(Начало
Тогда-то Федор Михайлович и насмотрелся болезней и мук раненых, остающихся после любых, успешных и не очень, военных операций. Он начинает помогать раненым, пленным, больным, которых подбирал по ходу войны. Помогал всем, независимо от того, свой это был, или чужой, русский, поляк или швед.
Фактически он один заменил собой Красный Крест. Ради справедливости стоит упомянуть царицу Марию Ильиничну, которая, в тайне от мужа, попросила Ртищева помогать раненым и дала на это деньги, чтобы материально не стеснять Федора Михайловича.
Но этой ссуды было мало, поскольку раненых было много и забот - тоже. Надо было не только подобрать раненых, но и обеспечить их лечение. Для этого требовалось найти подходящий дом, врачей, сиделок, поваров. Словом, сделать все для содержания фактически военно-полевых госпиталей и на всем пути военных действий.
С тех пор евангельские заповеди о любви к врагам и ближнему стали для него не словом, а делом жизни. Сам Ртищев болел ногами и всегда передвигался в повозках, и на коня взбираться ему было сложно, и ехать верхом - тоже.
Но подбирая по дороге раненых, он подсаживал их к себе. Постепенно раненых становилось все больше и больше и он вынужден был уступать им места все больше и больше, пока совсем не перебирался из повозки на коня.
Вернувшись с войны, Федор Михайлович продолжил начатое. В Москве было очень много нищих, бездомных и просто пьяниц, которые валялись на улицах города. Ртищев стал первым, кто организовал медвытрезвители. Он создал специальные команды рассыльных, которые подбирали на улицах пьяных и больных и отвозили их в специальные больничные дома, где пьяных отрезвляли, а больных лечили.
Через некоторое время их выпускали. Тех, кому требовалось длительное лечение, переводили в больницу для бедных, которую Ртищев основал на собственные средства. Для стариков и бездомных он устроил богадельню и тоже на свои деньги. Так благодетель создает, пусть пока только в зачаточном виде, первую сеть амбулаторного и стационарного лечения.
Его многие обвиняли в том, что его благотворительность вскормила русское нищенство как ремесло. После смерти царя его преемник законодательно запретил попрошайничество, но при этом сделал все, чтобы «разобрать» нищих по специально организуемым домам.
Начинания Федора Михайловича и настойчивые просьбы царя поддержал церковный собор 1681 года, принявший решение начать строить дома призрения и создавать богадельни для нищих и немощных, и не только в столице, но и в провинции, а Петр I законодательно закрепляет систему благотворительных учреждений по всей России и всячески ее поддерживает.
Это было мечтой благотворителя – создать в стране систему попечительства и заботы о тех, кто не может обеспечить свое лечение и старость. Из личного сострадания и меценатства благотворительность должна была стать человеколюбием общественным. И это ему удалось.
Федор Михайлович считается основателем русской системы благотворительности и остался в истории как «милостивый муж». К сожалению, после революции эта система была разрушена. Сейчас она очень медленно создается вновь.
Была у Ртищева еще одна забота – выкуп пленных. В России тогда существовал специальный полоняничный налог, своеобразная общественная милостыня, которая шла на выкуп захваченных в плен и украденных крымскими татарами.
Но налога не хватало, потому что выкуп был дорогой: людей низшего сословия выкупали за 250, высшего – за тысячу рублей. Тогда Ртищев создает вместе с одним из греков своеобразный фонд по выкупу христиан и грек берет на себя все организационные вопросы.
Благотворительная деятельность Федора Михайловича не ограничивалась только нищими, сирыми и пленными. Он старался помогать и голодающим: когда в Вологде случился голод, то он передал крупную сумму для покупки зерна для горожан, а когда жителям Арзамаса потребовалась земля для расширения территории города, он свою землю подарил городу, поскольку у города не было средств для ее выкупа. Между тем за эту землю Федору Михайловичу предлагали немалые деньги.
Но есть в биографии Ртищева одна история, которую стараются обходить молчанием или упоминают о ней вскользь. Это история с первой финансовой реформой, оказавшейся крайне неудачной и стоившей жизни нескольких тысяч москвичей, которых убили, казнили, заклеймили, сослали, утопили. Это - медный бунт.
Говорят, что идея заменить серебряные деньги на медные, чтобы финансировать затянувшуюся войну с Польшей, пришла в голову Федору Михайловичу. Правда, другие утверждают, что эту мысль подал царю Ордин-Нащокин, а Ртищева просто подставили.
Но как бы то ни было, спустя семь лет после начала денежной реформы 1654 года, фальшивомонетчики и приближенные царя нажились, разбогатели и понастроили себе каменные хоромы, а народ – обнищал. Процесс этот шел постепенно и медленно в течение семи лет.
На «новые» медные деньги ничего нельзя было купить, инфляция достигла небывалых размеров, крестьяне отказывались вести в город продовольствие и продавать его за бесценок. Наступил голод.
В июле 1662 года терпение у народа лопнуло и вспыхнул медный бунт. Толпа двинулся в
Артамона Матвеева царь срочно направил за стрельцами для разгона бунтовщиков, а сам стал тихо разговаривать и обещать, что разберется.
Народ поверил и повернул обратно. В это время вторая половина бунтовщиков, громившая городские хоромы чиновников в городе, направилась в Коломенское.
Две толпы встретились и вместе пошли в царское село. Но в это время подоспели стрелецкие войска и стали разгонять толпу.
Тысячи людей были сброшены с обрыва в реку, других рубили, третьих хватали и увозили, четвертым отрубали руки и ноги, кисти и пальцы на руках и ногах. Тысячи были брошены в тюрьму и сосланы в Сибирь.
Бунт был жестоко подавлен, но царь не выдал своих: Ртищев и Ордин-Нащокин спрятались в хоромах царицы и царевен. Через год медные деньги отменили и вернули серебряные. Еще через год Ртищева назначили дядькой наследника, освободив от всех предыдущих должностей.
Его карьера закатилась. Медный бунт не прошел бесследно. Через шесть лет наследник скоропостижно скончался, Ртищев очень сильно переживал эту смерть, удалился от двора и через четыре года, в 1673 году, в возрасте 47 лет умер.
Перед смертью он велел позвать нищих, подал им последнюю милостыню, зятю наказал отпустить всех дворовых на волю и не обижать крестьян, переходивших к дочери по наследству. Умер он тихо.
В народе про него ходили легенды – о его скромности, незлобивости, великом смирении. Рассказывают, что был у него недруг Иван Озеров, которому в свое время Федор Михайлович помог, но что-то у них не заладилось.
Ртищев хотел смирить Ивана своей доброжелательностью: приходил к его дому и тихо стучался, ему не открывали. Он молча уходил, и снова приходил и стучался. В конце концов, его впускали, но обливали руганью с ног до головы.
Он молча выслушивал и уходил. Через некоторое время все повторялось. Продолжалось это до самой смерти Озерова, которого благотворитель и смиреной души Федор Михайлович похоронил как доброго друга.
Тина Гай