Признаешь себя глупцом только в исключительных случаях, когда явно сотворил какую-то нелепость.
Тогда в сердцах произносишь" Какой же я дурак!!!" Но есть случаи, когда признать себя глупцом вовсе не глупо.
К одному мудрецу пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там».
А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне?» Он вышел из дома и стал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?»
Мудрец ответил: «Что случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь открытие?» Человек ответил: «Открытие? Я просто думал, что выгляжу как глупец!»
Мудрец сказал: «Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались!»
Тина Гай
Елена, для меня вопрос о соотношении ума, разума и сердца — открытый. Конечно, ум, не «осердеченный», плохо, но сердце не вразумленное — лучше? Святые отцы говорят о том, что ум надо хранить в сердце, но без ума сердце не живет. Тогда нечего будет погружать в сердечное пространство. Умом надо управлять, а не оскоплять его. Только умный человек может понять, что такое «глупец», не в смысле безумный, а в смысле ума неразумного.
«Мне кажется, к мудрости приводить другое: жизненный опыт, его рефлексия, определенный стиль жизни. Здесь много факторов.
А вот ум, если он не пропущен через сердце, делает человека его заложником, сердце надо приводить в порядок, а не ум»
Вот с этим я точно согласна. Что есть ум? Это накопление определенных знаний.
Далее следует разум — это когда полученные знания учимся применять с пользой.
И только сердце нам может подсказать, где, когда, в какой мере и т.д. мы можем пользоваться этими знаниями.
Да, Вы правы. Я и не заметила, как мы пришли к консенсусу. Действительно, сердце — это не ум, но тело ли? Наверное да. А вот монахи, которые практиковали умную молитву (которую называют Иисусовой), говорили, что нужно выбрать особую позу (прежде всего), а потом поместить ум в сердце. У меня так не получается. Ум всегда поверх, а не в сердце. Наверное, надо практиковаться и не забывать останавливаться и почувствовать свое тело. Нет привычки к остановке. Работает инерция. Постараюсь хотя бы несколько раз в день делать Ваши упражнения. Ваши статьи по психастенику скопировала себе, жду продолжения. Спасибо огромное!!!
Вот! Мы с Вами как один наш лидер выражался к консенсусу и пришли!
Сердце? То есть ощущения и эмоции?
Я намеренно не говорю чувствах, так как в них мыслей полно и извращенными они часто бывают.
Да в той или иной мере всегда искажены они и ненатуральны.
К простому чему-то я призываю? К примитивизму?
Да!
Вот только за этим примитивизмом бесконечная глубина!
Бесконечность? Она ведь не только вширь и вперёд, но и вглубь и назад.
Я про тело было заговаривал, а Вы возрожали.
Так ведь я не имел ввиду только примитивную физиологию и инстинкты. Хотя и они не просты.
Я имел в виду то, что тело бесконечно и в нём наши переживания, противоречия, сомнения, мысли, слова.
Вот начните с тела! Как ходите, стоите, лежите?
Как руки, как ноги, голова, шея?
Если разрешим своему телу вести себя, так как ему хочется, то и позволим сердцу выражать себя без преград.
Примитивно?
Да.
Также как слушать себя и свою речь.
Как вспоминать то, что забыли.
Как стараться почувствовать, не успев оценить и навесить ярлык.
Как…Да мало ли экспериментов простых, но трудных!
Для ума они просты и примитивны, только уметь в них участвовать трудно и нелегко!
Но…увлекательно точно!!!
Андрей, какой интересный поворот! Мне с Вами становится все интереснее и интереснее. Никогда так близко не общалась с психотерапевтами, оказывается, это интересно и полезно! Наверное, потому что психологов не люблю. Но Вы же не психолог, хотя и пишете на темы которые попадают в эту рубрику.
Так вот, по теме. Я и в себе, и в людях плохо разбираюсь. Вы хоть в людях знаете толк. Я начинаю общение с того, что думаю о человеке хорошо, слишком хорошо. Потом проходит время и начинаешь видеть недостатки, со временем все больше и больше, пока дело не доходит до разрыва отношений. Борюсь с этим, но с трудом потом возвращаюсь к первоначальному состоянию.
Согласна, что самоанализ и внимание к себе — очень тонкое искусство. Я вот вроде интроверт, но о себе знаю очень мало. Свой сложный характер тоже знаю, но изменяться, как другие от меня требуют, почему-то вовсе не хочется. Вот между принятием себя такой, какая есть, и попытками измениться, и проходит вся жизнь. Самоанализ, самонаблюдение и внимание к себе нужны для чего? Для решения внутренних проблем? А если проблемы возникают только когда «выходишь в люди», значит ли это, что тебе надо меняться?
Например, аутисты, они же совсем другие, но среди них много таких, которые очень нетрадиционно мыслят и видят мир. Просто они часто закрыты для мира. Но мы же не требуем от них, чтобы они изменились. Ум ведь тоже может быть разным, а если он как посредник не срабатывает, а только усложняет жизнь?! Что делать тогда?
Ум к мудрости, мне кажется, редко приводит. Скорее приводит к гордыне и дмению. Мне кажется, к мудрости приводить другое: жизненный опыт, его рефлексия, определенный стиль жизни. Здесь много факторов.
А вот ум, если он не пропущен через сердце, делает человека его заложником, сердце надо приводить в порядок, а не ум. А здесь сложнее.
Андрей, Я видела. А как исправить, не знаю. Вроде в тексте все правильно написано. Вы заметили, значит, и другие заметят. Исправила. Нашла, где исправлять
Ой, Тина? У Вас в title ошибка грамматическая!))
Так ведь есть и другая действительность! Та, что во мне!
И она такая, какая есть! Если противоречия в ней разрешаться, то и не будет она казаться чужой и неприятной.
А ум? Он посредник между тобой и действительностью!
А если его применять к себе, то и тяжело?
Я вот! Хорошо разбираюсь в других людях и даже иногда им помогаю!
Но с собой мне тяжелее и как-то неуютно. Путаюсь и не вижу себя со стороны.
Самоанализ не то! Самонаблюдение и внимание к себе – искусство и очень тонкое.
И ума в этом искусстве не так уж и много! Он есть.
И именно он (ум) и приводит к мудрости!
А может и не привести!
Если ум раб и прислужник твоих страхов, то зачем он нужен?
Это я так…обостряю разговор.))
А когда увидишь? И поймешь, что ты совсем не то, что думал о себе? Тогда как? Хотя согласна, просто почувствовать и отдаться дождю, не анализируя, почему и зачем. Но я вот не могу не анализировать. И что же делать? Ум мой действительно уводит меня, как психастеника в слишком далекие дебри, часто из них и не выбраться. Но то, что ум предназначен не для себя, а для других — это что-то новенькое. Как было бы человеку скучно без ума и не думаю, что приятно. Гораздо приятнее улетать от реальности. По крайней мере мне, забывать вообще о ней, о ее существовании. Тогда жить становится веселее и прекраснее. Жаль, что это нельзя сделать вообще навсегда.
Да, Елена, Вы правы, но иногда не мешает почувствовать себя и глупцом, если рассматривать это как путь к просвещению и самопознанию
Наверное лучше чувствовать себя не глупым и не мудрым, а просто всегда на некой лестнице бесконечного познания. Ведь всегда найдется кто-то знающий как меньше, так и больше нас. И никто из них не хуже и не лучше. У каждого своя ступень.
А мне так кажется, что лучше вообще себя никем считать.
Никем и никаким!
Может быть, тогда я и увижу: кто я?
Рефлексия? Нет.
Хотя..только на начальном этапе?
Ребенку нужно научиться контролировать свои поступки и оценивать себя?
??? В какой-то мере да
Но нам зачем?
Сознавание другое!
Ну..хотя бы так: почувствуй себя глупцом стоя под дождём, а, не анализируя всякие доводы и аргументы.
Ум замечательная штука! Но он уводит нас от самих себя! Он ведь для других предназначен?
Точно. Для кого-то и чего-то, но не для меня.
И пусть он всегда будет при мне, но не вместо меня!?
Мне чувствовать и сознавать себя нужно в целостности и единстве!
С участием ума и видением собственных ненужных и навязанных страхов.
Вот так думаю.))
«опыт сознавания нужен, как тому стоящему под дождём» — да, интересно. В таком случае есть ли разница между сознаванием и саморефлексией? Ведь саморефлексия это тоже понимание себя изнутри, самоанализ.
А вот то, что мы и глупцы и мудрецы одновременно — это верно. Но лучше все-таки, будучи мудрецом, считать себя глупцом, чем будучи глупцом считать себя мудрецом. Ведь всегда делается акцент на чем-то, а второе идет впристежку.
:»Я знаю, что ничего не знаю!»? Так?
Известная и великая истина!
И всё же..нужно же мне на что-то опираться?
Мы опираемся на свои незыблемые и точные, определенные знания и навыки до той поры пока они работают? С пользой для нас и для людей?
А когда перестают работать?
Хвататься за них или жаловаться на изменившуюся ситуацию? Обижаться и мучиться?
Мы глупцы? Или мудрецы?
Наверно и то, и другое! Только временно и относительно.
Что делать, чтобы стать мудрым?
Может быть опыт сознавания нужен? Как тому стоящему под дождём?