Миряне и священство

Зайду к теме миряне и священство зайду издалека. Меня всегда смущало, уже в самом начале воцерковления, когда и крещена–то не была, почему в храме существует такая асимметрия: разделение на клир и мирян, почему отношение к мирянам со стороны клира носит оттенок второсортности.

Почему миряне чувствуют себя здесь неуютно, за исключением постоянных прихожан (которые, порой, становятся самыми опасными фарисеями), хотя и крещенные, и посвященные, но ... не просвещенные.  Но тогда эта мысль была скорее на краю сознания и воспринималась как дьявольский прилог, возникший из-за незнания церковной жизни.

Но позднее, по мере вхождения в новую реальность, поняла, что вопрос о мирянах и священстве далеко не случайный и не праздный, что состояние разделённости и разноудаленности от алтаря складывалось постепенно и не одномоментно, окончательно оформившись в более поздний период.

Но именно оно получило, в конце концов, догматическое обоснование в богословии, а сейчас  видны только его последствия: прихожан стали называть мирянами и захожанами, а священниками стала  группа, поставляемая особым чином. И любой, зашедший в храм мирянин, безошибочно скажет, кто священник, а кто прихожанин.

bogoslujenie7Наш замечательный русский просветитель-богослов отец Николай (Афанасьев) много десятилетий изучал историю вопроса, посвятив ему не одну книгу. И главный вывод, сделанный им: в православной церкви никто и никогда не действовал и не должен действововать в одиночку, но всегда и везде вместе, потому что Церковь - соборна и в ней все  священники.

И это неотменяемо! Неотменяемо никакими человеческими установлениями, потому что Церковь есть установление Божие. Неотменяемо и зафиксировано в православном богослужении. И понимаешь это, только когда начинаешь погружаться в богослужение, понимать его, изучать историю его становления.

Тогда ясно видишь, что в православном богослужении память о тех временах сохранилась навсегда, зареплена во всех действиях, деталях, словах, формулах, совершаемых в момент посвящения мирянина  в священники в чине крещения.

Мы, после крещения, уже не миряне, а священники и клирики, мы даем в крещении согласие на служение Церкви. Потому что в Крещении мы получаем (по чину наречения имени «во осьмый день рождения») имя «христианина» (а не Ивана, Людмилы или Надежды).

Мы постригаемся и принимаем рукоположение первосвященника, помазаемся на царственное священство елеем, облачаемся в белые одежды - ризу правды, помазаемся святым миром, как цари, и обходим с зажженной свечой аналой, как священники престол.

И когда некоторые  обращаются к батюшкам, что он назвал не то имя, когда крестил (перепутал или еще по какой другой случайности), то надо знать, что крестят не в то или иное имя, а во имя «христианина». Все эти действия совершаются и почти полностью повторяют чинопоследование поставления в священнический сан пастырей.

И как пастыри, после поставления,  служат в храме 40 дней (свой личный сорокоуст), так каждый посвященный в крещении лаик должен в течение восьми дней пребывать в храме, принимая причастие. К сожалению, все это сегодня забыто, незнакомо и звучит как откровение, но в богослужении  сохранено.

Поэтому цикл рассказов о богослужении, нужен, прежде всего, лаикам-Царственному священству, к сожалению, низведенному до чина мирян, тех, кто не принял таинства присоединения к народу Божьему, кто не прошел чин крещения, и не стал священником.

bogoslujenie6Мои рассказы будут обращены, прежде всего, к тем, кто по праву православного крещения нарекается именем христианин, в отличие от мирянина, не удостоенного чести посвящения в этот высокий чин. Но рассказы могут быть интересны и мирянам, еще не присоединившимся к церкви, но желающим больше о ней узнать.

И тогда литургическое богословие  расскажет то, что во многих книгах не прочитаешь, а если и прочитаешь, то уже отсепарированное личным мнением и интерпретацией, далеко не всегда соответствующей первоисточнику.

Поэтому на сакраментальный для многих вопрос, все ли в храме являются священниками, уверенно отвечаю: «Все. В Церкви все, принявшие крещение, являются священниками». Христианство устранило разделение на первосвященников и мирян: завеса разодралась надвое, открыв путь каждому мирянину к священству.

Вопрос о мирянах и священстве в принципе давно решен и он не отменяем: все православные прихожане - род царственного священства, народ, взятый  в удел Богом.

bogoslujenie8

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged богословие, русский мир, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Миряне и священство

  1. Александр, доброго Вам времени суток! Да, я с вами согласна. Именно — по вере, по силе веры. Именно эту мысль я и хотела донести. Многие миряне более верующие, чем иное священство. Но исторически в храмовом пространстве миряне (прихожане) считаются ниже, чем клирики, прежде всего, священники. Они поставляются дважды: при крещении и при рукоположении. Это, кстати, идет от католиков, православие, к сожалению, очень много от них переняло. Например, исповедь, как она строится и в чем полагается каяться и что за каждый грех кому положено. Об этом мало знают прихожане. А когда читаешь «Требник» все становится понятно. Об этом хочу написать позднее.

    Спасибо за Ваши вдумчивые комментарии.
    С уважением, Алевтина и Мария

  2. Мне кажется, здесь нужно смотреть по вере, а не по тому, мирянин или нет. Есть миряне, верующие больше, чем иные священники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *