Pussy Riot и не только или Церковная жизнь.

cerkovnaja_jizn10Церковная жизньДавно хотела поделитьcя своими мыслями о церковной жизни и вере. Поэтому и стала делать этот блог, блог для людей, которые верят в Бога искренне, считают себя православными, но не понимают церковной жизни.

Не понимают, что происходит в храме, не понимают богослужения, языка, не понимают и не принимают батюшек с их жесткими требованиями, и матушек с их бесконечными придирками и окриками, что не так делают, не там стоят и не так крестятся. Стала делать блог, чтобы самой понять, почему не обращаюсь со своими вопросами к батюшкам, почему разочаровалась в РПЦ,

почему после 14 лет воцерковления отошла от церкви. В девяностые годы, годы развала, кризиса всеобщего и личного,после прочтения в 1998г. на летних каникулах Евангелия и под его обаянием выбрала эту дорогу: покрестилась, горячо молилась, постилась, выполняла все предписания, много читала, стала ездить в паломнические поездки.

Передо мной открылся новый, неведомый мир православия, полный необычной красоты и покоя, с неведомой нам историей. До тех пор, пока все больше и больше не стала входить в церковную жизнь. И по мере вхождения обаяние православия стало неожиданно таять, моя вера все больше и больше становилась внешним  придатком церковной  жизни,

все больше в ней стали занимать правила и ритуалы, все меньше становилось интимного и личного, пока, наконец, оно совсем не потухло, уступив место приложениям к иконам («завтра привезут мощи Матронушки, надо сходить»), окроплению святой водичкой(«надо набрать крещенской водички, окунуться в источнике») и освящению куличей и яиц («надо обязательно, матушка, освятить»).

cerkovnaja_jizn8Поступив учиться  в богословскую школу катехизаторов и начав  служить в храме, вплотную соприкоснувшись с церковной жизнью, столкнулась с лицемерием, жестокостью, если не сказать ненавистью и презрением,со стороны священников к нам, прихожанам. А ведь мы – единое тело Христово. И если ненавидишь своих братьев и сестер, то это глубочайшая проблема и болезнь.

Конечно, не все священники таковы, но на моей памяти только два-три  излучали любовь и милосердие, духовность  и понимание, что человек слаб,  его раны надо врачевать, исцелять, а не презирать его и клеймить калёным железом. А общалась, разговаривала, исповедовалась и работала с  десятками батюшек в монастырях, различных храмах и приходах.

Ощущение, что с годами большинство священников надмеваются или сдуваются изнутри, начиная страдать тяжелым психологическим недугом эмоционального выгорания, становятся все больше похожими на советских продавцов, которым мешают покупатели. Кто-то попал не туда, кто-то встал за иконостас и уже не чувствует тех, кто перед ним (сытый голодного не разумеет), кто-то считает, что схватил Бога за бороду, а кто-то просто устал от человеческих грехов и самооправданий и просто слез.

А мне всех жаль, потому что человек нуждается в любви и милосердии гораздо больше, чем в наказании и строгости, особенно в тяжелые моменты жизни. Потому так задевает какая-то глухота к верующим и прихожанам, их внутренним чаяниям и потребности в сочувствии, тепле, если хотите – в анестезии.

cerkovnaja_jizn9Помню, служа в одном приходе, ко мне подошла женщина, как потом выяснилось, больная раком, спросить, когда будет исповедовать батюшка Александр. Я поинтересовалась, почему именно он (в храме служило еще 4 священника)? «Потому что для других, мы – мусор». Люди чувствуют отношение к себе.

Не ходила на службы более года и сейчас не могу заставить себя исповедаться и причаститься. Так больно, так трудно, хотя на службы опять стала ходить регулярно. Богослужение -единственное, что держит меня  в храме. Я полюбила его сразу, оно хранит память о православии, в которое поверила, да и сейчас не изменю ему. И учиться пошла в школу катехизаторов с одной целью, чтобы понять и узнать богослужение.

Я долго, бережно и не без труда собирала библиотеку всех богослужебных книг, начиная от любимого «Часослова», кончая полной Минеей («Часослов» уже замусоленный и с бесчисленными пометками).  Многие православные и не знают, что это такое. А для меня - в них бесконечное сокровище, особенно когда знаешь, как по крупицам все это складывалось,

как формировался  богослужебный строй, как за непонятностью служб живет дух веры и православия, каких трудов стоило это монахам, как отсеивалось все наносное и не сообразное строгости и духу православия, как убегали монахи из церкви, и она поначалу их не признавала,  убегали от развращенной церковной жизни, как один из переводчиков знаменитой «Лествицы» по окончании перевода  запил, настолько тяжела была эта работа. Это я, конечно, в свое оправдание.

cerkovnaja_jizn7Не хотела писать, не хотела делиться этой горечью, не хотела смущать тех, кто еще там, кто горячо молится и ходит в храмы. Дай Бог им никогда не узнать этого чувства. Сначала предала советская власть в лице Ельцина и иже с ним, потом - церковь. А этот удар уже ниже пояса.

Не хотела писать, пока не случилась постыдная история с PussyRiot (в феврале текущего года  в неделю масленицы – карнавальную неделю - панк-группа из нескольких девушек в Храме Христа Спасителя на солее перед алтарем молилась Богородице об изгнании Путина; это была такая форма актуального искусства, бунта и протеста), вызвавшая разные реакции у иерархов, интеллигенции, у расколовшейся паствы РПЦ.

Прокуратура  сразу завела на троих женщин группы уголовное дело с содержанием их в тюрьме вот уже 4 месяца и угрожает им 7-ю годами лишения свободы. (Кто хочет узнать подробности – смотри блогосферу, которая полна информацией об этом).

Тогда поссорилась со всеми  своими однокашниками по школе катехизаторов, которые в один голос их осуждали.  И главный аргумент: «что бы с ними сделали, если бы они в мечети это сотворили». Евангельский христианский аргумент

(«милости хочу, а не жертвы» и «прости им, Отче, не ведают бо что творят»)

был в этом споре гораздо меньшим и последним. Как будто и не было 4-летней учебы и чтения Библии с подробнейшими толкованиями, как будто не было истории еврейского народа, прошедшего тот же путь: от веры к фарисейству, как будто нет братства и любви в этом мире, хотя на каждой службе:

«заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (Ин., 13:34).

cerkovnaja_jizn11Конечно, с точки зрения простого и не замороченного высоким богословием прихожанина – это кощунство, но это с первого взгляда, если не принимать во внимание евангельское «любите врагов ваших» и «милости хочу, а не жертвы».

Больно, хотя все это почувствовала изнутри еще 5 лет назад, а три года спустя ушла из церкви в глубочайшей депрессии, на выход из которой потратила последние два года. Так что же произошло, почему искавшая правды, любви,  истины и справедливости так и не нашла их в самом святом месте?

И начала сомневаться в себе, в своих идеалах, в своем воспитании и искать причины в себе. Так оно и есть, наверное, но есть и другие ответы, которые сегодня звучат уже открыто: РПЦ должна меняться, должна отвечать на вызовы времени и модернизации, потому что потенциал веры, дарованный ей перестройкой и людьми в 90-ые, уже исчерпан.

В  журнале Богословие.ру развернулась полемика, почему в середине нулевых  начался отток из храмов (в основном интеллигенции), получившим название «расцерковление». В полемике, кроме нападок со стороны священников в сторону  ушедших, ничего вразумительного не нашла («сами виноваты: не за тем пришли, не так молились, не то искали»).

cerkovnaja_jizn12

Русские религиозные философы Борис Вышеславцев (слева) и Лев Шестов (справа)

Тогда стала читать модернистов (есть такое направление, резко критикуемое фундаменталистами от православия): архимандрита Феодора (А.М.Бухарева),  митр. АнтонияСурожского, о.Николая Афанасьева,  о. Сергия Булгакова, архим. Киприана (Керна), митр.Антония Храповицкого, о. Василия Зеньковского, Сергея Аверинцева,  Дитриха Бонхоффера, наших современников - архим. Зинона (Теодора), о.Иоанна (Экономцева).

Какие имена!!  Среди них любимый С.Кьеркегор, и Л.Н.Толстой, и Бердяев, и Мережковский. Замечательные имена, которые церковь травила, изгоняла, клеймила, анафемствовала. Только одно имя, от которого начинает болеть сердце - архимандрит Феодор (А.М.Бухарев(1822-1871)), родоначальник и предтеча модернизма, вынужденный снять с себя монашеский сан и в конце жизни стать расстригой Александром Матвеевичем Бухаревым.

Лишенный всех ученых степеней и званий (ничто не напоминает?), средств к жизни и на 47-м (по другим источникам на 49-м) году умерший от чахотки. Врач констатировал: у него нет легких, в прямом и переносном смысле. (О Бухареве будет  отдельная статья). Это один из многочисленных инакомыслящих, посмевший открыто высказать суждение о церкви и ее отношении к миру.

Он создал совершенно новую оригинальную концепцию, сближающую православие и жизнь простого человека,о которой позднее, уже в XX веке, заговорят как об открытии,  и в русле которой будут творить многие западные богословы. А он был первооткрывателем.

cerkovnaja_jizn13

Александр Матвеевич Бухарев

Он говорил о необходимости поворота церкви к нравственным и социальным проблемам мира,  не уходе от него в церковную ограду как в крепость, из которой звучат окрики и проклятия в адрес мира сего, погрязшего в грехах и кромешной тьме.

Все началось уже тогда, 150 лет назад. Затравили, сгубили, уничтожили руками Аскоченского, третьесортного редактора,  некогда тоже окончившего духовную академию (Киевскую), но сломавшегося и из либерала превратившегося в ретрограда и рьяного консерватора. Его  именем в те времена пугали даже детей. Церковь оказалась на его стороне, а история – на стороне А.М.Бухареве.

И Pussy Riot – только продолжение той линии. Но самое удивительно, что Pussy Riot – это не А.М. Бухарев с его новой «страшной» концепцией единства церкви и мира, потому более чем странна и удивительна такая реакция первоиерархов на их выступление. Ладно бы как тогда, но ведь по мелочам, по пустякам,  что тем более обидно.

Это потому что они привыкли так обходится со своей паствой: понукать, затыкать рот, на каждый мало-мальский вопрос отвечать окриком, потому что так  у нас понимается послушание, хотя обет послушания никто из прихожан не давал, поскольку не монахи.

Послушание в таком виде превращается в подчинение, в слепое подчинение, просто потому что так сказал батюшка. Сегодня с высоты своего печального опыта церковь у меня  (особенно в глубинке, на местах) твердо ассоциируется со сталинским режимом, это  заповедник сталинизма, советской власти и КПСС.

cerkovnaja_jizn14Главным индикатором благополучия морального и нравственного является отсутствие страха: где страх – там не может быть любви и добра. Недавно у нас в городе сменили бессменного благочинного (бывшего у власти лет 20), грехи которого знали все из его близкого окружения, но все молчали: из страха и принципа «не суди, да не судим будеши».

Но вот нашелся один смельчак,  и хватило всего-то одного письма, чтобы в одно мгновение пресечь долгую историю, обросшую сплетнями, легендами и неправдами: благочинного «скоропостижно» сменили. Но ведь все всё знали. И все боялись. И опять на приходе говорили о бесовских кознях и плохих прихожанах.

Но ведь ясно, что  причины критики, которая обрушилась сегодня на церковь, надо искать не в кознях внешних врагов или прихожанах, а в глубоком  нестроении самой ее внутренней жизни.  А сколько таких как я, молча пережившими со слезами, соплями и депрессией провал очередной иллюзии, сколько разочарованных и отошедших от церковной жизни и православия навсегда!!!

Вот это страшно, потому что за православие обидно: хулят имя христианина за наше недостойное поведение. Почему же церковная жизнь не следует этой простой евангельской истине?

cerkovnaja_jizn15

В. Тропинин. Монах со свечой. 1834

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, православное богослужение, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

30 Responses to Pussy Riot и не только или Церковная жизнь.

  1. Игорь Герасимчук says:

    Тина, с Добрым Утром! Думаю Лев Николаевич отошёл от церкви не просто так!
    Согласен с Вашими мыслями и делами! С Уважением!

  2. Я написала Вам сообщение по этому адресу. Жду ответа.

  3. Я не поняла. Спасибо. М.б. Валерий увидит Ваш ответ.

  4. Андрей says:

    Это был ответ на комментарий Валерия.

  5. Андрей says:
  6. Да, эти слова принадлежат Хаббарду, одному из самых одиозных деятелей. Я цитирую только Иисуса Христа из Евангелия. Поэтому какую цитату и кого Вы имеете в виду, мне не совсем понятно. Уточните, пжл.

  7. Ваш адрес?

  8. Андрей says:

    Ой, Вы знаете, в русле того, что Вы прочитали у Елены, Вы можете здорово просветиться у одного скомороха с техническим образованием, который вообразил, что теперь он может восстанавливать Русские корни, проповедуя «веды», им самим придуманные. Речь идет о… ну конечно Михаиле Задорнове!

    Послушайте, чего Вы все привязались к Православию?! Оно чисто и богооткровенно! И Церковь свята. А если вам встретились плохие пастыри, ну так это часто бывает! Что ж теперь, от веры отходить? А как же Церковь без Вас? Она-то выживет, но вы отрезанная ее часть и эта рана кровоточит!

    Вы знаете хоть что-нибудь о жизни Славян до Крещения? Вы знаете что собой представляло то, языческое общество? Вы знаете какие были на самом деле обряды? Как узнаете, пишите.

    А то у меня чувство, что у каждого свои обиды и вы готовы очернить святое во имя мести.

  9. Андрей says:

    Алевтина, мне очень хотелось бы пообщаться с Вами не публично. Напишите мне, пожалуйста.

  10. Андрей says:

    Один из философов сказал: «Хочешь разбогатеть-создай религию!»
    Вооообще-то, если я ничего не путаю, это сказал Хаббард, который и создал свою религию и разбогател. Если мы это осуждаем, то давайте воздержимся от цитирования тех личностей, которые в своей жизни воплотили осуждаемое нами поведение, как неких авторитетов. Это не честно.

  11. Я верю скорее в человека, чем в людей. Вера — чувство врожденное, и от него никуда не убежать, так или иначе оно сохранится и выживет вопреки всему. Человек без веры не жилец.

  12. valdis says:

    Тина, вы правы: «вера подменилась обрядами и обычаями». И про выстраивание своего личного пространства веры на евангельских основах я тоже согласен.
    Скорее всего, многое происходит от того, что люди просто ленятся. Ленятся почитать, ленятся подумать и т.д. им проще спросить и сделать так как им скажут, а не самому к чему то идти.
    Но я верю в людей…

  13. Валдис, да, это одна из моих любимых статей, я ее написала очень быстро, так много накопилось всего. К сожалению, нравится нам разделение или нет, оно есть, это факт и вряд ли оно будет преодолено в ближайшее время, на нашей жизни — точно нет. Чем дальше по времени раскол, тем его труднее врачевать. Вспомним даже нашу историю: старообрядческий раскол, как ни старается РПЦ, загладить, преодолеть его не может. Что уж говорить о вселенском расколе христианства! Накопилось столько обид, догматических разногласий, типа того, что в епископы и вообще в священники по православной традиции можно поставлять только мужчин, а в Европе, в англиканской церкви, в частности, можно и женщин. Хотя, конечно, по большому счету это мало имеет значения для веры, но для обряда — ой как много. У нас, в в России, вера давно подменилась обрядом и обычаями. Евангелие вообще на десятом месте, не говорю уже о Ветхом Завете. Даже те, кто не хотел бы путать веру и обряд, втягиваются в обрядоверие, поскольку наша церковь держится во многом им и какой-то совершенно фантастической для меня верой священнику, не Иисусу. Самому постигать Благую весть очень сложно из-за разногласий в интерпретациях евангельских текстов, прежде всего самими священниками, которым люди верят больше, чем самому Евангелию. Интерпретировать же можно по-разному. Любовь — единственное, что скрепляет христианство, об это сказал сам Христос в своей священнической речи на Тайной Вечери, но она уходит куда-то под землю, как только возникает вопрос как молиться, когда пить крещенскую воду, как использовать вербу и т.д. и т.п. Из этого тупика выход, думается, один, в личной вере, выстраивании собственного пространство веры на евангельских основах любви и милосердия.

  14. valdis says:

    Тина, здравствуйте.
    Какой замечательный пост я только что прочитал…
    Во многом я с вами согласен…
    Но есть и такие вещи, которые я никак не могу принять и это нормально…
    Само название православная церковь, это уже что-то не то… мне очень не нравится, что есть
    разделение на различные церкви. Учение одно… Величайшее учение оставленное Иисусом на Земле, оно одно, поэтому я предпочитаю говорить либо христианство, либо христианское учение. Сам факт того, что Иисус мог оставить учение которое можно было бы трактовать по разному ложный. Он бы не стал запутывать людей. Все это произошло потом и по разным причинам…
    Я повторюсь Евангелие это величайшее учение о непротивлении злу насилием. Это учение о том, что Бог есть любовь… О том, что каждый человек это частичка этой любви. Любовь есть в каждом, просто люди погрязшие в страстях забывают об этом, но это не значит, что в них нет любви, она есть… Вообще, плохих людей (злых) людей не существует, зло — это всего лишь болезнь, которую надо лечить добром.
    В Евангелие сказано, что молится надо одному, а не на показ…
    Сказано, что пусть левая рука не ведает, что делает правая (по моему так), суть такая, что делая добро, человек должен делать его естественно, сделал и дальше пошел, не хвалится этим, не ждет похвал, а сделал и забыл… он уже не помнит об этом, поскольку делает каждый день, и это выходит само собой…
    Мне очень не нравится то, что многие люди идут в церковь даже не удосужившись прочитать Евангелие… Очень важно читать Благую Весть самому и постигать ее истину… В этой книге есть ответы на все вопросы, вот только люди почему-то адресуют свои вопросы не Евангелие, а священникам, а они бывают и такие, как вы описывали…
    Ни в коем случае не собираюсь никого судить, они такие, по каким то причинам, значит мы тоже что-то не так делаем…
    Мир и любовь…

  15. Рада, что Вы откликнулись и понимаете мои проблемы и ситуацию. Вы служите в храме? Если да, то мы почти коллеги. Хотелось бы почитать Ваши воспоминания. За двадцать лет действительно есть что вспомнить.

  16. Банья says:

    Алевтина прочла ваш ответ ! Рада что Вы снова в Церкви и священника вам Господь послал нужного !Отец Андрей Кураев сказал недавно _Я _ христианин член православной Вселенской Церкви и уходить не собираюсь ! Смелый человек истинный христианин ! Обстановка в Татарастане давно нездоровая _ там даже в 70 годы русских недолюбливали я тогда часто ездила туда в гости к родным ! Я _ татарка _ православие приняла в 38 лет _ все родные мои в то время были мусульмане ! Начала писать свои воспоминания _ подвожу итог 20 лет служения Церкви ! Есть что вспомнить !

  17. Спасибо огромное за Ваш комментарий. Вы у меня впервые на блоге. Я каждое новое имя быстро запоминаю. И комментарий у Вас особенный, добрый и понимающий. Устоять и не уйти сегодня из храма становится все сложнее. Дьякон Андрей Кураев на днях сказал, что мало прийти в храм, надо еще в нем остаться. А в РПЦ сегодня происходит много неприглядного, что отталкивает от нее многих. Вот и я прошла этот путь, когда перестала ходить в храм, не ходила три года. Было невыносимо видеть то, что творилось, а самое главное, тяжело переносить дух несовбоды. Сейчас, с Божьей помощью и каким-то непостижимым для меня чудом, вернулась. И встретила там молодого батюшку, который и мыслит по-новому, и видит то, что многих из храма выталкивает, но при этом остается верен православию и на своем месте делает все, чтобы сделать православие привлекательным не только для малограмотных бабушек, но и для молодежи, и для образованных интеллигентов. Я по мере сил и возможностей ему в этом помогаю и это мне нравится. Я вернулась, пройдя искушение очень критического отношения к церкви. Вернулась со слезами благодарности Богу!!! Воистину, неисповедимы пути Господни. Значит, я должна была пережить этот опыт отторжения. Сегодня я снова хожу в храм, причащаюсь, исповедуюсь и словно снова учусь ходить. Трехлетнее отсутствие в церкви дает себя знать, но у меня словно камень с души свалился. Спасибо за доброту и понимание. Вера — очень трудный путь, это не просто религиозное чувство, а непрестанный труд на собой со сбоями и испытаниями.

    Ошибок у Вас я не заметила, но даже если они есть, я ни у кого их не замечаю, потому что это просто опечатки, а не ошибки. Очень рада была познакомиться с таким внимательным читателем. Надеюсь на будущие встречи!

  18. Банья says:

    Алевтина! Я недавно на Вашем блоге но эта статья не оставила меня равнодушной! Устоять в православии сейчас действительно очень трудно _ читайте Отца Иоанна Крестьянкина_ Идут последние времена _ это понятно ! А враг не дремлет _ побольше бы христиан от Церкви отлучить ! У Них все средства хороши ! В храм Вы идете не к попу а к Богу ! А без покаяния _ нет спасения это ВЫ знаете ! Не верю что вы не встретили настоящего батюшку Слава Богу они есть и немало !Ищите свои грехи _ просите Господа !А церковная жизнь _ это отражение нашей мирской жизни ! В храме все кающиеся грешники все больные и немощные! Здоровый в храм не пойдет _ему каяться не в чем ! Простите я только начала осваивать компъютер _ дочка недавно подарила может ошибки есть!

  19. У кого, Роман, еще один важный этап жизни прошел? У Пусси Райот? Или у автора? Или у Вас?

  20. КРоман says:

    Прочёл, что ж… ни хорошо, ни плохо: просто прошёл ещё один очень важный этап жизни.

  21. Валерий, добрый день! Очень жаль, что так случилось с семьей Вашего сына. Это не такое уж редкое событие, хотя хороший батюшка должен был бы объяснить, что на первом месте всегда должна быть семья, а не церковь. Так нас учили, но есть батюшки-ригористы, которых настраивают своих чад очень воинственно. Дочь потом это поймет, но время уйдет и очень долго эта рана будет гноить и не заживать. Она (его жена), конечно, же в данном случае не права, хотя всех тонкостей истории я не знаю. На западе христианство прошло свой путь. Там есть замечательные пастыри, например, Бонхёффер, в Германии. Его сожгли в печи в Бухенвальде всего за несколько дней до освобождения лагеря. Он писал о взрослом христианстве, когда христианин не нуждается в пастыре-поводыре, в церкви. В ней нуждаются дети, не окрепшие в вере и духе. Его работы мне запали в душу. Я стала интересоваться им только когда попала в сложные отношения с церковью. Найдите его работы в поисковике. Особенно его письма из тюрьмы. Я его глубокая почитательница. А еще есть работы А. Кырлежева, нашего специалиста, очень глубоко анализирующего то, что происходит в последнее время с РПЦ, и почему из храмов уходят.
    Словом, Валерий, на кого попадешь в храме, на какого батюшку. Я говорю в таких случаях, что у каждого священника свое кладбище. Т.е., на них лежит ответственность за загубленные души из-за их гордыни и болезни младостарчества, которая, к сожалению, пустила глубокие корни в РПЦ.

    С уважением, А.Г.
    P.S. Желаю Вам терпения и любви. Бог милостив, может быть, все устроится.

  22. Насчёт посредников Елена очень правильно сказала, это тоже самые чиновники только они прикрываются более благовидными словами.
    Один из философов сказал: «Хочешь разбогатеть-создай религию!» Во многих странах уже разобрались, что к чему и количество прихожан снизилось на столько, что храмы вынуждены сдавать свои помещения под дискотеки и другие увеселительные мероприятия, чтобы хоть как-то выжить, а заодно и привлечь новую молодёжь. А Россия как всегда отстаёт лет на 10-15.
    Хоть убейте меня, ни за что не поверю, что Медведев или Путит (КГБист)- верующие люди. Всё это пиар для привлечения электората!
    «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!»
    Тратить ею на такую чушь как идолопоклонничество это преступление.
    Именно из-за фанатической веры в эту чушь разбилась семья у моего сына и три внучки теперь воспитываются без отца! Зато всё свободно время они молятся и, смотря батюшке в рот.
    Я уж молчу про всякие там паломничества и лобызания грязных мощей. Тфу…
    Люди! Мне Вас жаль

  23. Елена, доброе утро!

    Какое удивительно глубокое у Вас знание истории христианизации Руси! Но есть на что возразить и Вам. Например, про староверов. Вчера, кстати, ходила на концерт знаменного пения староверческой церкви. Очень понравилось. Конечно же, они отличаются бОльшим благочестием, хорошо, если это не только внешнее. Я-то в РПЦ тоже сначала на это, внешнее, обратила внимание, но чем ближе входила в их жизнь, тем больше было разочарование. Я староверов уважаю, кстати их уже и не анафематствуют, а принимают в РПЦ, наравне с никонианами. Мы наследники всех перекосов, случившихся с верой, всех расколов, уводящих из РПЦ лучших.

    Язычество, однако, сохранилось и никуда не делось. Двуеверие так и осталось. Простой народ соединил то и другое. Народ мудр, он ни за, но и не против. Он просто приспосабливается, сохраняя то, и другое, перемалывая все в животворящую муку. Каждый христианский праздник обязательно связан и с какими-то народными повериями и особенностями. Поэтому мы на блоге стараемся освещать и то, и другое.
    Хорошо бы, узнать побольше из того, о чем Вы говорите. Если можно, сообщите, где можно об этом почитать.
    С ув., А.

  24. Доброго вам времени суток!
    Становится понятно почему в христианстве всё так криврвато, если изучать историю до христианского периода. Как говорится зрить надо в корень.Откуда оно взялось, как пришло на Русь. И если изучать наш могучий язык. Как крестили Русь огнём и мечём, как сопротивлялись Славяне, потому что не от безверия к вере призывали, а предать своих Богов и Предков (старую веру, многие даже не знают как она называлась) и принять Бога чужого народа и поэтому после христианизации население уменьшилось во много раз, поищите статистику. Как глумилась инквизиция прикрываясь именем Бога.(Ведьма это вообще-то Ведающая Мать).
    Как сжигались Славянские Капища и на их местах ставились христианские церкви.(Вы знаете зачем?) Как сжигали староверов в их храмах, говоря что сами сожглись, только двери подпёрты были снаружи почему-то. Почему 1700 годах христианская церковь стала называться Православной, а была правоверной, хотя Православный это тот кто Правь славит. Как на одном из вселенких соборов всерьез решали христианские священники есть ли у женщины Душа, и только перевесом в один или два голоса решили что всё таки есть.( а могло бы и не быть). Реинкарнацию отменили , хотя изначально она была в христианстве. Почему нельзя простым прихожанам читать апокрифы?
    Если посмотреть само слово религия ре — это повтор(реанимация -повторное оживление) лига- одно из значений связь. То есть будто бы связь с Богом была прервана и её восстановили при помощи посредников (священослужители так и говорят я посредник между людьми и Богом). Из курса экономики мы знаем где посредники, там очень часто бывают подделки. Вот вам и ответ почему всё так. почему борьба чаще всего не за веру, а за паству.
    Я не говорю что в христианстве всё плохо. Если посмотреть его структуру: есть администрация, есть духовица и есть фанатики, Крайности это всегда не очень хорошо, а вот в духовице есть очень просветлённые личности. А если хочется многое понять ищите правду и несите её людям.
    А Бог он действительно внутри нас. Он един, но много проявлен.

  25. Нина, добрый день! Спасибо за комментарий. Он, как всегда умный и добрый, с пониманием. Верим в Господа, но если в храм не ходишь, то и вера становится иной, слишком много отвлекающей от главного суеты. Забываешь, зачем живешь. Надо менять пространство мирское на сакральное, где дышишь и чувствуешь по-другому. Просто не надо близко подходить к алтарю. Это было для меня уроком.
    Спасибо, с любовью и уважением, Алевтина

  26. Девочки, Вера живет где-то внутри человека, мы говорим — в душе. Церковь это инструмент, это ритуал, место, где можно совершить это ритуальное действие. Этим инструментов управляют люди и они не всегда верующие. Если это принять, то и не надо на церковь возлагать большие надежды, в одном случае, и все отвергать, в другом случае. Переживать такую драму слишком «дорого» , вы подумайте: вы верите в бога или в церковь?

  27. Ирина! Добрый день! Извините за задержку ответа. Ваша страстная реплика говорит, что Вы человек не равнодушный и это хорошо. В любом событии можно видеть «за» и «против». Это касается первой части Вашего высказывания, где Вы говорите о группе «Пусси Райот» и спиленных крестах. Можно видеть и то, что видите Вы, а можно — совсем другое. Например, что это дано Церкви для испытания и исправления. И надо благодарить, что так случилось. В церкви учат и все святые пишут, что любое горе, несчастье, болезнь нужно принимать с благодарностью и обращать внимание на то, зачем это мне дано, исправлять себя, а врагов любить, они наши лучшие учителя. Но что я читаю Вам мораль. Человек слаб и потому ему легче сваливать вину на другого. Это детская позиция. И церковь в данном случае тоже выглядела не как взрослый, а как ребенок. У сильного верой человека ничто не может поколебать его веру, никакие провокации и напасти. Вспомним Евангелие: «Горе миру от соблазн, нужда бо есть приити соблазнам; обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Горе им, но это не наши проблемы, а их. Бог их накажет за все ими содеянное, но не нам их судить. Нам — исправляться, в том числе и с их помощью. Так, по крайней мере, меня учат святые. И молитва оптинских старце о том же: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя». Это относится не только к человеку, но и к Церкви.

  28. Вольдемар! Доброго Вам времени суток. Извините, что задержалась с ответом!
    Спасибо за оценку статьи и Вашу позицию: я с ней полностью согласна. Не надо было власти педалировать и раскручивать эту группу и событие. Но то, что случилось — обнажило проблемы РПЦ и ударило по ней гораздо сильнее, чем по власти. Проблемы церкви надо решать, а не пытаться делать вид, что ничего страшного в ней не происходит. Я тоже не одобряю сам факт их выступления, но вопрос перешел совсем в другую плоскость.
    С уважением, Алевтина.

  29. Ирина says:

    Pussy Riot — это не тот протест, о котором Вы говорите. Начинали они с скабрезных фоток в интернете, групповух (последння — в зоологическом музее). Уже тогда нужно было обратить внимание. Данный протест это еще одна попытка расколоть общество. Уже после выступления в Елоховском соборе, нужно было дать 15 суток за хулиганство. Это не протест. Это выпедреж. Я уверена, что и в церковь они не ходят. Я бы их осудила на принудительные работы — за тяжелыми больными поухаживать, улицу убрать, не важно на сколько часов ,и все. Их надо пожалеть убогих. И какое это искусство?…..
    А сносить поминальные кресты в голом виде — нормально?, рисовать христа и богоматарь в карикатурном, а иногда и в неприличном виде — это протест?… Пиар и только пиар.
    Священники священникам рознь. И это надо помнить.
    Да, наша церковь перевернула известную фразу «да не оскудеет рука дающего» на «да не устанет рука берущего».
    Но, вот пример.
    Мы были с моей неверующей сестрой в Сергиевом Посаде. Нужно было купить бутылку для святой воды, а сдачи с большой купюры не было. Тогда монах подал сосуд со славами: Деньги отдадите потом в любую Вам встретившуюся церковь.
    И тут моя неверуюшая сестра перерыла всю сумку и нашла деньги мелкие, и еще положила на восстановление храма.
    Вот.
    А сколько прекрасных священников встречалось на моем пути, истинно верующих. И это выступление было плевком и в их дущу.

    Я видела , когда проводились венчание в неразрешенные дни для этого, священников пьющих коньяк и закусывающих мясом в посты, хамящих, и злых, завидующих и проклянающих, полуграммотных, не знающих хорошо даже православие. Но это не значит, что надо осуждать всех, протестовать против всех.
    Почему требуют полного послушания, потому что понятие слов по — старославнянски перевели на современный лад. Раб, работник, работающмй., смирение — с миром, спокойно и т.д….. а не полное то, что ты должен слепо подчиняться не думая.
    Но не это самое страшное, верующих делают безответственными, молись, ходи в церковь, давай денежки и все само сложится. А если будет плохо, значит так богу угодно.
    Просто, подчиняйся и не думай.
    Отсюда, безразличие, бездушность и даже злоба к окружающим у некоторых истово верующих.

    Эаранее прошу прощение. кого обидела этим ответом.я не часто молюсь и хожу в церковь. Но мне очень не хватает, того, что просят оптинские старцы в своей молитве.
    Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех с л о в а х и д е л а х моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и р а з у м н о д е й с т в о в а т ь с к а ж д ы м человеком, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силы перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

  30. Вольдемар says:

    Хорошо рассказано! Ну, про девчонок не буду говорить. Тут промашка вышла у попов и властьдержащих. Спускать надо было на тормозах.
    Хотелось бы послушать, если будет что у вас об Онегине Гаджикасимове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *