(Начало здесь) Стало ли легче женщине, прошедшей войну, после возвращения? Как ни странно, их возвращению не радовались даже самые близкие. Слава настоящая, а не та, что шла за ними как черная тень, догнала этих женщин войны лишь три десятилетия спустя после Победы... Немногие дождались этого дня. Об этом тоже вспоминают женщины войны.
После войны
Кончилась война, они оказались страшно незащищенными. Вот моя жена. Она – умная женщина, и она к военным девушкам плохо относится. Считает, что они ехали на войну за женихами, что все крутили там романы. Хотя на самом деле, у нас же искренний разговор, это чаще всего были честные девчонки. Чистые. Но после войны… После грязи, после вшей, после смертей… Хотелось чего-то красивого. Яркого. Красивых женщин…
У меня был друг, его на фронте любила одна прекрасная, как я сейчас понимаю, девушка. Медсестра. Но он на ней не женился, демобилизовался и нашел себе другую, посмазливее. И он несчастлив со своей женой. Теперь вспоминает ту, свою военную любовь, она ему была бы другом. А после фронта он жениться на ней не захотел, потому что четыре года видел ее только в стоптанных сапогах и мужском ватнике. Мы старались забыть войну. И девчонок своих тоже забыли…
***
Как нас встретила Родина? Без рыданий не могу… Сорок лет прошло, а до сих пор щеки горят. Мужчины молчали, а женщины… Они кричали нам: «Знаем, чем вы там занимались! Завлекали молодыми п… наших мужиков. Фронтовые б… Сучки военные…» Оскорбляли по-всякому… Словарь русский богатый… Провожает меня парень с танцев, мне вдруг плохо-плохо, сердце затарахтит. Иду-иду и сяду в сугроб. «Что с тобой?» – «Да ничего. Натанцевалась».
А это – мои два ранения… Это – война… А надо учиться быть нежной. Быть слабой и хрупкой, а ноги в сапогах разносились – сороковой размер. Непривычно, чтобы кто-то меня обнял. Привыкла сама отвечать за себя. Ласковых слов ждала, но их не понимала. Они мне, как детские. На фронте среди мужчин – крепкий русский мат. К нему привыкла. Подруга меня учила, она в библиотеке работала: «Читай стихи. Есенина читай».
***
Я до Берлина с армией дошла… Вернулась в свою деревню с двумя орденами Славы и медалями. Пожила три дня, а на четвертый мама поднимает меня с постели и говорит: “Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи… Уходи… У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с мужчинами… ”. Не трогайте мою душу. Напишите, как другие, о моих наградах…
***
Два года назад гостил у меня наш начальник штаба Иван Михайлович Гринько. Он уже давно на пенсии. За этим же столом сидел. Я тоже пирогов напекла. Беседуют они с мужем, вспоминают… О девчонках наших заговорили… А я как зареву: «Почет, говорите, уважение. А девчонки-то почти все одинокие. Незамужние. Живут в коммуналках. Кто их пожалел? Защитил? Куда вы подевались все после войны? Предатели!!» Одним словом, праздничное настроение я им испортила…
Медики 144-го стрелкового полка 49-й гвардейской стрелковой дивизии. Май 1945
***
Мы поехали в Кинешму, это Ивановская область, к его родителям. Я ехала героиней, я никогда не думала, что так можно встретить фронтовую девушку. Мы же столько прошли, столько спасли матерям детей, женам мужей. И вдруг… Я узнала оскорбление, я услышала обидные слова. До этого же кроме как: “сестричка родная”, “сестричка дорогая”, ничего другого не слышала…
Сели вечером пить чай, мать отвела сына на кухню и плачет: "На ком ты женился? На фронтовой… У тебя же две младшие сестры. Кто их теперь замуж возьмет?". И сейчас, когда об этом вспоминаю, плакать хочется. Представляете: привезла я пластиночку, очень любила ее. Там были такие слова: "...и тебе положено по праву в самых модных туфельках ходить…".
Это о фронтовой девушке. Я ее поставила, а старшая сестра подошла и на моих глазах разбила, мол, у вас нет никаких прав. Они уничтожили все мои фронтовые фотографии… Хватило нам, фронтовым девчонкам. И после войны досталось, после войны у нас была еще одна война. Тоже страшная. Как-то мужчины оставили нас. Не прикрыли. На фронте по-другому было.
***
Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет… Приглашать на встречи… А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины – победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими… У нас, скажу я вам, забрали победу… Победу с нами не разделили. И было обидно… Непонятно…
***
Вернулась с войны седая. Двадцать один год, а я вся беленькая. У меня тяжелое ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала: «Одинаково теперь — рожай девочек или мальчиков".
М.Савицкий. Партизанская Мадонна, 1967
Послесловие
Да, война и женщина не совместимы. Избитая фраза. Наверное, поэтому женщины повторяют: "Лишь бы не было войны". Работает память, генетическая и биологическая. И интересно, что в изобилии есть картины и фотографии возвращения с войны мужчин, но нет ни тех, ни других о возвращении с войны женщин. По крайней мере, мне не удалось их найти.
Что в наших душах творилось, таких людей, какими мы были тогда, наверное, больше никогда не будет. Никогда! Таких наивных и таких искренних. С такой верой! Когда знамя получил наш командир полка и дал команду: “Полк, под знамя! На колени!”, все мы почувствовали себя счастливыми.
Стоим и плачем, у каждой слезы на глазах. Вы сейчас не поверите, у меня от этого потрясения весь мой организм напрягся, моя болезнь, а я заболела “куриной слепотой”, это у меня от недоедания, от нервного переутомления случилось, так вот, моя куриная слепота прошла. Понимаете, я на другой день была здорова, я выздоровела, вот через такое потрясение всей души…
До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать! -- Был и есть у России Вечной прочности вечный запас. (Ю.Друнина. Запас прочности)
Ханс Адольф Бюлер (Hans Adolf Bühler, 1877–1951). Возвращение домой. 1940
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Вопрос о канонизации Фёдора Михайловича, в общем-то, никогда серьёзно не ставился. Он был мирянином, боролся с собственными пороками, побеждал их, изучал пороки людские вообще. По словам одного из преподавателей духовной академии, Фёдора Михайловича манил этот мир. Так глубоко заглянуть в чёрную бездну и выстоять, на мой взгляд, не удавалось никому. Ни до, ни после. Как писатель, он должен был пропускать всю эту грязь через себя, чтобы уловить все нужные интонации. Ему это оказалось по плечу. Фёдор Михайлович был с Христом. Это его спасало и вело вперёд.Что же касается иконы с изображением Достоевского (предположительно), то священники называют её условно — «Христос благословляет солдата». Нам с краеведом П.Жуковым пришлось попытаться исследовать историю иконы. С большой долей вероятности можно утверждать, что в наш Воскресенский храм она попала из церкви при учительской семинарии (ныне — педколледж). Её размеры и форма точно вписываются в проём окна. Поскольку наш город связан с Достоевским, неизвестный художник мог придать солдату черты писателя. Сама икона больше напоминает картину маслом по дереву — ни тебе обратной перспективы, ни прочих классических атрибутов иконописи. Впрочем, как это изображение ни назови, но оно является частью росписи храма, а, значит, принадлежит к иконописи в широком смысле. Об Иване Грозном. Жертвы были. Не берусь обсуждать сию личность. О царе и без меня немало написано.Но вот его современники — монархи из Европы — положили своего народа на порядок больше, и почему-то прозвища «грозный» никто из них не удостоился. Почему-то вспомнился современный афоризм: » Крыса и хомячок — родственники. Просто у хомячка пиар лучше».
Да, Евгений, Вы правы: в церкви люди разные с разными взглядами и разной степенью патриотичности и фундаментализма, разной начитанностью и образованностью. Думаю, что Ивана Грозного почитают как раз те, кто страдает тяжелой формой патриотизма, а точнее — национализма. Не думаю, что человек начитанный и сведущий в истории России и церкви может всерьез почитать этого царя, положившего сотни жизней и утопившего страну в крови.
Что касается Достоевского, то отношение к нему действительно разное, чему он дает немало поводов. В юности была уверена, что он человек глубоко православный и русский патриот. С возрастом увидела, что это идеальное представление о писателе страдает многими неточностями. Сейчас я уже не думаю о нем, как о святом и икон с его образом ни разу не видела. Вот со Сталиным — видела. Многие ведь и его тоже почитают за святого, как и Ивана Грозного. Наверное, тоже как местночтимого. У каждого — свои герои. У меня ни Грозный, ни Сталин восторга не вызывают, впрочем, как и Петр I. Но допускаю, что другие имеют право на свою точку зрения. Плохо, если они навязывают ее другим, как прихожанам, так и мирянам, которые к церкви не имеют никакого отношения. Антония Храповицкого очень уважаю, он много сделал для РПЦ. Плохо, что уехал и стал зачинщиком раскола.
Спасибо, что так внимательно и глубоко вошли в тему.
Заинтересовался этим вопросом и просмотрел кучу сайтов. Пришёл к выводу, что среди части православных граждан и некоторых общественных организаций очень, так сказать, патриотических взглядов существует стойкое убеждение, что Иоанн Грозный является местночтимым святым, и что он был несправедливо оклеветан. Эту точку зрения якобы разделял и покойный старец Николай Гурьянов. Несмотря на официальное отношение к этому РПЦ, с которым я тоже знаком.https://www.youtube.com/watch?v=HldlCU2yW4g Вокруг этого вопроса столько всего наворочено! В качестве одного из аргументов приводятся святцы Коряжемского монастыря, которые перетолковываются по-разному.Как к этому относиться? Думаю, что спокойно. Церковь — живой организм и состоит из живых людей со своими убеждениями и эмоциями. У отдельных священников — отрицательное отношение к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. А известный вам Кураев особых претензий к роману не имеет, как и РПЦ, в целом.http://www.bogoslov.ru/text/4915076/index.html Это его последняя лекция на эту тему. В своё время некоторые священники и литераторы предъявляли претензии и к Фёдору Михайловичу Достоевскому. Однако, большинство всё же глубоко его уважало. Интересны труды о Достоевском, принадлежащие очень уважаемому сербскому священнику Иустину (Поповичу). Митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий, один из создателей зарубежной РПЦ высоко ставил писателя и составил «Словарь к творениям Достоевского». В нашем Воскресенском храме есть икона, на которой изображён Христос, протягивающий руку к глубоко задумавшемуся в горе человеку, в солдатской шинели. Человек этот очень напоминает Достоевского внешне. В нашем городе писатель отбывал солдатчину, здесь нашёл себе первую жену и написал две повести. Икона попала в храм из другой (закрытой) церкви. Речь, конечно, не идёт о канонизации классика. Тема и идея — утешение.
Да, Википедия не стопроцентно достоверный источник, но все-таки в церковных вопросах я ей доверяю, хотя смотрю и многие другие источники. С местночтимыми никакого тумана нет, если они канонизируются в РПЦ (МП).
Я и не настаивал, а только привёл пример тумана, который, порой, касается местночтимых святых. Возможно, есть что-то, чего мы не знаем или на что церковь предпочитает пока не делать акцент.Врочем, и тут не настаиваю. Я — не слишком большой специалист в делах церковных. А к Википедии отношусь двояко. Она часто грешит неточностями и субъективизмом. Я имею в виду не давний конкретный случай, а вообще. Несколько раз сталкивался с откровенной дезой.
Иоанн Грозный нигде не святой, ни местночтимый, ни общецерковный. Если где-то это и есть, то только не в РПЦ. За все деяния, которые совершил этот царь, его никогда не канонизируют. Взять хотя бы то, что он (верней, по его приказу) задушил святителя Филиппа, которого потом при Никоне канонизируют в лике святых. См. в Википедии «Вопрос о канонизации Ивана Грозного». Жанна Бичевская может петь о чем угодно, но неона занимается канонизацией, а Священный Синод.Канонизации Матери Марии в РПЦ не было и ее святой она не признает.
За исключением местночтимых святых всё же традиция действует. Я просто не знал, что мать Мария в ранге местночтимых. Думаю, что и РПЦ её признает. Местночтимые святые — материя не всегда для всех ясная. Иоанн Грозный — тоже местночтимый святой. Бичевская о том песню поёт. Некоторые уважаемые старцы о нём упоминают, не слишком, впрочем, акцентируясь на его личности.
Нет, Вы не правы. Местночтимые в каком-нибудь городе не имеют статуса общепризнанных святых и служба им идет только в местных церквях, а не во всех, как, например, святым Ксении Петербуржской, Петру и Февронии или Царственным страстотерпцам. История канонизации последних в этом смысле особенно показательна. Они были канонизированы в РПЦЗ (за рубежом), в отколовшейся от Московской патриархии. И долго их канонизация зарубежной православной церковью не признавалась в РПЦ (МП). Более того, это было одним из препятствий воссоединения РПЦ (МП) и РПЦ(З). И только когда произошла канонизация Николая II и его семьи, убиенной вместе с ним, это препятствие было снято. То же самое с канонизацией Матери Марии. Вы не найдете службы ей в РПЦ (МП). Вот отрывок из статьи по этому поводу:
«Мать Мария была канонизирована Константинопольской Православной Церковью в 2004 году. По словам Ксении Кривошеиной, в Русской Православной Церкви также было намерение ее канонизировать, однако по ряду причин, описанных в книге, вопрос остался открытым. Участники встречи выразили надежду, что м. Мария будет все же канонизирована и в Русской Православной Церкви».
Не все святые, канонизированные в других православных церквях, считаются канонизированными и в РПЦ (МП). В Википедии так и сказано «Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии, но не имеющие общецерковного почитания».
В Православии есть правило — того, кто причислен к лику святых в какой-нибудь одной церкви, считается святым во всех. Мать Мария стала святой в Константинопольской православной патриархии. Она считается, таким образом, святой и в других патриархиях. Достойная женщина. Я знавал человека из русских эмигрантов, которого она гладила по голове, когда тот был ещё мальчиком. А про остальных …Для церкви они все равны.
Да, тема монашества очень тонкая. Не будем углубляться в нее далеко. В одном с Вами согласна: «Победить природу духовностью, дано не всем». Что касается русских святых, которые перечислены в ссылках, то кроме тех, о которых я писала, упустила разве что Февронию. Все они на слуху и на иконах. А вот что касается других, то их почему-то в храмах встретишь не часто, да и знают о них гораздо меньше, разве что единицы. Местночтимая Варвара Скворчихинская ни разу нигде не упоминается, я вообще впервые слышу это имя. То же самое относится к Ефросинии Московской (наверняка местночтимая), Ефросинии Колюпановской (тоже местночтимая), Иулиания Вяземская — то же самое. Так что женщины, прославленные в лике святых, праведных, блаженных и т.д. все-таки остаются из 12 перечисленных только 5 широко известны и не являются местночтимыми святыми.
Русских женщин-святых всё же немного больше. http://russian7.ru/post/12-svyatykh-russkikh-zhenshhin/full/ http://www.liveinternet.ru/users/constaviva/post164787555/ http://www.oldru.com/baty/48.htm
Кураев по-своему интересен и порой вызывает недовольство патриархии. Но что касается женских монастырей… Тут всё дело в традициях, коими сильно православие. Победить природу духовностью, дано не всем. Но, видимо, надо к этому стремиться. Я — человек светский и не слишком воцерковлен. Но для меня благочестивые монахи и монахини — своеобразный эталон, подлинные воины света. А им ещё и внутри себя надо бой вести. Всё это очень интимно и лично. Не мне их обсуждать.
Евгений, спасибо за стихи! «Победа настроем сильна» — очень верно. Победа над сильным врагом без слёз не бывает и дается она очень тяжело, с большими жертвами. Отсюда и радость со слезами на глазах.
_______________________________________________
Что касается Богородицы — да. Ее в России почитают даже больше, чем Иисуса, потому что она — Заступница усердная, Мати Бога милосердного. Но простой женщине до Богородицы не дотянуться. На западе нашли как бы золотую середину — Марию Магдалину. Она ниже Богородицы, но выше простой женщины, которая может вырасти до Марии Магдалины. А русских женщин, причисленных к лику святых все-таки не так много. Первыми приходят на ум ОТМА (царственные страстотерпцы Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия), св. Елисавета, мати Ксения Петербуржская, мати Матрона, чуть раньше — Равноапостолькная Ольга. Больше на вскидку никого и не припомнишь. У нас в храме только их иконы. Других нет. Вот и все.
Что касается женских монастырей, то как сказал. дьякон Андрей Кураев: «Лучше бы их не было». И я с ним соглашусь, потому что сама там побывала и видела изнутри все нестроения женской обители. Не буду утверждать, что везде так, но большая доля истины в этом есть. Женщина — хрупкий сосуд и он требует особой заботы. Аскеза ей противопоказана. Это на мой взгляд. Утверждать не беду за всех.
Вспоминаю рассказ ныне покойного фронтовика о Дне Победы. Я о нём очерк в своё время написал. Павел Иванович Сапрыкин тогда в госпитале под Кёнигсбергом лежал, раненный осколком в ногу. Стрельба началась в районе «мыльного пузыря». Так солдаты прозвали свою прачечную. Что такое?!!! Неужто какой-нибудь отряд фашистов прорвался? Но нет, крики кругом радостные. Потом сестричка в палату вбежала и крикнула:»Война закончилась!» Тогда радовались все. Во-первых, потому что живые остались и домой вернутся. Во-вторых, потому что такую войну выиграли, фашистов победили.А потом, когда праздновали с товарищами, то и павших помянули. Потому для большинства из людей того поколения это прежде всего радость. Хоть и со слезами на глазах. Ну и гордость, конечно (не гордыня!). Я с ними солидарен.Что же касается христианства, то Господь нас не за пол будет судить. Традиции православная церковь блюдёт. И вовсе не значит, что женщина там чем-то ущемлена. Просто у неё свой путь — очень трудный и ответственный. Немало у нас и женщин-святых, и монастырей женских.В России особенно трепетное отношение к Богородице. И даже храмов, ей посвящённых, больше, чем храмов Христа Спасителя. В некоторых конфессиях, называющих себя христианскими, есть женщины-священницы. Но не думаю, что эти нововведения хороши. Напоследок дарю вам своё стихотворение. Оно многократно было опубликовано в разных сборниках. Правда, в нём главный герой — не женщина. Но без женщин победы бы не было. Жизнь, Смерть, Любовь, Победа, Война, Мечта… Такие противоположные слова. И все — женского рода. Есть тут какая-то тайна. Чуден русский язык и сакрален.
ФРОНТОВИКАМ
Парящую радость изведай
В погожие майские дни.
Она отзовётся Победой,
Победа Свободе сродни.
Свобода порой беззаботна,
Победа настроем сильна.
Сегодня комвзвода пехотный
Наденет свои ордена.
Пройдётся певучею ранью –
Какое в глазах торжество! –
Забыв про саднящую рану.
И рана отпустит его.
Он выпьет свои фронтовые
За всех не пришедших с войны.
В Победе равны рядовые
И маршалы гордой страны.
А где-то, натужно сердито
В презрении выскалив рот,
Эсесовец, им не добитый,
Привычно его проклянёт.
Пусть рабские тешатся тени,
Солдат не боится теней.
Он счастлив весенним смятеньем
И в Правде свободен своей.
Пути у истории странны,
Лишь Правда не тает, как снег.
Меняются гимны и страны,
Победа приходит навек.
2005.
Спасибо огромное, особенно за ссылку. Картины очень понравились, правда женщин-фронтовичек, которые прошли войну и которых встречают на пороге дома, очень мало. Но 1-2 мне очень понравились.
—————————————————————
Теперь по существу темы. «Если честно, то война вообще безлика» — это верно. Но мне это напомнило слова ап. Павла, что во Христе несть ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского. Тем не менее, если придете в храм, то увидите, что все женщины в платочках, а если не оденете, то на Вас тут же зашикают и потребуют надеть, в священничество допускают только мужчин и вообще мужчинам везде в храме вперед. Вот и судите. Женщина даже во Христе остается женщиной, несмотря на все заявления ап. Павла. Так и с войной. Война безликая, но не бесполая. И мужчина и женщина и на войне остаются ими со всеми их особенностями, данными им от природы. Победа у каждого ассоциируется со своим. Для кого-то это прежде всего слезы и беда, у кого-то радость, что есть еще один выходной день, в который можно съездить в свой сад-огород; для кого-то инвалидность и алкоголь, а для другого — май, сирень, цветы. У каждого своя мера и цена Победы. Для меня праздник Победы ассоциируется только с болью, жестокостью, несправедливостью и слезами. И в очень небольшой степени с радостью. Гордость за победу — да, особенно сейчас после появившегося «Бессмертного полка». В любом случае, война — это ужас. И думаю, что здесь и Вы, и я — думаем одинаково.
С произведениями Алексиевич я знаком. И с ранними, и с поздними, за которые он получила Нобелевскую премию. Но ведь у Алексиевич в книге «У войны — не женское лицо» есть и другие высказывания. Мне, мужчине, сложно влезть в женскую душу. Но если женщина берётся за оружие (не только по призыву, но чаще — добровольно), значит, в её сердце что-то произошло, щёлкнул некий тумблер. Значит, она поняла нечто важное для себя. Снайперы, разведчицы, диверсантки, связистки, лётчицы, медики, даже в танковых экипажах были женщины. Война — это рана всего народа. И женщина-воин имеет полное право поделиться своей болью. Она ведь — живой человек, а не валькирия из мифов. Но делает это после Победы, иногда через много лет, в ответ, на боль старых ран, особенно душевных. Всем было трудно. И все вынесли свой крест.Возможно, вы помните известную в 60-е годы интермедию с Райкиным. Там собираются женщины и начинают вспоминать фронтовые будни. А персонаж Райкина им прислуживает за столом. Он ведёт себя, как мягкотелый подкаблучник, а женщины- все, как на подбор с твёрдыми характерами, пьют, курят. Роли полов поменялись. Выглядит смешно, но по-существу — трагично. В сценке, призванной покритиковать толстокожих мужиков, неожиданно всплыла и женская проблема другого рода. Понимаете? Я ведь не против того, что у войны — не женское лицо. Если честно, то война вообще безлика. Просто эмоциональный выплеск глубоко несчастной женщины с несложившейся судьбой, на мой взгляд, не может служить всеобщим обобщением. Победу украсть или отнять, по большому счёту, невозможно. Она — свершившийся факт. Моя бабушка проводила на войну мужа и двух сыновей. Вернулся только один сын. Он ещё успел и с японцами повоевать. Но она никогда не говорила об отнятой Победе. Пускала слезу на 9 мая, вздыхала тяжко, но праздник считала праздником. Теперь о картинах. Вот ссылочка. В подборке есть несколько нужных вам картин. http://blog.i.ua/community/1951/702086/?p=1
Акценты разные, действительно. Все зависит от личной позиции автора. Эти воспоминания собирала Светлана Алексиевич, которой дали премию Ленинского Комсомола за ее книгу «У войны не женское лицо», отрывки из которой Вы читали.
Эти воспоминания записала Алексиевич. Ее акценты были другими, чем Ваши. Это точно. Но и исключить такие случаи тоже не будем. Жизнь разная. У одних все было благополучно, у других — не очень. Фотографии видела с возвращением, а вот картин — нет. М.б., Вы подскажете, если они Вам встречались, кто художник. Или просто название. И я тоже помню, с чего начинается Родина.
Вообще-то снимков возвращения женщин с фронта в Интернете хватает. В поезде фронтовики едут домой. Все радостные. Победа ведь. Я застал женщин-фронтовичек ещё относительно молодыми. И награды в праздники надевали, и рассказывали совсем другое, нежели изложенное в посте. И никто им вслед не шептал гадости. Мой дядя нашёл себе на фронте жену. Прекрасно прожили.Война — явление страшное, сложное, всякое там случалось. И теперь о ней судят по-разному. Но часто — как-то странно. Достаточно лишь чуть сместить акценты, а потом ещё чуть-чуть…То, что считалось не главным, выдать за главное. Сейчас этих «новых» взглядов на войну столько, что иногда удивляешься — как же войну-то выиграли! Я против тупой официальщины, но с чего начинается Родина — помню.
Татьяна, я очень рада, что Вы прокомментировали именно эту тему. Я не люблю Алексиевич за ее русофобию. Когда она писала книгу «У войны не женское лицо», я ее уважала, потому что она первой заговорила об этой проблеме. Но что произошло с ней потом — не знаю. Война — это страшно, потому что это кровь, боль, насилие и убийство, привыкнуть к которым невозможно. Надо изменить сердце, чтобы воспринимать войну по-другому. Война делает из человека зверя и обнажает самые худшие его качества. Об этом ужасе писал Никулин, работник Эрмитажа, чьи воспоминания я размещала. И то, о чем говорит автор, на которого Вы даете ссылку, не первый, кто так страшно описывает сцены изнасилования, о черной стороне войны, об отношении солдат к немецким женщинам и вообще к женщинам. Здесь много факторов: и ненависть к немцам, и месть, и коллективный психоз, и похоть… Словом, война — это всегда страшно. То же самое сегодня творится на Украине. И это никакими политическими и иными соображения не оправдать.
Даа… Женщина на войне — очень сложная тема, в 2-х словах н выскажешь свое мнение. Недавно слушала по ТВ интервью Светланы Алексиевич — лауреата Нобелевской премии, ее Вы цитируете в своей статье, она много рассказывала о том, что не вошло в ее книги, очень интересно. И ее речь на вручении Нобелевской премии у нас транслировали… А еще в мае печатали много воспоминаний ветеранов и совершенно неожиданной была тема о поведении мужчин в отношении женщин, особенно на территории Германии. Раньше такого не писали, жутко! Это фрагмент из воспоминаний российского живописца и художника Л.Н.Рабичева, участника войны с 1942 по 1945г. Более полно на http://diletant.media/articles/28978621/ «Война всё спишет».
А почему Вы не написали, что использовали пронзительные отрывки из книги нобелевского лауреата Алексеевич? В России к ней отношение неоднозначное.
Моя старшая сестра в конце 42-го года ушла в армию добровольцем. Была связистом, отправлена на Волгу выше Сталинграда, там и осталась вместе со своим подразделением, на фронт не попала. Сохранились её карточки в военной форме. Насчёт мужских трусов не в курсе, но помню, как придя домой перед отъездом, она поддерживала мужские штаны руками, которые ей были велики. Спасибо за публикацию.
На эту тему много создано и фильмов, и книг, и надо понимать, что бывают ситуации, в которых нельзя осудить никого. Виновата война, которая разбросала людей, поставила их в неестественные жизненные ситуации, сломала весь привычный жизненный уклад.
Да, вопрос действительно сложный. Я не читала книгу, о которой Вы пишите, но сразу вспомнила о фильме, который смотрела несколько лет назад и он мне запал в душу. Там мужчина на войне познакомился с женщиной, они полюбили друг друга. Ее ранило и ей ампутировали ноги, он не мог ее бросить одну и стал с ней жить. Когда она умерла, он вернулся в свою деревню к жене. К ней ходил мужчина, добивался ее руки и сердца. Женщина в конце концов, не дождавшись никаких известий от мужа, соглашается стать его женой. И тут пропавший муж возвращается и что было делать этой женщине, ждавшей и любившей мужа, а от него не было ни слуху, ни духу?! Очень интересно разворачивается коллизия противостояния двух мужчин — с одной стороны, а с другой — мужа и жены. Война ставит женщину в гораздо более сложную ситуацию, чем мужчину даже в таких сложных ситуациях.
Тина, а вот ещё один спорный вопрос в теме о женщинах и войне. Эту ситуацию описывали многие писатели, я сразу припомнила известную трилогию Елены Катишонок. Ситуация такая. Мужчина, воин, солдат, ранен на поле боя. Его подбирает и выхаживает местная женщина. Дальше развитие ситуации может идти по-разному. Мужчина после войны возвращается или не возвращается в свою семью, где жена его принимает или не принимает. Вот как относиться к этим женщинам? Проклинать за то, что разрушили семью или благодарить, что спасли жизнь любимому человеку?
Да, мы с Вами часто обсуждаем тему женщины. Сейчас мне по жизни с этим сталкиваться не приходится. А раньше — часто. Но как-то так получается, что сами женщины не жалуют своего брата. Обратите внимание, что осуждали женщин-фронтовичек прежде всего сами женщины. Да и от мужиков им доставалось. И абсолютно согласна с Вашим выводом: «И то, что женщина не получает даже маленькую толику уважения за свой вклад в ЖИЗНЬ — заслуга сильных мира сего, которые — трусливы, амбициозны, тщеславны, завистливы и невежественны…».
Это моя самая болезненная тема.
На женщине держится всё — земля, семья, патриотизм, воспитание и вся жизнь во всех её правдах и неправдах. И то, что женщина не получает даже маленькую толику уважения за свой вклад в ЖИЗНЬ — заслуга сильных мира сего, которые — трусливы, амбициозны, тщеславны, завистливы и невежественны…
Рассуждать надо и рассказывать о неблаговидных фактах — тоже. Война оживляет самые худшие качества человека и погибают на войне в первую очередь лучшие. Об этом я писала http://sotvori-sebia-sam.ru/sluchaj-iz-zhizni-5/. Страшные воспоминания, где автор, фронтовик, рассказывает о том, что творилось на Ленинградском фронте и как приходилось там женщинам, хотя эта тема в его воспоминаниях — не главная. Недавно прочитала, как один фронтовик считал, что самое страшное происходило на Ленинградской фронте и когда потом, после войны, его дети жаловались на что-нибудь, он повторял одну фразу: «Ну, не Ленинградский же фронт». И все становилось на свои места.
Спасибо, Оксана. Особенно о незаконнорожденных детях и изнасилованных женщинах. Об этой теме действительно не принято говорить и я написала об этом мельком и со страхом, понимая, какого говорить об этом вообще, тем более — о собственной матери. Тема очень тяжелая, война превращает женщину в жертву или в мужика. Смотрю на Надежду Савченко (Украинская война) и мне ее искренне жаль: война ее искалечила, прежде всего, морально и духовно; хорошо если не до конца. И это только один из примеров, который наглядно показывает, что такое война для женщины. Мужчины рождаются воинами, по крайней мере в своем большинстве и их биологическая функция — защищать женщину, охранять свое потомство и обеспечивать их благополучие. Женщина — нежный и хрупкий сосуд. Я очень люблю женщин и защищаю их, даже если они кажутся не правыми.
Как раз сегодня на работе говорили на эту тему — женщина на войне. О том, что самым страшным, самым ужасным были почему-то именно бытовые мелочи, о которых и говорить-то не принято — бельё, физиология. Мужчинам проще: они повоевали, и живут дальше. А женщины с войной несовместимы. Вы, Тина, слегка затронули тему о случайных связях и незаконнорожденных детях. А сколько было женщин изнасилованных и родивших нежеланных детей? От своих, от противников — и с этим тоже надо было как-то жить. Очень тяжёлая тема.
Прочитал всё. Обе части. А что написать, Тина, не знаю. Напишу, как думаю, обижу всех, кто так встречал женщин-фронтовичек с войны. А что попало зачем писать! Мужики на фронте тоже вели себя по-разному — пусть это помнили бы те, кто на фронте не был. Ну, да ладно дело давнее и не нам рассуждать. Слава тем, кто выстоял, победил и остался человеком!
Хотела бы ответить комментатору. Я не нашла автора этой картины и благодарна, что Вы подсказали имя художника и название картины. Она мне понравилась сразу: трогательной нежностью и женственностью в сочетании с измученным войной солдатом, который хочет одного — покоя и мира. Меньше всего я думала, что это картина принадлежит художнику Третьего Рейха. Конечно, когда знаешь, кто автор картины, то размещение ее в тексте о трагической судьбе русских женщин, прошедших войну, в которой они воевали с этим самым Рейхом, действительно странно. Но в «Послесловии» к тексту я хотела сказать, что миссия женщин — любить и рожать. Женщина — везде женщина, в России ли, в фашистской Германии или в любой другой стране. Но, наверное, этот мой посыл не совсем прочитывается, за что прошу прощения. А картина действительно замечательная…
Пришел на мой электронный адрес замечательный комментарий от haim1961, который размещаю здесь: «Живопись Третьего рейха, в моём восприятии, не то чтобы уродлива, но по большей части совершенно стерильна. Технически безупречна, но не трогает. Вообще. Видимо, это особенность официального искусства любого тоталитарного государства. Оно, это искусство, какое-то выхолощенное. А там, где художники сознательно пытались играть на эмоциях зрителя — обычно выходило либо натужно, либо слащаво. Но всё-таки иногда попадаются весьма и весьма приятные работы: художник — Ханс Адольф Бюлер (Hans Adolf Bühler, 1877–1951). Картина называется «Heimkehr» (Возвращение домой). источник: http://freyja-vanadis.livejournal.com/12343.html
Странное отношение этой картины к Вашему замечательному материалу о женщинах на войне.
Вопрос о канонизации Фёдора Михайловича, в общем-то, никогда серьёзно не ставился. Он был мирянином, боролся с собственными пороками, побеждал их, изучал пороки людские вообще. По словам одного из преподавателей духовной академии, Фёдора Михайловича манил этот мир. Так глубоко заглянуть в чёрную бездну и выстоять, на мой взгляд, не удавалось никому. Ни до, ни после. Как писатель, он должен был пропускать всю эту грязь через себя, чтобы уловить все нужные интонации. Ему это оказалось по плечу. Фёдор Михайлович был с Христом. Это его спасало и вело вперёд.Что же касается иконы с изображением Достоевского (предположительно), то священники называют её условно — «Христос благословляет солдата». Нам с краеведом П.Жуковым пришлось попытаться исследовать историю иконы. С большой долей вероятности можно утверждать, что в наш Воскресенский храм она попала из церкви при учительской семинарии (ныне — педколледж). Её размеры и форма точно вписываются в проём окна. Поскольку наш город связан с Достоевским, неизвестный художник мог придать солдату черты писателя. Сама икона больше напоминает картину маслом по дереву — ни тебе обратной перспективы, ни прочих классических атрибутов иконописи. Впрочем, как это изображение ни назови, но оно является частью росписи храма, а, значит, принадлежит к иконописи в широком смысле. Об Иване Грозном. Жертвы были. Не берусь обсуждать сию личность. О царе и без меня немало написано.Но вот его современники — монархи из Европы — положили своего народа на порядок больше, и почему-то прозвища «грозный» никто из них не удостоился. Почему-то вспомнился современный афоризм: » Крыса и хомячок — родственники. Просто у хомячка пиар лучше».
Да, Евгений, Вы правы: в церкви люди разные с разными взглядами и разной степенью патриотичности и фундаментализма, разной начитанностью и образованностью. Думаю, что Ивана Грозного почитают как раз те, кто страдает тяжелой формой патриотизма, а точнее — национализма. Не думаю, что человек начитанный и сведущий в истории России и церкви может всерьез почитать этого царя, положившего сотни жизней и утопившего страну в крови.
Что касается Достоевского, то отношение к нему действительно разное, чему он дает немало поводов. В юности была уверена, что он человек глубоко православный и русский патриот. С возрастом увидела, что это идеальное представление о писателе страдает многими неточностями. Сейчас я уже не думаю о нем, как о святом и икон с его образом ни разу не видела. Вот со Сталиным — видела. Многие ведь и его тоже почитают за святого, как и Ивана Грозного. Наверное, тоже как местночтимого. У каждого — свои герои. У меня ни Грозный, ни Сталин восторга не вызывают, впрочем, как и Петр I. Но допускаю, что другие имеют право на свою точку зрения. Плохо, если они навязывают ее другим, как прихожанам, так и мирянам, которые к церкви не имеют никакого отношения. Антония Храповицкого очень уважаю, он много сделал для РПЦ. Плохо, что уехал и стал зачинщиком раскола.
Спасибо, что так внимательно и глубоко вошли в тему.
Заинтересовался этим вопросом и просмотрел кучу сайтов. Пришёл к выводу, что среди части православных граждан и некоторых общественных организаций очень, так сказать, патриотических взглядов существует стойкое убеждение, что Иоанн Грозный является местночтимым святым, и что он был несправедливо оклеветан. Эту точку зрения якобы разделял и покойный старец Николай Гурьянов. Несмотря на официальное отношение к этому РПЦ, с которым я тоже знаком.https://www.youtube.com/watch?v=HldlCU2yW4g Вокруг этого вопроса столько всего наворочено! В качестве одного из аргументов приводятся святцы Коряжемского монастыря, которые перетолковываются по-разному.Как к этому относиться? Думаю, что спокойно. Церковь — живой организм и состоит из живых людей со своими убеждениями и эмоциями. У отдельных священников — отрицательное отношение к «Мастеру и Маргарите» Булгакова. А известный вам Кураев особых претензий к роману не имеет, как и РПЦ, в целом.http://www.bogoslov.ru/text/4915076/index.html Это его последняя лекция на эту тему. В своё время некоторые священники и литераторы предъявляли претензии и к Фёдору Михайловичу Достоевскому. Однако, большинство всё же глубоко его уважало. Интересны труды о Достоевском, принадлежащие очень уважаемому сербскому священнику Иустину (Поповичу). Митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий, один из создателей зарубежной РПЦ высоко ставил писателя и составил «Словарь к творениям Достоевского». В нашем Воскресенском храме есть икона, на которой изображён Христос, протягивающий руку к глубоко задумавшемуся в горе человеку, в солдатской шинели. Человек этот очень напоминает Достоевского внешне. В нашем городе писатель отбывал солдатчину, здесь нашёл себе первую жену и написал две повести. Икона попала в храм из другой (закрытой) церкви. Речь, конечно, не идёт о канонизации классика. Тема и идея — утешение.
Да, Википедия не стопроцентно достоверный источник, но все-таки в церковных вопросах я ей доверяю, хотя смотрю и многие другие источники. С местночтимыми никакого тумана нет, если они канонизируются в РПЦ (МП).
Я и не настаивал, а только привёл пример тумана, который, порой, касается местночтимых святых. Возможно, есть что-то, чего мы не знаем или на что церковь предпочитает пока не делать акцент.Врочем, и тут не настаиваю. Я — не слишком большой специалист в делах церковных. А к Википедии отношусь двояко. Она часто грешит неточностями и субъективизмом. Я имею в виду не давний конкретный случай, а вообще. Несколько раз сталкивался с откровенной дезой.
Иоанн Грозный нигде не святой, ни местночтимый, ни общецерковный. Если где-то это и есть, то только не в РПЦ. За все деяния, которые совершил этот царь, его никогда не канонизируют. Взять хотя бы то, что он (верней, по его приказу) задушил святителя Филиппа, которого потом при Никоне канонизируют в лике святых. См. в Википедии «Вопрос о канонизации Ивана Грозного». Жанна Бичевская может петь о чем угодно, но неона занимается канонизацией, а Священный Синод.Канонизации Матери Марии в РПЦ не было и ее святой она не признает.
За исключением местночтимых святых всё же традиция действует. Я просто не знал, что мать Мария в ранге местночтимых. Думаю, что и РПЦ её признает. Местночтимые святые — материя не всегда для всех ясная. Иоанн Грозный — тоже местночтимый святой. Бичевская о том песню поёт. Некоторые уважаемые старцы о нём упоминают, не слишком, впрочем, акцентируясь на его личности.
Нет, Вы не правы. Местночтимые в каком-нибудь городе не имеют статуса общепризнанных святых и служба им идет только в местных церквях, а не во всех, как, например, святым Ксении Петербуржской, Петру и Февронии или Царственным страстотерпцам. История канонизации последних в этом смысле особенно показательна. Они были канонизированы в РПЦЗ (за рубежом), в отколовшейся от Московской патриархии. И долго их канонизация зарубежной православной церковью не признавалась в РПЦ (МП). Более того, это было одним из препятствий воссоединения РПЦ (МП) и РПЦ(З). И только когда произошла канонизация Николая II и его семьи, убиенной вместе с ним, это препятствие было снято. То же самое с канонизацией Матери Марии. Вы не найдете службы ей в РПЦ (МП). Вот отрывокиз статьи по этому поводу :Википедии так и сказано «Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии, но не имеющие общецерковного почитания».
«Мать Мария была канонизирована Константинопольской Православной Церковью в 2004 году. По словам Ксении Кривошеиной, в Русской Православной Церкви также было намерение ее канонизировать, однако по ряду причин, описанных в книге, вопрос остался открытым. Участники встречи выразили надежду, что м. Мария будет все же канонизирована и в Русской Православной Церкви».
Не все святые, канонизированные в других православных церквях, считаются канонизированными и в РПЦ (МП). В
В Православии есть правило — того, кто причислен к лику святых в какой-нибудь одной церкви, считается святым во всех. Мать Мария стала святой в Константинопольской православной патриархии. Она считается, таким образом, святой и в других патриархиях. Достойная женщина. Я знавал человека из русских эмигрантов, которого она гладила по голове, когда тот был ещё мальчиком. А про остальных …Для церкви они все равны.
Да, тема монашества очень тонкая. Не будем углубляться в нее далеко. В одном с Вами согласна: «Победить природу духовностью, дано не всем». Что касается русских святых, которые перечислены в ссылках, то кроме тех, о которых я писала, упустила разве что Февронию. Все они на слуху и на иконах. А вот что касается других, то их почему-то в храмах встретишь не часто, да и знают о них гораздо меньше, разве что единицы. Местночтимая Варвара Скворчихинская ни разу нигде не упоминается, я вообще впервые слышу это имя. То же самое относится к Ефросинии Московской (наверняка местночтимая), Ефросинии Колюпановской (тоже местночтимая), Иулиания Вяземская — то же самое. Так что женщины, прославленные в лике святых, праведных, блаженных и т.д. все-таки остаются из 12 перечисленных только 5 широко известны и не являются местночтимыми святыми.
Русских женщин-святых всё же немного больше.http://russian7.ru/post/12-svyatykh-russkikh-zhenshhin/full/
http://www.liveinternet.ru/users/constaviva/post164787555/
http://www.oldru.com/baty/48.htm
Кураев по-своему интересен и порой вызывает недовольство патриархии. Но что касается женских монастырей… Тут всё дело в традициях, коими сильно православие. Победить природу духовностью, дано не всем. Но, видимо, надо к этому стремиться. Я — человек светский и не слишком воцерковлен. Но для меня благочестивые монахи и монахини — своеобразный эталон, подлинные воины света. А им ещё и внутри себя надо бой вести. Всё это очень интимно и лично. Не мне их обсуждать.
Евгений, спасибо за стихи! «Победа настроем сильна» — очень верно. Победа над сильным врагом без слёз не бывает и дается она очень тяжело, с большими жертвами. Отсюда и радость со слезами на глазах.
_______________________________________________
Что касается Богородицы — да. Ее в России почитают даже больше, чем Иисуса, потому что она — Заступница усердная, Мати Бога милосердного. Но простой женщине до Богородицы не дотянуться. На западе нашли как бы золотую середину — Марию Магдалину. Она ниже Богородицы, но выше простой женщины, которая может вырасти до Марии Магдалины. А русских женщин, причисленных к лику святых все-таки не так много. Первыми приходят на ум ОТМА (царственные страстотерпцы Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия), св. Елисавета, мати Ксения Петербуржская, мати Матрона, чуть раньше — Равноапостолькная Ольга. Больше на вскидку никого и не припомнишь. У нас в храме только их иконы. Других нет. Вот и все.
Что касается женских монастырей, то как сказал. дьякон Андрей Кураев: «Лучше бы их не было». И я с ним соглашусь, потому что сама там побывала и видела изнутри все нестроения женской обители. Не буду утверждать, что везде так, но большая доля истины в этом есть. Женщина — хрупкий сосуд и он требует особой заботы. Аскеза ей противопоказана. Это на мой взгляд. Утверждать не беду за всех.
Вспоминаю рассказ ныне покойного фронтовика о Дне Победы. Я о нём очерк в своё время написал. Павел Иванович Сапрыкин тогда в госпитале под Кёнигсбергом лежал, раненный осколком в ногу. Стрельба началась в районе «мыльного пузыря». Так солдаты прозвали свою прачечную. Что такое?!!! Неужто какой-нибудь отряд фашистов прорвался? Но нет, крики кругом радостные. Потом сестричка в палату вбежала и крикнула:»Война закончилась!» Тогда радовались все. Во-первых, потому что живые остались и домой вернутся. Во-вторых, потому что такую войну выиграли, фашистов победили.А потом, когда праздновали с товарищами, то и павших помянули. Потому для большинства из людей того поколения это прежде всего радость. Хоть и со слезами на глазах. Ну и гордость, конечно (не гордыня!). Я с ними солидарен.Что же касается христианства, то Господь нас не за пол будет судить. Традиции православная церковь блюдёт. И вовсе не значит, что женщина там чем-то ущемлена. Просто у неё свой путь — очень трудный и ответственный. Немало у нас и женщин-святых, и монастырей женских.В России особенно трепетное отношение к Богородице. И даже храмов, ей посвящённых, больше, чем храмов Христа Спасителя. В некоторых конфессиях, называющих себя христианскими, есть женщины-священницы. Но не думаю, что эти нововведения хороши. Напоследок дарю вам своё стихотворение. Оно многократно было опубликовано в разных сборниках. Правда, в нём главный герой — не женщина. Но без женщин победы бы не было. Жизнь, Смерть, Любовь, Победа, Война, Мечта… Такие противоположные слова. И все — женского рода. Есть тут какая-то тайна. Чуден русский язык и сакрален.
ФРОНТОВИКАМ
Парящую радость изведай
В погожие майские дни.
Она отзовётся Победой,
Победа Свободе сродни.
Свобода порой беззаботна,
Победа настроем сильна.
Сегодня комвзвода пехотный
Наденет свои ордена.
Пройдётся певучею ранью –
Какое в глазах торжество! –
Забыв про саднящую рану.
И рана отпустит его.
Он выпьет свои фронтовые
За всех не пришедших с войны.
В Победе равны рядовые
И маршалы гордой страны.
А где-то, натужно сердито
В презрении выскалив рот,
Эсесовец, им не добитый,
Привычно его проклянёт.
Пусть рабские тешатся тени,
Солдат не боится теней.
Он счастлив весенним смятеньем
И в Правде свободен своей.
Пути у истории странны,
Лишь Правда не тает, как снег.
Меняются гимны и страны,
Победа приходит навек.
2005.
Спасибо огромное, особенно за ссылку. Картины очень понравились, правда женщин-фронтовичек, которые прошли войну и которых встречают на пороге дома, очень мало. Но 1-2 мне очень понравились.
—————————————————————
Теперь по существу темы. «Если честно, то война вообще безлика» — это верно. Но мне это напомнило слова ап. Павла, что во Христе несть ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского. Тем не менее, если придете в храм, то увидите, что все женщины в платочках, а если не оденете, то на Вас тут же зашикают и потребуют надеть, в священничество допускают только мужчин и вообще мужчинам везде в храме вперед. Вот и судите. Женщина даже во Христе остается женщиной, несмотря на все заявления ап. Павла. Так и с войной. Война безликая, но не бесполая. И мужчина и женщина и на войне остаются ими со всеми их особенностями, данными им от природы. Победа у каждого ассоциируется со своим. Для кого-то это прежде всего слезы и беда, у кого-то радость, что есть еще один выходной день, в который можно съездить в свой сад-огород; для кого-то инвалидность и алкоголь, а для другого — май, сирень, цветы. У каждого своя мера и цена Победы. Для меня праздник Победы ассоциируется только с болью, жестокостью, несправедливостью и слезами. И в очень небольшой степени с радостью. Гордость за победу — да, особенно сейчас после появившегося «Бессмертного полка». В любом случае, война — это ужас. И думаю, что здесь и Вы, и я — думаем одинаково.
С произведениями Алексиевич я знаком. И с ранними, и с поздними, за которые он получила Нобелевскую премию. Но ведь у Алексиевич в книге «У войны — не женское лицо» есть и другие высказывания. Мне, мужчине, сложно влезть в женскую душу. Но если женщина берётся за оружие (не только по призыву, но чаще — добровольно), значит, в её сердце что-то произошло, щёлкнул некий тумблер. Значит, она поняла нечто важное для себя. Снайперы, разведчицы, диверсантки, связистки, лётчицы, медики, даже в танковых экипажах были женщины. Война — это рана всего народа. И женщина-воин имеет полное право поделиться своей болью. Она ведь — живой человек, а не валькирия из мифов. Но делает это после Победы, иногда через много лет, в ответ, на боль старых ран, особенно душевных. Всем было трудно. И все вынесли свой крест.Возможно, вы помните известную в 60-е годы интермедию с Райкиным. Там собираются женщины и начинают вспоминать фронтовые будни. А персонаж Райкина им прислуживает за столом. Он ведёт себя, как мягкотелый подкаблучник, а женщины- все, как на подбор с твёрдыми характерами, пьют, курят. Роли полов поменялись. Выглядит смешно, но по-существу — трагично. В сценке, призванной покритиковать толстокожих мужиков, неожиданно всплыла и женская проблема другого рода. Понимаете? Я ведь не против того, что у войны — не женское лицо. Если честно, то война вообще безлика. Просто эмоциональный выплеск глубоко несчастной женщины с несложившейся судьбой, на мой взгляд, не может служить всеобщим обобщением. Победу украсть или отнять, по большому счёту, невозможно. Она — свершившийся факт. Моя бабушка проводила на войну мужа и двух сыновей. Вернулся только один сын. Он ещё успел и с японцами повоевать. Но она никогда не говорила об отнятой Победе. Пускала слезу на 9 мая, вздыхала тяжко, но праздник считала праздником. Теперь о картинах. Вот ссылочка. В подборке есть несколько нужных вам картин.http://blog.i.ua/community/1951/702086/?p=1
Акценты разные, действительно. Все зависит от личной позиции автора. Эти воспоминания собирала Светлана Алексиевич, которой дали премию Ленинского Комсомола за ее книгу «У войны не женское лицо», отрывки из которой Вы читали.
Эти воспоминания записала Алексиевич. Ее акценты были другими, чем Ваши. Это точно. Но и исключить такие случаи тоже не будем. Жизнь разная. У одних все было благополучно, у других — не очень. Фотографии видела с возвращением, а вот картин — нет. М.б., Вы подскажете, если они Вам встречались, кто художник. Или просто название. И я тоже помню, с чего начинается Родина.
Вообще-то снимков возвращения женщин с фронта в Интернете хватает. В поезде фронтовики едут домой. Все радостные. Победа ведь. Я застал женщин-фронтовичек ещё относительно молодыми. И награды в праздники надевали, и рассказывали совсем другое, нежели изложенное в посте. И никто им вслед не шептал гадости. Мой дядя нашёл себе на фронте жену. Прекрасно прожили.Война — явление страшное, сложное, всякое там случалось. И теперь о ней судят по-разному. Но часто — как-то странно. Достаточно лишь чуть сместить акценты, а потом ещё чуть-чуть…То, что считалось не главным, выдать за главное. Сейчас этих «новых» взглядов на войну столько, что иногда удивляешься — как же войну-то выиграли! Я против тупой официальщины, но с чего начинается Родина — помню.
Татьяна, я очень рада, что Вы прокомментировали именно эту тему. Я не люблю Алексиевич за ее русофобию. Когда она писала книгу «У войны не женское лицо», я ее уважала, потому что она первой заговорила об этой проблеме. Но что произошло с ней потом — не знаю. Война — это страшно, потому что это кровь, боль, насилие и убийство, привыкнуть к которым невозможно. Надо изменить сердце, чтобы воспринимать войну по-другому. Война делает из человека зверя и обнажает самые худшие его качества. Об этом ужасе писал Никулин, работник Эрмитажа, чьи воспоминания я размещала. И то, о чем говорит автор, на которого Вы даете ссылку, не первый, кто так страшно описывает сцены изнасилования, о черной стороне войны, об отношении солдат к немецким женщинам и вообще к женщинам. Здесь много факторов: и ненависть к немцам, и месть, и коллективный психоз, и похоть… Словом, война — это всегда страшно. То же самое сегодня творится на Украине. И это никакими политическими и иными соображения не оправдать.
Даа… Женщина на войне — очень сложная тема, в 2-х словах н выскажешь свое мнение. Недавно слушала по ТВ интервью Светланы Алексиевич — лауреата Нобелевской премии, ее Вы цитируете в своей статье, она много рассказывала о том, что не вошло в ее книги, очень интересно. И ее речь на вручении Нобелевской премии у нас транслировали… А еще в мае печатали много воспоминаний ветеранов и совершенно неожиданной была тема о поведении мужчин в отношении женщин, особенно на территории Германии. Раньше такого не писали, жутко! Это фрагмент из воспоминаний российского живописца и художника Л.Н.Рабичева, участника войны с 1942 по 1945г. Более полно наhttp://diletant.media/articles/28978621/ «Война всё спишет».
Да, у меня тоже к ней неоднозначное отношение. Я цитирую, беру в скобки слова, которые мне не принадлежат, но указывать их автора не считаю нужным, тем более, что я их брала не из ее книги, а с другого сайта, на который в тексте есть ссылкаhttp://golbis.com/pin/zhenshhinyi-na-voyne-pravda-o-kotoroy-ne-prinyato-govorit-9/#.VzMK4ISyOko
А почему Вы не написали, что использовали пронзительные отрывки из книги нобелевского лауреата Алексеевич? В России к ней отношение неоднозначное.
Моя старшая сестра в конце 42-го года ушла в армию добровольцем. Была связистом, отправлена на Волгу выше Сталинграда, там и осталась вместе со своим подразделением, на фронт не попала. Сохранились её карточки в военной форме. Насчёт мужских трусов не в курсе, но помню, как придя домой перед отъездом, она поддерживала мужские штаны руками, которые ей были велики. Спасибо за публикацию.
Согласна: война никого не щадить и проявляет не только лучшее, но и худшее в человеке
На эту тему много создано и фильмов, и книг, и надо понимать, что бывают ситуации, в которых нельзя осудить никого. Виновата война, которая разбросала людей, поставила их в неестественные жизненные ситуации, сломала весь привычный жизненный уклад.
Да, вопрос действительно сложный. Я не читала книгу, о которой Вы пишите, но сразу вспомнила о фильме, который смотрела несколько лет назад и он мне запал в душу. Там мужчина на войне познакомился с женщиной, они полюбили друг друга. Ее ранило и ей ампутировали ноги, он не мог ее бросить одну и стал с ней жить. Когда она умерла, он вернулся в свою деревню к жене. К ней ходил мужчина, добивался ее руки и сердца. Женщина в конце концов, не дождавшись никаких известий от мужа, соглашается стать его женой. И тут пропавший муж возвращается и что было делать этой женщине, ждавшей и любившей мужа, а от него не было ни слуху, ни духу?! Очень интересно разворачивается коллизия противостояния двух мужчин — с одной стороны, а с другой — мужа и жены. Война ставит женщину в гораздо более сложную ситуацию, чем мужчину даже в таких сложных ситуациях.
Тина, а вот ещё один спорный вопрос в теме о женщинах и войне. Эту ситуацию описывали многие писатели, я сразу припомнила известную трилогию Елены Катишонок. Ситуация такая. Мужчина, воин, солдат, ранен на поле боя. Его подбирает и выхаживает местная женщина. Дальше развитие ситуации может идти по-разному. Мужчина после войны возвращается или не возвращается в свою семью, где жена его принимает или не принимает. Вот как относиться к этим женщинам? Проклинать за то, что разрушили семью или благодарить, что спасли жизнь любимому человеку?
Да, мы с Вами часто обсуждаем тему женщины. Сейчас мне по жизни с этим сталкиваться не приходится. А раньше — часто. Но как-то так получается, что сами женщины не жалуют своего брата. Обратите внимание, что осуждали женщин-фронтовичек прежде всего сами женщины. Да и от мужиков им доставалось. И абсолютно согласна с Вашим выводом: «И то, что женщина не получает даже маленькую толику уважения за свой вклад в ЖИЗНЬ — заслуга сильных мира сего, которые — трусливы, амбициозны, тщеславны, завистливы и невежественны…».
Это моя самая болезненная тема.
На женщине держится всё — земля, семья, патриотизм, воспитание и вся жизнь во всех её правдах и неправдах. И то, что женщина не получает даже маленькую толику уважения за свой вклад в ЖИЗНЬ — заслуга сильных мира сего, которые — трусливы, амбициозны, тщеславны, завистливы и невежественны…
Рассуждать надо и рассказывать о неблаговидных фактах — тоже. Война оживляет самые худшие качества человека и погибают на войне в первую очередь лучшие. Об этом я писала http://sotvori-sebia-sam.ru/sluchaj-iz-zhizni-5/. Страшные воспоминания, где автор, фронтовик, рассказывает о том, что творилось на Ленинградском фронте и как приходилось там женщинам, хотя эта тема в его воспоминаниях — не главная. Недавно прочитала, как один фронтовик считал, что самое страшное происходило на Ленинградской фронте и когда потом, после войны, его дети жаловались на что-нибудь, он повторял одну фразу: «Ну, не Ленинградский же фронт». И все становилось на свои места.
Спасибо, Оксана. Особенно о незаконнорожденных детях и изнасилованных женщинах. Об этой теме действительно не принято говорить и я написала об этом мельком и со страхом, понимая, какого говорить об этом вообще, тем более — о собственной матери. Тема очень тяжелая, война превращает женщину в жертву или в мужика. Смотрю на Надежду Савченко (Украинская война) и мне ее искренне жаль: война ее искалечила, прежде всего, морально и духовно; хорошо если не до конца. И это только один из примеров, который наглядно показывает, что такое война для женщины. Мужчины рождаются воинами, по крайней мере в своем большинстве и их биологическая функция — защищать женщину, охранять свое потомство и обеспечивать их благополучие. Женщина — нежный и хрупкий сосуд. Я очень люблю женщин и защищаю их, даже если они кажутся не правыми.
Как раз сегодня на работе говорили на эту тему — женщина на войне. О том, что самым страшным, самым ужасным были почему-то именно бытовые мелочи, о которых и говорить-то не принято — бельё, физиология. Мужчинам проще: они повоевали, и живут дальше. А женщины с войной несовместимы. Вы, Тина, слегка затронули тему о случайных связях и незаконнорожденных детях. А сколько было женщин изнасилованных и родивших нежеланных детей? От своих, от противников — и с этим тоже надо было как-то жить. Очень тяжёлая тема.
Прочитал всё. Обе части. А что написать, Тина, не знаю. Напишу, как думаю, обижу всех, кто так встречал женщин-фронтовичек с войны. А что попало зачем писать! Мужики на фронте тоже вели себя по-разному — пусть это помнили бы те, кто на фронте не был. Ну, да ладно дело давнее и не нам рассуждать. Слава тем, кто выстоял, победил и остался человеком!
Хотела бы ответить комментатору. Я не нашла автора этой картины и благодарна, что Вы подсказали имя художника и название картины. Она мне понравилась сразу: трогательной нежностью и женственностью в сочетании с измученным войной солдатом, который хочет одного — покоя и мира. Меньше всего я думала, что это картина принадлежит художнику Третьего Рейха. Конечно, когда знаешь, кто автор картины, то размещение ее в тексте о трагической судьбе русских женщин, прошедших войну, в которой они воевали с этим самым Рейхом, действительно странно. Но в «Послесловии» к тексту я хотела сказать, что миссия женщин — любить и рожать. Женщина — везде женщина, в России ли, в фашистской Германии или в любой другой стране. Но, наверное, этот мой посыл не совсем прочитывается, за что прошу прощения. А картина действительно замечательная…
Пришел на мой электронный адрес замечательный комментарий от haim1961, который размещаю здесь: «Живопись Третьего рейха, в моём восприятии, не то чтобы уродлива, но по большей части совершенно стерильна. Технически безупречна, но не трогает. Вообще. Видимо, это особенность официального искусства любого тоталитарного государства. Оно, это искусство, какое-то выхолощенное. А там, где художники сознательно пытались играть на эмоциях зрителя — обычно выходило либо натужно, либо слащаво. Но всё-таки иногда попадаются весьма и весьма приятные работы: художник — Ханс Адольф Бюлер (Hans Adolf Bühler, 1877–1951). Картина называется «Heimkehr» (Возвращение домой). источник:http://freyja-vanadis.livejournal.com/12343.html
Странное отношение этой картины к Вашему замечательному материалу о женщинах на войне.
Pingback:Женщины войны: «У нас забрали победу»