Почему миряне чувствуют себя здесь неуютно, за исключением постоянных прихожан (которые, порой, становятся самыми опасными фарисеями), хотя и крещенные, и посвященные, но ... не просвещенные. Но тогда эта мысль была скорее на краю сознания и воспринималась как дьявольский прилог, возникший из-за незнания церковной жизни.
Но позднее, по мере вхождения в новую реальность, поняла, что вопрос о мирянах и священстве далеко не случайный и не праздный, что состояние разделённости и разноудаленности от алтаря складывалось постепенно и не одномоментно, окончательно оформившись в более поздний период.
Но именно оно получило, в конце концов, догматическое обоснование в богословии, а сейчас видны только его последствия: прихожан стали называть мирянами и захожанами, а священниками стала группа, поставляемая особым чином. И любой, зашедший в храм мирянин, безошибочно скажет, кто священник, а кто прихожанин.
И это неотменяемо! Неотменяемо никакими человеческими установлениями, потому что Церковь есть установление Божие. Неотменяемо и зафиксировано в православном богослужении. И понимаешь это, только когда начинаешь погружаться в богослужение, понимать его, изучать историю его становления.
Тогда ясно видишь, что в православном богослужении память о тех временах сохранилась навсегда, зареплена во всех действиях, деталях, словах, формулах, совершаемых в момент посвящения мирянина в священники в чине крещения.
Мы, после крещения, уже не миряне, а священники и клирики, мы даем в крещении согласие на служение Церкви. Потому что в Крещении мы получаем (по чину наречения имени «во осьмый день рождения») имя «христианина» (а не Ивана, Людмилы или Надежды).
Мы постригаемся и принимаем рукоположение первосвященника, помазаемся на царственное священство елеем, облачаемся в белые одежды - ризу правды, помазаемся святым миром, как цари, и обходим с зажженной свечой аналой, как священники престол.
И когда некоторые обращаются к батюшкам, что он назвал не то имя, когда крестил (перепутал или еще по какой другой случайности), то надо знать, что крестят не в то или иное имя, а во имя «христианина». Все эти действия совершаются и почти полностью повторяют чинопоследование поставления в священнический сан пастырей.
И как пастыри, после поставления, служат в храме 40 дней (свой личный сорокоуст), так каждый посвященный в крещении лаик должен в течение восьми дней пребывать в храме, принимая причастие. К сожалению, все это сегодня забыто, незнакомо и звучит как откровение, но в богослужении сохранено.
Поэтому цикл рассказов о богослужении, нужен, прежде всего, лаикам-Царственному священству, к сожалению, низведенному до чина мирян, тех, кто не принял таинства присоединения к народу Божьему, кто не прошел чин крещения, и не стал священником.
И тогда литургическое богословие расскажет то, что во многих книгах не прочитаешь, а если и прочитаешь, то уже отсепарированное личным мнением и интерпретацией, далеко не всегда соответствующей первоисточнику.
Поэтому на сакраментальный для многих вопрос, все ли в храме являются священниками, уверенно отвечаю: «Все. В Церкви все, принявшие крещение, являются священниками». Христианство устранило разделение на первосвященников и мирян: завеса разодралась надвое, открыв путь каждому мирянину к священству.
Вопрос о мирянах и священстве в принципе давно решен и он не отменяем: все православные прихожане - род царственного священства, народ, взятый в удел Богом.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Крест. Часть 2.
- Сергей Аверинцев
- Страстная среда
- Руфь: Духовная одиссея
- По ту сторону. Тример.
- Симона Вейль. Путь Креста
- Избиение младенцев
- Уильям Блейк - Художник
- Вознесение. Дальше дело за нами...
- Икона «Вознесение»
Александр, доброго Вам времени суток! Да, я с вами согласна. Именно — по вере, по силе веры. Именно эту мысль я и хотела донести. Многие миряне более верующие, чем иное священство. Но исторически в храмовом пространстве миряне (прихожане) считаются ниже, чем клирики, прежде всего, священники. Они поставляются дважды: при крещении и при рукоположении. Это, кстати, идет от католиков, православие, к сожалению, очень много от них переняло. Например, исповедь, как она строится и в чем полагается каяться и что за каждый грех кому положено. Об этом мало знают прихожане. А когда читаешь «Требник» все становится понятно. Об этом хочу написать позднее.
Спасибо за Ваши вдумчивые комментарии.
С уважением, Алевтина и Мария
Мне кажется, здесь нужно смотреть по вере, а не по тому, мирянин или нет. Есть миряне, верующие больше, чем иные священники.