(Начало
русскую провинцию, русский лубок, иконопись, провинциальные вывески на магазинах и парикмахерских, уличную культуру, даже надписи на заборах. Все стало предметом его пристального внимания, изучения и анализа.
Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма
(«Купальщицы на закате», «Цыганка»), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим.
Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты», «Франтихи», «Парикмахеры», «Венеры», «Солдатская серия»….
В «Парикмахерах» («Мужской парикмахер», «Девушка у парикмахера», «Офицерский парикмахер») художник любуется своими героями, чуть подшучивает над ними, но шутит любя, не вставая по отношению к ним в пренебрежительную позицию сверху. Особенно хороша последняя картина «Офицерский парикмахер».
В ней все продумано: плоскостное изображение, интерьер в виде рамы, расположение фигур, их внешние детали, через которые художник тонко и точно передает характеристики своих героев. Он сопоставляет их с вещами: грудь колесом офицера – с его саблей, длинные ноги парикмахера – с ножками стула, изогнутая фигура клиента – с консолью зеркала.
Игра в сравнения увлекает художника - свободой, выдумкой, фантазией. В нее включаются все предметы: длинные ножницы, усы, консоль зеркала, салфетка, занавес и даже состояния героев - услужливость парикмахера и надутость офицера. Деформация фигур и предметов подчеркивает характеристики героев.
Эти находки и принципы присутствуют и в других "провинциальных сериях" Ларионова. "Солдатская серия" («Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», «Танцующие солдаты», «Солдат на коне», «Играющие в карты солдаты») содержит неприличные надписи на заборах и стенах, нецензурные выражения и скабрезные солдатские шутки.
Но в солдатском мире Ларионова нет ничего страшного, дурного, отталкивающего или злого. Это мир обычных людей, больше похожих на детей, чем на злых взрослых. Солдатская жизнь – автобиографическая серия: в 1910 году после окончания училища художник призывается в армию, где он с интересом изучает солдатские надписи и картинки на стенах казармы.
Программным полотном в этой серии является «Отдыхающий солдат», которого критики не приняли и не поняли. Картина писалась с натуры, когда Михаил Ларионов был на сборах. На ней - солдат, лежащий у исписанного нецензурными словами забора.
Солдат погружен в себя, он покоен и обаятелен. Его поза, короткие руки, перекрученные ноги и безмятежное выражение лица оставляют ощущение реального и пережитого. Но критики увидели только отдельно лежащую нижнюю часть туловища, скверные надписи и рисунки на заборе.
Вся солдатская серия – это чистосердечный взгляд простого народа на мир и жизнь. Ироничный взгляд самого художника на этот мир – любовный, а его улыбка – мягкая и человечная. Художник умеет смотреть глазами простого человека и в то же время сохранять профессиональный взгляд, соединяющий живую наблюдательность с примитивистской игрой.
Небрежность мазка подчеркивает отрицательное отношение Ларионова к прежней классической культуре. Даже в самой игрушечной картине «Солдатской серии» - «Солдат на коне», напоминающей детскую игру на деревянной лошадке, очень много жизненных впечатлений и наблюдений:
Постепенно язык художника все дальше отходит от реальности, становится все более условным, что заметно в сериях «Венера», написанной в духе иронического эротизма, и «Временах года». Обе серии выполнены в переходном, от примитивизма к лучизму, 1912 году, после которого его живопись становится абстрактной, почти ничего общего с узнаваемым и реальным миром не имеющая.
В серии «Времена года» каждый из четырех холстов художник делит на четыре неравные части. В первой части - фигура, олицетворяющая то или иное время года, во второй – текст, посвященный этому времени года, в третьей и четвертой – символические приметы сезона. Фигуры человека, животных и птиц напоминают детские раскраски, что потом получило развитие у В.Е.Татлина. Критики сочли эту серию прямым вызовом.
В этот же год Михаил Ларионов, близко знакомый с поэтами-футуристами (Хлебниковым, Маяковским, Крученых, братья Бурлюками), иллюстрирует их книги. В оформлении их книг участвовали и многие художники-авангардисты того времени: Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин. Это было время бурного расцвета нового искусства.
Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации различных союзов, выставок, диспутов, в проведении шокирующих общественность эпатажных шествий, вызывавших скандалы и бурные обсуждения. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.
В 1910 году проходит выставка художников, объединившихся в союз «Бубновый валет», название которому тоже придумал Ларионов. На ней он выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако Михаилу Ларионову тесно в любом союзе и потому естественным был в скором времени его скандальный уход из «Бубнового валета».
В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» вместе с ним и организовывает новый союз «Ослиный хвост», который вскоре тоже распался. В этой выставке участвуют К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».
В 1913 году художник проводит выставку лубка, представляющую, кроме русского лубка, европейские народные картинки, а также ряд своих работ примитивистского периода. На этой выставке открытием стало самобытное искусство тифлисского художника
Кульминацией поисков художника, последним ярким всплеском его бурной фантазии, неудержимой энергии, стремления к развитию идей и тяги к новаторству стало создание теории лучизма, поставившей яркую жирную точку в бурной пятнадцатилетней истории становления Михаила Ларионова как художника. Начался третий период его творчества – лучистский.
В 1913 году он организует выставку «Мишень», где представляет доклад о лучизме и выставляет несколько картин, написанных в духе новых художественных идей. Самая яркая из них - «Петух и курица». Философия лучизма была очень органична художнику, она воплощала все самые яркие черты его характера: праздничность, жизнелюбие, смелость, экспрессию, новаторский дух, энергичность, остроту, эпатажность, непримиримость.
На следующих выставках, в четырнадцатом и пятнадцатом годах, Михаил Ларионов выставляет в основном лучистские работы: "Стекло",«Лучистый бык», «Красный лучизм», «Красно-синий лучизм», «Лучистый пейзаж», «Лучистое дерево», «Портрет дурака» и другие. В 1914 году в Париже проходит организованная им вместе с Натальей Гончаровой выставка, к каталогу которой написал предисловие поклонник лучизма Г.Аполлинер.
Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, вслед за которой выпускает манифест "Лучисты и будущники". Под манифестом подписалось десять художников. В этих работах Ларионов излагает суть теории лучизма, заключающаяся в том, что каждый предмет отражает лучи и на их пересечении возникают определенные формы, которые художник своей волей выделяет и изображает. Это было началом беспредметного абстрактного искусства, в котором главную роль играли цвет, свет и рука художника.
В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам, законам цвета и света. Чаще всего эти картины возникают стихийно, не подчиняясь никаким рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими картинами.
Лучистские картины были последним, что создал художник в России. В 1914 году его мобилизовали на фронт, где он получил контузию и потом долго лечился. В 1915 г. его вызвал к себе С.Дягилев для участия в оформлении балетов «Русских сезонов». Михаил Ларионов не собирался оставаться в Европе, но революция помешала вернуться в Россию .
Жизнь его была долгой и бурной, во всех смыслах. Художник по-прежнему много работал, много писал, его декорации и костюмы к балетам такие же яркие и экспрессивные, как и картины. Он писал сценарии, готовил артистов балета, делал эскизы декораций, костюмов и никогда не стоял на месте.
Все его работы очень яркие, но такого взлета новаторства, какой был у него в России, уже не было, а в живописи художник снова вернулся к предметности. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, через два года после смерти
В 1962 г. Наталья Сергеевна умерла, и он женился на своей долголетней любовнице и секретарше Александре Клавдиевне Томилиной. Ее он делает наследницей всего совместного с Гончаровой архива, завещав передать его в Россию.
Однако, соперничество двух женщин на протяжении десятилетий было таким жестоким, что оказавшись хозяйкой бесценного архива и всех картин Гончаровой, Томилина-Ларионова стала продавать ее работы буквально за бесценок, оставляя дома только картины мужа.
Рассказывают, что однажды, когда Наталья Сергеевна была уже очень больна и плохо ходила, соперницы встретились на крутой лестнице (они жили в одном доме). Томилина толкнула ее, Наталья Гончарова упала и сильно ушиблась, что ускорило ее смерть.
Александра Клавдиевна тянула с передачей архива, сколько могла. И только в 1988 году, после ее смерти по воле Н.С. Гончаровой и М.Ф.Ларионова, в соответствии с завещанием А.К.Томилиной около 400 картин, библиотека и часть архива были переданы Государственной Третьяковской галереи.
Другая часть осталась в Париже, в центре Помпиду, а часть передана Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Похоронен Михаил Федорович Ларионов недалеко от Парижа на кладбище в Иври рядом с Натальей Гончаровой. И в той же могиле нашла свое упокоение его вторая жена.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Крещение Иоанново: "Явление Христа народу"
- Эдвард Лир. Чепушинки
- Эгон Шиле. Смерть как причина жизни. Окончание
- Елена Поленова. Она жила в сказке
- Аршиль Горки. Население потерянных душ. Часть 2
- Антонио Гауди. Архитектура правит в молчании
- Аршиль Горки. Население потерянных душ
- Ауэрбах. Лондонская школа живописи
- Стекло
Спасибо!!! Да, эти имена для меня любимые и очень важные. Я рада, что не разочаровала Вас своими текстами. Надеюсь, что и дальше — не разочарую.
Я получаю рассылку Сабскрайта и каждый раз, когда вижу в названиях имена: Хлебников, Саша Черный, Попова, Гончарова, Ларионов, — понимаю, что это статьи Тины, что их нужно не пробежать, а оставить и внимательно прочитать. Никогда еще не была разочарована. Кажется, что давно все и обо всем знаешь, но как приятно найти для себя что-нибудь новое в давно забытых биографиях. Благодарю Вас!