Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского постаКаждый год 14 августа у православных христиан начинает Успенский пост. Этот пост особенный: единственный из четырех, посвященный Богородице.

В народе он называется по древнему обычаю Госпожинками, Оспожинками или Спожинками. Смысл празднования Успения, в том, что он утверждает: смерти нет, есть сон, успение, в котором человек рождается в вечность, в новую жизнь.

Отпевание поэтому всегда происходит в белых священнических одеждах, в каких служат праздник Крещения и Преображения. Человек в день успения преображается и рождается в новую жизнь.

Богородица первая среди смертных, рожденных от смертных родителей, уснула в Вечность и вознеслась на Небо, не узнав земного тления.

Госпожинки - самый короткий (длится с 14 по 28 августа) и самый сладкий пост, в народе слывущий как радостный и долгожданный. Но по строгости он приравнивается  к Великому посту: в течение всего поста не едят мясо, молоко, молочные продукты, яйца;

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник и четверг разрешается вареная пища, но без масла. Дозволяется вино и елей (растительное масло) только в субботу и воскресение. Рыба разрешается только один раз – в праздник Преображения.

Успенский пост посвящен новому урожаю: сначала меда и цветов, потом яблок, винограда, слив, наконец, хлеба и орехов. Все три праздника поста связаны со Спасителем.

Первый день поста -14 августа - начинается  первым Спасом. Этот день в церковной традиции называется Происхождение (несение впереди) древ Честного и Животворящего Креста. По старинному обычаю в этот день Крестом освящают людей, животных, больных, дома, дороги, реки, озера, колодца и все водоемы.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Икона Происхождение древ Честного и Животворящего Креста

В Константинополе, где  был установлен праздник, это был обряд  очищения от болезней, т.к. в августе часто случались эпидемии и болезни.

Первый Спас   называют и Спасом на воде, и медовым Спасом, и  Маковеем. Водным - потому что освящали воду, медовым  - потому что в этот день поспевал мед, Маковеем - в честь братьев-мучеников Макковейских.

В первый Спас  начинался сбор нового урожая меда, и потому он считается праздником всех пасечников. Пчелы после этого праздника уже не собирают мед. В  первый Спас после литургии день старались начинать  с меда.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Если кто-то пробовал мед нового урожая до этого дня, на него накладывалась епитимья – наказание за невоздержание: до конца августа не вкушать меда. В этот день хозяйки делают медовую выпечку с маком, потому что Спас еще и маковый в честь братьев Маковеев, замученных за веру христианскую.

По легенде в этот день крестился князь Владимир, и с этого дня 988 года началось Крещение Руси. В день Спаса на воде по традиции освящаются новые колодцы, чистятся старые, девушки окунаются в реки последний раз в году, совершаются крестные ходы на естественные водоемы, как и в праздник Крещения.

А еще в этот день приносили в храм для освящения цветы: по поверью, если их не освятить в церкви, следующий год не будет процветающим. После освящения меда и цветов все шли во главе с батюшкой на водоемы освящать воду.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

В день Маковея в храм приходят с цветами

В России впервые праздник установлен в 1164 г. князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами, в настоящее время - столица бывшего царства булгар Казань.

Второй Спас - 19 августа - связан с событием Преображения Господа перед тремя учениками на горе Фавор за сорок дней перед Распятием. Но  праздник имеет в народе и другое название «Яблочный Спас», поскольку в этот день в церкви освящаются плоды нового урожая: по Типикону – лозы (виноград). В России виноград не везде произрастает, а яблоки – везде, отсюда и название праздника - яблочный Спас или Спас на горе. В этот же день освящают мак и цветы. Но этот праздник особый и о нем - отдельно.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Наконец, третий Спас - 29 августа отмечается праздник иконы «Нерукотворный Образ Христа Спасителя». Икона получила название по событию, особенно почитаемому в христианстве.

Однажды к Господу пришел посланник от царя Авгаря с просьбой, чтобы Он помог вылечиться царю от проказы. На что Господь ответил тем, что умылся, вытер лицо платом, на котором отобразился Его лик, и передал его посланнику со словами, чтобы царь вытерся им и будет здоров.

Так и случилось. Поэтому праздник называется Спасом на полотне. А еще - Спасом хлебным, потому что этим днем заканчивалась уборка хлебов, из свежего урожая выпекался первый хлеб, который также приносили в храм для освящения. Но в народе этот день чаще всего известен как ореховый Спас, потому что к этому дню поспевают орехи и в храмах освящается свежий урожай орехов.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Все три праздника Успенского поста в народе называются Спасами. В честь них раньше по всей Руси устраивались Спасские ярмарки. Сегодня эта традиция возрождается. Так, в Елабуге ежегодно в начале августе проходит Спасская ярмарка. В Екатеринбурге в Ново-Тихвинском женском монастыре ежегодно 13-14 августа проходит медовая ярмарка, к которой матушки готовятся: делают медовую выпечку, оформляют подарки в русском стиле - мед в разных сосудах - и т.д.

Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

Б.Кустодиев. Ярмарка

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Православный календарь и народные приметы and tagged православные праздники. Bookmark the permalink.

5 Responses to Лакомки Госпожинки: три Спаса Успенского поста

  1. А я думала, что Вы живёте в Казани. Конечно, не стоит беспокоиться. Если я соберусь поехать в Булгар или в Раиф, то, конечно, найду, как проехать. Сейчас для меня это не актуально. Извините за беспокойство.

  2. Евгений Титаев says:

    К сожалению, я не в курсе. Живу в Восточном Казахстане. До своего друга татарина, который в Казани часто бывает, пока не дозвонился. Он и в Булгаре бывал, и мне рассказывал. В Интернете вся информация наверняка есть.

  3. Надо бы посетить этот комплекс, хотя бы из интереса. В Казани я плохо ориентируюсь, теперь даже не знаю, как доехать до Раифского монастыря. Раньше автобус отходил от ж/д вокзала, потом мне сказали, что автобус идет от Северного вокзала. Я туда приехала, а там никто знать не знает об этом. Так я и уехала из Казани, не попав в Раиф, т.к. теперь — даже не знаю откуда ехать. То же самое с Булгаром. На какой автобус, где он останавливается?

    Спасибо за уточнение.

  4. Евгений Титаев says:

    Уважаемая Тина! Вы немного не точны. Столицей Волжской Булгарии был город Булгар (Биляр). Его разрушали, но он опять восстанавливался. Сейчас там расположен очень красивый историко-архитектурный комплекс. И к Казани этот город отношения не имеет.Но если вы захотите посетить Булгар, то можете сесть в Казани на автобус. Кстати, не только татары являются потомками волжских булгар, но и чуваши. Они тоже признают Булгар за свою древнюю столицу. На чувашском языке его название будет Пăлхар.

  5. Наталия says:

    спасибо за вашу подробную и интересную информацию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *