О знаменитой династии Морозовых знают все, и про русскую народную сказку о трех братьях, где старший был дюже умным, средний – ни то-ни сё, а младший – дурак, тоже знаем. В семье знаменитого купца Морозова тоже было три брата: Михаил, Иван и Арсений. Первых два - погодки, третий – на три года младше среднего, последний и любимый своей матушкой Варварой Алексеевной больше других, но прослывший в Москве никчемным человеком, бездельником и гулякой. Словом, дурак, как и положено младшему сыну.
Арсений Морозов, однако, тоже остался в памяти потомков, но не своей благотворительностью или другими благообразными деяниями, как его старшие братья, а экстравагантным особняком, что построил на Воздвиженке по проекту своего не менее экстравагантного друга и архитектора Виктора Александровича Мазырина.
Два романтика, два мечтателя. Один увлекался эзотерикой, верил в мистику, в переселение душ, считал что его душа - это реинкарнация некоего египтянина-строителя пирамид, и по этой причине дважды побывал на своей «исторической родине» - в Египте. Друзья-художники потешались над его увлечением всякими мистическими бреднями, но незлобно. Он им прощал.
Второй – из числа «золотой молодежи», баловень судьбы, не считавший родительских денег, которых у него было немеряно. Когда матушка подарила ему на двадцатилетие участок с особняком в обычном классическом стиле, он решил снести старую постройку и соорудить на нем нечто особенное. Так встретились два чудака.
Несмотря на то, что между ними была разница в пятнадцать лет, они сошлись в своих пристрастиях, желаниях и даже во взглядах на любовь. Злые языки поговаривали об их бурном гомоэротическом романе. Виктор Мазырин мечтал хотя бы раз в жизни найти заказчика на нечто особенное, не похожее на доходные дома, которые ему заказывали купцы, банкиры и промышленники.
Арсений Морозов хотел прославиться не меньше своих братьев, ставших к тому времени известными коллекционерами живописи. «Ваши картины еще неизвестно в чьи руки попадут, а мой дом будет стоять вечно», - говорил он им, и оказался прав. Коллекция старшего брата после его смерти была передана в Третьяковскую галерею, а потом национализирована.
Коллекция среднего брата, Ивана Морозова, самая дорогая и самая богатая по числу картин и имен, на которую он ежегодно тратил по двести-триста тысяч рублей и посмотреть на которую допускались лишь избранные единицы, после революции тоже была национализирована.
Полтора года Иван Морозов не мог собраться с духом, чтобы эмигрировать: не хотел бросать свою коллекцию. В 1919 году он все-таки решился навсегда уехать из России. В эмиграции Иван Абрамович прожил всего два года, никогда не вспоминая ни о национализированных фабриках, ни о своем богатстве, ни о потере имущества. Он печалился только об одном – о своей коллекции, без которой его жизнь потеряла смысл.
Но вернемся к младшему Морозову – Арсению Абрамовичу. Итак, один искал подходящего архитектора для воплощения своих фантазий и удовлетворения тщеславия, второй - необычного заказчика, который дал бы ему шанс реализовать мечты о мистической экзотике. Встретившись на Всемирной выставке в Антверпене в 1894, они решили сначала поездить по Европе в поисках подходящей архитектуры.
Москва в конце XIX века была городом вполне европейским, в ней могли строиться любые дома с любой европейской архитектурой, но то, что выбрали для своей мечты эти два чудака, повергло москвичей в ужас. Это сейчас дом на Воздвиженке, считается шедевром, потому что и вкусы поменялись, и эстетические пристрастия стали другие. А тогда – тогда все воспринималось иначе.
Арсений Морозов хотел, чтобы его дом был в разных стилях, хотя это потому, что в архитектурных стилях он вовсе не разбирался, в отличие от Виктора Мазырина. Как профессионал, Виктор Александрович, естественно, поинтересовался у заказчика, в каком стиле он хочет видеть свой особняк. И получил соответствующий ответ – «Во всех! У меня денег на все хватит!»
Так и случилось – «Хозяин – барин!» Но сначала друзья все-таки решили посмотреть, что вообще есть в Европе и выбрать то, что понравится. И нашли - в далекой Португалии в тихом городке Синтра. Им приглянулся не просто дворец, а королевский замок принца Фердинанда, мужа португальской королевы Марии II – Паласиу-ди-Пена.
Дворец монархов времен Мануэла Счастливого действительно был чудесным: горы, океан, внизу – город, а он, как завершение всей этой чудной панорамы, стоит на высокой горе Круц-Альта, создавая впечатление, что парит в воздухе, прикованный к скале цепями.
Фантастическое сочетание орнаментов и украшений – минареты, ворота дракона, звонницы, башни, украшенные ракушками, растительные орнаменты, стрельчатые окна, магические символы, таинственные знаки, витые колонны – словом все это великолепие заворожило обоих.
Король Фердинанд действительно хотел, чтобы его замок был необычным, единственным в Европе и денег на это не жалел. И хотя супруги не увидели при жизни свой чудо-дворец, но зато он стал прообразом русского чудо-особняка, словно перенесенного по небу в загадочную и далекую Москву.
Наверное, Арсений Абрамович увидел в короле и его дворце самого себя. Решение было принято: его особняк будет построен в таком же стиле. Мазырин сделал множество детальных рисунков. Довольные и счастливые друзья вернулись в Россию.
Аристократы морщились, Толстой высмеивал глупые фантазии никчемного человека, актеры сочиняли ироничные стихи, а культурная Москва возмущалась «кастрированностью национальных традиций».
Только Арсений Абрамович понял, что его особняк получился именно таким, о каком он мечтал. Его «игрушка», стоившая ему целого состояния, оправдала все его ожидания. Он стал хозяином самого роскошного и самого необычного дома во всей первопрестольной. И в архитекторе он тоже не ошибся.
Виктор Мазырин спроектировал морозовский особняк в том же стиле, что и португальский, но не стал его копией. Архитектор импровизировал, сохраняя общий стиль. Композиция дома сочетает разные уровни и объемы с преобладанием вертикали. Богатый декор фасада, контрастирует с простым решением задней части здания.
Виноградные гроздья, розетки, витые колонны, башенки и консольки, диковинные деревья, цветы – разных форм, размеров и стилей, плохо сочетающиеся между собой, удовлетворяли хозяина замка, больше похожего на сказочный дворец для фей. Однако именно эта избыточность деталей для той Москвы казалась комичной.
Мавританский стиль, ярко представленный в оформлении парадного подъезда, не единственный в этом особняке. Эклектика стилей, которая изначально была заказана Морозовым, получилась: гостиная оформлена в стиле ампир, столовая - в готическом стиле, женская половина – в стиле барокко.
Собственно, больше ничем хорошим Арсений Абрамович и не прославился. Прожил жизнь бездарно и умер нелепо. Поспорил с друзьями на одной из вечеринок, что имеет силу воли и доказал это тем, что вышел в другую комнату, прострелил себе ногу, вернулся и, как ни в чем не бывало, сел снова за стол, ни мало не выказав боли.
Но эта бравада стоила ему жизни. Рану обработали плохо, через три дня он скончался от заражения крови. Ему было всего тридцать пять. Особняк пережил своего хозяина и стал украшением центра Москвы, оставив после себя легенды, истории об архитекторе-мистике и сыне-дураке, о том, как наследницей всего миллионного состояния Арсения Морозова, в том числе и этого особняка, стала не жена и дети, а любовница, выигравшая в суде все иски....
Тина Гай
Я бы тоже была на стороне Толстого, только если бы жила в то время.
Я на стороне Толстого.
Все старинные и красивые дома уже расхватаны посольствами и различными госучреждениями, в том числе и этот. Я не так давно писала про дом Игунова — красавец, туда тоже не попадешь. Там сейчас французское посольство. Наследие имеем, а посмотреть его — не можем.
Да, дом очень необычный, но сейчас в него не попадёшь — это Дом приёмов правительства.