Ах, что за прелесть эти вальдорфские куклы! Не хочется выпускать из рук, стою и разглядываю каждый шовчик на ловко сидящем платьице. Задираю юбчонку на кукле, это очень важно для кукольника -
разглядеть обработку шовчиков, фасон забавных штанишек под платьем. Как говорила одна из первых моих преподавательниц по швейному делу: «Воруйте глазами!»
Не так просто расстаться с такой игрушкой: она мягкая, уютная, даже тёплой кажется, хочется тискать её, прижать к щеке, уснуть с ней вместе. Увидев впервые эту куклу на выставке, очень долго не могла отделаться от мысли, что уже переживала подобные ощущения.
Память эта мучила какими-то обрывками тактильных моментов очень далёких, но не нафантазированных, а точно когда-то испытанных мной.
И вспомнила. Вспомнила!!! Это было в Сибири. Маленькая деревушка в Красноярском крае. Мороз сорок градусов и по радио было объявлено, что дети в школу не идут. Гора за огородами стала похожа на муравейник, столько детей прибежало с санками и лыжами. Как можно было пропустить выходной среди недели? Надо сказать, что морозы в Сибири переносятся гораздо легче, чем в Татарстане, к примеру.
Итак, мне - лет десять, брату - восемь. Мы покатались с горы и по дороге домой, переходя через замёрзший мосток, братишка провалился в полынью. Там деревенские поили скотину. Мелко, но мокро! В мокрых штанах домой идти нельзя, попадёт от мамы. И мы, недолго думая, забежали в избушку к двум сёстрам-старушкам обсушиться, погреться.
Это было так естественно - зайти в любой дом и знать, что примут и чаем напоят. Бабушки заохали, захлопотали. В избушке тесно было, а нас-то четверо, а то и пятеро. Остро вспоминается запах нафталина, значит, сундуки перебирали.
Интерьер в стиле "Шебби шик"
Стол был заставлен невиданными вещицами: резными рамочками, веерами, всевозможными шкатулочками и коробочками, статуэтками, различной вычурной посудой. Я никогда не видела именно таких вещей, сказочных, в моём детском восприятии. Сейчас бы сказали – в стиле «шебби шик». А сверху всего этого великолепия лежала она.
Она!!! Тряпичная кукла с длинными косами, в платье в мелкий цветочек с крошечными пуговками, в капоре с лентами. Кружевные носочки и вязаный жакет, вышитый розочками «рококо». Конечно, я взяла её в руки и изумлению моему не было предела. Это была она – вальдорфская кукла, с вышитыми глазками. Потом мама мне объяснила, откуда взялись эти чудесные штучки у деревенских старушек.
Оказывается, они были ссыльными немками, которые вынуждены были переехать в Сибирь в первый год войны с Поволжья. Считаю, что эти прекрасные вещицы, которые я увидела у них и положили начало формированию задатков вкуса маленькой девочке, коей тогда была. Я стала бегать к ним часто и мне позволяли перебирать все побрякушки, разглядывать салфетки и дорожки.
С тех пор люблю молочники и маленькие фарфоровые доски (для сыра, поясняла бабушка Оля). Но куклу мне больше не дали ни разу. И сколь дипломатично я не заводила разговор о ней, но старушки с ещё большим акцентом говорили, что не понимают, о чём я, и подсовывали мне что-то интересное из шкатулки. И правильно, что не дали. Куколка была из нежного бежевого трикотажа.
Ох, затёрла бы, затискала я эту очаровашку!
Из истории вальдорфских кукол. В начале ХХ века на юге Германии работники табачной компании «Вальдорф Астория» были недовольны уровнем образования в детских садах и школах. Система муштровки и зубрёжки не способствовала творческому развитию детей.
И владелец компании Эмиль Мольт, человек прогрессивный и отзывчивый, решил создать новый тип школы, которая должна отличаться уважительным отношением к учащимся и способствовать гармоничному гуманному воспитанию подрастающего поколения.
Педагог-новатор, эзотерик, теософ и антропосоыф Рудольф Штайнер по просьбе Эмиля Мольта разработал первую программу вальдорфской школы, которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры.
Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года. Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских школ, в том числе и в России. Последователями этой системы были Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Андрей Тарковский, Михаил Чехов и другие.
В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка. Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу, народной культуре и природе.
В вальдорфских учреждениях детям предлагают участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них креативное мышление, логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки.
Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д. При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Педагог начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс.
Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая - педагогическая - кукла, специально разработанная для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе Антропософского учения о человеке, что является источником критики этой системы.
Иногда вальдорфских кукол называют «штайнер-куклами» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера. Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на формирование особой педагогической среды, гармонично влияющей на развитие ребенка.
Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа - и только вручную, по особой технологии, чаще всего без использования швейной машины.
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Конечно родственная! Вы же близкая подруга Тины, а Тина для меня — родственная душа… вот за что я люблю инет, и прощаю ему все грехи, что доводит он до моей души, музыку струн родственных душ!
Прошу прощения, не увидела этот комментарий, обращённый ко мне.
Какая Вы разносторонняя! Так всегда, если есть потребность в творчестве, то хочется всё попробовать. Меня тоже живо интересуют эти заморские «рукоприкладства» — темари, омияге…. Запрещаю себе часто вникать даже, потому что привыкла изучить предмет досконально, а не поверхностно. Оно нам надо?
И тоже живу тайной надеждой, что вдруг откуда-то появится (?) свободное время для живописи. Но, скорее уже и кисть в руках забыла, как держать.
Да я столько всего натворила по жизни, что рукаприкладства, некоторое время, меня просто спасали, пока не затянули так, что я сейчас застряла в них, как муха в паутине, где каждая ниточка ведет, то к японским темарям, омиягам и прочим бабаягам, то к французкому печворку, то к немецким куклам и фсе это на фоне армянских традиций, даже пасхальные писанки
Всему этому я предпочла бы только живопись, но она требует время, света и одиночества, а у меня нет ни одного из перечисленного… вот, Любовь… какой-то неблагодарный ответ у меня получился, тем более, что вы правы в том, что оставить это просто так невозможно…
Вы правы, Елена, уровень образования был на достойном уровне. Заслуга бывших ссыльных в этом несомненная. Были и учителя из них. Если сейчас вернуться памятью своей в школьные годы, то, пожалуй, я бы углядела даже элементы вальдорфского обучения. Школа жила жизнью села. В нашей сельской школе был сад: смородина, малина, ранетки. Весь уход за ним был силами детей. Потом варенья в школьной столовой стояли на столах бесплатной добавкой. И ботанику в 5 классе проводили в саду. И выпускной!
На уроках труда мы готовили или шили, был неподдельный интерес к предмету. Ещё был прекрасный урок — внеклассное чтение. Его сейчас нет вовсе.
Ссыльные привнесли в сибирский уклад много полезного и нового. Помню портную в селе, она была немкой, но из Эстонии, так равных по уровню её мастерству, не знаю до сих пор. Теперь могу судить, сама швейник.
Детские годы Вашей мамы проходили в районе приисков. Там есть золотоносная речка Удерей, а вот о селе таком не знаю. Я из Шарыповского района.
«утрамбованные слои прошлых лет»
————————————————————
Как красиво сказано! И чудо — это Вы, обронившая слово «вальдорфская кукла», и Люба, рассказавшая о своей встрече с такой куклой. Я о них ни сном, ни духом не ведала. Десять кукол!!! Это так много, учитывая, какого труда и времени они требуют. Это же все ручная работа. И здорово, что у Вас не купили этих двух кукол. Это наследство Вашим дочерям и будет наслаждение нашим глазам, если Вы пришлете фотографии (пусть и выцветшие, а можно и заново сфотографировать) с Вашими свадебными вальдорфскими куклами. Я их размещу здесь.
Спасибо, Елена. Думаю, что и автор этого рассказа тоже откликнется. Вчера услышала в одной из передач, что человек вспоминает только то, что хочет вспомнить. Многое уходит на дно и в подсознание, но как-только реальность, хотя бы краешком, тронет этот погребенный пласт, сразу всплывает в памяти многое из того, что тихо уснуло и покоится в темном сундуке нашей памяти.
Штейнер — «учёный, доктор философии, оккультист, эзотерик, социальный реформатор, архитектор, ясновидящий и мистик XX века; основоположник антропософии — выделившегося из теософии религиозно-мистического учения» (Википедия) с куклами, детским садом и школой мало ассоциируется, но если вдуматься в его антропософию как философию человека, то, наверное, будет естественным и понятным его согласие на создание школы, в которой он смог реализовал свои представления о человеке. Не каждому философу удается создать школу в прямом смысле слова, которая, к тому же, до сих пор пользуется популярностью и имеет уже большую традицию. Вальдорфские куклы — тому подтверждение. Это уже не просто традиция, а особая культура.
Спасибо за чудесную историю! Тюхтет, Удырей в Красноярском крае — это те места, где проходили детские годы моей мамы. Дети получали прекрасное образование в сельских школах, потому что учителями там работали бывшие ссыльные. Морозные зимы были и в нашем детстве, когда вместо школы мы убегали кататься с гор в Смоленской области. Вы пробудили своим рассказом те детские ощущения, которые скрыты у каждого в дальних уголках памяти. Елена.
Ах, какая прелесть… Тина, вы чудо! Так сразу всколыхнули мои утрамбованные слои прошлых лет, что канули в сундуки или остались грустными образами на выцветших фотках…
Как долго я возилась с каждой куклой, разпушивала шерсть,набивала… пришивала нити волос, распарывала и вновь пришивала, шила одежду, вязала, перевязывала… меня хватило на 10 кукол, осталась только пара свадебных, с которыми я обошла все свадебные салоны Еревана, нигде не взяли и хорошо, что не взяли, остались мне 😉
Конечно родственная! Вы же близкая подруга Тины, а Тина для меня — родственная душа… вот за что я люблю инет, и прощаю ему все грехи, что доводит он до моей души, музыку струн родственных душ!
Прошу прощения, не увидела этот комментарий, обращённый ко мне.
Какая Вы разносторонняя! Так всегда, если есть потребность в творчестве, то хочется всё попробовать. Меня тоже живо интересуют эти заморские «рукоприкладства» — темари, омияге…. Запрещаю себе часто вникать даже, потому что привыкла изучить предмет досконально, а не поверхностно. Оно нам надо?
И тоже живу тайной надеждой, что вдруг откуда-то появится (?) свободное время для живописи. Но, скорее уже и кисть в руках забыла, как держать.
Вышиваю, шью игрушки, наряды маленькой внучке.
Спасибо Вам, Nadi! Вы мне душа родственная!
Да я столько всего натворила по жизни, что рукаприкладства, некоторое время, меня просто спасали, пока не затянули так, что я сейчас застряла в них, как муха в паутине, где каждая ниточка ведет, то к японским темарям, омиягам и прочим бабаягам, то к французкому печворку, то к немецким куклам и фсе это на фоне армянских традиций, даже пасхальные писанки
Всему этому я предпочла бы только живопись, но она требует время, света и одиночества, а у меня нет ни одного из перечисленного… вот, Любовь… какой-то неблагодарный ответ у меня получился, тем более, что вы правы в том, что оставить это просто так невозможно…
Вот было бы здорово! Жду!
Спасибо Тина, попробую их достать, сфоткать и переслать 😉
Спасибо, дорогая Nadilel, что отозвались! Но и очень приятно было погрузиться в эти воспоминания детства дорогого.
А Вы мастерица, несомненно — десять кукол это немало. Я знаю, какой это труд, но и радость какая от творчества.
Вот и у меня вышло так, когда-то увидела предметы чужой тогда культуры, запало в душу и всю жизнь несу это в памяти, греюсь!
Вы, верно, и сейчас, что-то руками творите? Да? Это невозможно оставить просто так.
Вы правы, Елена, уровень образования был на достойном уровне. Заслуга бывших ссыльных в этом несомненная. Были и учителя из них. Если сейчас вернуться памятью своей в школьные годы, то, пожалуй, я бы углядела даже элементы вальдорфского обучения. Школа жила жизнью села. В нашей сельской школе был сад: смородина, малина, ранетки. Весь уход за ним был силами детей. Потом варенья в школьной столовой стояли на столах бесплатной добавкой. И ботанику в 5 классе проводили в саду. И выпускной!
На уроках труда мы готовили или шили, был неподдельный интерес к предмету. Ещё был прекрасный урок — внеклассное чтение. Его сейчас нет вовсе.
Ссыльные привнесли в сибирский уклад много полезного и нового. Помню портную в селе, она была немкой, но из Эстонии, так равных по уровню её мастерству, не знаю до сих пор. Теперь могу судить, сама швейник.
Детские годы Вашей мамы проходили в районе приисков. Там есть золотоносная речка Удерей, а вот о селе таком не знаю. Я из Шарыповского района.
Спасибо, что отозвались, Елена!
«утрамбованные слои прошлых лет»
————————————————————
Как красиво сказано! И чудо — это Вы, обронившая слово «вальдорфская кукла», и Люба, рассказавшая о своей встрече с такой куклой. Я о них ни сном, ни духом не ведала. Десять кукол!!! Это так много, учитывая, какого труда и времени они требуют. Это же все ручная работа. И здорово, что у Вас не купили этих двух кукол. Это наследство Вашим дочерям и будет наслаждение нашим глазам, если Вы пришлете фотографии (пусть и выцветшие, а можно и заново сфотографировать) с Вашими свадебными вальдорфскими куклами. Я их размещу здесь.
Спасибо, Елена. Думаю, что и автор этого рассказа тоже откликнется. Вчера услышала в одной из передач, что человек вспоминает только то, что хочет вспомнить. Многое уходит на дно и в подсознание, но как-только реальность, хотя бы краешком, тронет этот погребенный пласт, сразу всплывает в памяти многое из того, что тихо уснуло и покоится в темном сундуке нашей памяти.
Штейнер — «учёный, доктор философии, оккультист, эзотерик, социальный реформатор, архитектор, ясновидящий и мистик XX века; основоположник антропософии — выделившегося из теософии религиозно-мистического учения» (Википедия) с куклами, детским садом и школой мало ассоциируется, но если вдуматься в его антропософию как философию человека, то, наверное, будет естественным и понятным его согласие на создание школы, в которой он смог реализовал свои представления о человеке. Не каждому философу удается создать школу в прямом смысле слова, которая, к тому же, до сих пор пользуется популярностью и имеет уже большую традицию. Вальдорфские куклы — тому подтверждение. Это уже не просто традиция, а особая культура.
Спасибо, дорогая Тина, ничего об этом не знала. Особенно удивило присутствие Р. Штейнера в этом контексте.
Спасибо за чудесную историю! Тюхтет, Удырей в Красноярском крае — это те места, где проходили детские годы моей мамы. Дети получали прекрасное образование в сельских школах, потому что учителями там работали бывшие ссыльные. Морозные зимы были и в нашем детстве, когда вместо школы мы убегали кататься с гор в Смоленской области. Вы пробудили своим рассказом те детские ощущения, которые скрыты у каждого в дальних уголках памяти. Елена.
Ах, какая прелесть… Тина, вы чудо! Так сразу всколыхнули мои утрамбованные слои прошлых лет, что канули в сундуки или остались грустными образами на выцветших фотках…
Как долго я возилась с каждой куклой, разпушивала шерсть,набивала… пришивала нити волос, распарывала и вновь пришивала, шила одежду, вязала, перевязывала… меня хватило на 10 кукол, осталась только пара свадебных, с которыми я обошла все свадебные салоны Еревана, нигде не взяли и хорошо, что не взяли, остались мне 😉