Вечера святые и страшные. Ч. 2 Страшные вечера.

КолядкиКоляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменной.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища…

Так в народе встречали Рождество и Колядки. Колядование было неотъемлемой частью Рождественских праздников. Как противостоящее славлению,  в народе оно называлось «заваливанием» или страшными вечерами. Случаются страшные вечера дважды: в ночь на Рождество  и в Новый год. 

КолядованиеСлово колядование имеет латинские корни (Colendae): оно употреблялось для обозначения начала года - январских календ (отсюда слово «календарь»). В эти дни в языческом мире совершались обряды жертвоприношений. Потом это слово перешло в Византию, а затем уже, измененное в соответствии со славянским языком, в Россию.

Наряду с христанскими и языческими обычаями в колядовании очень много бытовых тем, а цель колядования – веселить дом и желать ему счастья. С колядой, как праздником Солнца, связан обычай разведения костров и сжигания рождественского полена и переодеваний.

Ряженые колядовщики представляли не себя, а души умерших предков, которые пришли на праздник усопших душ. Существовал в связи с этим и другой обычай - не убирать рождественский стол, чтобы и пришельцы из мира мертвых могли угоститься.

Обычай задабривания мертвых, чтобы они не принесли в дом горя и несчастья. По этой же причине хозяева угощали ряженых: давали им деньги, мясо, колбасу, пироги, угощали вином и кто чем может. А ряженые пели и плясали,  заканчивая словами:

 "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!"

КолядкиПоэтому колядование означало еще и побирание, прошение милостыни.
Говорили, что ряженые цыганили, нарядившись в цыганские шали и одежды, иногда даже уворовывали что-нибудь из хаты. Но за это их прощали, так требовал обычай. Потом хозяева выкупали «украденное». На «наколядованное» запрещалось покупать что-нибудь полезное: деньги шли либо на благотворительность, либо на подарки на весь праздник.

Если ряженым в доме не подавали, то песня заканчивалась словами:

«Дай же тебе Господи – одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала».

Колядки. Разгул нечисти. И ряженые начинали буянить: заваливали трубу, разбирали забор, разбрасывали поленницы дров, засыпали снегом двери … Словом делали то, что в простые дни запрещалось делать.  Существовал и обычай изгнания нечистой силы, когда ряженые с криками трижды обегали дом и прогоняли нечисть. Вспомним Гоголя: сколько искрометного юмора, знания народных обычаев, связанных со страшными вечерами и нечистой силой!! Энциклопедия разгула нечисти.

К ряжению готовились: задолго до святок молодежь начинала шить костюмы, готовить маски: ряженые не должны быть узнаваемы. Традиция наряжаться на новогодние праздники и маскарады сохранилась и прочно вошла в наше представление о Рождественских и Новогодних елках. Все знают детские утренники, к которым начинали готовиться заранее: костюмы принцесс, медведей, зайчиков, мушкетёров и просто маски, скрывающие лица. Они имеют те же корни, идут из дохристианских времен, хотя сакральный смысл переодеваний уже и не вспоминается.

Колядки ряженыеРяжение было основной чертой, отличавшей святочные вечера от просто зимних посиделок. Рядились девушки и парни, девочки и мальчики, словом, молодежь, чьим праздником считалось Рождество. Рядились парни – в женское, девушки – в мужское, рядились в медведей, в шкуры и шубы, вывернутые мехом наизнанку, в лошадей и коз. Были распространены сценки, разыгрывавшиеся ряжеными: танцы медведя с вожаком, лошади с седоком, шуточные похороны и венчания, цыганские сценки и т.д.. Сценки сопровождались шумом, звоном, гамом, нецензурной бранью, эротической символикой, верчениями, вихляниями, неприличными танцами.

По этой причине колядование строго запрещалось церковью. Однако, несмотря на запреты,

 пишет архимандрит Киево-Печерской лавры,  «Неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченши от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом вспоминают: но зде же и беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую…».

 
Внешняя обрядность, скоморошество, разыгрывание сценок, удержавшееся под прикрытием христианско-церковным, являются не чем иным, как наследием римского обихода, откуда коляды и пришли. И уже вряд ли исчезнут.

(Окончание здесь)

Тина Гай

[youtube http://www.youtube.com/watch?v=4ahxjyDypjg&hl=ru_RU&version=3&rel=0]

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged народные праздники, Рождество. Bookmark the permalink.

2 Responses to Вечера святые и страшные. Ч. 2 Страшные вечера.

  1. Татьяна, добрый день! Спасибо большое за интерес, который Вы постоянно проявляете к нашему блогу. Спасибо, что узнаете из него что-то интересное для себя и своих родных. В прошлом действительно было много интересного, забытого нами сегодня. Этими корнями, пусть даже не всегда явными, мы и живы, и длим свою историю. Еще раз спасибо за комментарии и участие в блоге.

  2. Тина, очень интересные Ваши рассказы и походы в прошлое. Многого мы ещё не знаем. А Ваши рассказы помогают узнать. Я своей старшей внучке советую читать Ваши рассказы. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *