(Начало
Беря пример с европейских художников, мастер считал, что тем самым берет не себя авторскую ответственность за образ. Прежние мастера считали создание иконы делом соборным, в котором роль автора сведена к минимуму: иконы творит Дух Святой, а иконописец всего лишь проводник, чьей рукой Он водит.
И подписывал иконы Симон Ушаков не просто фамилией, а с указанием всех своих регалий:
«Государев иконописец и дворянин московский…» или «Царский мастер…».
Именно тогда иконопись превратилась из соборного искусства в авторское, а из церковного инструмента служения - в орудие власти, что в пятнадцатом веке и помыслить было невозможно.
Первые работы Симона Ушакова еще находятся в русле ранней иконописной традиции, чему свидетельство вполне обычный, и даже заурядный, образ Владимирской иконы, писанный в 1652 году, в самом начале его карьеры рисовальщика Оружейной Палаты.
Та же темная палитра, отсутствие каких-либо украшательств, лик Богородицы скорбный и смиренный.
Здесь нет ничего от ушаковского стиля «живоподобия», каким позднее он стал. Но уже через шесть лет (в 1657-1658 годах) появляется икона «Великий Архиерей», писанная в совершенно иной манере.
Это уже вполне узнаваемый «Пимен по прозвищу Симон Ушаков», как он подписывался, очень индивидуальный и ни на кого не похожий стиль.
За десять лет пребывания в Оружейной палате – с 1648 по 1658 год – Симон Ушаков вполне выработал свой новый почерк, во многом подражавший европейским мастерам живописи.
Художник пытался заземлить Небесное и возвысить земное, уйти от идеального изображения и сделать его более реальным. Но точка схода Небесного и земного, горнего и плотского получилась искусственно-сконструированной, литературной, вымышленной, умозрительной, далекой как от жизни, так и от духовной напряженности древнерусских икон.
Ушаков пишет не иконные образы святых, а их портреты. Он слишком много внимания уделяет технике и приемам письма, искусно моделирует лицо и шею, подчеркивая мягкость подбородка и припухлость губ.
Образ Иисуса Христа, в Котором иконописец пытается очеловечить Божественную природу. Он действительно получается более мягким, более человечным, более плотским. При этом утрачивается монументальная строгость и одухотворенность Богочеловека. Получается картина, а не икона.
Художник искусно применяет мелкие мазки, с помощью которых очень плавно переходит от одного тона в другой, он часто применяет воздушную дымку – технику сфумато, но свет по-прежнему, по древним образцам, изливается изнутри образа, не имея внешнего источника.
Вот, к примеру,
Прежде всего, их отличает взгляд. У первого – он спокойный и бесстрастный, хотя Спас смотрит мягко. Покой, просветленность, молитвенность образа завораживают и притягивают. Контуры носа, губ, глаз подчеркнуты тонкими линиями, что делает образ утонченным и одухотворенным.
Второй образ «Спаса Нерукотвореннного» тоже ни с каким другим не спутаешь, он очень индивидуален. Но мне он напоминает лик светской красавицы с напомаженными пухлыми губами. Это вполне светский портрет, в котором красивость и литературность настолько преобладают, что за ними теряется Божественность Спасителя, о которой напоминает разве что нимб над головой.Более жестко высказался об этом образе один из самых уважаемых иконоведов И.Э. Грабарь:
«Глядя на эту добросовестно разделанную, тщательно распушенную голову, с недоумением вспоминаешь о тех безмерных восторгах, которые в свое время вызывала знаменитая икона. На самом же деле здесь безвозвратно утеряна строгая монументальная красота древнего «Спаса», красота стиля, и совсем не найдена ни живописная красота, ни красота жизни. С точки зрения внешней правды все это так же не похоже на жизнь, как и стильные Новгородские лики, но те — внутренне правдивы, а этот и внешне и внутренне лжив. Автор не имел крыльев, чтобы подыматься ввысь, но ему не хватало мужества опуститься на землю до конца, и он повис посредине. Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, как таковое, не было и не могло быть значительным, несмотря на огромное влияние, оказанное им на все последующее иконное дело. Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше».
Обратимся еще к одной иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская. Симон берет за основу прославленный и канонический образ «Троицы» святого Андрея, но из образа опять делает красивую религиозную картину.
Задний фон - прямая цитата из картины Веронезе, вместо горок – красивый пейзаж с горой и огромным деревом, которые перестают быть символами , являясь просто красивыми изображениями природы.
Ангелы тоже вроде бы повторяют рисунок Андрея Рублева, но их излишняя телесность и природность, слишком тяжелые и тщательно выписанные крылья дают повод усомниться, Ангелы ли это и летают ли они?
Слишком красивое убранство стола из вычурных сосудов, расписные кресла и стол – все это слишком изящно, слишком декоративно, слишком красиво для иконы. Симон Ушаков здесь много внимания уделяет уже не ликам, а художественной изобретательности и композиции.
А вот еще одна из самых известных и оригинальных икон мастера «Владимирская - Насаждение древа Московского» . Композиция иконы представляет собой древо, насажденное Иваном Калитой и взращенное святителем Петром.
Древо растет из Успенского собора Кремля. На его ветвях слева и справа – по десять образов святых, царей, царевичей и юродивых.
На Кремлевской стене слева – здравствующий царь, справа – царица с двумя наследниками Алексеем и Федором.
Икона создана по примеру генеалогического древа Иисуса Христа. Но это скорее все-таки величественная картина, прославляющая государство Московское и его основателей.
Обилие фигур еще не делает образ иконой и не является достоинством, хотя и выдает в Симоне Ушакове талантливого живописца.
Наконец, следует сказать о гравюрах мастера. В них талант Симона Ушакова как рисовальщика проявился в полной мере.
Но если обозревать все наследство Симона Ушакова, то следует сказать, что хотя он и пытался вырваться из штампов древнерусской иконы, но у него это плохо получилось: на открытый бунт он все-таки не решился.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Прощение
- Иконостас. Структура и содержание. Часть I
- Николай Угодник. Никольщина
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Избиение младенцев
- Православная Европа. Мадонна Лорето (продолжение)
- Владимир Фомин: авангардный лубок
- Православная икона: вводная статья
- Философия в красках: Феофан
- Праздник Покрова