Шенонсо называют дамским замком. Мне думается, не только потому, что его владелицами были в основном дамы высшего света, устраивающие его по своим пристрастиям, интересам и вкусам, но и потому что в нем присутствует особая аура, погружающая каждую женщину в особое состояние: в сон, в мечту, в воспоминания, в невидимый мир любви и памяти.
Сон уводит меня в то время, когда все только начиналось. Во сне успеваю вскочить в последний вагон уходящего поезда, который должен меня привезти в Шенонсо. Сны с уходящими поездами, вокзалами, автобусами, которые не успевают меня привезти в нужное время и в нужное место; утерянные чемоданы, рассыпанные деньги; разочарование и пустые надежды, что вот-вот успею, заскочу и уеду… снятся мне в разных вариантах вот уже двадцать лет.
В них останавливаюсь на разных станциях: на вокзале города моей юности, на заброшенных станциях зрелости; на неизвестных остановках с переправами через реку, куда меня почему-то отказываются садить. Наконец, в последнем сне оказываюсь внутри вагона, который увозит меня туда, куда стремилась во снах долгие двадцать лет.
Этот маршрут я снова проделываю, как только оказываюсь в этом загадочном дамском месте - Шенонсо, возвращающим меня на двадцать лет назад.Это уже не просто замок, а голубая мечта, в которую погружались замечательные дамы Франции на протяжении семисот лет, стараясь превратить его в сказку.
Музыка Моцарта и Вивальди усиливает впечатление от сада, архитектуры, пруда с огромными красными рыбами, от белого корабля-замка, плывущего по реке. От Шенонсо веет романтикой, женскими драмами, трагедиями, любовными историями и загадками.
Так вижу этот замок сегодня, из точки, в которой прошлое видится всегда по-другому. Тогда каменные коридоры Шенонсо встречали холодом, многочисленные экскурсанты мешали присмотреться и оглядеться, чувствовала себя так, как будто меня впихнули в чужой интимный мир, вынужденная смотреть на то, что меньше всего предназначалось для чужих глаз: камины, кровати, мебель, кухня…
Везде встречаются вензеля с буквой «D». Это знак Дианы, любовницы Генриха II, который предоставил Шенонсо в ее личное пользование, что вызвало скрытую ярость и зависть его супруги Екатерины Медичи. Диана была очень красивой женщиной, несмотря на свой возраст. Не зря же ее выделил из числа других еще Франциск I, покровитель
Про нее ходили легенды: чтобы сохранить красоту (потому что была старше Генриха почти на двадцать лет), она по утрам принимала ванны со льдом, скакала на лошади и часами гуляла по лесу и саду. Возвращаясь в замок к полудню, она ложилась спать, чтобы вечером выглядеть так же свежо, как и утром. Все знали, каким характером, умом и способностями обладала эта незаурядная женщина.
Получив замок, а в придачу – половину налогов, которые вернул ей и лично вручил Генрих II, она решила устроить на них замок по своему вкусу. Началось благоустройство с перепланировки парка и сада, в котором росло множество экзотических овощей. Потом она решила соединить берег, на котором стоял замок, мостом с противоположным. И мост превратил Шенонсо в плавучий корабль.
Но через восемь лет Генрих II скончался, Екатерина Медичи получила возможность отомстить своей ненавистной сопернице: Диану вежливо попросили удалиться, что она смиренно выполнила, но удалилась в свой замок, а не в тот, что ей предназначала коварная Медичи. Там через семь лет, в одиночестве и всеми забытая, в возрасте шестидесяти шести лет Диана скончалась.
Екатерина Медичи, став хозяйкой Шенонсо, продолжает его прихорашивать и благоустраивать, но уже на свой вкус. Она приказывает надстроить над мостом двухэтажную галерею с огромными окнами, сделавшими ее пригодной не только в качестве крытого перехода (нижний этаж галереи), но и для маскарадов, приемов и балов (верхний этаж). Галерея завершала замок и делала его очаровательно-воздушным.
Внутреннее и внешнее убранство становится по-королевски пышным: с дорогими гобеленами, картинами, колоннами, вазами, статуями, фонтанами. Здесь Екатерина устраивает праздники в честь своего сына и его жены Марии Стюарт, здесь стреляют пушки в знак приветствия дорогих гостей и здесь устраиваются маскарады с переодеваниями. Поместье по своей пышности и красоте уступает разве что королевскому Версалю.
В пику поверженной Диане, Екатерина с противоположной стороны сада, устроенного любовницей ее мужа, разбивает собственный цветочный сад с фонтаном посередине, вазонами, статуями и самшитовыми кустарниками. Век Екатерины Медичи для Шенонсо стал золотым.
Ее сменила другая королевская особа – Луиза де Водемон, супруга Генриха III. Это было начало заката. После смерти мужа, она до конца дней своих носила по нему траур, облачаясь по средневековому обычаю в платье белого цвета, за что получила название «белой дамы». Комнату свою Луиза обила черным цветом и все дни проводила в постах, молитвах и общении с монашками. Жизнь в замке замерла на долгих одиннадцать лет.
Потом наступила эра заката Медичей и нарождения новой королевской фамилии – Бурбонов, но Шенонсо, эта сказка, в которую превратила замок Екатерина, перестал блистать. Он тихо умирал и приходил в запустение.
Наконец, наступила эра еще одной незаурядной дамы – мадам Луизы Дюпэн, мужу которой Шенонсо достался от герцога Бурбонского. Замок превращается в интеллектуальный салон, в который были вхожи самые знаменитые имена той эпохи: Вольтер, Руссо, Монтескье, Фонтенель. Словом, весь свет тогдашней Франции. Жан Жак Руссо, ставший у мадам Дюпэн секретарем, а у ее дочери – наставником, писал:
«…В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием «Аллея Сильвии» по названию аллеи парка, огибающей Шер».
Слуги очень любили свою мадам, она была к ним добра, благодаря чему Шенонсо в трагические дни революции не пострадал. Дюпэн умерла в глубокой старости и похоронена в здешнем парке. Так закончился для замка восемнадцатый век.
В конце XIX столетия хозяином замка становится последний, владеющий им до сих пор. В первую мировую войну здесь был госпиталь, во вторую мировую - связной пункт партизан.
Так закончилась дамская эра замка Шенонсо, от которой остались очаровательные парки, сады, цветы, мифы и легенды...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Царица Савская: женщина против мужчины
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- Мелочи церковной жизни. Певчая
- Невидимый монастырь
- Вальдорфские куклы
- Качели жизни
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Два образа любви. Рахиль.
- Диана Арбус: инаковость
- Религия и менструация
Огромное Вам спасибо за благодарность! Жду Вас снова!
Выражаю Вам огромную признательность за это интересный блог!Все необычайно интересно и позновательно!
Pingback:Дамский замок Шенонсо -
Спасибо, Насати! Мы с Вами понимаем с полуслова. Никто не отреагировал на начало, а именно оно — для меня стало отправной точкой. Это мои сны. остальной текст — скорее повторы, а начало — мое. Спасибо, что отметили именно его!
Насати, я заходила к Вам на блог, очень понравился! Правда, обратная связь почему-то не работает. Пришел Ваш ответ на мой комментарий на Левитанского ко мне на почту. Хотела ответить и на него, но почему-то мой ответ не загрузился. Значит буду заходить в ручном варианте. Увидела пост об Н.Зыкове. Фотографии изумительные! Пойду писать свой восторг к Вам на блог.
А какое изумительное начало! Как же чудесно, что Вы завели блог!
Тина, спасибо за такое чудесное погружение в атмосферу замка. Мало того, что получила удовольствие, читая пост, но и узнала много нового!
Спасибо, Людмила. Я рада, что Вы не забываете заходить ко мне. Я всегда рада и Вам, и ВАашим комментариям.
Удивительные истории, чудные места! Тина, спасибо за Ваш труд и желание показать другой мир! Спасибо, неиссякаемой энергии, Вам!