В народе он называется по древнему обычаю Госпожинками, Оспожинками или Спожинками. Смысл празднования Успения, в том, что он утверждает: смерти нет, есть сон, успение, в котором человек рождается в вечность, в новую жизнь.
Отпевание поэтому всегда происходит в белых священнических одеждах, в каких служат праздник Крещения и Преображения. Человек в день успения преображается и рождается в новую жизнь.
Богородица первая среди смертных, рожденных от смертных родителей, уснула в Вечность и вознеслась на Небо, не узнав земного тления.
Госпожинки - самый короткий (длится с 14 по 28 августа) и самый сладкий пост, в народе слывущий как радостный и долгожданный. Но по строгости он приравнивается к Великому посту: в течение всего поста не едят мясо, молоко, молочные продукты, яйца;
в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник и четверг разрешается вареная пища, но без масла. Дозволяется вино и елей (растительное масло) только в субботу и воскресение. Рыба разрешается только один раз – в праздник Преображения.
Успенский пост посвящен новому урожаю: сначала меда и цветов, потом яблок, винограда, слив, наконец, хлеба и орехов. Все три праздника поста связаны со Спасителем.
Первый день поста -14 августа - начинается первым Спасом. Этот день в церковной традиции называется Происхождение (несение впереди) древ Честного и Животворящего Креста. По старинному обычаю в этот день Крестом освящают людей, животных, больных, дома, дороги, реки, озера, колодца и все водоемы.
В Константинополе, где был установлен праздник, это был обряд очищения от болезней, т.к. в августе часто случались эпидемии и болезни.
Первый Спас называют и Спасом на воде, и медовым Спасом, и Маковеем. Водным - потому что освящали воду, медовым - потому что в этот день поспевал мед, Маковеем - в честь братьев-мучеников Макковейских.
В первый Спас начинался сбор нового урожая меда, и потому он считается праздником всех пасечников. Пчелы после этого праздника уже не собирают мед. В первый Спас после литургии день старались начинать с меда.
Если кто-то пробовал мед нового урожая до этого дня, на него накладывалась епитимья – наказание за невоздержание: до конца августа не вкушать меда. В этот день хозяйки делают медовую выпечку с маком, потому что Спас еще и маковый в честь братьев Маковеев, замученных за веру христианскую.
По легенде в этот день крестился князь Владимир, и с этого дня 988 года началось Крещение Руси. В день Спаса на воде по традиции освящаются новые колодцы, чистятся старые, девушки окунаются в реки последний раз в году, совершаются крестные ходы на естественные водоемы, как и в праздник Крещения.
А еще в этот день приносили в храм для освящения цветы: по поверью, если их не освятить в церкви, следующий год не будет процветающим. После освящения меда и цветов все шли во главе с батюшкой на водоемы освящать воду.
В России впервые праздник установлен в 1164 г. князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами, в настоящее время - столица бывшего царства булгар Казань.
Второй Спас - 19 августа - связан с событием
Наконец, третий Спас - 29 августа отмечается праздник иконы
Однажды к Господу пришел посланник от царя Авгаря с просьбой, чтобы Он помог вылечиться царю от проказы. На что Господь ответил тем, что умылся, вытер лицо платом, на котором отобразился Его лик, и передал его посланнику со словами, чтобы царь вытерся им и будет здоров.
Так и случилось. Поэтому праздник называется Спасом на полотне. А еще - Спасом хлебным, потому что этим днем заканчивалась уборка хлебов, из свежего урожая выпекался первый хлеб, который также приносили в храм для освящения. Но в народе этот день чаще всего известен как ореховый Спас, потому что к этому дню поспевают орехи и в храмах освящается свежий урожай орехов.
Все три праздника Успенского поста в народе называются Спасами. В честь них раньше по всей Руси устраивались Спасские ярмарки. Сегодня эта традиция возрождается. Так, в Елабуге ежегодно в начале августе проходит Спасская ярмарка. В Екатеринбурге в Ново-Тихвинском женском монастыре ежегодно 13-14 августа проходит медовая ярмарка, к которой матушки готовятся: делают медовую выпечку, оформляют подарки в русском стиле - мед в разных сосудах - и т.д.
Тина Гай
А я думала, что Вы живёте в Казани. Конечно, не стоит беспокоиться. Если я соберусь поехать в Булгар или в Раиф, то, конечно, найду, как проехать. Сейчас для меня это не актуально. Извините за беспокойство.
К сожалению, я не в курсе. Живу в Восточном Казахстане. До своего друга татарина, который в Казани часто бывает, пока не дозвонился. Он и в Булгаре бывал, и мне рассказывал. В Интернете вся информация наверняка есть.
Надо бы посетить этот комплекс, хотя бы из интереса. В Казани я плохо ориентируюсь, теперь даже не знаю, как доехать до Раифского монастыря. Раньше автобус отходил от ж/д вокзала, потом мне сказали, что автобус идет от Северного вокзала. Я туда приехала, а там никто знать не знает об этом. Так я и уехала из Казани, не попав в Раиф, т.к. теперь — даже не знаю откуда ехать. То же самое с Булгаром. На какой автобус, где он останавливается?
Спасибо за уточнение.
Уважаемая Тина! Вы немного не точны. Столицей Волжской Булгарии был город Булгар (Биляр). Его разрушали, но он опять восстанавливался. Сейчас там расположен очень красивый историко-архитектурный комплекс. И к Казани этот город отношения не имеет.Но если вы захотите посетить Булгар, то можете сесть в Казани на автобус. Кстати, не только татары являются потомками волжских булгар, но и чуваши. Они тоже признают Булгар за свою древнюю столицу. На чувашском языке его название будет Пăлхар.
спасибо за вашу подробную и интересную информацию