Лермонтов. Не обвиняй меня, Всесильный

lermontov

Автопортрет Лермонтова

Лермонтов, чей 199 день рождения отмечается 15 октября, а будущий, 2014, год будет для поэта  200-летним юбилеем, с одной стороны – равносилен Пушкину, а с другой – начало  совсем иной традиции.

Пушкин – солнце, шампанское, радость, с благодарностью принимающий все, что ни случалось на его пути,  а Лермонтов – как птица в клетке, мечущийся и не находящий себе места  и мечтающий вырваться из клетки и улететь далеко-далеко, где прохлада и свобода.

Он  рвался из этого мира, ему здесь было плохо, скучно, неуютно и  никогда радостных ноток и упоения жизнью даже в ранних стихах у Лермонтова не было.

Лермонтов – начало  лунной традиции, в которой добро борется со злом, земля с небом, повседневность с вечностью. Его мир расколот на здесь и Там, и сам весь он устремлен к горнему миру, но живет все-таки здесь, на этой грешной земле. Это его тяготит, но и не считаться с этим он не может. И этот трагический разрыв между здесь и Там чувствуется во всех его стихах.

С тех пор как Вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Лермонтов весь соткан из противоречий: устремленный в Небо, ненавидит земную жизнь; стремящийся к идеалу и чистоте, рассыпает их в прах, чуть  до них дотронувшись;  стремящийся к любви, он любви не вызывает и разрушает все, до чего касается.

lermontov1

Кабинет поэта в Домике Лермонтова г. Пятигорск

Он везде лишний, никуда и ни в какую нишу не вписывающийся, выламывающийся из всех норм и пределов, не о-пределенный.

Михаил Юрьевич рано понял свою миссию, особенно утвердившись в ней в последние четыре года, тяжело пережив смерть Пушкина. После смерти  поэта Лермонтов стал  другим и, как камертон, задал тон всей последующей русской поэзии.

Лермонтовым, как потом и  всеми русскими поэтами,  жизнь ощущалась как  место, где жить нельзя,  где поэты – вечно гонимые жиды; пророки, всегда побиваемые камнями; вечные странники, называемые гордецами и глупцами.

lermontov2Лермонтова не любили за максимализм и неприкаянность, маяту по Вечному Духу и тоску по неведомому, за резкость и гордыню, неуживчивость и собственное мнение. Он ненавидел лицемерие, приличия и маски, в которые одевалась бездушность, затягиваясь в них как в корсет. И все тише и ненужней звучит голос поэта в этом мире:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

lermontov3

Отсюда рефреном звучит голос одинокого странника, одинокого паруса, одинокого утеса и одинокой тучки. Лермонтов ищет параллели своей жизни с жизнями пророков и странников,   неприкаянных и отовсюду гонимых, которым неуютно,  но которые  стремятся,  как дубовый лист, прибиться хоть к чему-нибудь, быть нужным хоть кому-нибудь  своими чудными сказками. Но в ответ слышит только одно:

"Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!И желтый и пыльный – ты не пара жизнерадостным и упоенным райским и свежим пением".  

И потому жизнь, «оказывается пустой и глупой штукой», от которой уже ничего не ждешь. В школе, и позднее,  всегда считала Лермонтова  тенью Пушкина, обращая внимание на темы, цитаты и слова, которые Михаил Юрьевич заимствовал и рассыпал в своих стихах из своего предшественника.

Но интонация, интонация у Лермонтова  совсем иная. Она и есть то измерение, которое делает его стихи трагическими, мистическими и очень личностными одновременно. Только с годами, многое пережив, открыв для себя личный  молитвенный опыт, по-другому прочитала и Лермонтова, удивившись:  как же раньше-то я этого не замечала!

lermontov4

И.Репин. Дуэль

А между тем его молитвы полны тоски и только одной просьбы - быть милостивым к нему:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я любил.

Или:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко --
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Наконец, «Завещание», в котором Лермонтов, предчувствуя свой конец, прощается с жизнью и обращаясь к другу, просит выполнить его предсмертные просьбы.

Дальше ему остается жить всего полгода. И полное ощущение, что его дуэль была самоубийством, на которое он шел сознательно.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Любимые писатели и поэты. Bookmark the permalink.

16 Responses to Лермонтов. Не обвиняй меня, Всесильный

  1. Наталья, Лермонтов мне открылся значительно позднее, чем в школе. Я его полюбила уже в зрелом возрасте. Пушкин заслонял и казалось, что он — только его повтор.

  2. Мне в школе когда изучали Лермонтова, нравились его стихи, а особенно его поэма Мцыри.

  3. И где адрес? Даже ютубовский?

  4. Ссылки, Юрий, на Лермонтова не увидела. М.б. повторите?

  5. yuriyapril says:

    Извините, я указал сразу адрес в youtube , а файл около 12 минут, можете его удалить, я послал вам для личного прочтения…

  6. yuriyapril says:

    Тина, в юности лучше Лермонтова, не было для меня поэта !
    Предлагаб вам один из первых моих плейкастов посвященных М.Ю.

    https://www.youtube.com/watch?v=UQN5L3Z-MEg

  7. Спасибо, Елена! Если любите Лермонтова, значит и меня понимаете.

  8. Елена says:

    Спасибо! С детства очень люблю Лермонтова. И Погудина тоже люблю, жаль он редко к нам приезжает. Приходится довольствоваться интернетом.

  9. Татьяна, огромное спасибо! Я как-то действительно не принимала во внимание название стихотворений. В следующий раз буду ставить, хотя бы внизу стихотворения в кавычках. В сабскрайбе очень плохая реакция на Лермонтова, в смысле почти нет никакой реакции. Видимо, классика требует усилий, на которые не всегда хватает сил, а на легкое чтение — хватает. Люди часто просто хотят расслабиться, а Лермонтов — совсем другой случай.

  10. Татьяна says:

    Все хорошо,спасибо! Вы очевидно,с учетом литературного уровня читателей,опустили название стихов М.Ю.Лермонтова,отрывки из которых так прекрасны и так украшают текст самого материала,а жаль….Разные люди заходят сюда,но в основном люди-интересные,и возможно,кто-то и подзабыл сами стихи и их название в полном их тексте…Жаль…
    В отношении пояснения:»….Я очень боялась за этот текст, потому что про Лермонтова писать, что про Пушкина: так уже много написано»-это зря…Такие ПОЭТЫ -бездна для любознательных читателей…И потом, у Вас прекрасный стиль,не перепутаешь ни с ранее,ни с позже написанным

  11. Так Ваши комментарии читают все, кто заходит на мой блог или на этот текст, как минимум. Стихи Даля раздельные — не видела. А большой ролик — стоит первым. Ираклий Андронников хорош, но Быков тоже неплох. Правда, его лекции несколько упрощенные, зато вопросов много и хороши импровизации.

  12. Тина, есть раздельные файлы, соответствующие каждому стихотворению…, и все не более 3 -5 минут…
    Погудина тоже люблю, а вот леции по Лермонтову, кроме Ираклия Андроникова…, воспринимаю трудно…, это я говорю только Вам и во внешней среде не распространяюсь…:):):)

  13. Юрий, я не упустила, просто у Даля чтение длится более 11 минут, а мой принцип — коротко. Кого заинтересует, пойдет дальше и найдет не только Даля, но и остальных, в частности, и замечательную лекцию Дмитрия Быкова, и песни на слова Лермонтова, которые исполняет Олег Погудин, которого тоже люблю, как и Даля, и многое другое. Но здесь моя задача — только дать возможность прикоснуться к прекрасному и живому слову, напомнить о том, что за суетой забываешь. А уж дальше — каждый продолжает сам по своим пристрастиям, времени и интересам.

  14. Спасибо, Новел! Я очень боялась за этот текст, потому что про Лермонтова писать, что про Пушкина: так уже много написано, но если он лично не задевает, то получится фальшиво и это сразу будет чувствоваться. Видимо, у меня что-то получилось передать из того, что меня трогает в Лермонтове.

  15. Жаль что вы упустили чтение Лермонтова Олегом Далем — вот это высший класс !!!

  16. Новел says:

    Прекрасная статья! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *