(Начало
Шарль Бодлер никогда не мог забыть своего унижения и спустя много лет, когда ему исполнилось уже сорок, он с горечью пишет матери:
«Что касается опеки, скажу лишь слово: сегодня я знаю огромную силу денег и понимаю важность всего, что имеет к ним отношение; я представляю, что ты воображала себя очень ловкой, ты думала, что заботишься о моем благе, но лишь одно меня преследовало всегда: как случилось, что тебе на ум не пришла такая мысль:
«Возможно, мой сын никогда не будет в той степени, как я, обладать чувством ответственности за свое поведение, но возможно также, что он станет человеком замечательным в других отношениях. В таком случае, что я должна делать?
Осужу ли его на двойственное, противоречивое существование, почитаемое, с одной стороны; отвратительное и презираемое – с другой? Осужу ли я его на то, чтобы он влачил до старости позорное клеймо; клеймо, которое причиняет вред, является причиной бессилия и горечи?»
Очевидно, что если бы ты не прибегла к опеке, все было бы промотано. Нужно было приобрести вкус к работе. Юридический совет состоялся, все промотано, а я стар и несчастен».
Но это было только началом трагедии: потом Шарль Бодлер еще дважды представал перед судом. В 1857 году – как уголовник, приравненный к ворам за «Цветы зла», когда суд вменил ему «грубый и оскорбляющий стыдливость реализм» и «оскорбление религии» (узнаваемая формулировка).
И третий суд, состоявшийся уже посмертно в 1868 году, и тоже за сборник - "Книга обломков", в который вошли запрещенные к изданию судом 1857 года шесть стихотворений «Цветов зла» и несколько шутливых и полупристойных.
Отмена решения о запрещении сборника «Цветы зла» произошло лишь в 1946 году. Конечно, Шарль Бодлер не был образцовым сыном, да он никогда и не претендовал на эту роль, всегда оставаясь Infant Terrible. Но в том же письме матери он пишет, что жизнь его жестоко наказала за любовь к удовольствиям, красивой мебели, путешествиям и девицам .
В те же годы, когда суд принял решение об опеке, начинается его литературный путь. Бодлер начинает с прозы и драматургии, а главное – с переводов
В Эдгаре По Бодлер увидел себя: совпадали не только некоторые
Замысел сборника «Цветы зла» созрел довольно рано. В его основе лежит «Ад» Данте, что особенно видно по стихотворению «Вступление», которым открывается сборник. Атмосфера «Божествоенной комедии» создается через аналогии как композиционные, так и лингвистические.
Первые стихотворения сборника появляются в начале пятидесятых годов. В 1855 году Бодлер благодаря им становится известным, а в 1856 году у него покупаются права на весь сборник и через полгода «Цветы зла» выходят в свет. Начинается слава, пусть и скандальная, но в 1861 году это дает ему основание провидчески писать матери:
«Литературное мое положение более чем благополучное. Я могу писать все, что захочу. Все будет напечатано. Поскольку у меня непопулярный вид мышления, я заработаю мало денег, но впоследствии приобрету огромную известность, я знаю это, - лишь бы мне хватило мужества выжить».
Но мужества становилось все меньше. Личная жизнь не складывалась,
Вершиной жизни Бодлера стал 1857 год. Ему 36, роковой возраст всех гениев. В этом году он получил скандальную известность как автор «Цветов зла», осужденный за оскорбление морали и добронравия.
В этом году умирает его отчим Опик, которого в детстве боялся и ненавидел. В этом же году он объясняется в любви мадам Сабатье, но интимная связь была очень короткой: через 12 дней он пишет ей письмо, из которого Апполлония делает верный вывод - он ее не любит. Она для него после чувственной Жанны Дюваль оказалась слишком стерильной.
После выхода в свет «Цветов зла» ему оставалось жить всего десять лет. Десять мучительных лет, полных нищеты, постепенного умирания и одиночества. Пишет он не так много, но все-таки он создает еще один шедевр – стихи в прозе, которые составили сборник «Парижский сплин».
В него вошло 50 стихотворений, которые Бодлер писал в течение последних десяти лет. Сборник вышел посмертно и поэт его не увидел. Кроме того он подготовил второе издание, дополненное и исправленное, сборника «Цветы зла». В него вошло тридцать пять новых поэм.
И, наконец, вышла книга «Искусственный рай» о гашише и опиуме, где поэт описывает как собственный, так и чужой опыт употребления наркотиков. Сегодня эта книга в России под угрозой запрета.
В 1861 году даёт себя знать старая болезнь - сифилис, обострившаяся из-за употребления наркотиков, алкоголя, нищеты, долгов и безденежья. Он часто находится на грани самоубийства. Мать, как он ни умоляет, на помощь не приходит, оставляя его умирать голодной смертью.
В последние годы пребывания в Париже, который он ненавидел, Бодлер, одинокий и больной, в лохмотьях подолгу сидит один в летнем кафе, безучастно наблюдая за прохожими, которые кажутся ему мертвецами.
В 1864 году он уезжает в Брюссель в надежде заработать чтением лекций, но на его лекции почти никто не ходит. Психическое, умственное и физическое здоровье поэта слабеют.
И наконец, разрядка: 4 февраля во время посещения службы в Намюре он упал прямо на каменные ступеньки. Врачи обнаружили у Бодлера правосторонний паралич. Агония ужасна: он теряет речь, мозг отказывается служить и он становится слабоумным и безгласным. Через полгода его перевозят в Париж, где через 14 месяцев Бодлер умирает.
Его похоронят в могиле ненавистного ему отчима, а еще через четыре года там же похоронят его мать...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 1.
- Спиноза. Часть 1
- Блёз Паскаль и его философия
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Пьер Абеляр
- Учитель и ученица
- Кьеркегор-2. Акт I. Отец и сын
- Антонен Арто. Безумный гений театра
- Антонен Арто. Жестокость как лекарство
- Бенедикт Спиноза. Афоризмы
Я рада, что Вы откликнулись на этот пост комментарием, значит он действительно чем-то зацепил.
Большое спасибо за столь интересный пост. Получила истинное удовольствие.