Тина Гай! С удовольствием прочитал о русском обычае принимать баньку. Мой отец, у которого как и у наследника русского престола была генетическая болезнь крови гемофилия, ушел из жизни, когда мне было меньше двух лет. Меня отдали бабушке, которая сумела меня вырастить, хотя бомбежки , когда через Одессу проходила линия фронта, засунутая в горло тряпка отчима, голодовки очень давали себя знать еще очень долго. Поэтому обливания водой и теперь ежедневные намыливания и душ видимо сохранили мне буквально жизнь до довольно уже «приличного» возраста. И сейчас я еще могу кое-что делать творческого порядка.
В личке я случайно прочитал, что Вам не удается открыть мой электронный почтовый адрес
smirnovw@front.ru или smirsmiri54@gmail.com — по этим адресам я просил сообщить мне желающих получить адрес от меня для бесплатного скачивания моих пяти частей (4000 страниц) серии книг «Реквием ХХ века»
В книгах приведены дневники моего учителя музлитературы Швеца В.А., так же написанные сугубо по архивным документам печальные истории арестов в ежовщину и не только и последующая реабилитация «за отсутствием состава преступления». Есть история отца Св.Рихтера, ак-ка Покровского астронома, многих профессоров (Лазурский, учивший детей Толстого) , артистов, писателей. Приведена поэма приговоренного к расстрелу поэта Ореста Номикоса «Русь распятая » и др.
Пытаюсь, чтобы память об этих людях сохранилась, несмотря на новые волны сталинизма и идиотизма в разных формах, которые в несколько разных видах существуют как на Украине, так и в меньшей степени в России. Спасибо за «Русскую баню». В.Смирнов
Да, пусть. Согласна. М.б. тогда каждый будет счастлив по-своему.
Тина, пусть каждый имеет возможность жить так как хочется ему… тогда обязательно найдутся семьи, которые построят себе баньку по черному…
Смеетесь? Пусть будет, только не все хотят иметь садик, корову и гусей, все можно купить на базаре и в магазине. И душ есть в доме, зачем баню по-черному? Так на все можно найти оправдание. Хотя есть в этом своя правда. Красиво жить не запретишь.
Почему лада нет? как раз есть — раз то, что Манька хочет, так и будет… Детство
— оно везде детство — как до войны, так и после, взрослые все зделают, что в силах их, чтобы дитя было сыто и в тепле, а вот какой ценой им приходится это делать — весьма важно. И время цветов тоже вернется, скоро появится средний класс, а с ним и конкуренция — на лучший полисадник, на лучший рождественный дом, на самую большую тыкву… придумают ченить от хорошей жизни…. 😉
Пусть у каждой хозяйки свой дом будет и садик, а коровы на ферме под присмотром, глядишь — времени больше останется для детишек и для себя…
Elizabeth***@***
администратор 11 часов назад
Помню, помню, правда это было давно, в те далекие годы детства, а, кажется, что — это было совсем недавно.
Мы дети войны, в военные годы, испытали голод и холод.
Когда уже было совсем невмочь, нас отвезли к бабушке, в деревню.
У деда была черная банька, где парились не только наша семья, но и соседи.
Бывало, печь в бане растапливали, до красна, во дворе с колодца брали воду, разливали в бочонки и вешали по стенам на большие крюки, от горячего воздуха вода нагревалась,
А в угол ставили большую кадку с колодезной холодной водой, распаривали березовые веники, лавки, и полы, чтоб теплые были, горячей водой поливали. Да, загодя на маленькое оконце ставили маленькую крынку с кефиром, для волос, кусочки мыла, мочалки.
Всё банька готова.
Первыми париться в баню шли бабашка с дедом, потом молодые, а детишки после всех, это чтоб уже жара было поменьше.
Даже нам пара доставалось, как кинут в печь несколько ковшов холодной воды, угли красные враз задымятся, тепло выпустят, и опять горячий воздух, парься, сколько хочешь, лежа на лавке, похлестывая себя березовым веником, намылишься, обольешь себя теплою водой, да затем холодной и все, бегом в предбанник.
А, в это время в дому, на столе уже стоял большой медный самовар, все по лавкам вокруг сидят, с сахарком чаевничают, раскрасневшиеся, от полученного удовольствия мытья и выпитого чая.
Дом у нас по тем временам был, бревенчатый, теплый, в нем сени, дедовская комнатенка, да большой зал, кухня с большой печью, на которой мы все любили полеживать.
Семья была большая, мы да плюс эвакуированные взрослые и дети, кто-то спал в сенях на деревянных кроватях, кто в дому на больших широких лавках, а мы детвора, на полу, ничего, в тесноте, но не в обиде.
Стол был большой, над столом горелка с лампадой висела, на столе все время стоял на подносе большой медный самовар и чайник.
Много ли нам было надо, главное тепло, уютно, не голодно. Утром чай с хлебцем и кусочком сахара, днем картошку в мундире, чай, а вечером все вместе ели похлебку, сваренную в большом чугуне.
В первую очередь ели старшие, а мы сидели отдельно поодаль и ждали когда и нам похлебки в миску нальют, да по кусочку хлебца дадут, ели осторожно из деревянных ложек, чтоб не накапать на стол, а то по лбу этой ложкой получишь. Помню, как дед, кусок ржаного хлеба отрежет, чесноком да, маслом подсолнечным пропитает и посолит, и от удовольствия покрякивает, как будто вкуснее ничего не может быть на свете.
Бывало, утром проснешься от запаха выпеченного свежего хлеба и свежего парного молока. Это бабушка спозаранку, корову уже подоила и хлеба целый каравай напекла.
Из утвари на кухне чего было-то — ухват, чугуны, тазы медные, корзинки плетеные, бочонки, ведерки, да ложки плошки деревянные.
Все в семье, всегда были чем-то заняты, у взрослых свои дела, а у нас у каждого были тоже свои обязанности.
Мальчишки муку мололи на маленькой механической мельнице, или в толкушке толки семена, а мы выгуливали гусей и уток, а кто постарше ходили с ведрами молока с утренней и вечерней дойки до сепаратной, где молоко отделяли от сливок, а бабушка эти сливки взбивала до получения однородной массы – масло.
Правда, нам почти не доставалось. По тем временам, было большое налогообложение, много приходилось сдавать государству, телку или теленка, кур и гусей, яйца, молоко, масло, но зато на трудодни получали рожь и пшеницу.
Да, трудные были времена, ничего выжили, главное, что закончилась война.
Нас в семье было много, каждый знал свое место и возложенные малые или большие обязанности, но главное, все жили в ладу.
Да-а, это было давно в моем далеком детстве,
А, на сегодня, сейчас что?
У нас сравнительно богатое село, живи, не хочу, нет ведь, все в город норовят ехать, покорять « Москву».
Дома почти у всех каменные, да двухэтажные, редко кто теперь проживает в бревенчатом дому.
Бани-то давно снесли, теперь в каждом дому – ванны или душевые кабины.
Газ проведен, вода уже давно не колодезная, а водопроводная, телефон, телевизор, Интернет, а на кухне-то, — электрочайники, мультиварки, Микроволновки, миксеры, блендеры и всякой новейшей « нанотехнологии».
А как же, у Ваньки с Маланьей есть, а Манька то ж желает, да что-нибудь покруче.
Налогов нет, двор пуст, сады и огороды в запустении, но дорожки во дворах из плиток, даже под окнами цветов посаженных нет, а раньше, как же по весне, сирень и черемуха цвела, а вишни и яблони?
Да, на сегодня, никому не хочется ковыряться в земле, коров во дворах ни одной, нет, кур гусей и уток, дорога асфальтирована, дорожки во дворах из плиток и что?
Лапота-а…
Казалось бы, ну все есть, живи, не хочу, а лада нет, спрашивается почему?
Какая Вы молодец! Выстояли под таким напором! Я знаю, что в банях по-черному детям выправляли головки, если она не была круглой, и не только. Косточки же у младенцев еще мягкие, да еще в бане они размягчаются дополнительно. А вот про Ваш случай — я впервые слышу. У моего сына только черные волосы лезли, хотя какая разница. Дрожжевые лепешки помогли и там, и там. Значит, есть в этом методе что-то особенно-целебное, что врачам не ведомо. Спасибо за свою историю. Очень интересно!
Я в молодости очень увлекалась медициной, особенно народной… Мне было 18, когда родилась моя первая дочурка, а соседи были русские, вот я чуть не попробовала на своей малышке этот метод, но не рискнула, даже не знаю правильно сделала или нет… У нее сразу после рождения вылез огромный чабан на головке, я стала выводить его народным средством, потом появился второй и так до семи, мне сказала та же соседка, что их семь и вылазит, а я молодая совсем, рискую, делаю лепешки из муки, меда и раст. масла, накладываю на чабан, а утром, когда снимаю — только дырочка красненькая, весь гной на тесте, я реву, но продолжаю свое гнуть. Свекор со свекровью стоят над головой, притащили из больницы врачиху, она мне грозит сепсисом, мол надо срочно в больницу, переливание крови делать, а я как ослик уперлась — не дам малютку в больницу и все ( я в этой больнице рожала насмотрелась, настрадалась, да что еще может быть в провинциальной больнице …)… пронесло нас, до сих пор с ужасом вспоминаю как я рисковала, но ничего — не подвела народная медицина ;))))
Значит, не только я была свидетельницей такого чуда. Я тогда не поверила свекрови, когда она говорила, что ребенок плачет, потому что у него под кожей волосы, а потом сама убедилась. Не знаю, знает ли об этом кто-то из молоденьких мамочек и есть ли такая практика в деревнях. Ведь бабушки, знающие многие народные секреты, уже умерли давно.
Вот про младенцев в тесте слышала от очевидцы и очень мне это понравилось…
Спасибо, Захар за комплимент! Хотя это и преувеличение, но приятно.
Да??? Вы меня удивили! Мне казалось, что баню по-черному знают все. А вот я про чукотские бани ничего не знаю и представить даже не могу. Два слова расскажите о них, пжл.
Даже представить, что это такое » баня по-чёрному», невозможно. А вот общественная баня на Чукотке , п. Билибино это уже ближе- моё детство. Когда несколько дней была в Париже, в Латинском квартале, пришлось поразмышлять об «удобствах» в недалёком прошлом.
Спасибо, все Ваши сообщения — настоящие художественные произведения, малые формы, многого стоящие. Удачи!