Древнекитайская философия учила постигать мир через духовную традицию аристократов, интеллигентов и книжников, как Конфуций, либо через наблюдение за природой, как Лао-Цзы. Один учил правилам жизни в обществе, другой - быть вольным, как ветер, подчиняясь только естественным законам природы.
Но в центре древнекитайской философии в том и другом случае были вопросы нравственности и морали, выходящие в плоскость практики, а не теории. Свою премудрость древнекитайские философы выражали очень тонко, воздействуя на чувства, подсознание, психику, что делало их мудрость доступной и легко воспринимаемой.
Многие китайские притчи и афоризмы являются настоящими жемчужинами философской мудрости и поучительны не только для китайца, но и европейца тоже. Все зависит только от того, что человек выбирает. Вот одна из притч, рассказанная
Цзи Синцзы тренировал бойцового петуха для чжоуского царя Сюаньвана. Через десять дней царь спросил: "Готов ли петух к бою?" - "Еще нет. Пока самонадеян, попусту кичится".
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. "Пока нет. Еще бросается на каждую тень, откликается на каждый звук". Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. "Пока нет. Взгляд еще полон ненависти, сила бьет через край".
Через десять дней царь снова задал тот же вопрос. "Почти готов. Hе встревожится, пусть даже услышит другого петуха. Взгляни на него — будто вырезан из дерева. Полнота его свойств совершенна. Hа его вызов не посмеет откликнуться ни один петух — повернется и сбежит".
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- О любви. "Ожерелье голубки»
- Джон Донн. Дуэль со смертью. Окончание
- Философ, математик, маг
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
- Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 1.
- Рене Генон: Восток и Запад
- Блёз Паскаль. История обращения
- Джон Донн. Алхимия болезни. Часть 3
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Бенедикт Спиноза. Афоризмы
делай ,что считаешь нужным
OK !!!
Согласна, но главное стремиться к этому, а уж как получится и что получится и получится ли вообще что-то покажет время. Как мы там с Вами писали: «Делай, что должно, и будь, что будет» или в Вашем варианте «Делай, что должно и будет, что будет».
Ну, Тина…, это был бы высший пилотаж, кто на это способен…, а иные уже далече…!
За всю историю человечества…, было и есть их…, крайне мало…
Золотые слова, Юрий!!! Только добавила бы: помнить о духовности не иногда, а всегда. Это гораздо полезнее и для души, и для тела.
Духовность первых ( Лао Цзы и Чжуан Цзы) позволяет нам, овладев ею, выработать духовное отношение к жизненным ситуациям, тем самым по возможности, найти путь к душевному и духовному равновесию в нашем социумном мире…
Необходимо понимать, живя в социумном мире, что существует и духовный мир, хотя бы иногда…
Я такого же мнения, как и Вы: Лао Цзы и Чжуан Цзы — вершина китайской философии, но в практическом плане в Китае все-таки победил Конфуций. Китайцы очень практичны, у них все рассматривается с точки зрения пользы для себя, поэтому здесь для России сегодня большой риск. Что касается философии, то, конечно, все лучшее — в мудрости и философии Лао Цзы и Чжуан Цзы. Конфуцианство и даосизм как инь и янь, две стороны жизни: либо ориентируешься на социальность, либо на духовность.
Конечно, Лао Цзы, и Чжуан Цзы — это вершина…, а Конфуций и Ли Цзы — так себе, погулять вышли… ( правила, нравственность и прочее…)
Помню в советское время — древне китайская философия в 2-х томах, желтенькая такая…на полке…