Уж очень он отличался от остальных, как нравственной наклонностью, так и устроением духа.
Благотворитель был воплощением того типа русского благочестия, который присущ простому благочестивому мирянину.
Ртищев стал единственным из числа мирян того времени, о ком почти сразу после смерти было составлено «Житие».
В народе его почитали за святого, при дворе – талантливым дипломатом и ученым мужем, среди знати – зловредителем, порушившим старую веру, на которого совершалось не одно покушение.
Но прославился Федор Михайлович не столько государственными делами и высокими почестями при дворе, сколько бескорыстием, нищелюбием, смиренностью, незлобивостью. Федор Михайлович был благотворителем и родоначальником просвещения.
На памятнике
Однажды к князю Дмитрию Донскому отправился некто Аслан-Челеби-Мурзы, да так и остался при русском князе, приняв веру православную с новым именем Прокопий.
Сын Его, Лев Прокопьевич, по прозвищу Широкий Рот (Ртище), основал новую фамилию, лучшим из которой стал Федор Михайлович Ртищев.
В конце пятнадцатого века отец Федора Михайловича – Михаил Алексеевич Ртищев - уже был дворянином, воеводой, а потом и окольничим, должность весьма редкая, почитаемая и хорошо оплачиваемая.
У него было двое сыновей (два Федора - Большой и Меньшой) и одна дочка Анна. Жена умерла рано, дети росли на руках отца, воспитываясь в строгости и религиозном благочестии.
Федор Большой родился шестнадцатого апреля 1626 года, на три года раньшеАлексея Михайловича, с которым они потом сдружились и будущий благотворитель быстро стал входить в ближний царский круг. Но на царский двор все-таки попадает не каждый дворянин.
У Ртищевых были при дворе «большие» родственные связи : племянник отца Ртищева, Богдан Матвеевич Хитрово, еще при
Ртищевы породнились с Борисом Морозовым, а значит, и с царём Алексеем Михайловичем, потому что тот и другой были женаты на сестрах Милославских. В пятнадцать лет Федор Михайлович Ртищев зачисляется на военную службу, ему назначается земельное и денежное жалование и он становится городским дворянином. В 1645 году вместе с отцом и братом они служат в Туле, охраняя русские земли от набегов крымских татар.
Но вскоре после смерти первого Романова, Ртищевых призывают на царскую службу во дворец. Отец принимает должность, на которой до этого был его племянник Хитрово, ушедший на повышение, а сын, Федор Ртищев, становится подчиненным своего отца. Ему всего девятнадцать. Через год он женится на Ксении Зубовой, за которой получает хорошее приданое – вотчину в Кинешемском районе.
Карьеру при дворе Федор Михайлович делает стремительно: через год он уже эконом, через четыре – постельничий, т.е. руководитель ближнего двора, еще через четыре
После похода он - окольничий, которому царь устанавливает жалование на 400 (!) четвертей больше, чем любому другому окольничему до него. К тому же он назначается дворецким, т.е. должен постоянно находиться при дворе. Эта должность жаловалась я только боярам, впервые ее получал дворянин.
К тридцати годам Федор Михайлович Ртищев уже сложившийся государственный деятель. Главное событие, возвысившее его при дворе, произошло в Литовском походе: царь дает ему тайное поручение - договориться с поляками, чтобы они называли русского царя с расширением титула: не только царь Великой, но и Малыя, и Белыя России, что Федору Ртищеву удается.
Но сделать это было нелегко, учитывая соперничество между Швецией, Польшей и Россией. Жизнь русского посла Ртищева была в опасности, его взяли в плен как соглядатая, от него долго не было вестей, царь волновался.
Наконец, через несколько месяцев Федор Михайлович вернулся в царскую ставку и сообщил об успешном выполнении своей посольской миссии. Это означало, что поляки признавали за русским царем земли Малороссии и Белоруссии, что было большой дипломатической победой. В Москву царь въезжал на белом коне, по правую руку от него въезжал Федор Михайлович Ртищев.
По возвращении царь сделал его главой нескольких приказов, от чего освободил только когда было решено сделать его воспитателем и «дядькой» наследника Алексея Алексеевича. Внезапная смерть царевича сломала Ртищева, который был к нему очень привязан.
Федора Михайловича очень любили в Малороссии и даже хотели сделать его гетмано. Он много делал для укрепления политических и культурных связей с Украиной. Любили его за добросердечие и миротворчество, за умение ладить с людьми и находить общий язык с любым.
Такое отношение позволило ему пригласить в Москву из разных монастырей Малороссии группу монахов, составившую костяк «ученого братства», благодаря чему впервые на русской земле появилось училище при монастыре, созданное на собственные деньги Федора Михайловича Ртищева.
Монастырь находился на том месте, где когда-то молодой Федор жил отшельником, а потом решил на этом месте воздвигнуть обитель – Андреевский монастырь. Монастырь возводился за счет государственной казны, а училище – из средств Федора Михайловича. Теперь в Андреевском монастыре Синодальная библиотека МДА.
Ученых монахов рекомендовал еще во времена Михаила Федоровича сам Петр Могила, а направил их другой святитель Малороссии Сильвестр. Это были лучшие умы, которым на Руси не было равных. Епифаний Славинецкий, ученейший муж, величайший труженик и подвижник, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкой.
Епифаний был большой знаток словесности, знал латынь, греческий, русский, не гоовря уже о знании Библии и богослужения. Он мог переводить не только богослужебные книги, но и трактаты по истории, географии, философии и космогонии. Его трудами по просьбе Ртищева был создан «триглоссон» - русско-латинско-греческий словарь с 7000 слов.
В училище могли заниматься дети разных сословий, которые становились потом переводчиками. При училище была создана библиотека Оно стало основой созданной Академии славяно-греко-латинской, прообраза Московской Духовной Академии.
Вокруг училища сложился кружок благочестия, в котором обсуждались вопросы церковной жизни и ее реформы. В него входили будущий
Попечением Ртищева было введено единогласие, многогласие было запрещено (многогласие – это сокращение церковной службы за счет одновременного пения, чтения и отправления нескольких чинопоследований). Он выписал из Киева хор, который ввел многоголосное партесное пение, в храмах была введена проповедь, которую священники не умели говорить и никогда не практиковали. Обсуждалась и книжная справа,
Но самым главным для Федора Михайловича стала не государственная служба, на поприще которой он многого достиг, а то, что он имел возможность помогать другим, кому было тяжело, кто недоедал, бедствовал и нуждался в помощи. Он был благотворитель по духу, страсти и возможностям.
(Окончание
Тина Гай
Да, я тоже заметила, что есть в Вашем лице что-то от азиата. Как говорят, «Поскреби русского, найдешь татарина».
Вот откуда я то произошёл! Фамилия у мамы — Ртищева! А я то думаю, чего это я не православный и не крещённый и вообще что-то от азиата!