Псковская Миссия. Окончание

pskovskaja_missija1

Псковская православная миссия с немецкой администрацией

(Начало здесь) В последний день августа 1941 года Псковская Миссия организовала литургию для пяти тысяч военнопленных  на открытом воздухе. В первые дни войны Красная Армия потеряла 3 млн 800 тысяч убитыми и взятыми в плен, которые содержались в голоде и холоде. Всех военнопленных Сталин считал предателями Родины, запрещал допускать к ним представителей Красного Креста и оказывать им помощь.

На литургии была общая исповедь и причастие. Люди плакали, не стесняясь. Голодные они подходили к причастию по нескольку раз.  Некоторые из них вообще не знали, что такое Причастие. "Это были самые страшные литургии в жизни", - вспоминали потом священники. Помощи военнопленным  ждать было неоткуда. Только миссионеры и монахи Псково-Печерского монастыря собирали подводы с одеждой и едой, но  немцы часто их конфисковывали, отправляя на фронт.

Но богослужения для военнопленных запретили осенью 1941, не помогли и прошения Экзарха. За связь с военнопленными несколько священников были репрессированы, а миряне поплатились жизнями. Но сколько могли, миссионеры на деле воплощали слова Иисуса:

«…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

pskovskaja_missija10

Начальник Псковской Миссии отец Кирилл (Зайц)

Во главе Псковской Миссии находилось Управление, подчинявшееся  непосредственно Экзарху Прибалтики Сергию. Начальников миссии было за весь период существования только трое, но главный вклад внес отец Кирилл (Зайц).

Он - из числа старой русской интеллигенции, окончил высшие миссионерские курсы в Санкт-Петербурге, служил до назначения начальником Псковской Миссии настоятелем Рижского собора и был руководителем миссионерского отдела при Синоде и самым старшим в числе миссионеров: к началу войны ему уже 72 года. Это был очень опытный в миссионерстве человек и в должности начальника миссии он оказался не случайно.

Его деятельность в этом качестве началась первого  декабря 1941 г. и закончилась вместе с прекращением деятельности Миссии - 19 февраля 1944 г. Его арестовали вскоре после закрытия миссии.

"...такие люди, как отец Кирилл Зайц, как отец Сергий Ефимов, как отец Георгий Бенингсен – именно эти люди определяли облик Псковской православной миссии, именно они задавали высокую планку духовного делания, которое совершалось миссионерами", - говорит известный исследователь Псковской Миссии Константин Обозный. 

Сначала у отца Кирилла еще были иллюзии  относительно немецкой власти, но от них он быстро избавился, увидев их зверства, особенно в последний период оккупации. Кроме того, поначалу немецкая власть не препятствовала миссионерской деятельности, а даже содействовала ей в надежде, что она будет положительно влиять на население в их пользу.

Немецкое командование даже демонстрировала свою лояльность, как, например, в случае с передачей в марте 1942 году Псковскому Троицкому собору похищенной ими же в ноябре 1941 года из Успенского монастыря города Тихвин чудотворной иконы.

pskovskaja_missija8

Передача чудотворной иконы Божьей Матери Тихвинской в Псковскую Миссию. Справа - о. Кирилл (Зайц)

Часто военное руководство было более благосклонно к Псковской Миссии, чем гражданское, которое постоянно покушалось на церковное право, назначая и снимая священников, считая по-большевистски, что церковь – это «народное» достояние.

Особый упор в Псковской Миссии делался на бескорыстии. Священникам и миссионерам запрещалось взымать деньги за обучение детей  в приходах, за совершение треб, Таинств и молебнов. Священник, который устанавливал плату за свою деятельность, немедленно отстранялся от службы. Сам о. Кирилл обходился малым. У него не было даже хороших сапог и он часто ходил в калошах.

Условия работы в Миссии  были настолько тяжелыми, что некоторые не выдерживали и возвращались обратно в Прибалтику. Для поднятия морального духа Экзарх Сергий (Воскресенский)  учредил орден Псковской Миссии, которым награждались лучшие.

Всего из Прибалтики было направлено в Псков почти пятьдесят священников, дьяконов и псаломщиков, но этого катастрофически не хватало: к марту 1943 года были открыты около двухсот приходов и в них служили сто шестьдесят священников, двадцать дьяконов, 150 псаломщиков и 200 старост. К началу 1944 были открыты уже более 400 храмов.

Для службы в них в ускоренном порядке стали посвящать в иереи мирян, а также восстанавливать в служении снявших с себя сан, бежавших из заключения или освобожденных из заключения перед войной. Но к служению в Миссии священники-эмигранты из Европы категорически запрещались, т.к. зарубежная церковь была противницей Матери-Церкви в Москве, обвиняя ее в сотрудничестве с советской властью.

К слову сказать после освобождения Пскова от немцев и прекращения деятельности Псковской Миссии все священники, рукоположенные митрополитом Сергием (Воскресенским), были признаны, хотя награждения орденом Миссии были со всех сняты.

Особенно важными  для Миссии были просветительская работа и благотворительность. Псковская Миссия начала издавать учебники по Закону Божьему, журнал «Православный христианин», открылись Богословские курсы в Вильнюсе для подготовки священников, преподавателей и миссионеров, открылась иконописная мастерская, имевшая не столько хозяйственное значение, сколько миссионерское и художественное. Мастерская изготавливала не только иконы, но и другие предметы, например, крестики, которые нарасхват раскупались прихожанами.

pskovskaja_missija11

Участники Псковской Миссии, уехавшие вместе с немцами за границу - Владыка Иоанн (Гарклавс), о.Алексий Ионов и Тихвинская икона Божией Матери в Канаде ( которую передали после падения Советской власти в Россию). 1950 г.

Провалилась попытка немцев заменить юлианский календарь григорианским, против чего резко выступила прежде всего Миссия. Часто немцев выдворялись из храмов, если при входе они не снимали головной убор, но совсем не считаться с оккупантами не получалось. Это было неизбежным злом, с которым приходилось мириться и не всегда немецкие  распоряжения удавалось саботировать. Так священники вынуждены были проводить молебны в честь того или иного события, например,  начала войны, а также о даровании немцам победы.

Отчеты, которые требовали от Псковской Миссии немцы, подавались нерегулярно и в очень общем виде, сведений о партизанах и о недовольных немецкими властями в них не было. Кроме того, часто священники просто отказывались служить благодарственные молитвы, например, в день рождения Гитлера или проводить крестные ходы в годовщину оккупации. Были, конечно, исключения, но очень редко.

Но большинство священников мечтало сбросить не только немцев, но и коммунистов, о чем воткрытую говорилось в статьях, проповедях и посланиях к пастве Экзарха Сергия. Это было причиной того, что некоторые священнослужители сочувственно и даже положительно отнеслись к армии Власова  (РОА), в которой видели альтернативу и немцам, и большевикам.

Во многом это случилось потому, что Власов  встал на сторону РПЦ и против большевиков. В Пскове началась агитация и вербовка в его армию, был создан «Русский комитет», в состав которого вошло несколько миссионеров. Проводили они и богослужения, и молебны в армии Власова, но письмо в поддержку РОА Псковская Миссия так и не издала, хотя Власов очень этого ждал.

В результате и Сталин, и немецкое командование все меньше доверяло Экзарху и Псковской Миссии, а патриарх Сергий (Страгородский) открыто осудил митрополита Сергия (Воскресенского) за его сотрудничество с немцами.

В феврале 1944 года Экзарх рассказал сон, который считал пророческим: «Иду я по Красной площади и провожу рукой по кремлевской стене. Иду вслед за патриархом Сергием Страгородским. Вдруг перед ним огромная яма, в которую он падает. И меня тянет за собой». Владыка чувствовал свою смерть и говорил, что Великий Пост 1944 года будет для него последним.

Так и случилось: его расстреляли в машине, когда он ехал на похороны своего друга вместе с друзьями. В его теле нашли 12 пуль. Все, кто находился в машине вместе с ним, тоже погибли. Стрелявшие были одеты в немецкую форму. Расследование немцы проводить не стали. Позднее появились слухи, что якобы это были партизаны, переодетые в немецкую форму.

Отпевали Владыку по монашескому чину. За  гробом шли нескончаемым потомком люди.  Владыка Сергий всегда верил в русский народ, считая, что он непобедим, неодолим и встанет с колен.

pskovskaja_missija9

Протоиерей Константин Шаховской, участник Псковской Миссии

По окончании работы Псковской Миссии 18 февраля 1944 в связи с тотальной мобилизацией немцев и всех их учреждений, часть священников уехала вместе с немцами за границу. Те, что остались,  все были арестованы и приговорены к разным срокам: кто к десяти, кто к двадцати годам. Допросы велись с пытками и пристрастием. Понятно, что многие просто не выдерживали и подписывали написанное следователем, потому что сил сопротивляться уже не было.

Отца Кирилла (Зайца) арестовали ровно через полгода после окончания работы Псковской Миссии и приговорили по 58 статье к двадцати годам лишения свободы. Ему уже 76 лет и было понятно, что живым из лагеря он не выйдет. Через четыре года он скончался в Карагандинском лагере.

Все члены Псковской Миссии до конца верили в свое дело, зная, что спасение совершается на Голгофе. Плоды их деятельности стали видны только после войны. И не только в России, но и за границей.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Вопросы веры and tagged Война, общество и политика, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

2 Responses to Псковская Миссия. Окончание

  1. Это действительно не укладывается в голове. У каждого, кто хоть чуть-чуть имеет сердце.

  2. Светлана says:

    Да, действительно, тот факт, что нашим пленным ничего не давали от «красного креста» и потом после освобождения, отправляли в наши лагеря- это просто нельзя понять сегодняшним умом. У меня в голове просто не укладывается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *