И я была вынуждена это делать, когда услышала от ребенка нелестные слова «Мама, дай мне жить самостоятельно, как хочу», добавив при этом много нелестного обо мне.
И непонятно, что делает в одной семье детей разными, как, например, в притче о блудном сыне, о которой размышляла вчера. И вдруг встретила другую притчу, в которой предлагается два разных ответа на то, как воспитывать и что получается в том и другом варианте. Но думаю, что все-таки это крайности. В жизни много нюансов, она не укладывается в черно-белые коробочки.
Есть правило «входа-выхода» у разных видов деятельности, которые по степени сложности распределяются так:
1. Известен вход – выход известен: производство, самая простая деятельность.
2. Неизвестен вход – выход известен: коммерция
3. Известен вход – выход неизвестен: наука.
4. Неизвестен вход - выход неизвестен: преподавание и воспитание - самая сложная деятельность
Я, в отличие от притчи, не знаю ответ на вопрос, как надо воспитывать детей, но знаю точно –личный пример родителя гораздо важнее всех слов о воспитании. Видимо у Мастера что-то пошло не так.
Однажды к Мастеру пришли трое его детей, и каждый желал странного.
— Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю парня из соседней деревни. Он такой… такой!.... Я понимаю, Ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если я приведу в дом того парня и я, и мы будем спать в одной кровати и сидеть у огня, держась за руки?..
— Папа, — потупясь, сказал средний сын. — Мне кажется, я пацифист и не могу даже смотреть на оружие, мясную пищу и чужие страдания. Я понимаю, Ты хотел бы видеть во мне сильного воина, победителя и защитника, который прославится на всю Поднебесную, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если Ты "отмажешь" меня от армии, и мы возьмём в дом нашего поросёнка, которого мы откармливаем на Праздник Фонарей? Я буду купать его в тёплой воде, повяжу на шею синий бантик, и мы с ним будем кушать только растительную пищу!..
— Папа! — сказала любимая дочь Мастера, водя изящной ножкой по глиняному полу. — Ты знаешь, я ведь молодая, красивая и умная девушка. Поэтому я хочу самореализоваться и пожить для себя. Я понимаю, Ты хотел бы видеть во мне любящую жену, умелую хозяйку и заботливую мать своих многочисленных внуков, но… извини, внуков у Тебя не будет. Ничего, если я уеду в город, стану там офисным работником, сделаю карьеру и стану чайлдфри? А по выходным я буду приезжать к Тебе в дом престарелых на своем «Матисе» и куплю Тебе замечательное кресло-качалку…
Мастер уже открыл было рот, чтобы громко высказать детям всё, что он о них думает, но так и не издал ни звука. «А нужно ли? — подумал он вдруг. — Да какое же я имею право решать за своих детей, как им жить, с кем спать, что есть, во что верить?
Они же самостоятельные личности! Ну и что, что старшему всего семнадцать? Подумаешь, мне не нравится! Ничего, потерплю, зато дети мои будут счастливы! В конце концов, чем цивилизованнее человек, тем он толерантнее, так неужели я буду вести себя, как дикарь?!». "Хорошо, — устало сказал он, — живите, как хотите".
…Прошло десять лет. Дети жили как хотели, и однажды Мастера пришёл к соседу поделиться своим несчастьем и увидел, что сосед сидит в беседке перед садом камней, пьёт сливовое вино и курит свою любимую кривую трубочку. "Как поживаешь, сосед? — спросил Мастер, — всё ли в порядке? Что детишки?"
Сосед неторопливо отпил из чашки и ответил: "Старший сын женился на дочери уездного судьи. Они живут душа в душу, сын хорошо зарабатывает, у них в городе большой дом. Средний сын служит в императорской коннице на южных рубежах Поднебесной. Он начальник «длинной сотни» конников. Враги боятся его, как огня, друзья любят, подчинённые почитают, а начальники ценят. А дочь — что ж, вон моя красавица-дочь, её любимый муж и пять моих внуков…"
"Невероятно! — вскричал Мастер, — но разве десять лет назад твои дети, будучи молодыми, горячими и глупыми, не приходили к Тебе, желая странного?!" Сосед степенно кивнул. "Как же тебе удалось воспитать таких славных детей?!" "Я просто сказал им, что если они не перестанут валять дурака, я их всех убью".
Тина Гай
Поняла, почему попало в спам. Вы хотели «продраться» сквозь провайдера. Но он такой ужасный, периодически зависает и не справляется с нагрузкой. Много из-за этого теряется читателей, пытаемся решить проблему, но пока вот так.
Согласна с этой болью, когда с родителями был близок, любим и любил. Когда у детей и родителей отношения сложные, как были у меня, то таких чувств не испытываешь. Увы, горько это, но так случается.
Юра, все три Ваши комментарии на притчу «Воспитание» почему-то попали в спам. Сейчас только их вытащила и отвечаю. Этот рассказ я вовремя поместила вчера. Спасибо за него!
Конечно, не все нам подвластно. И ребенок — это не чистая доска, на нем уже многое написано в генах его. И как воспитывать тоже мало кто знает и понимает.
Да, это тема касается почти каждого! Но, главное в том, что не знаем ответа, а если всё заложено при рождении? Ведь ничего нельзя сделать , если не можешь петь или танцевать! А хотелось бы…
Да у меня у самой такая же была семья и я тоже так себе говорила, но это скорее было несогласие с внешней стороной жизни: бедность, пьянка, ругань. Но Почему-то так получилось, что несмотря на это я стала во многом похожа на мать. Характером, хотя внешне жить совсем другая — без мата, пьянок и ругани. Но видимо было что-то в той жизни неискоренимое и важное, что сделало меня такой же стойкой, какой была моя мать.
«Пример родителей» — не всегда… Я росла в простой семье в советское время со всеми вытекающими — пионеры, комсомольцы… Но мне всегда не нравилась жизнь моих родителей, я хотела с детства «свой дом». Вышла замуж, все нормально, а у супруга — подобная детство и цель в жизни : «я так жить не буду, во что бы то ни стало»…
Какая оказалась тема животрепещущая! У всех дети есть (у большинства есть), и все понимают, как здесь все тонко и неоднозначно. Вроде и семья может быть хорошей (по меркам социальности), а дети — убийцы, а может быть наоборот — и семья никакая, а дети вырастают очень даже толковыми.
То, что написала Елена — идеально. Я полностью согласна, так должно быть! Я знала одну семью, где пятнадцатилетняя девочка поставила условие, что она приведёт жить мальчика( немного постарше).И родители согласились. Прошло лет пять, и сколько мальчиков поменялось, и девочка вроде бы остепенилась, но что пришлось пережить родителям?!
Абсолютно с Вами, Елена, согласна! Но у меня не всегда получалось не влиять на принятие решения ребенком. Хотя считаю, что дочь выросла самостоятельным человеком, с крепким стержнем. Она состоявшийся человек, но ошибок я сделал в ее воспитании достаточно. Поэтому я не знаю, что лучше: дать детям свободу выбора или жестоко пресекать их желания. Но второе все-таки, мне кажется, чаще ведет к личным трагедиям, чем второе. Т.е. на выходе, как Вы пишите, действительно часто получается совсем не то.
Вот в элитной московской школе произошла трагедия: мальчик-отличник, который шел на золотую медаль, убил учителя в школе и ранил полицейского, взял в заложники своих одноклассников. Как такое могло случиться?! Мне знакомый прислал статью из «Известий», по-моему. Там пишут, что его дед был генералом КГБ, отец работает в какой-то засекреченной организации КГБ, воспитанием занималась бабушка, которая входила в родительский комитет. Его заставляли молиться, заучивать молитвы, ставили жесткие условия: только учеба, никаких детских игрушек, репетиторы по математике и английскому. Вопрос: хорошая это семья? Для меня — это адская смесь какая-то. Ребенок, говорят его одноклассники, хотел умереть и потому пошел на этот шаг. Родители до сих пор с мальчиком не хотят общаться, адвокат не может до них достучаться: они не берут трубку. Внешне благополучная семья сделала из мальчика психически ненормального человека. Он стал заложником их личных амбиций. По-моему таких семей, особенно в столичных городах, становится все больше. Успешность в обществе становится заменителем нормальной человеческой жизни. Я не осуждаю, просто размышляю: хорошо ли это, хотя сама как бабушка тоже хотела, чтобы внук учился хорошо и заставляла его учиться. Но хорошего из этого ничего не получилось.
Если поделиться своим опытом, то я всегда разговаривала с сыном в первую очередь на равных, чтобы он почувствовал в себе личность уже с детства, он это ценил и всегда со мной советовался, на что я обычно давала на его выбор, два различных варианта исхода последствий. В этом конечно есть риск. Но как правило, дети себе не враги и обычно выбирают лучший.Но даже если иногда ошибаются, зато нет причин валить на родителей вину за неудачи. А ошибки всегда можно исправить. Главное чтобы ребенок доверял нам и чувствовал нашу любовь и поддержку, чтобы не случилось. Но это у многих как раз является камнем преткновения. Ведь это требует больших эмоциональных, душевных затрат, в то время как просто запретить и настоять на своем (якобы взрослым виднее), легче, но на выходе как раз получается не всегда то, чтобы мы хотели видеть в своих детях.
Тина, казалось бы, что уже давно всё разложено по полочкам! А вопросы остаются » почему в благополучных семьях вырастают уроды? И наоборот?» Я в двенадцать лет осталась с бабушкой, а в восемнадцать сама по себе. Да, основа была, а остальное- моя сущность и мой характер.
Да, Андрей. Это интересно. Я бы почитала с удовольствием Вашу статью на эту тему. Так что жду!
Да нет. Пример родителей не так уж и важен.
Брать с кого-то пример совсем не означает быть собой, скорее наоборот.
Я уверен: чем меньше мы похожи на родителей, тем более мы являемся сами собой.
Сущность не передаётся по наследству, в то время как личность как раз и впитывает в себя родительское и является, по сути, интроекцией. А дальше и пошло вплоть до невроза!
А у невроза что?
Да противоречия личности, родителя и ребёнка!
У неврастеника: «Хочу, но не могу..»
Истерика: «Хочу, но не дают…»
Психастеник: « Хочу, но запрещаю себе..»
Воспитание продолжается? В форме самовоспитания?
До 5 лет не нужно никакого воспитания, нужна только безопасность, а также внимание!
Ой…Я похоже и не комментарий пишу, а готовлю будущую статью себе на блог?))
Тогда я поберегу слова-мысли, а лучше внимательно перечитаю Вашу статью!
Может быть что-то и упустил.))
Тина, вот что происходит, когда уходят родители…
Тина, хочу предложить вам…, что происходит, когда родители наши уходят…
Вопрос сложный. Раньше держали детей в строгости, но революции не избежали. Ювенальную юстицию не поддерживаю, но и строгость — не панацея. Так думаю. А что делает детей толковыми — не знаю. Наверное, все-таки пример родителей.
А для чего эту ювенальную юстицию придумали ! Что бы вконец разложить нашу молодежь ! Держать детей в строгости и уважении к старшим _ тогда и выйдет толк !
Думаю, что Мастер предположил, что дети у соседа тоже были такими. Поэтому и задал такой вопрос. Но, судя по ответу, такой факт имел место быть, как говорят некоторые, раз он угрожал детям.
И правильно сказал!!!
Только я не понял, что у соседа с детьми десять лет назад такая же проблема была, что и у Мастера? Тогда может эта «зараза» или инфекция в деревне!?