Троицкий храм. Нарышкинский стиль

troickij_hramТроицкий храм в Троице-Лыкове – лебединая песня «нарышкинского» стиля, который  не спутаешь ни с каким другим. Родство «нарышкинских» храмов становится особенно явным, если поставить рядом храм Покрова в Филяххрам Спаса Нерукотворного в Уборах и  Троицкий храм в Троицко-Лыкове.

Все они построены по единому композиционному плану и в едином стиле, известном как московское барокко.

Эти храмы являются своеобразными памятниками великому  древне-русскому архитектору-самородку Якову Бухвостову.

Ему принадлежит более двадцати сооружений, не все они сохранились, но сохранившиеся являются жемчужинами  Москвы и Подмосковья.

К числу таких украшений принадлежит  и Троицкий храм - самый чудный, самый нежный, самый трепетный из построенных. Он является всемирно-известным  памятником русского зодчества. В нем  нашли отражение все находки русского архитектора, особенно декоративные.

Каменный храм полностью белый и похож на юную невесту, одетую в  свадебное платье из кружев с золоченой короной на голове.  И внешнее, и внутреннее убранство храма по своей красоте и изяществу соответствовали друг другу.

И хотя внутренний интерьер почти полностью утрачен, но внешний позволяет представить красоту и изящество внутреннего. Нарышкины любили путешествовать и много ездили по южным окраинам России, привозя оттуда много идей, которые желали бы воплотить у себя в имениях.

troickij_hram2

Все нарышкинские храмы, и в особенности Троицкий,  отличаются обилием декоративных деталей – от тонкой белокаменной резьбы в виде листьев винограда, его плодов  и ананаса на столбиках до изумительных наличников восьмигранных небольших окон на южном, главном,  фасаде, ажурных решеток на больших окнах и золоченых крестов на куполах.

Троицкая церковь с навершиями - «гребешками», сложными карнизами и фигурными обрамлениями окон напоминает сахарную кружевную статуэтку с редкой по красоте игрой света и тени.

План Троицкой церкви отличается от плана церкви в Филях и храма в Уборах, хотя в ее основе тоже лежит четверик, на который поставлено несколько восьмериков, уменьшающихся в размере, последний из которых заканчивается куполом с крестом.

Но в данном случае архитектор урезает южный и северный притворы, вытягивая храм с запада на восток, пристраивая к четверику с запада и востока (со стороны придела и алтаря) симметричные полукружия.

troickij_hram3

На них тоже поставлены двухъярусные восьмерики, завершающиеся куполами с крестами. Таким образом Троицкий храм состоит как бы из трех храмиков, а трехкупольность подчеркивает вертикаль и усиливает эффект пирамидального строения его центральной части. Храм поставлен на невысокую площадку-гульбище.

К трем дверям храма ведут невысокие, но широкие лестницы. С алтарной стороны лестницы нет, что выделяет ее в соответствии с установленными канонами. Гульбище огорожено парапетом с декоративными столбиками. Сочетание белокаменной резьбы и кирпича делает храм особенно изящным.

Внешнему изяществу соответствовало и внутреннее. Изумительный, редкий по красоте и величию золоченый девятиярусный резной иконостас выполнен в роскошном  декоративном ключе, где акцент делается  не на иконах, как прежде, а на  их декоративном оформлении, как  было принято в храмах времен Петра I. Высокий иконостас упирается в своды восьмерика, усиливая вертикаль храма.

troickij_hram4

Оконные рамы, ложа для хозяев и дорогих гостей, балюстрады  на хорах и лестницах, ведущих на колокольню, ребра арок были украшены золоченой резьбой, пышными рамами и наличниками, а стены выкрашены в алый цвет. Обилие декора при  небольшом размере  превращает  храм в драгоценное ювелирное изделие,  усыпанное золотыми нитями и бисером, сверкающими на солнце.

В архитектуре храма много несуразностей, сочетаний несочетаемого. Например, в интерьере храма есть  галерея, обходящая весь объем храма, что явно излишне при таком маленьком размере и создает дисгармонию. Или, изящные восьмерики приделов контрастируют с витыми приземистыми колонками на их гранях.

Но именно такие несуразицы и диссонансы придают Троицкому храму дополнительный шарм, подчеркивая игривый характер строения и архитектора, намеренно нарушающего законы гармонии.

troickij_hram6

Троицкий храм (вдалеке). Берег Москва-реки

История храма во многом повторяет историю страны. Село Троицкое-Лыково было передано Петром I своим родственникам по линии матери – Нарышкиным.  Троицкий храм был построен Львом Кирилловичем, любителем изящества и большим поклонником красоты.

Строительство храма длилось шесть лет: с 1698 по 1704 годы. Строился он на месте прежнего деревянного храма, который был аккуратно разобран, перенесен в другое место и освящен в честь Успения Богородицы. Простоял храм до 1936 года, пока его не сожгли «добры молодцы», позавидовавшие тому, что в храм ходило больше народу, чем в клуб.

На месте старого храма была сделана небольшая насыпь,на которой началось строительство нового  каменного. Согласно легенде, первый камень в основание Троицкой церкви был положен самим Петром I в знак уважения к своему дяде.

troickij_hram8

Храм строился изначально как летний, который начинал функционировать с праздника Святой Троицы и закрывался в праздник Покрова, что было повсеместной сельской практикой.

В 1749 году село вместе со всеми строениями перешло к Разумовским. Позднее оно было заложено, а в 1834 году и вовсе продано другим владельцам Бутурлиным. Троицкий храм сильно пострадал во время войны й812 года и был разграблен французами.

Но по дороге обоз был отбит партизанами и награбленное вернулось снова в храм, кроме исчезнувших антиминсов. Храм был заново освящен в феврале 1813.  В 1876 году село перешло к купцу Карзинкину Ивану Ивановичу, который вскоре умер. Его вдова организовала в селе Свято-Троицкую женскую общину, которая вскоре стала монастырем.

После революции монастырь был закрыт, но община еще шесть лет существовала как коммуна. В 1929 года она окончательно была закрыта. Троицкий храм был включен в 1935 г. Лигой Наций в число  выдающихся памятников и потому сохранился без существенных повреждений.

troickij_hram7

Но в 1933 году он был закрыт и стал потихоньку разрушаться. Во время войны с него были сняты размеры, а  в 1970 году начались  реставрационные работы, но вскоре они были остановлены из-за дефицита финансов. В настоящее время реставрационные работы возобновлены и Троицкий храм восстановлен.

Тина Гай

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged русская архитектура, русские имена. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *