Всё, Великий Пост закончился, с понедельника начинается страстная седмица, такая же строгая, как и предыдущие шесть недель. Когда в начале Поста входишь в иной ритм жизни и питания (в первую неделю), тяжеловато, потом – уже привычно и вопрос питания как-то сам собой отпадает.
Но есть у меня знакомая (ей 76 лет), которая каждую среду приходит в храм (никогда – в двунадесятые, если только они не совпадают со средой - из-за многолюдства), еженедельно исповедуется, раз в три недели обязательно причащается, всегда в свой приход дежурит в храме, но в Великий Пост буквально умирает без скоромного.
Объясняет это тем, что ходит на «Бубновского» и что без животного белка в этом случае никак нельзя, а отступать от «штанги» даже во время Великого Поста, не хочет. Поначалу она еще просила своего духовника благословить на скоромное, теперь уже и не просит.
Для меня удивительно в этом все. И то, что она так яростно придерживается «Бубновского», и то, что мучается в Пост без белков, и то, что строго придерживается дня посещения храма - только по средам, но никогда - в церковные праздники.
И почему-то именно она со всеми своими особенностями пришла на ум, когда прочитала историю «Адский творог». Автор рассказа явно не верующий, но верно подметил фарисейство "воцерковленных". Наверное, со стороны это особенно заметно.
Эта история о двух истово верующих людях. Он и она, примерно одного возраста – обоим чуть за шестьдесят, оба регулярно ходят в церковь, даже своих духовников посещают, и, разумеется, строго держат пост.
Они не знакомы между собой. Она - Няня моего сына, Он - большой Босс на работе. Няня (веселая обычно) во время поста всегда чернее тучи и ее можно понять: она страдала без творога... Иногда творог являлся к ней во сне и дразнил, бедняжка просыпалась вся в слезах.
Однажды не выдержала, пришла к духовнику и попросила: «Батюшка, позвольте съедать в день хоть чайную ложечку творога, а то у меня кости хрупкие. Вот батюшка если угодно – все справки от доктора, а если хотите глянуть, я и свой рентген захватила...»
Духовник: «Ничего, страданиями душа крепнет. На все воля Господа. Спрячь свой рентген и иди...». И няня крепилась. Злая, правда, была, как овчарка, на людей бросалась, пока пост пережидала. Деньки до творога считала, но справилась, устояла.
По вечерам, после работы, она каждый день навещала свою больную раком одноклассницу. Приносила еду и лекарства, поддерживала добрым словом, купала. Сын одноклассницы ежедневно звонил и молча клал трубку: ждал когда уже, наконец, мама «не ответит» и освободится жилплощадь...
Однажды Няня позвонила своей умирающей подруге и сказала: «Ты прости, но завтра я никак не смогу к тебе приехать, у меня причастие в церкви, а это на целый день до вечера...» - «А может, все же приедешь, хоть на минуточку...? Я чувствую, что завтра умру... Приезжай попрощаться...»
Няня бросилась к духовнику, чтобы отпроситься на завтра и тот ответил: «Причастие – это не шутки, а подруга... ну что ж, все там будем, на то воля Божия, помолимся за нее. Так что завтра я тебя жду...». Няня не подвела духовника – явилась как штык. И одноклассница тихо скончалась в тот день совершенно одна...
А большой босс всегда бодр и весел: что в пост, что до поста. Он никакого творога у духовника себе не просит, ему и так не плохо. Босс жаловался мне как-то: «Вообще у меня на рестораны уходит до пяти тысяч рублей в день, а в пост – уже в районе, десяти, а то и больше.
Приходится ходить в хорошее место с постным меню, а это все значительно дороже: креветки мидии, еще куча всякого непонятного - заморского, чтобы не было заметно отсутствия мяса и рыбы, даже пирожные там потрясающие - ешь и не веришь что они без сливочного масла и молока, удивительно, просто - объедение...»
И Он и Она оба истово верят, но мне почему-то кажется что не в Бога...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
About Тина Гай
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
«…предчувствие перемен носится в воздухе»
___________________________________________________
Это так, причем предчувствия очень тревожные. Говорят, что такое было накануне Второй мировой войны… Картинки Апокалипсиса (по ссылке) действительно страшные.
Да, земля утоляет кальциевый голод именно так: под деревья кладут яичную скорлупу и от нее не остается следа: все земля перемалывает и оздоровляет почву. Я тоже люблю творог, но так, чтобы без него жить невмоготу — это странно, конечно. А про симбиоз это Вы точно подметили. Духовника человек выбирает по себе, тот, кто ему ближе. Вот та женщина, которого занимается по системе Бубновского, о которой говорю в предисловии к рассказу, имела духовника, который обращался с прихожанами просто беспощадно. Когда я стояла на его исповеди, я не могла сдержать слез от жестокости, с которой он буквально измывался над женщинами. А моей знакомой именно он, единственный, был люб. Так что, прав Гурджиев. Он был философом и знал толк в человеческой психологии.
«Вера – Зов Тишины, вечной Мысли приказ
Вера — Память Вселенной о каждом из нас…»
—————————————————
Почему только со знаками вопроса? Это действительно так. Передать, что такое вера — невозможно, потому что она познается в тишине и молчании, передать словами ее невозможно, ее можно только почувствовать внутри себя как благодать. И согласна с тем, что «веруем (мы) в меру последних сил, потому что «благодать уходит». И в чем причина и почему? Думаю, что не в том, что пришли прогресс, комфорт и цивилизация… Хотя и они внесли свою толику. Но м.б. я, как и все, сужу по себе. М.б. где-то живут люди, которые веруют так, как сам бы хотел? Служение внешней форме — болезнь церкви давняя и вряд ли, думаю, когда-нибудь будет побеждена. Уверена, начини сейчас кто-нибудь реформировать церковь, например, укоротить службы в мирских (а не в монастырских) храмах, или начни служить на русском, а не на церковно-славянском (правда, такой опыт есть), или отказаться от старого юлианского календаря и принять григорианский, тут же возникнет раскол, который будет не менее жестоким, чем в XVII веке. Правда, некоторые батюшки сокращают службы и в Типиконе есть оговорка «Аще настоятель изволит», но самое большее, на что решаются — сокращать чтение Псалтири: читают только первую Славу (так у нас, по крайней мере). И дело в том, что прихожане — очень разные, с разными представлениями о вере, о богослужении и значении обрядов. И хотя Вы говорите, что «…даже форма (частично) работает! — \ сакральные внешние оболочки священных сущностей», тем не менее
это меня, например, смущает и отталкивает. Но опять же, это только меня.
( околотемье, обострение чувств к Святому Дню и около Него…)
Общее предчувствие перемен носится в воздухе. Пока ещё неясное, но тревожное. И градус нарастает.
Что-то будет?
Ну, например:
Что-то произошло на нашей планете.
Грандиозное и непонятное.
Обломки циклопической военной техники. Неприкаянно шатающиеся ржавые роботы. Динозавры? – Откуда они взялись?
Ну а жизнь продолжается. Дети как дети – беззаботны, носятся бесшабашно.
Быт налажен, хотя и несколько старомоден.
Умиротворение…Сиренево-розовые тона завораживают. Это как обетование.
( История с творогом – замечательная(!) – можно ведь и яичную скорлупу для утоления кальциевого голода применить.
Скорлупа – пустая оболочка, внешняя форма. Казалось бы…но ХОЧЕТСЯ ТВОРОГУ – Надежда(!) Ещё что-то копошится в душе!
Вердикт «Нет Творогу!» — ну почти созвучно как «Ночь Сварога»…и тут же черно-мрачный рентген…- не аргумент!
-А Кальций?
Кальций – итог трансмутации в здоровом организме. – Алхимия!? – да, именно Она. Королевское искусство.
Очень много сокрытого выбирается на свет. Яичная скорлупа – Фаберже – сюрприз- всё из «этой оперы» странно так переплелось).
«Верующая» и «Окормляющий». — Цинизм?
Не знаю, кем сказано, но поддерживаю: — « Чем подлее угнетатель, тем мерзостнее угнетенный». Симбиоз? – Деспот духовник и «раба формы». Оба они – разладившиеся механизмы, но у них своего рода симбиоз. ( см. Г.Гурджиев).
Явление не единичное.
( Отмечу ещё, что на пост надо брать благословение, иначе он отдает состязательной бесовщиной).
Это к «Страстной Седмице». – реконструкция утерянного. Лучше поздно, чем никогда.Отзыв отправляю по частям.
Случайно ли, но, разыскивая в инете «Главу Иоанна Крестителя», набрел на Ваш сайт.
Тут «Зацепило и поволокло»…О-о- приятно удивлен!
Ознакомился с последними постами и делюсь мнением…Тема Архи-актуальна
после «Гаванской встречи»…( Чуть не написал «…вечери»)
Итак, несколько мыслей вслух:
-Где же наша Вера Православная да и была ль она? – \ была и есть, не беспокойтесь…\*
-Что делать? -\ для нач. храните спокойствие\…
— А если Господь придет, то…-\ успокойтесь же! Найдет! Найдет!!!\
-И что это такое – «Вера»? — \ извечный вопрос. Ответ – на другом плане бытия\
— !??
Вера – это Таинство, сокрытое Высшим промыслом от «аналитических методов», от происков имитационного моделирования и проч. нескромных взглядов.
Вера проявляет себя )*чрез Благодать. Персонально-избирательно.
-)* (напоминает о себе)
«Вера – Зов Тишины, вечной Мысли приказ
Вера — Память Вселенной о каждом из нас…» ??
Авт.неизвестен. Подслушал в 90-х .
Благодать же уходит.
Чем подменяется Вера и Молитва?
Невротическим обрядоверием – или исступленным механическим повторением-м-м-м. Служением внешней форме…
(Иссыханием во внешней форме…) — Да. Печально, но и это факт.
(А католицизм тут как тут! В СПб уже со-служат с католиками. Дети плачут, не хотят причащаться…)
Отмечу, обрядоверие – это формирующийся инстинкт(?), не осуждаю. Это требует изрядных усилий….и часто, окромя этого, за душой ничего и нет.
Но даже форма (частично) работает! — \ сакральные внешние оболочки священных сущностей \
Что имеем – то имеем. Веруем в меру последних сил.
Это удается только некоторым, кто подобен Иисусу. Да и надо ли так учить? Помните Заратустру, который говорил ученикам, чтобы они сначала нашли себя, а потом следовали за ним: «»Не к народу должен говорить Заратустра, а к последователям! Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада!» А священник говорит и обращается к народу, а не к последователям. Священник не Учитель и это главное. Он скорее просветитель, а это не одно и то же.
Здесь все, конечно, взаимосвязано. Но по собственному опыту преподавания в воскресной школе знаю, что прихожане очень мало интересуются богословскими основами православия. Они предпочитают облегченный вариант: пришел — постоял в храме, помолился, как мог, — ушел. Вроде и сделал, что надо. Некоторые даже не слушают, что в храме читается (и не понимают), потому что это требует усилий. К сожалению вся вера большинства сводится именно к этому. Что касается священников, то многие из них сейчас уже имеют как минимум семинарское образование и разговаривать с прихожанами на уровне бабушек, им просто неинтересно. И потому в своем большинстве они ищут тех (как правило из клира), кто готов на самом примитивном уровне что-то говорить. Ну, например, научить читать Псалтырь. Все. Дальше этого никто не идет. Через год такого преподавания мне тоже стало скучно. Прикладываешь огромные усилия, а оказывается это никому не надо. И я тоже ушла. Здесь улица с двухсторонним движением. Научить можно того, кто хочет учиться.
Я имела в виду то, что у многих прихожан вера ветхозаветная, которая определяется больше страхом перед Богом и различными правилами, предписаниями, обычаями, обрядами и суевериями. Это особенно ясно становится в дни Великого Поста, когда главное — освятить вербочки, потом — яйца и куличи. Например, мои знакомые, которые собираются у меня на Рождество и Пасху, никто не держит Пост, никто не ходит в храм, никто не молится и не читает Библию. Зато и Рождество и Пасха — святое, в смысле Традиции. Меня это сильно напрягает. А о своей вере, я говорила в предыдущем комментарии в ответ — на Ваш.
С верой? Думаю, что всякий верующий всегда сомневается в силе своей веры, хотя бы потому, что я, например, не могу полностью довериться Богу. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Это стало моей формулой жизни и, думаю, что вряд ли это состояние между верой и неверием когда-нибудь будет преодолено.
Ну, вот, наконец-то я добралась до своего блога и своих читателей. Да, Великий пост дается мне все труднее и тяжелее, Пасху встречаю со слезами на глазах. Но самое тяжелое позади. Теперь можно продолжать. Я очень соскучилась по комментариям, по общению и рада, что все придет постепенно в норму и в рабочий ритм. Много планировала сделать Постом — не получилось. Теперь буду отдавать долги.
Спасибо, Татьяна!!! Мир действительно сильно изменился и буквально на наших глазах. В новой жизни все по-другому и кажется вернулись к вере, но как-то это больше похоже на имитацию или если точнее — вырождается в обрядоверие. Мне это не нравится и об этом я часто пишу, получаю в ответ много критики. Но ч нашей верой происходит явно что-то не так.
Мне очень нравится Ваш сайт, читаю каждый раз с интересом. Иногда перечитываю. Скажу только одно — мир, люди изменились и, к сожалению, не в лучшее сторону (это мое мнение). Можно подобрать много примеров с плюсом и минусом, но каждый остается сам по себе. И эта статья еще раз подтверждает это. Спасибо. Уверена каждый найдет свою правду.
Вот именно — учителя (с маленькой буквы), но совсем не Учителя. Их и среди священников — наперечет.
Если христианство, будет как зороастризм, то оно там и будет в скором времени ( в прошлом )
Все мы учителя, а особливо — священики
«…предчувствие перемен носится в воздухе»
___________________________________________________
Это так, причем предчувствия очень тревожные. Говорят, что такое было накануне Второй мировой войны… Картинки Апокалипсиса (по ссылке) действительно страшные.
Да, земля утоляет кальциевый голод именно так: под деревья кладут яичную скорлупу и от нее не остается следа: все земля перемалывает и оздоровляет почву. Я тоже люблю творог, но так, чтобы без него жить невмоготу — это странно, конечно. А про симбиоз это Вы точно подметили. Духовника человек выбирает по себе, тот, кто ему ближе. Вот та женщина, которого занимается по системе Бубновского, о которой говорю в предисловии к рассказу, имела духовника, который обращался с прихожанами просто беспощадно. Когда я стояла на его исповеди, я не могла сдержать слез от жестокости, с которой он буквально измывался над женщинами. А моей знакомой именно он, единственный, был люб. Так что, прав Гурджиев. Он был философом и знал толк в человеческой психологии.
«Вера – Зов Тишины, вечной Мысли приказ
Вера — Память Вселенной о каждом из нас…»
—————————————————
Почему только со знаками вопроса? Это действительно так. Передать, что такое вера — невозможно, потому что она познается в тишине и молчании, передать словами ее невозможно, ее можно только почувствовать внутри себя как благодать. И согласна с тем, что «веруем (мы) в меру последних сил, потому что «благодать уходит». И в чем причина и почему? Думаю, что не в том, что пришли прогресс, комфорт и цивилизация… Хотя и они внесли свою толику. Но м.б. я, как и все, сужу по себе. М.б. где-то живут люди, которые веруют так, как сам бы хотел? Служение внешней форме — болезнь церкви давняя и вряд ли, думаю, когда-нибудь будет побеждена. Уверена, начини сейчас кто-нибудь реформировать церковь, например, укоротить службы в мирских (а не в монастырских) храмах, или начни служить на русском, а не на церковно-славянском (правда, такой опыт есть), или отказаться от старого юлианского календаря и принять григорианский, тут же возникнет раскол, который будет не менее жестоким, чем в XVII веке. Правда, некоторые батюшки сокращают службы и в Типиконе есть оговорка «Аще настоятель изволит», но самое большее, на что решаются — сокращать чтение Псалтири: читают только первую Славу (так у нас, по крайней мере). И дело в том, что прихожане — очень разные, с разными представлениями о вере, о богослужении и значении обрядов. И хотя Вы говорите, что «…даже форма (частично) работает! — \ сакральные внешние оболочки священных сущностей», тем не менее
это меня, например, смущает и отталкивает. Но опять же, это только меня.
Ещё чуть-чуть:
( околотемье, обострение чувств к Святому Дню и около Него…)
Общее предчувствие перемен носится в воздухе. Пока ещё неясное, но тревожное. И градус нарастает.
Что-то будет?
Ну, например:
Вот ссылка: Саймон Сталенхагhttp://www.simonstalenhag.se/ — интересный вариант постапокалиптического мира.
Что-то произошло на нашей планете.
Грандиозное и непонятное.
Обломки циклопической военной техники. Неприкаянно шатающиеся ржавые роботы. Динозавры? – Откуда они взялись?
Ну а жизнь продолжается. Дети как дети – беззаботны, носятся бесшабашно.
Быт налажен, хотя и несколько старомоден.
Умиротворение…Сиренево-розовые тона завораживают. Это как обетование.
Господь не оставит!
Продолжим:
( История с творогом – замечательная(!) – можно ведь и яичную скорлупу для утоления кальциевого голода применить.
Скорлупа – пустая оболочка, внешняя форма. Казалось бы…но ХОЧЕТСЯ ТВОРОГУ – Надежда(!) Ещё что-то копошится в душе!
Вердикт «Нет Творогу!» — ну почти созвучно как «Ночь Сварога»…и тут же черно-мрачный рентген…- не аргумент!
-А Кальций?
Кальций – итог трансмутации в здоровом организме. – Алхимия!? – да, именно Она. Королевское искусство.
Очень много сокрытого выбирается на свет. Яичная скорлупа – Фаберже – сюрприз- всё из «этой оперы» странно так переплелось).
«Верующая» и «Окормляющий». — Цинизм?
Не знаю, кем сказано, но поддерживаю: — « Чем подлее угнетатель, тем мерзостнее угнетенный». Симбиоз? – Деспот духовник и «раба формы». Оба они – разладившиеся механизмы, но у них своего рода симбиоз. ( см. Г.Гурджиев).
Явление не единичное.
( Отмечу ещё, что на пост надо брать благословение, иначе он отдает состязательной бесовщиной).
Доброго времени суток!
Это к «Страстной Седмице». – реконструкция утерянного. Лучше поздно, чем никогда.Отзыв отправляю по частям.
Случайно ли, но, разыскивая в инете «Главу Иоанна Крестителя», набрел на Ваш сайт.
Тут «Зацепило и поволокло»…О-о- приятно удивлен!
Ознакомился с последними постами и делюсь мнением…Тема Архи-актуальна
после «Гаванской встречи»…( Чуть не написал «…вечери»)
Итак, несколько мыслей вслух:
-Где же наша Вера Православная да и была ль она? – \ была и есть, не беспокойтесь…\*
-Что делать? -\ для нач. храните спокойствие\…
— А если Господь придет, то…-\ успокойтесь же! Найдет! Найдет!!!\
-И что это такое – «Вера»? — \ извечный вопрос. Ответ – на другом плане бытия\
— !??
Вера – это Таинство, сокрытое Высшим промыслом от «аналитических методов», от происков имитационного моделирования и проч. нескромных взглядов.
Вера проявляет себя )*чрез Благодать. Персонально-избирательно.
-)* (напоминает о себе)
«Вера – Зов Тишины, вечной Мысли приказ
Вера — Память Вселенной о каждом из нас…» ??
Авт.неизвестен. Подслушал в 90-х .
Благодать же уходит.
Чем подменяется Вера и Молитва?
Невротическим обрядоверием – или исступленным механическим повторением-м-м-м. Служением внешней форме…
(Иссыханием во внешней форме…) — Да. Печально, но и это факт.
(А католицизм тут как тут! В СПб уже со-служат с католиками. Дети плачут, не хотят причащаться…)
Отмечу, обрядоверие – это формирующийся инстинкт(?), не осуждаю. Это требует изрядных усилий….и часто, окромя этого, за душой ничего и нет.
Но даже форма (частично) работает! — \ сакральные внешние оболочки священных сущностей \
Что имеем – то имеем. Веруем в меру последних сил.
Это удается только некоторым, кто подобен Иисусу. Да и надо ли так учить? Помните Заратустру, который говорил ученикам, чтобы они сначала нашли себя, а потом следовали за ним: «»Не к народу должен говорить Заратустра, а к последователям! Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада!» А священник говорит и обращается к народу, а не к последователям. Священник не Учитель и это главное. Он скорее просветитель, а это не одно и то же.
Я так не думаю: учить надо так, чтобы толпы ходили за учителем.
Здесь все, конечно, взаимосвязано. Но по собственному опыту преподавания в воскресной школе знаю, что прихожане очень мало интересуются богословскими основами православия. Они предпочитают облегченный вариант: пришел — постоял в храме, помолился, как мог, — ушел. Вроде и сделал, что надо. Некоторые даже не слушают, что в храме читается (и не понимают), потому что это требует усилий. К сожалению вся вера большинства сводится именно к этому. Что касается священников, то многие из них сейчас уже имеют как минимум семинарское образование и разговаривать с прихожанами на уровне бабушек, им просто неинтересно. И потому в своем большинстве они ищут тех (как правило из клира), кто готов на самом примитивном уровне что-то говорить. Ну, например, научить читать Псалтырь. Все. Дальше этого никто не идет. Через год такого преподавания мне тоже стало скучно. Прикладываешь огромные усилия, а оказывается это никому не надо. И я тоже ушла. Здесь улица с двухсторонним движением. Научить можно того, кто хочет учиться.
Tина, вы философ, вас просвещать не надо, а вот прихожане верят так, как их учат… может не с верой что-то не так, а с пастырями?
Я имела в виду то, что у многих прихожан вера ветхозаветная, которая определяется больше страхом перед Богом и различными правилами, предписаниями, обычаями, обрядами и суевериями. Это особенно ясно становится в дни Великого Поста, когда главное — освятить вербочки, потом — яйца и куличи. Например, мои знакомые, которые собираются у меня на Рождество и Пасху, никто не держит Пост, никто не ходит в храм, никто не молится и не читает Библию. Зато и Рождество и Пасха — святое, в смысле Традиции. Меня это сильно напрягает. А о своей вере, я говорила в предыдущем комментарии в ответ — на Ваш.
В коменте к Татьяне, вы написали: Но с нашей верой явно происходит что-то не так. Я так думаю вы не свою веру имели ввиду…
С верой? Думаю, что всякий верующий всегда сомневается в силе своей веры, хотя бы потому, что я, например, не могу полностью довериться Богу. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Это стало моей формулой жизни и, думаю, что вряд ли это состояние между верой и неверием когда-нибудь будет преодолено.
Ну, вот, наконец-то я добралась до своего блога и своих читателей. Да, Великий пост дается мне все труднее и тяжелее, Пасху встречаю со слезами на глазах. Но самое тяжелое позади. Теперь можно продолжать. Я очень соскучилась по комментариям, по общению и рада, что все придет постепенно в норму и в рабочий ритм. Много планировала сделать Постом — не получилось. Теперь буду отдавать долги.
Тина, что-то вас не видать… как вы? Все нормально?
Тина, может осмелитесь и выскажетесь, что не так с верой?
Спасибо, Татьяна!!! Мир действительно сильно изменился и буквально на наших глазах. В новой жизни все по-другому и кажется вернулись к вере, но как-то это больше похоже на имитацию или если точнее — вырождается в обрядоверие. Мне это не нравится и об этом я часто пишу, получаю в ответ много критики. Но ч нашей верой происходит явно что-то не так.
Мне очень нравится Ваш сайт, читаю каждый раз с интересом. Иногда перечитываю. Скажу только одно — мир, люди изменились и, к сожалению, не в лучшее сторону (это мое мнение). Можно подобрать много примеров с плюсом и минусом, но каждый остается сам по себе. И эта статья еще раз подтверждает это. Спасибо. Уверена каждый найдет свою правду.