Случай из жизни времен Великой Отечественной-4

sluchaj-iz-gizni27

Партизаны

(Начало 1, 2, 3) Война на оккупированных территориях была, конечно, другой, и случаи из жизни там, может быть не такие страшные, как те, о которых рассказывает в своих воспоминаниях Н.Н.Никулин, но на человеческих судьбах война сказывалась так же жестоко, как и на фронте.

Особенно, если учитывать, что оккупированные территории стали полем сражения не только немцев и русских, но и продолжением гражданской войны.

Не секрет, что именно так войну восприняли многие из членов Белого движения за границей, встречавшие немецкие войска хлебом-солью.

Много было и у нас тех, кто не принял большевизм с его раскулачиванием, продразверстками, концлагерями, арестами и расстрелами невинных людей, насильственным переселением и прочим, и прочим. Это заставило не тысячи, а миллионы встать на сторону нацистов, считая, что война – это шанс победить большевизм.

Не умолкают дискуссии о Власове, Лесных братьях, Бандере, УПА…. Статистика говорит, что только в составе армии генерала  Паулюса почти четверть были  гражданами СССР. Неоднозначной является и сама оценка партизанского движения, которую некоторые считают сознательно спровоцированной советской властью.

Не будем сейчас углубляться в эту тему, но то, что партизанское движение советская власть пыталась взять под контроль - удачно или нет, другой вопрос - это факт. Бывало по-разному. Но вот - один случай из жизни той войны.

Очередную, красноречиво-правдивую историю о далеком уже времени, даже не времени - эпохе, которая так много поломала людей и судеб, что не приведи Господи...

Но знать про это надо, причем в деталях. Ведь то, что пережили наши предки в тёмные те годы, они пережили  будучи не киношными супергероями, а простыми русскими людьми, родившимися и выросшими на своей родной земле,  в провинции.

Они не имели необоснованных претензий на свое будущее, жили так, как их научили их предки. И планы на дальнейшую жизнь строили абсолютно земные, без "закидонов"и понтов.

Врезавшаяся в их повседневную жизнь война не была ими понята как элемент большой политики. Они осознали её как большую Беду. И воевать и жить на войне они стали так, как научила их жизнь мирная, к войне не готовая.

sluchaj-iz-gizni28

В.Чеканюк. Партизанскими тропами

Поэтому привыкать нашим старикам к новой реальности пришлось через свои собственные ужасы, страхи безудержную боль по потерянным навеки родственникам и друзьям. И часто через потрясающее, просто душащее бессилие что-либо изменить.

Но свыклись и начали убивать врагов, кормить и лечить детей и домашнюю скотину. Жить, сидя в болотах и лесах. И ждать, что это когда-нибудь закончиться. Либо пулей или огнем, либо Победой и опять миром.

Этот рассказ я записал уже некоторое время назад. Меня он увлек тем, что в нем есть доля той, не афишируемой правды, которую почти 60 лет после войны считалось некорректным демонстрировать. Но ведь так было! Это была война и люди там выживали как получалось. Этого нельзя стыдиться. Ведь неизвестно, что нашему поколению еще пережить придется.

В войну в наших себежских местах воевала Третья  Калининская партизанская бригада, которая выросла в бригаду из так называемой "группы Гаврилова".

С этим подразделением (группой Гаврилова) связан один интересный факт, характеризующий реалии той войны. Про этот случай мне рассказал несколько лет назад один из ветеранов-партизан, бывший в группе Гаврилова. Не знаю, жив ли он сейчас. В декабре 43-го он получил тяжелое ранение, был вывезен на Большую землю, долго лечился и на войну больше не попал.

Вот краткое содержание его рассказа.

sluchaj-iz-gizni29

Михаил Савицкий. Партизанская Мадонна Минская. 1978 г. Михаил Андреевич Савицкий, участник обороны Севастополя, узник концлагерей Бухенвальда и Дахау, ушедший из жизни 8 ноября 2010г.:

 

После создания более-менее организованного партизанского движения, к руководству этим процессом были привлечены (помимо партийных органов) сотрудники разведаппарата НКВД и офицеры особых отделов НКВД.

С первыми все понятно - организация агентурной разведки в среде оккупационных войск и их пособников, вскрытие их планов, устремлений и т.п. Вторые - т.н. особисты, работали по линии контрразведывательного обеспечения партизанский соединений.

В 42-м году зимой с одним из таких особистов, прибывшим с Большой земли в группу Гаврилова приключился "как бы конфуз".

После ночного приземления на полевой партизанский аэродром, особист и встречающие его товарищи прибыли в деревеньку, в которой квартировала группа Гаврилова. Деревенька была небольшая, всего несколько домиков на краю большого поля. Особиста с дороги покормили и уложили спать в одной из хат.

Утром выспавшись, он вышел на крыльцо и оглядевшись, увидел на другом краю поля еще одну деревеньку. Понятное дело, ему стало интересно, что происходит в том соседнем селе. Откуда он взял бинокль - история умалчивает, но скорее всего с собой привез. У партизан, особенно в первые годы войны бинокли были в большом дефиците. Только у командиров, да и то в редкость.

И вот особист видит в свой бинокль, что в соседней деревеньке, напрямик через поле, по улочкам спокойно немцы прохаживаются. Несколько человек он там увидел, немцев этих. Естественно, что особиста такая диспозиция очень расстроила и он, в некотором смятении, бросился в штабную хату. Ворвавшись туда, он с ходу поведал находившимся там, что немцы захватили соседнюю деревню и сейчас явно пойдут в атаку на отдыхавших здесь партизан. Короче – атас!

sluchaj-iz-gizni30

Madonna von Stalingrad. Рисунок Богоматери, сделанный немецким священником и врачом Куртом Ройбером (Kurt Reuber) накануне Рождества 1942 года в сталинградском блиндаже. По периметру надпись: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество 1942 в котле. Крепость Сталинград»

 

А самого Гаврилова в этот момент в расположении группы не было. В то время партизаны - люди местные и не слишком понимающие, кто такие - особисты и какие у них, собственно, полномочия. Короче - не боялись они еще особистов. Ну, эти партизаны особисту объясняют, что никакой соседней деревни эти немцы не захватывали, а проживают в ней на "законных оккупационных основаниях" и что конкретно эти немцы знают про вот этих самых партизан, у которых на время согласился погостить данный особист.

Особист от таких слов впал в ступор. Он на Большой земле себе по другому представлял быт партизан и их отношение к противнику. Но на войне свои реалии, основанные на желании не просто выжить, но и, по возможности, пожить с комфортом.

Короче, партизаны откровенно рассказали особисту, что жить в лесу зимой очень тоскливо и трудно. Лучше жить в деревне. И вот они через знакомых (все местные) полицаев выдвинули немцам временный мирный ультиматум: мы малость поживем в этой деревеньке, а вы - оккупанты поганые, живите в своей.

И в нашу партизанскую сторону даже смотреть не могите. Немцы были из запасников, т.е. те, кто в армии служил после ранений и болезней. Старики, толстяки и полу-калеки. Таких оставляли в тылу охранять дороги и т.п. Естественно, этим немцам стрельба и прочий шум был очень ни к чему. Да еще и полицаи, через которых партизаны предложение сделали, явно насоветовали с местными не ссорится.

Вот так и жили. Немцы через поле в партизанскую сторону не смотрят и не ходят. А партизаны на охраняемом этими немцами участке дороги никаких диверсий не совершают.

sluchaj-iz-gizni31

Михаил Савицкий. Партизанская Мадонна, 1968 г.

 

Особист, естественное дело, возмутился. В принципе, правильно сделал. Но свое возмущение он мог донести до вышестоящих товарищей только радиограммой. Что и было им сделано, точнее - намечено сделать. Но в этом вопросе он опять не принял во внимание, что в партизанах - все местные. И командира своего, разрешившего жить в домах, а не в землянках, не сдадут на съедение приезжим "варягам" по несущественным, по их мнению, основаниям.

В этот исторический период в группе Гаврилова своей рации не было и радиограммы отправляли из соседней партизанской бригады, до лагеря которой идти надо было пешком.

Короче, устроил особист Гаврилову «разнос» на следующий день, когда тот приехал в деревеньку, по факту "сожительства" партизан с немцами. Гаврилов ему объяснил, что бойцов он своих при возможности бережет. Зачем гнить в лесу зимой, если можно пожить в деревне?

А немцы эти - так какой от них вред? От стариков, калек и толстяков нестроевых? Перебить их - не проблема. Но потом уже другие немцы будут в округе всех местных жечь и партизан гонять. А боевую задачу партизаны выполняют в другом районе, где большаки идут и гарнизоны большие у немцев стоят.

sluchaj-iz-gizni32

А.А.Дейнека. Сгоревшая деревня. 1942 г.

 

Вот такое партизанское мнение, основанное, так сказать, на реалиях и перспективах. Но не убедил Гаврилов этого особиста. И тот сказал, что отправит на Большую землю радиограмму о творящемся здесь бардаке и измене. И что товарищу Гаврилову надо готовиться к трибуналу.

И собрался особист через леса и поля в соседний партизанский отряд. К рации. Чтобы исполнить свой контрразведывательный долг и телеграммку отбить про "проделки" Гаврилова. Дали особисту естественно, провожатого. Из местных партизан. Чтобы дорогу показывал.

Отправился особист в путь. И пропал. Не дошел он до соседнего отряда. А провожавший его партизан дошёл, но что он там и кому потом рассказывал про то, как исчез особист - мне неведомо. Может, на засаду немецкую наткнулись. Может – на мину. Или еще чего приключилось. Война....... Но про эту историю с немцами-"соседями" тогда на Большой земле так и не узнали. Что, в какой-то мере Гаврилова спасло от гнева госбезопасности.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Мысли вслух and tagged Война, воспоминания, общество и политика. Bookmark the permalink.

2 Responses to Случай из жизни времен Великой Отечественной-4

  1. Это спасибо — Никулину, который не побоялся рассказать свою правду о войне, которая совсем не похожа на выхолощенную от многих неприятных фактов. Ну, а обвинять — можно, конечно, но я доверяю фронтовикам, которые прошли эту страшную войну и сумели о ней рассказать. На войне есть месту и подвигу, и мужеству, но и таким фактам, о которых рассказал Никулин.

  2. Todt says:

    Спасибо. Интересно. Правда всегда интересна. Но теперь у нас всплывающую правду «фальсификацией истории ВОВ» называют и с ней «борются», то есть воюют. Ещё раз спасибо за правду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *