Сани – это то же, что машина и писать о санях - все равно что писать о разных марках автомобилей, в которых к тому же плохо разбираешься. Это пока о санях ничего не знаешь – просто, а когда узнаешь чуть больше, только от одних названий голова кругом.
Сразу вспомнила фильм «Девчата», когда повариха начала перечислять блюда из картошки в ответ на реплику: «Техника! Здесь соображать надо! Эт-т тебе не картошку варить!» И как горох посыпалось: «А что картошка?! Ты думаешь, картошка это так вот просто – сварил и съел?
А ну-ка считай: картошка отварная, жареная, пюре, картошка в мундире, суфле, котлеты, картофель фри, картофель пай, а еще картофельные пирожки с мясом, с грибами, с капустой и так далее». Примерно также и с санями. Какие, к примеру, мы знаем сани? Салазки да дровенки. Они кстати относятся к ручным.
А в Древней Руси, в Московской Руси и в Петровской России кроме них, были еще сани упряжные разных названий, а ручными были не только салазки и дровенки, а еще и чунки, и финские сани, с полозьями, которые очень любил в городе образованный люд.
И понятно по названию, что заимствованы они у финнов (чухонцев), но в деревенской среде, конечно, простые сани и салазки были основной забавой, что у взрослых, что у детей. В одном из последних стихотворений Есенин, уже перед самой смертью, вспоминая свою жизнь, сравнил ее с упряжными санями:
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.Эх, бывало заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку,—
Вспоминай лишь, как звали меня.…………
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.
(С.Есенин. Отрывок, 1925)
Упряжные сани за тысячелетнюю историю менялись с поразительной скоростью, а если наложить на эту историческую горизонталь еще и социальную вертикаль, то получится весьма интересная и пестрая картина изменения и появления разных видов саней.
Начать с того, что сани были отнюдь не только зимним видом транспорта, но и летним, особенно популярным у царской и духовной знати, любившиХ выезжать на торжества именно в санях, а не в экипажах, гораздо менее престижных, чем сани. На севере России это было повсеместной нормой и традицией, на юге – эпизодически.
А что могло быть практичнее, чем сани, в стране, где снежных месяцев больше, чем бесснежных, дорог нет, зато есть топи и болота, огромные расстояния и малочисленность населения, живущих на расстоянии отнюдь не вытянутой руки и с уверенностью, что дороги скорее препятствуют духовному развитию, чем ему способствуют.
А если вспомнить мягкость хода саней в сравнении с колесными повозками, подскакивавших на каждой кочке, то станет понятно, почему сани использовались в первую очередь для перевозки больных, усопших и для парадных выездов высшей светской и духовной знати: мягко, уютно и не трясет.
На западе до XVII века чаще использовали сани по тем же причинам зимой и в осенне-осенний период. В России только размах их использования был шире и разновидностей – больше. В первую очередь разделение на зимние и летние. Почти как сегодня – зимние и летние шины. Летние были короче зимних, имели меньше копыльев и полозья изготавливались из других пород деревьев, чем зимние.
Но русские сани отличались от западноевропейских еще и конструктивно: другой была ходовая часть, более высокими были головки полозьев из-за гораздо более высокого снежного покрова и традиционных культурных особенностей, было больше функционального разнообразия и, конечно, совершенно иным было оформление упряжных саней.
Появление и распространение легковых саней, предназначенных для пассажирских перевозов на дальние расстояния, а также введение ямской гоньбы (почтовых) сделало различия между санями еще большими. Теперь каждая сановная особа стремилась приобрести сани, устройство и украшение которых сильно зависело от статуса, чина и кошелька.
На сани стали ставить кузова, которые утеплялись сначала мехами, потом – коврами и даже печками. Перемещение кузова вперед привело к появлению козырьков, защищавших пассажиров от грязи и снега, летевших из-под копыт лошади. Наличие высокого козырька надолго стало признаком престижа и высокого статуса пассажира.
В XVIII – начале XIX вв. в моду стали входить кузова округлой формы с различными украшениями на западно-европейский манер, особенно часто используемых в парадных или, как их называли, «инальцевских» санях высшей знати. Появились на таких санях и металлические набивки на полозья, прежде всего, в легковых санях, предназначавшихся для высшего сословия и духовной знати.
Но в деревнях все было по-прежнему даже в XX веке, без всяких железных подков. Потом кузова легковых саней стали ставить на подвески, аналогично колесным экипажам. Менялось и соединение саней с лошадью: обычная запряжка посредством оглобель менялась на дышловую, на которую сначала перешла знать, потом все привилегированные группы, а к началу XXвека уже все легковые сани стали именно такими.
В зависимости от функций, которые выполняли сани, они назывались возовыми, росхожими, езжалыми, братцкими или чернеческими, болковни, портомойные, кошевые, птичьи. Крытые возовые сани назывались возками на полозьях, в монастырях появились фурманы – сани западно-европейского происхождения для перевозки вещей.
К этому же типу принадлежали гардеробные сани, перевозившие царские одежды, были святочные или солодовые сани, но самыми распространенными санями к началу восемнадцатого века стали розвальни называвшиеся «салагами», «сельдеватики», «каргополами» и т.д.
Словом, санями называлось все, что использовалось для перевозки, независимо от того, что (какой груз) или кто (пассажиры) перевозился и в каких количествах. Соответственно, и цены на сани были очень разными. Особенно разнились цены на легковые сани, которые расписывались, украшались резьбой по европейскому образцу и назывались красными или красивыми.
Внутри и снаружи сани у знатных особ становились все богаче и роскошнее – с обивкой, золочением, цветной кожей, коврами и бархатом. Такие сани использовали в свадебных торжествах, встречах особо важных персон или в похоронах высших чинов.
В семнадцатом веке появились вяземские сани, изготавливавшиеся в Вязьме, потом - казанские, изготавливавшиеся в Казани и немецкие, использовавшиеся иностранными послами, а позднее - высшим сословием.
Были сани панихидные и Дмитровские, предназначенные для прибытия в храм на поминальные родительские дни, вербные сани, покоевые, в которых устраивались спальные места, наподобие плацкартных в современных поездах, а также потешные, маскарадные и катальные с открытым верхом, тоже пришедшие в Россию из Европы.
Такие чани называли шведскими или немецкими. Они использовались в праздники для увеселительных мероприятий на царском дворе. Катальные стали потом стали использоваться в Масленичных гуляниях.
Теперь, наверное, понятно, почему в самом начале сравнила разнообразие саней с парком современных машин, которые тоже на разный вкус и разный кошелек, разного статуса и разной престижности. Сегодня машина почти полностью вытеснила сани, которые остались только как память о русской традиции - кататься в праздничные дни на санях, да еще в крестьянском хозяйстве, но пока еще - по прямому назначению.
Тина Гай
Пушкин по молодости следовал Байрону, потом пошел своим путем. Хотя понимаю, что делать замечания и бросать комьями грязи в своих кумиров и богов, даже бывших, не самое лучшее и не самое благородное занятие.
Нет, не за Байрона, а за Пушкина… Делать замечания метру, у которого учишься, не всегда корректно…;)
Заступаетесь за Байрона? Пушкин, конечно, не всеведущий, но в данном случае — он точно знал, о чем говорил.
Конечно Пушкин не упрекал Байрона, он просто заметил, как может заметить только знающий, но далеко не всеведущий поэт
Пушкин, в отличие от Байрона, знал, о чем говорил, поскольку частенько пользовался санным путем. Интересное замечание. Я сноски читаю, но далеко не всегда.
Ну очень давно, когда я с упоением читала Байрона, в особенности Чайдль Гарольда, была там интересная ссылка ( а я очень люблю читать ссылки в конце произведения, как маленькие энциклопедии)), там были строки, где герой на санях, ехал по ухабам бескрайней снежной России, и вот Пушкин отметил, что Байрон не имеет представление о езде на санях, потому как наезженная полоса для саней, бывает гладкой и ехать на санях одно удовольствие… Вот прочитала такую интересную тему и сразу вспомнилось
И было счастье!!!!! Да про тракторные сани я не знала. Наверное это уже советское изобретение.
Многого не знал, спасибо! Внесу небольшую деталь. Было еще и такое понятие, как большие тракторные сани. Редкая штука, но в детстве я накатался на них вдосталь. Жил тогда в в Башкирии, в совхозе. До города 25 км, а зимой только санные дороги. На выходные дни собирался народ, человек 15-20 с детьми, и трактор тащил нас в таких санях до города. От холода прятались под тулупами. Помню, всегда было весело и дружно. На простых санях катались с горки. Затаскивали их наверх, садились чуть ли не друг на друга, и с гиканьем катили с горы.