Лермонтов, чей 199 день рождения отмечается 15 октября, а будущий, 2014, год будет для поэта 200-летним юбилеем, с одной стороны – равносилен Пушкину, а с другой – начало совсем иной традиции.
Пушкин – солнце, шампанское, радость, с благодарностью принимающий все, что ни случалось на его пути, а Лермонтов – как птица в клетке, мечущийся и не находящий себе места и мечтающий вырваться из клетки и улететь далеко-далеко, где прохлада и свобода.
Он рвался из этого мира, ему здесь было плохо, скучно, неуютно и никогда радостных ноток и упоения жизнью даже в ранних стихах у Лермонтова не было.
Лермонтов – начало лунной традиции, в которой добро борется со злом, земля с небом, повседневность с вечностью. Его мир расколот на здесь и Там, и сам весь он устремлен к горнему миру, но живет все-таки здесь, на этой грешной земле. Это его тяготит, но и не считаться с этим он не может. И этот трагический разрыв между здесь и Там чувствуется во всех его стихах.
С тех пор как Вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Лермонтов весь соткан из противоречий: устремленный в Небо, ненавидит земную жизнь; стремящийся к идеалу и чистоте, рассыпает их в прах, чуть до них дотронувшись; стремящийся к любви, он любви не вызывает и разрушает все, до чего касается.
Он везде лишний, никуда и ни в какую нишу не вписывающийся, выламывающийся из всех норм и пределов, не о-пределенный.
Михаил Юрьевич рано понял свою миссию, особенно утвердившись в ней в последние четыре года, тяжело пережив смерть Пушкина. После смерти поэта Лермонтов стал другим и, как камертон, задал тон всей последующей русской поэзии.
Лермонтовым, как потом и всеми русскими поэтами, жизнь ощущалась как место, где жить нельзя, где поэты – вечно гонимые жиды; пророки, всегда побиваемые камнями; вечные странники, называемые гордецами и глупцами.
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Отсюда рефреном звучит голос одинокого странника, одинокого паруса, одинокого утеса и одинокой тучки. Лермонтов ищет параллели своей жизни с жизнями пророков и странников, неприкаянных и отовсюду гонимых, которым неуютно, но которые стремятся, как дубовый лист, прибиться хоть к чему-нибудь, быть нужным хоть кому-нибудь своими чудными сказками. Но в ответ слышит только одно:
"Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!И желтый и пыльный – ты не пара жизнерадостным и упоенным райским и свежим пением".
И потому жизнь, «оказывается пустой и глупой штукой», от которой уже ничего не ждешь. В школе, и позднее, всегда считала Лермонтова тенью Пушкина, обращая внимание на темы, цитаты и слова, которые Михаил Юрьевич заимствовал и рассыпал в своих стихах из своего предшественника.
Но интонация, интонация у Лермонтова совсем иная. Она и есть то измерение, которое делает его стихи трагическими, мистическими и очень личностными одновременно. Только с годами, многое пережив, открыв для себя личный молитвенный опыт, по-другому прочитала и Лермонтова, удивившись: как же раньше-то я этого не замечала!
А между тем его молитвы полны тоски и только одной просьбы - быть милостивым к нему:
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я любил.
Или:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,
Сомненье далеко --
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Наконец, «Завещание», в котором Лермонтов, предчувствуя свой конец, прощается с жизнью и обращаясь к другу, просит выполнить его предсмертные просьбы.
Дальше ему остается жить всего полгода. И полное ощущение, что его дуэль была самоубийством, на которое он шел сознательно.
Тина Гай
Наталья, Лермонтов мне открылся значительно позднее, чем в школе. Я его полюбила уже в зрелом возрасте. Пушкин заслонял и казалось, что он — только его повтор.
Мне в школе когда изучали Лермонтова, нравились его стихи, а особенно его поэма Мцыри.
И где адрес? Даже ютубовский?
Ссылки, Юрий, на Лермонтова не увидела. М.б. повторите?
Извините, я указал сразу адрес в youtube , а файл около 12 минут, можете его удалить, я послал вам для личного прочтения…
Тина, в юности лучше Лермонтова, не было для меня поэта !
Предлагаб вам один из первых моих плейкастов посвященных М.Ю.
Спасибо, Елена! Если любите Лермонтова, значит и меня понимаете.
Спасибо! С детства очень люблю Лермонтова. И Погудина тоже люблю, жаль он редко к нам приезжает. Приходится довольствоваться интернетом.
Татьяна, огромное спасибо! Я как-то действительно не принимала во внимание название стихотворений. В следующий раз буду ставить, хотя бы внизу стихотворения в кавычках. В сабскрайбе очень плохая реакция на Лермонтова, в смысле почти нет никакой реакции. Видимо, классика требует усилий, на которые не всегда хватает сил, а на легкое чтение — хватает. Люди часто просто хотят расслабиться, а Лермонтов — совсем другой случай.
Все хорошо,спасибо! Вы очевидно,с учетом литературного уровня читателей,опустили название стихов М.Ю.Лермонтова,отрывки из которых так прекрасны и так украшают текст самого материала,а жаль….Разные люди заходят сюда,но в основном люди-интересные,и возможно,кто-то и подзабыл сами стихи и их название в полном их тексте…Жаль…
В отношении пояснения:»….Я очень боялась за этот текст, потому что про Лермонтова писать, что про Пушкина: так уже много написано»-это зря…Такие ПОЭТЫ -бездна для любознательных читателей…И потом, у Вас прекрасный стиль,не перепутаешь ни с ранее,ни с позже написанным
Так Ваши комментарии читают все, кто заходит на мой блог или на этот текст, как минимум. Стихи Даля раздельные — не видела. А большой ролик — стоит первым. Ираклий Андронников хорош, но Быков тоже неплох. Правда, его лекции несколько упрощенные, зато вопросов много и хороши импровизации.
Тина, есть раздельные файлы, соответствующие каждому стихотворению…, и все не более 3 -5 минут…
Погудина тоже люблю, а вот леции по Лермонтову, кроме Ираклия Андроникова…, воспринимаю трудно…, это я говорю только Вам и во внешней среде не распространяюсь…:):):)
Юрий, я не упустила, просто у Даля чтение длится более 11 минут, а мой принцип — коротко. Кого заинтересует, пойдет дальше и найдет не только Даля, но и остальных, в частности, и замечательную лекцию Дмитрия Быкова, и песни на слова Лермонтова, которые исполняет Олег Погудин, которого тоже люблю, как и Даля, и многое другое. Но здесь моя задача — только дать возможность прикоснуться к прекрасному и живому слову, напомнить о том, что за суетой забываешь. А уж дальше — каждый продолжает сам по своим пристрастиям, времени и интересам.
Спасибо, Новел! Я очень боялась за этот текст, потому что про Лермонтова писать, что про Пушкина: так уже много написано, но если он лично не задевает, то получится фальшиво и это сразу будет чувствоваться. Видимо, у меня что-то получилось передать из того, что меня трогает в Лермонтове.
Жаль что вы упустили чтение Лермонтова Олегом Далем — вот это высший класс !!!
Прекрасная статья! Спасибо!