Эдгар По. Ворон, мистика, изящество

Эдгар По. Ворон

(Начало здесь и здесь) Эдгар По. «Ворон» - самая известная, самая мистическая, самая чарующая и самая загадочная в своей неземной музыке  и таинственном «nevermore» поэма.

Эдгар По... «Ворон»  - поэма, написанная после смерти жены,  полная  тоски и ожидания смерти, неутешности и безнадежности. Она стало образом  самого Эдгара, его жизни, смерти, мучений и его поэзии, мистической  и изящной.

Отрывок из поэмы "Ворон":

Говорит так ясно птица,
не могу я надивиться.
Но казалось, что надежда
ей навек была чужда.
Тот не жди себе отрады,
в чьем дому на бюст Паллады
Сядет Ворон над дверями;
от несчастья никуда, -
Тот, кто Ворона увидел, -
не спасется никуда,
Ворона, чье имя:
"Никогда".

Мистическая поэзия Эдгара По имеет неземную природу, как и любой поэтический гений.  Его поэзии посвящено немало исследований, но самое  интересное говорят о нем  поэты, знающие, откуда приходят стихи: Бальмонт, Гумилев,  Ахматова, поэты, у которых была тяга к сверхъестественному и выходящему за пределы обыденности .

Бодлер, по внутреннему ощущению жизни очень близкий  Эдгару По, писал о его гении столь же мистично  и поэтично, как написал бы о себе сам поэт. Бодлер называл Эдгара  По  поэтом нервов, чувствующим на глубинном уровне все тонкости человеческой души, в то же время умеющим передать  их в такой изящной форме и красоте,  что они, казалось,  были сотканы из единой, пригнанной колечко к колечку, кольчуге

Эдгар По. Ворон

Эдгар По поэт со сверхъестественными способностями и герои у него были столь же сверхъестественны. Поэт метался между умом и чувствами, живя в пространстве  тоски, одиночества, страха и беспокойства. Пытаясь преодолеть их, он выстраивал такие логические схемы, которые позволяли ему удерживаться в этом пространстве, не переходя грань безумия.

Но временами он срывался и летел в эту бездну, не в силах справиться с болезненными приступами. После смерти жены приступы стали повторяться все чаще, он стал страдать от белой горячки.  Когда в Нью-Йорке вышел «Ворон» и его имя переходило из уст в уста,  он шел в это время, спотыкаясь, по Бродвею совершенно пьяный. Пьянство и спасало, и губило его.

Спасало, потому что давало ему новые образы, служив  своеобразной записной книжкой, которая хранила атмосферу и целые цепочки умозаключений. Пьянство было и разрядкой после мучительно трудной и тяжелой работы. В связи с этим всегда вспоминаю, что переводчик книги «Лествица» Иоанна Лествичника, после перевода, длившегося несколько лет, запил по черному. Таково было напряжение.

Страдая от непонятости, одиночества, лицемерия, тяжелой и продолжительной работы, он как никто понимал, что человек слаб, что  выходит на арену жизни всего на несколько минут, а через мгновение он будет поглощен смертью. Ощущение трагичности жизни, заложенное в самой ее глубине,  звучит  не только в «Вороне», но  практически  во  всех стихотворениях поэта. «Ворон» - только одно из самых известных и, пожалуй, наиболее философских. Наверное, поэтому так любимое поэтами, переводчиками и просто теми, кому  близко творчество  Эдгара По.

В заключение хочу привести еще одно мое  любимое стихотворение - «Имитация», в котором выражена вся боль  его жизни и мучений, от которых поэт хотел избавится, но так и не смог.

ИМИТАЦИЯ
Сумрак неизмеримый
Гордости неукротимой,
Тайна, да сон, да бред:
Это — жизнь моих ранних лет.
Этот сон всегда был тревожим
Чем-то диким, на мысль похожим
Существ, что были в былом.
Но разум, окованный сном,
Не знал, предо мной прошли ли,
Тени неведомой были.
Да не примет никто в дар наследий
Видений, встававших в бреде,
Что я тщетно старался стряхнуть,
Что, как чара, давили грудь!
Оправдались надежды едва ли;
Все же те времена миновали,
Но навек я утратил покой
На земле, чтоб дышать тоской.
Что ж, пусть канет он дымом летучим.
(Перевод - В. Я. Брюсова)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Любимые писатели и поэты, Любимые поэты и писатели, Любимые стихи, философия жизни. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *